Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Ученики сами выберут уровень обучения

29.08.2010
Перемен в школьной жизни хотят учителя, родители и сами дети, уверена Наталья Каменкова, чей миасский лицей № 6 с сентября начнет работать по новым стандартам.

Перемен в школьной жизни хотят учителя, родители и сами дети, уверена Наталья Каменкова, чей миасский лицей № 6 с сентября начнет работать по новым стандартам.

С этого года школа вступает в полосу больших перемен, которые начнутся с введения новых стандартов. Для начальной школы они уже есть, для основной и старших классов - на стадии подготовки. Как изменится жизнь школы, ребенка, учителя, семьи? Разговор об этом начала Наталья КАМЕНКОВА - победитель конкурса «Учитель года России-2008» из миасского лицея № 6. С 1 сентября ее лицей в числе 66 других школ области начинает работать по новым стандартам.

ЕЩЕ И «КЛЕВАТЬ» НАЧНУТ

- Новые идеи - это здорово. Надо меняться. Дети стали другими. У жизни новые требования. Но кто останется в школе? - размышляет Наталья Владимировна.

По ее мнению, многие учителя-пенсионеры уйдут. Не все ведь смогут работать по-новому. Сломать себя, свое устоявшееся мировоззрение, отказаться от стереотипов - задача не из легких. А молодые не придут, испугавшись трудностей. Ведь перед школой поставили мегазадачи: дать ребенку выше того минимума, который он получал на уроках. Научить его опираться на разные точки зрения, черпать информацию из многих источников, отвечать за свои поступки и т.д.

- Мне проще, потому что не придется начинать с чистого листа, - говорит Наталья Каменкова. - В основу новых стандартов легло развивающее обучение, сторонницей которого я являюсь.

Лицей № 6 уже выпустил класс, с которым Н. Каменкова занималась развивающим обучением. Результаты прекрасные. Класс получился «звездным». Наталья Каменкова готова продолжить. Уроки ее не пугают, чего нельзя сказать о другом. Например, о контроле над работой учителя (он будет независимым, строгим) и новых условиях обучения. Если следовать стандартам, то школа во второй половине дня превращается в ребячью республику, где есть все, что интересно ее жителям. Но условий для этого нет. Много ли у нас в области школ, которые работают в одну смену? Лицей № 6 не исключение. Он работает в две с половиной смены. Где быть с детьми во вторую половину дня? Договорились с домом творчества «Остров». Будут возить детей туда. Но это уже не та идеальная картинка, которая прописана в стандартах. У детей должны быть свои площади, хороший обед, полноценная прогулка.

Что касается контроля над учителем. Допустим, ребенок плохо сдал экзамен. Но так это выглядит на общем фоне, а для него самого - хорошо. Важно ведь, с каким багажом ученик пришел в школу, чего достиг. Поэтому оценка, по мнению Натальи Владимировны, должна быть всеобъемлющей, комплексной.

«Не хотелось бы, чтобы учителя «клевали» без дела», - говорит она.

ВРЕМЯ - ОТЛИЧНЫЙ РЕСУРС

Проректор Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования Марина Солодкова не видит причин для пессимизма. Она согласна, что многие школы пока не готовы работать по-новому. Ну и что? Прогресс ведь тоже двигают лишь 10 процентов ученых. Поэтому если хотя бы треть школ в области будут работать по-новому, успех обеспечен. Эти «локомотивы» потянут за собой всю систему.

Чем нравятся новые стандарты Марине Ивановне?

- Ребенок будет лучше подготовлен к жизни, - говорит она. - Главный вид деятельности в основной школе - общение, умение договариваться, находить контакты. А в старших классах - проектная деятельность, самоопределение, личная ответственность.

Что еще? Учеба по-новому экономит время ребенка, а это замечательный ресурс, - говорит Марина Ивановна.

Теперь старшеклассник сам решит, на каком уровне он хочет знать тот или иной предмет. Нужен ли ему только минимум без погружения в тонкости или этот материал он хочет знать глубоко, основательно. Уровней всего три: минимальный, базовый и углубленный.

ДЕТИ ИНДИГО НЕ ЛЕНИВЦЫ

Не получится ли так, что все дети выберут обязательный минимум, чтобы разгрузить себя от напряженной учебы?

- Во-первых, разгрузка неизбежна, - вступает в разговор Марс Вахидов, один из лучших педагогов области. - Но произойдет она за счет новых форм работы, в том числе и во внеурочное время.

Школа отказывается от натаскивания и зубрежки в пользу творческой деятельности, по его мнению. Через дополнительные занятия, игру ребенок будет усваивать знания легко, непроизвольно. Во-вторых, Марс Нуриевич не считает, что минимум - это значит мало. На всех трех уровнях дети будут знать, к примеру, закон Архимеда. Но кто-то будет владеть еще и формулами, а кто-то расскажет всю предысторию открытия и многое другое. Дети индиго, как называют нынешнее поколение за интеллект и совершенное владение компьютерными технологиями, не могут быть, по мнению Марса Вахидова, ленивцами. Они интересуются серьезными проблемами - рака, СПИДа, наркомании, глобального потепления и т.д. Оставь их без новых знаний, они заскучают.

- Мое общение с ними - это партнерство, - говорит Марс Нуриевич. - Я развиваюсь вместе с моими учениками. Не случайно любимая форма Марса Вахидова - это урок-дискуссия. Но даже обычный ребенок, по словам педагога, не выберет лишь обязательный минимум. Ведь каждому выпускнику нужно сдать три ЕГЭ. Но обычно выбирают не менее пяти экзаменов. Чтобы набрать приличное количество баллов, знаниями первого уровня не обойтись.

Оптимистично смотрит Марс Вахидов и на проблему переобучения кадров:

- Учитель не может без учеников. Без них теряется всякий смысл его существования. Поэтому он будет подстраиваться и учиться. Накануне нового учебного года к нему в челябинский лицей № 77 приехала делегация учителей из Копейска, чтобы познакомиться с ресурсным центром «Химия плюс». Их в Челябинск никто не отправлял: инициатива самих педагогов.

НЕ ХОЧУ ИДТИ В ШКОЛУ!

Нужны ли семье перемены в школьной жизни? Беседую с матерью двух учениц Тамарой Викторович.

- Нам в общем-то повезло, - рассказывает Тамара Евгеньевна. - Хотя девочки учатся в разных школах, но обеим комфортно, что бывает нечасто. И все-таки кое-что я хотела бы в наших школах изменить. Отказалась бы от некоторых дополнительных дисциплин, в первую очередь от урока психологии. От него, по-моему, больше вреда, чем пользы. Учитель развивает в ребенке, на мой взгляд, только комплекс неполноценности. Лучше не надо никаких уроков, чем плохие.

Не нравится Тамаре Евгеньевне в учителях неуважение к детям:

- Нам, родителям, не надо, чтобы наших детей любили, надо, чтобы хотя бы не обижали.

У Ларисы Маркиной сын учится уже в 9-м классе, но знакомству с двумя лучшими школами Челябинска она не рада:

- Мы - люди непритязательные. - От школы я ждала немногого: чтобы она настроила ребенка на учебу и помогла раскрыться его способностям, вот и все. Но первая, очень престижная, школа отбила у сына всякое желание учиться. Он плакал каждый вечер: «Не хочу туда идти». Перевели в другую, менее престижную школу, но тоже ничего хорошего. В классе процветает стукачество, и учитель его поощряет. На детей оказывают давление, учат там, унижая.

Лариса Владимировна, по ее словам, вполне могла бы обойтись и без школы. Выучить сына дома. В Москве, например, 30 процентов учеников учатся экстерном и школу не посещают. Но где еще подросток научится выживать, говорить «нет», отстаивать свою точку зрения и защищать себя от агрессии? Школа нужна, по мнению Ларисы Маркиной, для социализации ребенка. Все остальное ему дает семья.

Каких перемен ждут от школы сами ученики? Говорит выпускница 2010 года Алена Бармасова:

- Было скучно готовиться к ЕГЭ. Каждый день одно и тоже, ничего нового. Еще мне хотелось бы, чтобы в выпускном классе было больше творческих работ по литературе и русскому языку. Все остальное в нашей школе идеально.

Комментарии
Комментариев пока нет