Новости

Преступники забрали награды, принадлежавшие деду мужчины и зарезали пенсионера ножом.

Шокирующее преступление было совершено в Кизеле в ночь на 28 февраля.

Парк имени Ленина приглашает в «Мурляндию».

Церемония закрытия состоялась на многофункциональной арене «Ледяной Куб».

Трехлетний мальчик умер в реанимации детской больницы Челябинска.

Можно быть в курсе всех новинок, не выходя из дома.

Чиновники сели за парты в школе управления.

Инвентаризация точек загрязнения главной реки России стартовала в Ярославской области.

По данным ГИС-центра ПГНИУ, заканчивающаяся сегодня зима стала самой снежной за последнее десятилетие.

В один из районных судов Великого Новгорода поступил необычный иск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Дети Путина в школу не ходят

21.11.2002
Сохраним ли мы свое лицо, модернизируя систему образования?

Цели и задачи модернизации не вызывают сомнений. Они направлены на повышение качества общего и профессионального образования. Однако меры, посредством которых предполагается решение задач, настораживают.
Вызывает чувство неудовлетворенности ограничение срока всеобщего обязательного образования девятью классами. Это ниже африканских стран.

Сохраним ли мы свое лицо, модернизируя систему образования?

Цели и задачи модернизации не вызывают сомнений. Они направлены на повышение качества общего и профессионального образования. Однако меры, посредством которых предполагается решение задач, настораживают.

Вызывает чувство неудовлетворенности ограничение срока всеобщего обязательного образования девятью классами. Это ниже африканских стран. Во всех развитых странах (США, Канаде, Японии, Германии) обязательным является бесплатное 12-13-летнее обучение всех детей. Мы же ограничиваемся так называемой "основной школой" с девятилетним образованием, в котором до минимума ограничено изучение математики, физики, химии и биологии. Предполагается, что основательное их изучение будет осуществляться в старших профильных классах средней школы.

Концепция ориентирует на осуществление платного обучения в высшей школе. Это означает, что будет чрезвычайно затруднено поступление в вузы и получение высшего образования детям трудовой интеллигенции (учителей, врачей), детям сельских тружеников.

Делается упор на регионализацию образования, то есть на замену единого всероссийского народного образования, контролируемого правительством, образованием московским, челябинским, екатеринбургским и т.д. с местным же финансированием. Но в регионах денег нет. Россия сегодня по уровню затрат на образование одного обучаемого в четыре-пять раз отстает от среднемирового уровня. В условиях рыночной экономики товар (учителя, оборудование, наглядные пособия) утекает туда, где за него платят больше. Значит, дети богатых родителей будут учиться в платных учебных заведениях, где больше заработная плата учителей и выше их квалификация, где хорошо оборудованы кабинеты, спортивные залы и площадки, организовано хорошее питание. А детей бедных родителей будут учить посредственные низкооплачиваемые учителя в плохих зданиях, без учебников, без технических средств обучения. В Москве и других городах, в том числе и в Челябинске, уже функционируют школы для богатых, где работают высокооплачиваемые учителя и педагоги высокой квалификации, где детям обеспечены горячее питание, полноценный отдых и занятия спортом за 500-600 долларов в месяц. Столько же получают 10 молодых учителей в месяц в обычной школе. Создается система домашних учителей. Например, дети В.В. Путина обучаются дома. В младших классах они учились в немецкой школе при посольстве Германии, изучали три иностранных языка и совсем не изучали русский язык и историю России.

Положительным моментом является задача постановки на учет всех детей школьного возраста в основной девятилетней школе, а также предоставление отсрочки от призыва в Вооруженные силы поступающим в вузы и в средние технические заведения.

В концепции содержатся рекомендации о сохранении наработанного опыта отечественного образования и достижений современной педагогической науки. Однако на практике даются рекомендации об "учении с увлечением", внедряются разгадывание шарад и кроссвордов, уроки-КВН, уроки-сказки и т.п. "Главное в этих уроках, - как отмечает известный физик-методист, профессор Белгородского университета А.С. Хорошавин, - не вооружение учащихся систематическими знаниями, а умиротворение их приятным времяпрепровождением. Под лозунгом борьбы с перегрузкой учащихся усиленно внедряются игровые формы обучения. Мы не отрицаем необходимости их использования, но во всем следует знать меру". Идут эксперименты по внедрению в учебный процесс системы Марии Монтессори, Джона Дьюи и Вальдорской школы. Видимо, полагают, что так как они иностранцы, то их системы лучше. На эти эксперименты уходят огромные средства из государственного кармана. Оправдан ли этот расход?

Концепция, по существу, перекладывает ответственность за образование на родителей, спонсоров и общественные организации. В ней предусматривается реорганизация сельских школ, которая сводится к ликвидации малокомплектных школ, переводу детей в крупные административные центры, где они будут жить в интернатах и общежитиях. Исчезновение же этих школ означает, по существу, ликвидацию некоторых сел.

Государство ставит задачу обеспечения компьютерами всех школ, в том числе и сельских. Бесспорно, современные дети должны научиться работать на компьютерах, которые используются во всех отраслях хозяйства, экономики и повседневной жизни. Но нас не может не беспокоить стремление некоторых педагогов в преподавании предметов естественного цикла заменить эксперимент компьютерными моделями. Академик РАО В.Г. Разумовский в докладе на всероссийском съезде преподавателей-физиков отмечал: "Объектом изучения естественных наук является реальный, а не виртуальный мир, и в школе нужно изучать не только модели явления, но прежде всего сами явления..." Съезд физиков в своем постановлении записал: "Физика - наука экспериментальная, преподавание ее с помощью компьютера, мела и доски неэффективно. И совершенно недопустимо". Компьютерный эксперимент лишь дополняет и обогащает учебный демонстрационный и лабораторный эксперимент, но не заменяет его.

Кроме этого, надо учесть результаты исследований влияния компьютерных технологий на состояние здоровья учащихся. Установлено, что длительное использование компьютера на учебных занятиях:

-- оказывает вредное влияние на здоровье, ухудшает память и зрение;

-- порождает веру учащихся во всемогущество компьютера;

-- отвлекает от работы с книгами и справочниками в библиотеке;

-- возрастает количество учащихся, которые убеждены в том, что компьютер за них будет считать и грамотно писать и вся необходимая информация содержится только в Интернете.

Сейчас практически все средства, выделяемые школам, расходуются на приобретение компьютеров и подключение к сети Интернет, а школы не располагают средствами для приобретения оборудования и материалов для учебного демонстрационного эксперимента и лабораторных работ по физике, химии и биологии. Вот и получается, что вместо реального эксперимента дети с помощью компьютера видят воображаемый эксперимент. При этом они, конечно, не овладевают практическими экспериментальными умениями, умениями самостоятельно наблюдать и ставить опыты, работать с измерительными приборами.

Ставится задача изучения в школе не менее двух иностранных языков. Но как? На первый план выдвигается изучение английского языка в ущерб всем другим учебным предметам, в том числе и русскому языку. Преподаватель русского языка и литературы Ольга Коротких (Воронеж, СПО) в "Учительской газете" пишет: "Концепция предлагает много нужного и интересного, но мы слишком ориентируемся на западные образцы. Мне кажется, что в модернизацию нужно входить со своим лицом, не утрачивая старого хорошего опыта". Полностью с ней согласна.

Антонина УСОВА,

академик РАО

Комментарии
Комментариев пока нет