Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Картина светом

24.09.2010
Челябинский фотограф Алексей Александров считает, что в памяти мы должны оставаться лучше, чем есть

Андрей САФОНОВ

Челябинск

"Я не художник, просто фотограф", - Алексей Вениаминович встречает гостя в своей уютной студии. По стенам - несколько портретов. В углу - фрагмент гостиной в стиле начала века. Разумеется, минувшего. Последнее, казалось бы, имитация, а не раздражает.

Челябинский фотограф Алексей Александров считает, что в памяти мы должны оставаться лучше, чем есть

Андрей САФОНОВ

Челябинск

"Я не художник, просто фотограф", - Алексей Вениаминович встречает гостя в своей уютной студии. По стенам - несколько портретов. В углу - фрагмент гостиной в стиле начала века. Разумеется, минувшего. Последнее, казалось бы, имитация, а не раздражает. В антураже прошлого как-то особенно органично представляется семья. Даже современная. На Южном Урале А. Александров - один из немногих, кто стремится возродить высокую культуру обычного семейного фото.

Люди дышали фотографированием

-- Есть парадокс, - говорит он. - С одной стороны, салонная фотография, безусловно, существует. Даже фотосессии проводятся. Но, по большому счету, прийти сфотографироваться семьей, привести своего родителя, особенно престарелого, практически некуда. В свое время в Челябинске было фотоателье на улице Цвиллинга, где работала Надежда Михайловна Поздеева. Это пример фотографии с удивительными традициями. Все делалось по старинке, но в этом был свой шарм. Вкладывалась душа.

-- Вы тоже создаете душевное фотоателье?

-- Стараюсь. До последнего времени регулярно фотографировал в загсе, и вдруг что-то произошло, открылось по-новому: стал снимать в черно-белом варианте. Недаром говорят: черно-белое фото для души, цветное - для рекламы. Мои работы с такой ретроокраской увидел мэтр Сергей Григорьевич Васильев. Посоветовал: "Попробуй копнуть глубже. Честное слово, семейная тема - это твое". Попробовал. Думал, людей черно-белые снимки не заинтересуют. Но, самое удивительное, ошибся. Потом стал делать цвет, стилизованный под старину. Получается, как картина из-под кисти.

-- В семейной теме вы вышли за пределы загса?

-- Да. Желание проявилось в день рождения сына. Что-то накопилось. Сделал портрет 15-летнего ребенка, тоже стилизованный под холст.

-- В чем особенность семейного фото?

-- Очень важно показать, что это действительно семья: увидеть каждого и свести воедино. Обычное же массовое фото очень жесткое. Как в фильме Эльдара Рязанова: там героиня Л. Ахеджаковой говорит, что фотография - жесткое отражение нашей мерзкой действительности. Так вот, хочется, чтобы это было не так, а снимок оставался в семье на века. Как в былое время. Смотришь на старые фото и чувствуешь: люди дышали фотографированием, шли в ателье как на праздник.

-- Вы помогаете преодолеть время?

-- Может быть. Когда юношей смотрел в кинотеатрах на портреты народных артистов, сделанные знаменитым фотографом Ростом, восхищался тем, как он раскрывал их душу. А почему только артисты? Почему Ваня с Машей не могут прийти в студию и получить простое, человечное изображение себя? Мы должны оставаться в памяти лучше, чем мы есть.

-- То есть фотограф находит в человеке хорошее?

-- Да.

-- А бывает так, что невозможно найти?

-- Конечно. Тогда выручает опыт. Но это редко. Если честно, за последние 15 лет один такой случай был, и все равно получилось красиво. Нужно, нужно искать: Иногда начинаешь фотографировать и чувствуешь: не идет что-то. Говоришь: "Давайте перенесем съемку. Сможете завтра зайти?" Ссылаешься даже на технические причины. У человека откладывается в памяти, что он должен прийти еще раз, и это тоже путь к определенному душевному слиянию с фотографом.

Для бедных память ценнее

-- Вы снимаете людей разных поколений. Мы сильно отличаемся?

-- Мне 54. Люди моего возраста - поколение катастрофы - более чуткие. Конечно, те из нас, кто душу сохранил. Наши родители: Снимал на днях оперную певицу, ей за 80, у нее совершенно иной мир, в котором тепло. Молодежь часто жестокая. Хотя недавно, фотографируя подростков в челябинской школе, был шокирован флюидами их теплоты и мягкости. Помню, тогда разболелся, и меня поразило, что одна девочка, позвонив мне после съемки, спросила, как себя чувствую, предложила помощь. Человек раскрывается не только во взгляде. Один относится к фотографу как к художнику, хотя я таковым не являюсь. Другой - как к холую: "Сделай, тебе же платят". А я, даже фотографируя детей, всегда обращаюсь только на "вы".

-- Не думаете, что семья как ценность уже умерла?

-- Сложный вопрос. Работая в миасском загсе, видел: на регистрацию молодой человек часто идет с запахом перегара. Помню случай, когда жениха его родственники просто забыли дома. Спохватились, вернулись - он там пьяный ревет.

-- А вам, мастеру, не обидно: душу вкладываете, общность ищите, а в итоге, оказывается, все зря?

-- Разумеется, больно. Спасает мысль, что ничего бесследно не исчезает. И потом: даже если всего десять процентов семей будут жить счастливо и у них останутся памятные фото, то значит, все было не напрасно. Есть клиенты, которые из года в год приходят сначала с одним ребенком, вторым, третьим. Потом пропадают на несколько лет. Думаешь: Господи, что случилось? Потом появляются еще с одним малышом. Их встречаешь как родных, и тебе кажется, что ради них ты живешь и занимаешься ремеслом. К сожалению, в моем случае это всего лишь ремесло, а не искусство, способное показать такие семьи широкому кругу.

-- Есть различия между вашими клиентами, скажем, из Миасса и из Челябинска?

-- Очень небольшие. Правда, Миасс более провинциален. Но колорит наш уральский, характер сохраняются везде. Однако чем дальше в глубинку, тем люди материально беднее и душевно проще. Видно, что, заказывая фотографию, они делают себе настоящий подарок. Если человек обеспечен, все немного сложнее. Я жил в Сочи, также работал фотографом и помню: когда на юг приезжали относительно богатые люди, они в первую очередь шли в торговые ряды. А те, кто ехал отдыхать без лишних денег, фотографировались. Сначала - бледненькие, потом, в конце отпуска, загорелые, чтобы была память.

Как прорастить "зерно"

-- В плане творчества тяжело накладывать классический образец на современные вкусы?

-- Последнее время в основном работаю в классическом стиле. Но есть желание соединить классику с новыми течениями. Важно, следуя вкусам молодежи, придать снимкам некую красочность, однако не переусердствовать. В загсе это было очень сложно, а в студийных условиях, думаю, смогу. Люблю работать со светом и, главное, чувствую, что именно хочу воплотить. Если пойдет не так, коллеги подскажут. Прислушиваться к другим учился у них же. Например, Сергей Васильев, хотя и мэтр, но всегда спросит совета. И сам, если нужно кому-то, посоветует. Для меня важно мнение замечательного фотографа и хорошего человека Андрея Олейникова, который всячески помогает мне создавать студию семейной фотографии.

-- Одежда в раскрытии образа играет роль? Представьте: клиент пришел не в том, что ему к лицу?

-- Повторюсь: я - ремесленник. А ремесленник отличается от художника тем, что похож на музыканта в старом ресторане: "Ты мне насвисти, а я сыграю". Причем музыканты в таких ресторанах были высококлассные. Здесь то же самое: в чем пришел человек, с тем и обыгрываешь. Иногда достаточно просто накинуть шарф, подсветить фон, подбросить несколько желтых листочков на пол как символ осени - и все! Когда люди идут фотографироваться, лучше, если они помогают. Подсказывают, что хотят видеть, несут свой образ. Я прислушиваюсь, и получается интересно.

-- А часто ваши клиенты придумывают не подходящий им образ?

-- Бывает. Вот пришли три девушки, три сестры - красивые, длинноногие:

-- :и попали под власть стереотипа.

-- Совершенно верно! Предложил им свое видение, сделал снимок. Показывая, спросил: "Будете стоя фотографироваться?" "Нет, не будем". Сказали, что получились так, как им хотелось.

-- Следовательно, семья благодаря фотографу самоопределяется в мире?

-- В этом и смысл. Фотография должна быть отражением красивых моментов. Свадьба - красиво. Рождение ребенка - красиво. Безумно хочу отразить образ Мадонны с младенцем. Тема удивительнейшая!

-- Алексей Вениаминович, цифровые технологии не убивают фотографическую магию? Не в том смысле, что "цифра" сделала фотографию массовой, а все массовое портит вкус. Я о другом: вот в пленке, например, было серебро, поведению которого мастера придавали большое значение. А в цифровом снимке его нет.

-- Я один из самых первых фотографов в Челябинске, который перешел на "цифру". Можно было сразу видеть результат, и в этом безусловное удобство. Но качеством изображения те цифровые аппараты, даже профессиональные, все-таки уступали предшественникам. Сейчас аппаратуру производят на очень высоком уровне. И тем не менее что делаю я: не пользуюсь фотошопом, снимаю "живьем", применяю различные светофильтры, смягчаю свет. Как бы приближаю изображение к пленочному. Потому что когда было своеобразное зернецо, было по-другому, теплее. Как с виниловой музыкальное пластинкой. Когда ее ставишь - это целая церемония, потрескивание, настрой. Иное дело ровный оцифрованный звук.

-- Пожалуйста, расскажите о себе все, что считаете нужным.

-- А что рассказывать? Несложившийся спортсмен: играл за гандбольную команду ЧТЗ - сломал руку. Хотел играть на сцене, но оказался пижоном, а актерство - титанический труд. Поэтому сейчас, фотографируя в студии клиентов, по сути, стараюсь создать пусть маленький, но все-таки театр. Совершенно случайно взял в руки фотоаппарат. Позднее в Сочинском цирке снимал презентацию выступлений Мстислава Михайловича Запашного для его гастролей в Японии. Потом Михаил Ашотович Багдасаров предложил сделать слайды его аттракциона "Тигры-шоу". Работая с такими людьми, невольно за ними тянулся. До сих пор хочется сделать чуть-чуть больше, чем уже удалось. Хотя бы постараться. Получится или нет, посмотрим.

Комментарии
Комментариев пока нет