Новости

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Ну-ка, школы, встаньте в профиль!

10.12.2002
Старшеклассников будут учить по-новому

Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск
Опыт учить не всех одинаково у нас уже есть. Это классы с углубленным изучением предмета, лицеи, гимназии, которые существовали пока в рамках эксперимента. Что же изменится теперь, когда Министерство образования утвердило концепцию профильного обучения в старших классах? Для лицеев и гимназий - ничего. А вот в обычной школе нагружать старшеклассников будут по-разному. Одних - по полной программе и даже сверх того.

Старшеклассников будут учить по-новому

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

Опыт учить не всех одинаково у нас уже есть. Это классы с углубленным изучением предмета, лицеи, гимназии, которые существовали пока в рамках эксперимента. Что же изменится теперь, когда Министерство образования утвердило концепцию профильного обучения в старших классах? Для лицеев и гимназий - ничего. А вот в обычной школе нагружать старшеклассников будут по-разному. Одних - по полной программе и даже сверх того. Других - в щадящем режиме, третьих - в послабленном. В зависимости от того, куда направит ребенок свои стопы после учебы - в вуз, техникум или в ПТУ. Благодаря мирному сосуществованию в старших классах двух систем обучения - общеобразовательной и профильной. Будут еще элективные курсы - предметы на выбор, которые кому-то тоже могут пригодиться для будущего устройства в жизни. Спору нет, некоторым старшеклассникам такая сортировка придется по душе. По крайней мере, избавление от чудовищной перегрузки ребята должны принять с радостью. Но будут и недовольные. Разделение на будущих академиков, которых повернут в одну сторону, и на рабочих, которых отправят в другую, кому-то покажется обидным. Ведь чего греха таить: все метят в академики, как мечтают быть богатыми, а не бедными. Но наши планы не совпадают с интересами государства. Ему нужны квалифицированные рабочие и специалисты со средним профессиональным образованием. Вот поэтому государство делает все для того, чтобы отсечь молодых людей от высшего образования. Слишком много выпускников идет сегодня туда. Об этом, в частности, говорит и министр образования В.М. Филиппов. В прошлом году из 1300 тысяч выпускников школ России студентами стали 1100 тысяч. Подтверждает эту картину и ситуация в нашей области. В прошлом году школу окончили примерно 30 тысяч выпускников, а заявлений в вузы подали на 20 тысяч больше. Как могло такое быть? Парадокс объясняют тем, что многие выпускники для подстраховки подавали заявления сразу в несколько вузов. Но ведь в вузы все-таки подавали, а не в техникумы и в ПТУ. А кто работать будет? Проблема недостатка рабочей силы в связи с нехваткой народонаселения в стране обострилась уже до крайности. Вот почему все три кита реформы образования - ЕГЭ, ГИФО, а теперь еще и профильное обучение старшеклассников - направлены не только на то, чтобы улучшить качество преподавания, но и ограничить доступ в вузы. Не все ребята по результатам ЕГЭ получат право подать туда заявление. С введением ГИФО (государственного именного финансового обязательства) высшее образование останется бесплатным только для отличников (и останется ли, еще вопрос).

А чтобы попасть на профильное обучение, старшеклассник должен будет пройти теперь конкурсный отбор. Что это будет: экзамен, тестирование или конкурс табелей успеваемости, время покажет. Но конкурс будет. n

По курсу ветра

Понимают ли вузы, куда ветер дует? И что они думают по поводу профилизации старшеклассников? Беседую с проректором по учебной работе Челябинского государственного педагогического университета Г.С. ШКРЕБНЕМ:

-- Да, мы уже поняли, что правительство намерено сократить полную среднюю школу, и даже успели к этому подготовиться. Стали меньше выпускать, например, специалистов по традиционным дисциплинам. Зато открыли новые специальности. Казалось бы, какое отношение к нашему вузу имеет такая специальность, как "Автомобили и автомобильное хозяйство"? Да самое прямое. Ведь мы будем готовить мастеров производственного обучения. Создадим основу для работы профучилищ и т.д.

Но сможет ли школа подготовить ребят к поступлению в вуз самостоятельно? Ведь еще вчера мы ее упрекали за то, что она это делает плохо. Поэтому и расцвело репетиторство, появились подготовительные курсы.

Конечно, сможет, считает Георгий Сергеевич. На его взгляд, разговоры о вузоцентризме, завышенных требованиях сильно преувеличены. Ведь программу вступительных экзаменов готовит Министерство образования. Секрета она не составляет и доступна любой школе. Была бы цель, а пути к ее достижению при желании найдутся. Что это желание в учителе обнаружится, Георгий Сергеевич не сомневается. Ведь в школе остались энтузиасты в основном. Конечно, кому-то из них потребуется повышение квалификации. Ну а чтобы энтузиазм не пропадал, нужна, по его мнению, ежегодная аттестация. Это та мышка, которая не дает засидеться кошке. Ну и вузы, с которыми у школ завязалось деловое сотрудничество, конечно, помогут.

Нужен ли конкурс

по профессиональной ориентации при приеме в 10-й класс?

Владимир Сидоров, преподаватель:

-- Наверное, нужен. В каком-то виде. Я по своему олуху сужу, который считает себя сильно умным, но с профессией сам не может определиться.

Елена Шлевина, мать девятиклассника:

-- А зачем он нужен, если каждый сам для себя уже решил, что он будет делать после школы? Пусть учится там, где хочет. И даже на тройки, если по-другому у него не получается.

Георгий Серегин, преподаватель вуза:

-- Я каждый год вижу, как профессиональная ориентация превращается в пыль при столкновении с жизнью. Придите к нам во время приемных экзаменов. Как только абитуриент понимает, что на специальность, которую выбрал, ему не пройти, он круто меняет свои интересы на 180 градусов. Профессия уже значения не имеет. Лишь бы поступить всеми правдами и неправдами.

А после вуза? Возьмите учителей. Всего лишь 10 процентов выпускников педагогических вузов работают по специальности. И что им в школе делать, если там не платят?

Леонид Беркович, председатель совета директоров компании :

-- В общеобразовательном режиме ребенку достаточно, на мой взгляд, учиться и девять лет. А последние два года обучение должно быть чисто профильным. С этого времени нам, производственникам, стоит уже присматривать себе специалистов. Ведь это же парадокс, что иной человек не может определиться с профессией чуть ли не до пенсии, а на производстве рабочих рук не хватает.

Антонина Усова, академик РАО:

-- Я против такого конкурса по той причине, что он станет еще одним барьером на пути получения общего среднего образования. Мы ограничили обязательное образование всего девятью классами. И так уже хуже Африки.

Татьяна Николаева, мать двоих детей:

-- А я вам могу сказать заранее, кто попадет в класс . Дети богатых родителей. Ведь все факультативы, специальные курсы сегодня платные. У кого есть деньги, тот и будет учить своих детей.

Комментарии
Комментариев пока нет