Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

XX век - не история?

07.08.2010
Главный хранитель проходящей в Челябинском краеведческом музее выставки "Дары вождю. Последний юбилей Сталина" Ольга Фокина самыми страшными грехами считает незнание и забвение

Татьяна МАРЬИНА

Челябинск

Кадры зарубежной кинохроники, снятые в начале 1990-х в музее Ленина на Красной площади, оказались символичными: музейный хранитель закатывает в рулон огромный ковер с исчезающим на глазах изображением Ленина. Так и нынешняя власть, казалось, "закатала" в подполье целую эпоху. "Лицом" тех исторических кинокадров стала Ольга Фокина - ведущий научный сотрудник филиала Государственного исторического музея "Музей Ленина". В фондах, за которые она отвечает, хранятся десятки тысячи бесценных вещей.

Главный хранитель проходящей в Челябинском краеведческом музее выставки "Дары вождю. Последний юбилей Сталина" Ольга Фокина самыми страшными грехами считает незнание и забвение

Татьяна МАРЬИНА

Челябинск

Кадры зарубежной кинохроники, снятые в начале 1990-х в музее Ленина на Красной площади, оказались символичными: музейный хранитель закатывает в рулон огромный ковер с исчезающим на глазах изображением Ленина. Так и нынешняя власть, казалось, "закатала" в подполье целую эпоху. "Лицом" тех исторических кинокадров стала Ольга Фокина - ведущий научный сотрудник филиала Государственного исторического музея "Музей Ленина". В фондах, за которые она отвечает, хранятся десятки тысячи бесценных вещей. В том числе - микроскопические миниатюры знаменитого армянского мастера Эдуарда Казаряна: портрет Сталина, расположенный на одной сотой части макового зерна, написанный человеческим волосом масляными красками. Есть вишневое зернышко, на котором портрет Ленина, зерно чечевицы, разрезанное пополам: на одной части изображен индийский поэт Рабиндранат Тагор, на другой - Владимир Ленин. Среди "мелкашек" хранителя Ольги Фокиной есть еще одна, менее известная: советский рубль с изображением Московского университета. На университете герб Советского Союза, в него вписана звезда, а в центре этой звезды сделан штриховой портрет Ленина. Ольга Фокина побывала в Челябинске в качестве главного хранителя выставки "Дары вождю. Последний юбилей Сталина", развернутой в эти дни в областном краеведческом музее.

Из "Интуриста" - в музей Ленина

Музейный хранитель - профессия загадочная. Что он хранит, в каком подвале сидит, чем занят с утра до вечера? И главное, почему молодые девчонки и юноши посвящают себя этой скучной на первый взгляд и крайне ответственной профессии.

Вольная жизнь Ольги Фокиной, работавшей после МГУ гидом-переводчиком в "Интуристе", закончилась в одночасье: музею Ленина потребовался лектор со знанием сербско-хорватского языка:

-- И меня отозвали туда, - рассказывает Ольга Анатольевна. - Музей существовал при ЦК КПСС. Контроль был жесткий: опоздать на работу нельзя, уйти на две минуты раньше невозможно, дресс-код соблюдать неукоснительно и вести себя прилично (без чулок не ходить, косметики и украшений минимум). Подготовленные лекции обязательно прослушивались, строго оценивались язык, стиль разговора. Замечания звучали примерно так: "Вы хорошо раскрыли тему, но такой рассказ больше подходит музею изящных искусств. Этот раздел нужно преподнести сухим рубленым языком истории партии".

Я пришла в музей в 1970 году, когда страна праздновала 100-летие со дня рождения Ленина. К юбилею были изданы ленинские тезисы ЦК КПСС, которые мы должны были знать наизусть. И никакие доводы, что выучить их трудно, не принимались: "Они должны стать вашими мыслями".

В советское время музей Ленина был забит посетителями (это 34 зала экспозиции). В Москву еже-дневно приходили поезда дружбы из Германии, Чехословакии, Австрии, Франции - и к нам привозили по 300 человек сразу. Люди ехали отдыхать, а мы им строгим голосом докладывали историю КПСС. Хотя много было и постоянных посетителей. Перед сессией в музей приходили студенты московских вузов, потому что мы рассказывали им все, что они не успели прочитать: содержание партийных документов и отправные точки в произведениях Ленина, на что обратить внимание. Студенты нас любили.

Вещи Сталина при этом находились в спецхране. И когда в советское время посетители задавали вопрос: "А где они?", мы делали вид, что у нас их нет.

"Источник коммунистической заразы"

Когда завершился провалом августовский путч 1991-го, музей Ленина сразу сняли с довольствия. Два года музейщиков поддерживали КБ - закрытые научно-исследовательские институты, которые всегда были постоянными посетителями экспозиции. Они просто перечисляли деньги, чтобы сохранить коллектив.

-- Когда все рухнуло и внутри страны интерес к нашему музею погас, колоссальный всплеск случился за рубежом, - продолжает Ольга Фокина. - Отбоя от иностранных посетителей не было. К нам все время шли люди, поступали заказы на проведение выставок. Но все равно к 1993 году из 280 человек коллектива в музее осталось 50 - лекторы и научные работники. В ноябре, после "свершившейся революции" (расстрела парламента), Ельцин лично распорядился музей Ленина закрыть "как источник коммунистической заразы".

Сейчас не верится, что такое могло быть. Люди сутками стояли в пикетах, организовывали вокруг здания пояса защиты. Но власти оказались сильнее. Я своими руками разобрала два музея - на Манежной площади и музей Ленина. Мы уничтожали то, на что десятилетиями тратились колоссальные силы и средства, талант лучших мастеров. В декабре 1993 года музей Ленина взял под свое крыло Исторический музей. Мы остались в том же здании на Красной площади. Помните, у поэта: "Большой красивый красный дом, похожий на дворец", "Я поведу тебя в музей!" - сказала мне сестра". Это про нас. Музейной экспозиции давно нет, а я как сидела в своем кабинете, так и сижу уже 40 лет.

Находки и потери

Музей Ленина стал филиалом ГИМа, и каждый предмет дополнительно к старому номеру получил номер музея Исторического. В его фондах сейчас работают 10 хранителей и 8 научных сотрудников, в ведении которых находится более 100 тысяч предметов. Это все, что удалось сохранить. Ведь в советское время у музея Ленина было 14 филиалов, из них 7 за рубежом - в Германии, Польше, Чехословакии...

-- Некоторые вещи так и не вернулись, - говорит хранитель ГИМа. - Особенно жалко ковер, который остался в Баку. Это настоящий калянкар, присланный Ленину в 1924 году (в переводе с французского calencar - тростниковое перо, которым по хлопчатобумажной ткани выписывается рисунок). Центр калянкара занимал портрет вождя. Остальное полотно было покрыто тончайшим геометрическим рисунком в стиле арабеска.

С переходом в систему ГИМа у музейщиков появился единственный плюс - возможность заняться описанием коллекции, изучением каждого предмета: его состояние, из чего сделан, способ изготовления, авторство. При этом закупать раритеты, которые приносят в музей, крайне сложно.

-- Находясь в составе ГИМа, мы не можем закупать предметы XX века, - поясняет Ольга Анатольевна. - Для Исторического музея XX век - не история, средств на приобретение не выделяется. Бесценные вещи уходят на наших глазах. Но кое-что все-таки удается заполучить. Ковер с изображением Сталина, который сейчас висит в зале вашего краеведческого музея, я получила в 1993 году. Закупка проходила с колоссальными сложностями. Мне привезли его из Грузии, он случайно попал в частные руки. Мы нашли средства, заплатили 150 тысяч рублей, сделали подробное описание. Хотя работы еще море. На ковре есть две монограммы, которые нам предстоит расшифровать. Когда-нибудь они обязательно расскажут об авторах этого уникального ковра.

Последний юбилей Сталина

О "подпольной выставке" и смелом поступке руководства Челябинского краеведческого музея московские музейщики говорили на открытии выставки "Дары вождю. Юбилей под знаком Победы". Сталинская тема находится под негласным запретом. Хотя настоящие историки замалчивать эту тему считают невозможным.

-- Разве можно говорить о победе в Великой Отечественной войне, не упоминая человека, который руководил войсками, лидера страны, победившей фашизм? Что заставило простую женщину Веру Дергачеву из Ялты вышить гладью речь Сталина на XIX съезде КПСС? Это ручная работа, сделанная со вкусом, бисеринками украшенная. Дамское рукоделие, но с каким чувством сделано! Она даже ремарки вышила: "Аплодисменты. Все встают, кричат ура". Конечно, это феномен. К 70-летию Сталина, спустя четыре года после войны, мир поднялся и стал вышивать, отливать, рисовать портреты Ленина и Сталина. Даже в странах, с которыми не было дипломатических отношений. Это надо помнить и изучать, а не предавать замалчиванию и забвению. С точки зрения национальной истории любое забвение очень опасно.

Комментарии
Комментариев пока нет