Новости

По словам сына актера, Караченцов попал в аварию в Щелковском районе Подмосковья.

По предварительной информации, причиной ЧП стало короткое замыкание электропроводки.

Инцидент произошел около 14:30 около пешеходного перехода на перекрестке Комсомольского проспекта и улицы Пушкина.

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Школа для "особых" и "обычных" детей

24.09.2010
Могут ли дети с особенностями развития и инвалидностью обучаться в обычной школе?

Могут ли дети с особенностями развития и инвалидностью обучаться в обычной школе?

Женя Шадрова - веселая и общительная девушка, увлекается фотографией, автомобилями, много читает, рисует. Глядя на нее, сложно даже представить, сколько испытаний преподнесла ей жизнь. На первом году жизни после банального падения девочка оглохла. Однако благодаря нечеловеческим усилиям мамы, врача-педиатра по образованию, с помощью занятий по специальной методике московского ученого Эмилии Леонгард в Челябинском центре абилитации детей с нарушением слуха, Женя все-таки смогла слышать и говорить. Сначала она училась в специализированной школе, но после того, как ее прооперировали, ей нужно было учиться в обычной вместе со здоровыми детьми.

- Нам пришлось пройти несколько школ, где меня не приняли, - вспоминает Женя. - Меня это страшно огорчало, я так плакала, а мама меня успокаивала и говорила, что это не наша школа и не наши учителя. Они просто не могут переступить свои убеждения, что человек с особенностями на что-то способен. Но в конце концов, мы нашли такую школу, где мне дали шанс на полноценное обучение. Директор школы №73, Леонид Ефимович Шевчук, сумел побороть сомнения и дал мне шанс. В моей душе навсегда осталась благодарность ему и всем учителям. Я всегда знала, что самостоятельно в новых условиях школьной жизни будет непросто. Но старалась, и у меня получилось, потому что много трудилась, и всегда были люди, готовые мне помочь.

Включение детей с особенностями в развитии в образовательный процесс в массовых школах по месту жительства, то есть инклюзивное образование – новый подход для российского образования.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзивное образование подразумевает под собой одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, когда процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.

На сегодняшний день, по данным ежегодной статистической отчетности, в Челябинске насчитывается 1009 детей дошкольного возраста и 1927 детей школьного возраста с инвалидностью. Общая численность детей с особенностями развития в системе образования – 2936 человек. Казалось бы, не такие большие цифры по сравнению с общим количеством детей в системе образования. Однако за каждой из них стоит судьба человека, которому, так же как и здоровому ребенку, нужно получать образование.

Сегодня у родителей есть возможность выбирать, в какой форме ребенок будет обучаться, в зависимости от имеющихся у него особенностей развития. В Челябинске и Челябинской области очень широкий спектр образовательных учреждений специального типа для детей с патологией слуха, проблемами со зрением, опорно-двигательными нарушениями, нарушениями речи, задержкой психического развития и другими проблемами. Однако каждый родитель имеет право на обучение своего ребенка в обычной школе вместе со здоровыми детьми.

По данным о состоянии системы интегрированного образования в МОС г. Челябинска, на 01.08.2010 года интегрированное обучение в образовательных учреждениях является приоритетной (по сравнению с обучением в специальном (коррекционном) образовательном учреждении) формой организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья на всех ступенях общего образования. Обучение ребенка с особенностями развития без интеграции может быть предложено лишь при невозможности создания специальных условий для интеграции или при выборе родителями (законными представителями) иных форм организации образовательного процесса.

ИНКЛЮЗИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

В Челябинске созданы два ресурсных центра по вопросам интегрированного образования: школы №73 и №39. В число их задач входит разработка методической помощи для других образовательных учреждений по опыту внедрения инклюзивного образования, помощь в организации деятельности учреждений, где есть дети с особенностями развития.

В средней образовательной школе №73 учатся дети с задержкой психического развития, умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями речи. Что очень важно, дети с особенностями развития порой сами не знают, что у них что-то не в порядке. Об этом знают лишь их родители и педагоги. Одним из главных условий обучения является строгая конфиденциальность патологии ребенка.

- У ребенка с задержкой психического развития интеллект в норме, - рассказывает директор средней общеобразовательной школы №73 Леонид Ефимович Шевчук, - Поэтому я считаю, что категорически неправильно, когда детей с задержкой психического развития объединяют в классы коррекционного обучения. Когда такой ребенок идет в обычную школу и начинает учиться в классе вместе с другими детьми, на него никто не показывает пальцем, и у него начинают появляться успехи в учебе.

Одно из условий программы обучения школы – создание ситуаций успеха. Педагоги образовательного учреждения стремятся, чтобы ребенку было комфортно учиться, чтобы он чего-то постоянно достигал. Также в школе очень развита система дополнительного образования: многочисленные секции и кружки помогают детям развивать скрытые способности и настраиваться на позитивный лад.

- Для детей с задержкой психического развития отдельных школ нет и не может быть, потому что задержка психического развития это пограничное состояние нормы, - поясняет начальник отдела общего дошкольного общего и специального (коррекционного) образования детей Управления по делам образования г. Челябинска Наталья Кутепова. - Это тоже нормальные дети, но они по какой-то причине хуже учатся, чем другие. Задержка психического развития может быть результатом длительной болезни, нарушений нервной системы, мозговой деятельности, может быть связана с родовой травмой, и она проявляется в том, что ребенок не успевает и плохо учится. Эти дети нормальные, они нормально себя ведут, у них может быть нормальная жизненная ситуация. Единственное, они хуже усваивают учебный материал, поэтому для них нужны меньшие по количеству детей классы, доплата учителям, которые с ними индивидуально работают для того, чтобы дать возможность ребенку выровняться, стать, как все другие, усваивать ту же самую программу. Таких детей в нашем городе очень много.

Где могут учиться дети с другими заболеваниями помимо задержки психического развития?

Безусловно, они могут получать образование в специализированных учреждениях особого типа, где для них будут созданы необходимые условия. Но никто не вправе отказать ребенку с инвалидностью в возможности обучаться в обычной школе. Главной проблемой при этом является отсутствие необходимых условий в наших школах. Например, ребенку с нарушением опорно-двигательной системы будет сложно учиться в здании, где нет пандусов, лифтов, специального размера коридоров и туалетов. Также ему обязательно нужен будет сопровождающий для передвижения по школе.

- По большому счету, обязать каждое образовательное учреждение инклюзивно обучать детей мы не можем, потому что в законе об образовании сказано, что каждое учреждение самостоятельно определяет форму, методы и средства обучения детей, - комментирует ситуацию Наталья Георгиевна Кутепова. - Если в районе появился ребенок школьного возраста с какими-либо особенностями развития, то под него конкретно создаются условия. Не в каждом учреждении появится ребенок-инвалид. Если ребенок не может самостоятельно передвигаться, ему чаще всего предлагается какое-либо сочетание форм обучения. Например, надомное обучение с социальными методами инклюзии: он посещает праздники, какие-либо воспитательные мероприятия. А если он может включиться в образовательный процесс, его, конечно, определяют в обычный класс. Если руководитель учреждения будет создавать для него условия, а преподаватели будут готовы его учить, то ребенок будет там учиться.

Но в этом случае сами родители должны задуматься о том, хорошо ли будет их ребенку в обычной школе, быть готовыми к тому, что им придется уделять ему особое внимание, возможно, какое-то время даже сопровождать его на уроках и прикладывать все усилия для его успешной интеграции в общество.

ИНКЛЮЗИЯ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

В системе инклюзивного образования, как и в любой другой, есть свои достоинства и недостатки. Самый главный плюс состоит в том, что не только ребенок начинает интегрироваться в общество, но и общество начинает принимать школьника с особенностями в развитии.

- Нужно ли создавать ребенку тепличные условия? - задает вопрос Леонид Ефимович, - Безусловно, нет. Ведь они не могут подготовить ребенка к жизни, и он оказывается к ней полностью неприспособленным. Когда мы интегрируем ребенка в обычный класс, он воспринимает позитивные моменты школьной жизни, и это положительно сказывается на его успеваемости и восприятии окружающей его действительности.

Дети с особенностями в развитии, не имеющие проблем с интеллектом, способны воспринимать информацию и учиться ничуть не хуже своих сверстников. А самое главное, здоровые ребята становятся более гуманными по отношению к своим не совсем обычным сверстникам, зачастую меняя свое отношение к инвалидности в целом.

- Прекрасно помню момент, который помог мне как-то утвердиться в классе, - вспоминает Женя Шадрова, - на уроке математики была контрольная работа. Я решила ее быстрее всех и единственная в классе получила пятерку. Конечно, это очень удивило их всех и изменило отношение ко мне. Я всегда рассказывала маме о том, как ко мне относились мои одноклассники. Ведь поначалу со мной даже никто не хотел садиться за одну парту, может быть, просто боялись. Моя одноклассница прямо спросила меня: «И зачем ты такая глухая пришла в нашу школу?» И тогда мама решила встретиться с классом и рассказать им про мою жизнь. Помню, как она долго и эмоционально говорила про то, какой сложный путь мне пришлось пройти, чтобы сесть за парту в обычном классе, попросила ребят помочь и поддержать меня. Они все восприняли очень сочувственно и понемногу начали со мной общаться, даже пытались опекать. Например, предложили провожать домой и переводить через дорогу. Со мной добровольно села за парту хорошая, серьезная и умная девочка, и мы подружились, я ей помогала по математике, а она мне по русскому. А потом я подружилась со всеми в классе. Я много работала сама и помогала другим ребятам, если они нуждались в моей помощи, давала списывать. Иногда сама делала им чертежи, потому что в бывшей школе нас хорошо учили этому.

Школу Женя закончила с золотой медалью и без проблем поступила на факультет пищевых технологий в ЮУРГУ. Чуть позже получила водительские права, живет полной жизнью, общается с друзьями.

- Могу сказать, что учиться самостоятельно в обычной школе гораздо труднее, чем в специализированной, - заключает девушка, - далеко не всем глухим это по силам. Но только там я ощутила жизнь во всей ее полноте. Для того чтобы учиться наравне с обычными учениками, нужно очень много стараться, терпеть, если не получается, то нужно снова пытаться и преодолевать страхи, сомнения и лень.

- В каждой семье есть свое представление о том, в каком классе будет лучше учиться его ребенку: в обычном или в классе коррекционного образования, - говорит начальник отдела обеспечения развития дошкольного общего и специального (коррекционного) образования, - А в каждом образовательном учреждении есть свой опыт. Например, когда ребенок находится в общем классе, педагогу бывает сложно уделять ему особое внимание. У ребенка с особенностями развития может быть совсем другой темп учебной деятельности, поэтому с ним нужно специальным образом работать. Плюс в том, что такой ребенок не выделяется в общем классе, а с другой стороны, это может помешать ему усваивать знания. Обучаясь в коррекционном классе, где чаще всего педагоги знают о детях с особенностями развития, объясняют материал проще и понятней, он получит гораздо лучший результат. Если такой ребенок старается, то его впоследствии переводят в обычный класс. Каждый родитель самостоятельно определяет то, что будет для его ребенка лучше. У нас существуют разные формы обучения. И это правильно. Потому что у каждого образовательного учреждения и у родителей должно быть право самому выбрать то, что подходит его ребенку.

К минусам инклюзивной системы образования стоит отнести, в первую очередь, сегодняшнюю неготовность обычных школ принимать особых детей. Многие современные учителя не знают методик работы с ними. Родители здоровых детей поначалу занимают категоричную позицию, не желая, чтобы их дети обучались с теми, кто так не похож на них. Нет сопровождающих, которые на первых порах помогали бы ребенку освоиться. Конечно, все упирается в недостаточное финансирование образовательных учреждений с целью создания в них условий для учебы детей с инвалидностью. В имеющиеся образовательные учреждения интегрированного типа стоят огромные очереди родителей, которые хотят, чтобы их проблемный ребенок учился, как все. Руководители таких учреждений просто не в состоянии принять всех желающих.

- Я считаю, что наша система должна быть внедрена во всех школах, - утверждает директор школы №73. - Спрос на нее очень серьезный. Население не только нашего города, но и области знает о нашем методе обучения, и многие обращаются к нам с просьбой принять детей в школу. Мы, к сожалению, не в состоянии принять всех желающих, не прикрепленных к нам территориально. Поэтому в каждой школе должно быть интегрированное обучение. Но должны также быть и специализированные образовательные учреждения восьмого вида. Родители вправе самостоятельно определять, где будет учиться их ребенок.

ПЕРСПЕКТИВЫ

- У нас все будет хорошо! - оптимистично заявляет Наталья Кутепова. - Развиваются общественные организации, меняющие сознание людей, множество общественных проектов. На федеральном уровне происходит поддержка инвалидов – президентом создан совет по инвалидам. Начинают реализовываться новые проекты, например дистанционное обучение детей с инвалидностью. Проект по инклюзивному образованию активно поддерживается. В этом месяце у нас состоялось два совещания на тему интегрированного обучения, на которых мы указали руководителям образовательных учреждений на необходимость перестройки образовательного процесса для детей с особенностями развития. В ближайшее время в городе будет принят документ, который будет инструктировать директоров школ о необходимости внедрения интегрированного обучения. Все будет проходить поэтапно и постепенно. В следующем году эта система будет еще более активно продвигаться.

- Изначально отношение к людям с проблемами жалостливое, - подытоживает Леонид Шевчук. - Но это унижает человека с особенностями развития. Видя человека с инвалидностью, многие люди теряются, не знают как с ним себя вести. Но к нему не нужно проявлять жалость, к нему нужно относиться так же, как к обычному человеку, возможно, несколько бережнее. И это нормально. Так и должно быть.

Оксана БЫКОВЕЦ

Комментарии
Комментариев пока нет