Новости

Встречи пройдут на трех площадках Челябинской области.

Человек, голос которого похож на голос президента, рекомендовал всем местную комнату квестов.

На момент совершения убийства один из преступников еще не достиг 18-летия.

Уральские госслужбы и госкорпорации стали значительно чаще использовать в своей работе мобильный интернет и M2M-сервисы.

Омбудмен утверждает, что число детских суицидов выросло в разы.

Поправки в законопроект освободят от штрафов муниципальные учреждения.

Подавляющее большинство южноуральцев проблемой номер один считают грязный воздух.

Гибель бывшего депутата подтвердили в полиции.

20 мигрантов организовали преступную сеть, продававшую героин в Перми и крае.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Вы опасаетесь прослушки ЦРУ?







Результаты опроса

Через тернии жизни

27.11.2002
Челябинские композиторы услышали время

Рубеж тысячелетий, говорят ученые, - это всегда момент особой ответственности человечества за прошлое и будущее. Именно в такие периоды приоритетная роль в объяснении глобальных вопросов отводится искусству, ибо готовность художника к диагностике собственного сознания, его способность к рефлексии становятся тем зеркалом, которое позволяет нам увидеть себя, зафиксировать в единичном художественном акте всеобщее. И музыке здесь нет равных благодаря ее эмоциональной непосредственности и силе воздействия. Со всей очевидностью это проявилось на концерте симфонических премьер челябинских композиторов, который состоялся 19 ноября 2002 года в помещении государственного академического театра оперы и балета имени Глинки.
Факт одновременного исполнения трех симфонических произведений, да еще премьерных, абсолютно не вписывается в сложившиеся традиции концертной жизни.

Челябинские композиторы услышали время

Рубеж тысячелетий, говорят ученые, - это всегда момент особой ответственности человечества за прошлое и будущее. Именно в такие периоды приоритетная роль в объяснении глобальных вопросов отводится искусству, ибо готовность художника к диагностике собственного сознания, его способность к рефлексии становятся тем зеркалом, которое позволяет нам увидеть себя, зафиксировать в единичном художественном акте всеобщее. И музыке здесь нет равных благодаря ее эмоциональной непосредственности и силе воздействия. Со всей очевидностью это проявилось на концерте симфонических премьер челябинских композиторов, который состоялся 19 ноября 2002 года в помещении государственного академического театра оперы и балета имени Глинки.

Факт одновременного исполнения трех симфонических произведений, да еще премьерных, абсолютно не вписывается в сложившиеся традиции концертной жизни. Даже в столичном центре, имеющем действующий филармонический оркестр, три симфонии в программе одного вечера трудно представить. Тем не менее, в моменты наибольшего творческого подъема, концентрации духа Челябинск, не имеющий названных условий, себе это позволял. 19 ноября - в ряду немногих подобных событий.

В программе концерта - произведения Михаила Смирнова, Татьяны Шкербиной и Алана Кузьмина, представителей уральской композиторской школы. Все они начинали свой профессиональный путь в Челябинском музыкальном училище имени Чайковского, а затем в разное время окончили композиторский факультет Уральской консерватории имени Мусоргского (М. Смирнов в классе профессора Л. Никольской, Т. Шкербина и А. Кузьмин - в классе профессора А. Нименского). Важно то, что симфонический жанр, один из самых сложных, представлен композиторами разных поколений, разного художественного и жизненного опыта. Именно симфоническая музыка Михаила Смирнова (премьера Пятой симфонии в декабре 1999 года) вдохновила его младших коллег на создание собственной симфонической музыки.

Образный строй Четвертой симфонии М. Смирнова определяется его литературной основой - романом А. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". Однако это не иллюстрация литературного произведения, а его глубокое осмысление и создание на его основе собственной художественной концепции - воплощение в музыкально-обобщенной форме собственного понимания трагедии нашей страны. Сквозное развитие приобретает в симфонии интонация плача: через три части произведения она проходит сложный путь развития от затаенной скорби и пронзительной душевной боли до масштаба всенародной трагедии.

Преобладание драматического начала мы ощущаем также в симфониях молодых композиторов. В основе драматургии трехчастной симфонии Татьяны Шкербиной - противопоставление двух начал, гуманистического и агрессивного; здесь воплощена мысль о трагической судьбе великих мастеров как символе судеб художников всех времен (замысел конкретизирован благодаря узнаваемым музыкальным цитатам из произведений В. Моцарта, П. Чайковского, А. Шнитке).

Вторая симфония А. Кузьмина, представляющая собой четырехчастный цикл, - это осмысление композитором противоречивого, жесткого современного мира и своего места в нем, своеобразный "путь к себе через тернии жизни".

Музыкальный язык, система выразительных средств каждого сочинения ярко индивидуальны, образное содержание имеет разные векторы воплощения. Тем не менее трагическое ощущение времени, истовый поиск ответа на вопрос о пути выхода из кризиса, обращение к теме вечных ценностей, протест против зла - все это с очевидностью прочитывается в симфонической музыке наших современников благодаря выразительности самого музыкального материала. Главное же - эмоциональная наполненность, берущая свое начало как в энергетике самой жизни, так и в личном отношении художника к происходящему.

Быть может, именно разнообразные, точные знаки-символы, неравнодушие, страстность музыкальных повествований и были тем главным впечатлением, которое унесли с собой слушатели. Все это, несмотря на продолжительность концерта, заставило слушать его с неослабевающим вниманием до последней ноты. Законы восприятия незыблемы, но иногда они могут нарушаться в пользу музыки и человека. Думаю, что все, кто приветствовал композиторов после завершения программы, это отлично понимали.

Однако успех симфонического концерта - не только заслуга композиторов, в не меньшей степени - и заслуга исполнителей. Симфонический оркестр театра является основным интерпретатором практически всех крупных симфонических произведений челябинских композиторов в течение почти 40 лет. Музыканты под руководством главного дирижера театра заслуженного деятеля искусств России Сергея Ферулева поставили перед собой сложнейшую задачу и достойно с ней справились.

Челябинская композиторская организация готовится к своему 20-летию, которое состоится в мае 2003 года. Вечер симфонических премьер стал первым серьезным творческим событием этой масштабной художественной акции нашей области, своеобразным творческим отчетом композиторов перед своими слушателями.

Татьяна СИНЕЦКАЯ

Комментарии
Комментариев пока нет