Новости

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

В регионе малый бизнес все активнее выходит на международные рынки.

Четыре тысячи билетов продано на южноуральский этап Кубка мира по фристайлу.

Сильный ветер, переметы и гололедица блокировали дороги Челябинской области.

На Южном Урале с размахом прогонят надоевшую зиму.

Мужчины проводят время ВКонтакте и Facebook, а женщины в Одноклассниках и Instagram.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Слезы сквозь смех

27.11.2002
Лия Ахеджакова и Богдан Ступка в спектакле Валерия Фокина

"Старосветская любовь" - спектакль с биографией. Ему почти три года, он, что называется, наигрался, Ахеджакова и Ступка успели сжиться со своими героями - гоголевскими старосветскими помещиками Пульхерией Ивановной и Афанасием Ивановичем, но они им еще не надоели. Быть может, это лучшая пора спектакля: есть абсолютная органика и ни намека на бездушный и формальный автоматизм.
Гоголевскую повесть о "скромной жизни тех уединенных владений отдаленных деревень, которых в Малороссии называют старосветскими", переделал в пьесу (по просьбе и заказу Лии Ахеджаковой) драматург Николай Коляда. Кажется мне, взявшись за эту работу, он, автор десятков оригинальных пьес, уже понял внутри себя, что слова на сцене ничего не значат (и поняв это, вскоре переписал и поставил "Ромео и Джульетту" так, что от Шекспира остались почти что одни междометия, а спектакль вышел грандиозный).

Лия Ахеджакова и Богдан Ступка в спектакле Валерия Фокина

"Старосветская любовь" - спектакль с биографией. Ему почти три года, он, что называется, наигрался, Ахеджакова и Ступка успели сжиться со своими героями - гоголевскими старосветскими помещиками Пульхерией Ивановной и Афанасием Ивановичем, но они им еще не надоели. Быть может, это лучшая пора спектакля: есть абсолютная органика и ни намека на бездушный и формальный автоматизм.

Гоголевскую повесть о "скромной жизни тех уединенных владений отдаленных деревень, которых в Малороссии называют старосветскими", переделал в пьесу (по просьбе и заказу Лии Ахеджаковой) драматург Николай Коляда. Кажется мне, взявшись за эту работу, он, автор десятков оригинальных пьес, уже понял внутри себя, что слова на сцене ничего не значат (и поняв это, вскоре переписал и поставил "Ромео и Джульетту" так, что от Шекспира остались почти что одни междометия, а спектакль вышел грандиозный). Вот и гоголевские герои в пьесе Коляды произносят слова бессвязные (и зачастую совершенно не гоголевские, а фирменно колядовские). Это какой-то новояз, звукосочетания для обозначения не столько понятий, сколько чувств, понятных только двоим. Точнее, одному в двух.

Я, признаться, никогда не видел, чтобы так играли не просто любовь, а полное растворение в любящем человеке, взаимное и абсолютное. Просто не два вечно и бесконечно, смешно и трогательно влюбленных друг в друга старых человека, а единое существо в любом душевном или физическом движении. Это поразительно сделано пластически (мастера модерн-данса могли бы поучиться этим абсолютно птичьим движениям дуэта Ступки и Ахеджаковой), но еще поразительней на уровне движений души.

Это другая Ахеджакова. Скажи мне кто, что на ее репликах зал может не смеяться, не поверил бы: всегда смеются, даже когда эта актриса выходит в трагических ролях. Таково свойство дара и наработанных штампов. Чего стоил отказ от этих штампов, знают только сама актриса и режиссер спектакля Валерий Фокин. Но результат интереснейший: Пульхерия Ивановна у Ахеджаковой получается не столько смешной старушкой-хлопотуньей, сколько ведуньей (доброй, но строгой ведьмой, если угодно), владеющей тайными знаниями о том, что было и что будет и на этом, и на том свете. Другой объем роли получается, другая глубина: не просто суетливый пересчет лечебных трав и других плодов земли, а общение с тайными силами природы, не просто предсмертные распоряжения ближним и дальним, а предупреждение: я вас и оттуда достану, из небытия.

Богдан Ступка - большой актер, что уже редкость и счастье. Но в его Афанасии Ивановиче помимо актерского искусства бесценно еще вот что: украинец Ступка знает про гоголевского героя и гоголевскую Малороссию нечто, что извлекается только из генетической памяти, нечто, заложенное в крови, а не вычитанное из книг или придуманное режиссером. Его-то герой точно родом из Миргорода, он несуетлив, даже статичен, но живописен и неслучаен в каждом жесте.

Валерий Фокин - режиссер серьезный и небанальный. И спектакль получился таким же: в нем несколько пластов, уровней. Первый (и самый важный) - история о том, как люди жили долго и счастливо, а умерли не в один день. Но Афанасий Иванович просто не может жить, не может быть без своей Пульхерии Ивановны (и Ступка так играет эту невозможность быть, что в зале плачут). Это простая история. Дальше (для тех зрителей, кому это интересно) начинаются другие. Вечные фокинские интеллектуальные игры и театральный изыск. Мысли о смерти и взаимоотношениях с ней еще живого человека. Огонь в глубине сцены - не столько домашний очаг, сколько адское пламя. И россыпь театральных аллюзий: Пульхерия Ивановна, колдующая над травами, твердящая заклинания, это ведь и постаревшая Офелия, и одна из шекспировских ведьм. Много такого в этом спектакле, благо сценография Александра Боровского тоже дает простор для фантазии и неоднозначности: самые простые вещи в его горнице космических масштабов способны превращаться в самые мистические.

Впрочем, мистика приедается быстро. А вот настоящая нежность - никогда. И настоящая боль от потери тоже. Вообще любое настоящее. "Старосветская любовь" начиналась не очень уверенным смехом, а кончилась настоящими слезами. Тех зрителей, кто еще не научился стыдиться слез.

Владимир СПЕШКОВ

Комментарии
Комментариев пока нет