Новости

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

О мужчине, находящемся за рулем в нетрезвом виде, стражей порядка предупредили горожане.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Авария - дочь времени?

06.09.2000
После техногенных катастроф, произошедших в России в последнее время, корреспонденты "Челябинского рабочего" попытались выяснить, насколько защищены жители области от подобных катаклизмов

Раньше, когда говорили,  что в России все прогнило, имели  в виду прежде всего политическую  и экономическую системы.  Сейчас осознание опасности стало жестче и конкретнее. И слово "прогнило" все чаще употребляется уже не в переносном смысле. По общей оценке, за последние годы в стране едва ли не безнадежно устарели основные фонды, то есть все здания, станки и оборудование. Некоторые московские издания склонны нагнетать некоторый катастрофизм и ждать аварий почти во всех сферах жизни.

После техногенных катастроф, произошедших в России в последнее время, корреспонденты "Челябинского рабочего" попытались выяснить, насколько защищены жители области от подобных катаклизмов

Раньше, когда говорили, что в России все прогнило, имели в виду прежде всего политическую и экономическую системы. Сейчас осознание опасности стало жестче и конкретнее. И слово "прогнило" все чаще употребляется уже не в переносном смысле. По общей оценке, за последние годы в стране едва ли не безнадежно устарели основные фонды, то есть все здания, станки и оборудование. Некоторые московские издания склонны нагнетать некоторый катастрофизм и ждать аварий почти во всех сферах жизни. Действительно ли все так страшно? И верно ли, что опасность нас подстерегает на каждом шагу?

Идеальная территория для катастроф

19 городов Южного Урала признаны химически опасными, рядом с домами южноуральцев расположены 60 химических объектов. В производстве используется восемь сильнодействующих ядовитых веществ, в том числе аммиака - 1877 тонн, хлора - 1175 тонн. Через нашу область транзитом перевозят 49 видов ядовитых веществ. По прогнозу МЧС, общая площадь зон возможного химического заражения - 67,41 тыс. квадратных километров с населением более двух с половиной миллионов человек, возможные потери - миллион жителей.

Хроника ЧП на Южном Урале

n 1989 год. Крупнейшая техногенная катастрофа под Ашой. Из-за утечки газа в газопроводе в объемном взрыве сгорели два пассажирских поезда.

n 1993 год. Череда аварий на шахтах в Копейске. 7 октября загорелась транспортерная лента в конвейерном штреке на шахте "Центральная", в образовавшемся завале погибли 3 шахтера и 22 спасателя. Затем на той же шахте рванул метан, два человека погибли, 12 получили сильные ожоги. Через два месяца на той же шахте прорвало воду из вышележащих старых рабочих выработок, произошло частичное обрушение. Два шахтера погибли.

n 1994 год. Близ деревни Маук Каслинского района водитель автоцистерны с аммиаком при попытке устранить течь сорвал кран. Вылилось три тонны сильнодействующего ядовитого вещества, причем 2,5 тонны попало в деревенский пруд.

n 1996 год. К очередной "шахтерской" катастрофе в Еманжелинске (взрыв метана на глубине 340 метров на шахте "Батуринская", девять погибших, 15 раненых) добавилась проблема с газо- нефтепродуктопроводами. Взрыв газа на магистральном газопроводе Бухара-Урал произошел всего в 20 километрах от Челябинска.

n 1997 год. 11 сентября в аварию попал автомобиль ЗИЛ-131 с грузом иридия-192 и кобальта-60. Груз перевозился из озерского ПО "Маяк" в Екатеринбург. В зоне раскрытого контейнера зафиксирован радиационный фон до 1000 мкр/час.

n 1999 год. В феврале по причине старения металла в трех местах произошел прорыв канализационного коллектора ОАО "УралАЗ". В реку Миасс попало 22 тысячи кубических метров фекальных вод.

На дороге не все "железно"

На Южно-Уральской железной дороге достаточно много "режимных" объектов. Одних "разрядных" вагонов, в которых перевозятся опасные для человека грузы, к примеру хлор, наберется не одна сотня. Следящие за их передвижением сотрудники военизированной охраны говорят, что за последние годы уровень защищенности ничуть не снизился. Службы, отвечающие за безопасность "разрядных" грузов, регулярно проводят учения.

Сегодня ЮУЖД располагает 14 пожарными поездами, один из которых находится на станции Челябинск-Главный. Недавно с его помощью пришлось тушить не учебный, а самый настоящий пожар, грозивший Челябинску большими неприятностями. На крыше одной из цистерн с бензином заметили огонь. Благодаря своевременному прибытию на место ЧП пожарного поезда взрыва емкости с горючим удалось избежать. В противном случае и станция, и город пострадали бы очень серьезно - рядом со вспыхнувшей цистерной находилось около десятка других, а в хвосте поезда стояла емкость с хлором.

Особое внимание железнодорожники уделяют инженерным сооружениям, о чем свидетельствует и реконструкция Челябинского вокзала. Строители значительно укрепили несколько его несущих конструкций. Специалисты регулярно осматривают каждый мост, системы сигнализации и оповещения и, разумеется, сами железнодорожные пути.

Старые трубы без контроля

Через территорию области протянулось около трех тысяч километров магистральных газо- и нефтепроводов. Общую длину проходящих через Южный Урал труб всевозможных диаметров составляют два газопровода, три продуктопровода (несущие в своем чреве бензин, дизельное топливо и прочие ГСМ) и четыре нефтепровода. И работают они на полную катушку. Даже один из самых старых, пущенный еще в 1956 году, магистральный нефтепровод Туймазы-Омск-Новосибирск (ТОН-1) за год прокачивает через территорию области более семи миллионов тонн нефти. Введенный в эксплуатацию тремя годами позже ТОН-2 - до 18 миллионов тонн в год. Производительность современного нефтепровода Усть-Балык-Уфа-Альметьевск достигает 90 миллионов тонн нефти в год, а диаметр труб - 1220 миллиметров.

-- В километрах труб нефте- и газопроводов таится реальная опасность, - говорит начальник отдела по предупреждению чрезвычайных ситуаций областного управления по делам ГО и ЧС Вениамин Брылин. - Утечка нефти, газа или бензина - не только вред природе. Она может привести к взрыву, от которого пострадают люди.

Ни МЧС, ни органы государственного технического надзора не могут дать стопроцентной гарантии того, что каждый метр из трех тысяч километров опутавших область труб с нефтью и газом проверен и находится под надежным контролем. Более всего нужно опасаться элементарного старения труб и механизмов. К примеру, ТОН-1 официально запущен в эксплуатацию в 1956 году, но некоторые участки этого продуктопровода значительно старее. А единого хозяина у трубы не осталось: нефтепроводы поделены на участки, и у каждого есть свой отдельный хозяин, который следит только за своими километрами, не желая контролировать и ремонтировать район соседа.

Плотина в депрессии

Специалисты областного комитета по природным ресурсам сообщили корреспонденту "Челябинского рабочего", что в 1998 году на плотину Шершневского водохранилища была составлена декларация (документ, описывающий сооружение - ред.), в которой техническое состояние объекта было признано аварийным. Среди причин, позволяющих сделать неутешительный вывод: выработка ресурса затворов, не соответствующих требованиям уральской зимы, неспособность балок мостовых переходов нести проектную нагрузку и совсем уж непроизносимое - "повышение уровня кривой депрессии в теле плотины". В прошлом году затворы сменили, но плотина, образно выражаясь, продолжает находиться в депрессии. Ее кривая, а иначе говоря, граница между мокрым и сухим грунтом, за последний год поднялась на метр. Экспертизы плотины - объекта "первого класса капитальности" - показали, что коэффициент ее устойчивости не дотягивает до нужного. Именно поэтому максимальный вес транспортных средств, двигающихся по плотине, ограничен восемью тоннами.

Опасно просто ходить по улицам

Челябинец Сергей Спицын защитил кандидатскую диссертацию по теме "Предупреждение инцидентов, влекущих за собой опасность жизни и здоровью населения в городских районах". По его словам, главной проблемой Челябинска являются: тополя. В массе своей посаженные более сорока лет назад, эти деревья уже выработали "свой природный ресурс". Древесина тополя с возрастом становится все более хрупкой, подгнивает изнутри. И достаточно просто сильного ветра, чтобы крупные ветви или даже верхушки тополей начали падать. В центре города проблему решили "обрезкой", но в отдаленные районы города "Горзеленстрой" еще не доехал. Если учесть, что многие дороги, над которыми протянуты контактные электросети, обсажены тополями, проблема налицо.

Следующей проблемой могут стать металлические балконы, которые сейчас пристраивают на "хрущевках" и "брежневках". Несущие конструкции самих балконов достаточно прочны. А вот одряхлевшая стена, вынужденная нести дополнительную, не преду-смотренную проектом, нагрузку, может дать трещину. И если балконов несколько - обрушиться.

Зато мнение С. Спицына о городских подземных переходах более чем утешительное. Они построены с таким запасом прочности, что ходить по ним без опаски смогут и внуки нынешних тинейджеров. Если, конечно, во-время будет производиться текущий ремонт перекрытий.

Энергооборудование изношено на 53,3 процента

Уровень износа оборудования АО "Челябэнерго" на 1 января 2000 года составил 53,3 процента, сетевого хозяйства - 55-61 процент. Для реконструкции и технического перевооружения энергосистемы области необходимы капитальные вложения в размере 8,7 миллиарда рублей (в ценах 1999 года). Даже при грамотной инвестиционной политике на замену физически устаревшего оборудования должно уйти 23 года. При 85-100-процентном износе значительная часть оборудования энергосистемы обречена на работу до полного физического разрушения.

Комментарий заместителя главного инженера АО "Челяб-энерго" Вилсуна Фазлеева:

-- Сегодня инвестиционной составляющей в энерготарифе нет. По сути, мы лишены возможности заниматься реконструкцией энергохозяйства, накапливаем все новые болячки и не получаем лекарства. И все-таки говорить о близости техногенной катастрофы пока рановато. Оборудование имеет достаточную степень надежности, снабжено релейной защитой, в случае аварии оно автоматически переводит потребителя на резервные источники питания.

Материал подготовили Екатерина МИНЕЕВА, Михаил ПИНКУС, Роман ГРИБАНОВ, Сергей КРАПИВИН, Сергей КУКЛЕВ

Комментарии
Комментариев пока нет