Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Пророки и идолы

20.11.2002
Пространство самобытности Алексея Хвостовского

В областном центре народного творчества проходит выставка "Путь увлечения". Специалисты и широкая публика впервые смогут увидеть работы сорокалетнего резчика по дереву Алексея Хвостовского. Об авторе и его работах - один из организаторов выставки Андрей ШИПИЦЫН.
..

Пространство самобытности Алексея Хвостовского

В областном центре народного творчества проходит выставка "Путь увлечения". Специалисты и широкая публика впервые смогут увидеть работы сорокалетнего резчика по дереву Алексея Хвостовского. Об авторе и его работах - один из организаторов выставки Андрей ШИПИЦЫН.

...Когда все работы были развешены и расставлены, я оглядел экспозицию. Она впечатляла. Не эффектностью подачи или небывалой сверхвиртуозностью исполнения. Чувствовалось другое - цельность пространства, организованного единым материалом. Теплый, охристо-коричневый колорит натурального дерева придавал выставке особое человеческое измерение. Ее персонажи - пророки и святые, совы и медведи, пират и хан - словно собрались вместе, чтобы показать, какой выразительной силой обладает этот в общем-то обычный материал в руках неравнодушного к нему человека...

Известный парадокс мегаполисного бытия: чем теснее (буквально на головах друг у друга) живут человеки, тем меньше между ними живого человеческого общения.

Будь Алексей Хвостовский жителем деревни или небольшого города - его знала бы вся округа. Но он живет в миллионном Челябинске, где каждый сам за себя. Живет, делает из дерева фигуры животных и людей. Режет податливый, но по-своему очень капризный материал. Режет год, два, десять лет... Постепенно вырабатывается навык, чувство материала, мастерство, которое "на кончиках пальцев" - уверенность руки.

А уверенности в самом себе - нет. Ведь делает-то он резную скульптуру, однако ни резьбе, ни скульптуре никогда нигде не учился.

Художники вообще, как правило, народ ранимый, мнительный до болезненности. Причин много. И психическая отзывчивость (читай - неустойчивость), и принципиальная невозможность в искусстве точных правил и жестких критериев. Сегодня автору его работа страсть как нравится. Завтра - не очень. Послезавтра думает: гадость какая, а через месяц: неужели это я так здорово сделал?.. Амплитуда самооценки - от восторга до отчаяния и обратно - типичный компонент творческого процесса. И у профессионалов - если они действительно художники - тоже.

А самоучке каково? Как подойти к солидному, полному сознания собственной важности искусствоведу? Или к вечно озабоченному скульптору, резчику? Спросят: где учился? Ах, нигде...

Вот так Алексей и работал десять с лишним лет - и наработал более трехсот скульптур и рельефов, ни с кем из профессионалов не общаясь. Когда-то ему показали, как правильно держать инструмент. Это все.

Он никого не знал. И его - соответственно. Но вот несколько необязательных, в общем-то, встреч, как результат - выставка. И - общее восхищенное удивление. Не знакомые ни с Алексеем, ни между собой люди говорят ему комплименты, студенты ходят смотреть его работы, его интервьюируют, показывают по телевидению, приглашают преподавать...

Случайность?

Не без того. Но в большей степени - результат пути. Не слишком, может быть, прямого и гладкого, но творческого. Давно, лет двадцать тому назад, в армии Хвостовский рисовал карикатуры. Потом запомнились две-три встречи с художником-резчиком (это и было художественным образованием Алексея). Приходилось по найму на Севере работать в резном, интерьерном декоре. Повезло познакомиться с Олегом Смирновым, ставшим поклонником и меценатом.

Традиции деревянной резьбы в русском народе древни, как сам народ. Можно ли Алексея Хвостовского считать "народным мастером"? Да Бог его знает... Подозрительно само словосочетание - народное искусство. Если оно "народное", то все остальное какое? Антинародное? Инородное? Но в таком случае инородное может рядиться в любую одежду - классическую, модернистскую, деревенскую или городскую, внимательного зрителя не обманешь. А по-настоящему народное оно - всегда родное: оно таким ощущается!

И не суть - есть у человека образование соответствующее, нет ли его... Порой не знаешь, что лучше. Ведь все они, "академиев не кончавшие" - реальный Кулибин, легендарный Левша, пронзительный Кольцов, полумифический Чапаев - что-то знали, чувствовали такое, что никаким образованием не дается. И вместе со многими безымянными своей смекалкой и настойчивостью создали особое ментальное (как сейчас говорят) пространство. Пространство российской творческой самобытности.

В этом смысле Хвостовский - народен. И скульптурная образность библейских персонажей, идущая от языческих идолов (что не поощряется православием), и отношение к дереву, материалу, которым всегда славилась Русь, - все это у него вполне народное. То есть - родное и личное.

Комментарии
Комментариев пока нет