Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Притворяйся вежливым - и привыкнешь

25.09.2010
Всерьез взявшись за имидж Южного Урала, региональные власти могут между делом изменить к лучшему жизнь людей

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

На аппаратном совещании в минувший понедельник Михаил Юревич дал поручение своим подчиненным (минэкономразвития и администрации губернатора) "сменить имидж" Южного Урала. Причем "как в масштабах Российской Федерации, так и в международном сообществе".

"Очень много говорят про ядерную аварию и ядерные отходы в регионе, - сказал губернатор журналистам. - Это не так. Все последствия аварии давно локализованы.

Всерьез взявшись за имидж Южного Урала, региональные власти могут между делом изменить к лучшему жизнь людей

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

На аппаратном совещании в минувший понедельник Михаил Юревич дал поручение своим подчиненным (минэкономразвития и администрации губернатора) "сменить имидж" Южного Урала. Причем "как в масштабах Российской Федерации, так и в международном сообществе".

"Очень много говорят про ядерную аварию и ядерные отходы в регионе, - сказал губернатор журналистам. - Это не так. Все последствия аварии давно локализованы. А в атомной сфере работают супертехнологичные предприятия. Да, у нас остаются "горячие точки", например, в самом городе Челябинске, это ЧЭМК. Но в таких городах, как Карабаш, Кыштым, Златоуст, Магнитогорск, выбросы по сравнению с советским периодом уменьшены в десятки раз.

Экология у нас намного лучше, чем в других странах. Для привлечения инвесторов надо менять имидж: У нас огромная курортная зона, большое количество озер, которые экологически просто шикарные. На территории области присутствует очень разнообразная промышленность: Имеется большое количество НИИ, наши специалисты любую работу могут сделать".

Если попытаться редуцировать эту цитату до краткой формулы, то смысл ее таков: "У нас еще не все в порядке с экологией, но мы исправляемся. Зато есть производственные площадки и квалифицированные, работоспособные люди. Вкладывайте деньги, господа!"

А может, не нужно его менять?

Михаил Юревич мыслит, как бизнесмен. И прямо говорит, что его интересуют инвесторы. Кто это может быть? На звание "Силиконовой долины" нам претендовать нет смысла - это ниша Сколково. Бананы у нас не растут. Иномарки собирают ближе к Питеру. Нефтеперегонный завод - не наш профиль. На кого можем рассчитывать?

Рискну предположить, что для кого-то имидж менять и не нужно. Ну, предположим, для тех, кто хотел бы наладить какое-нибудь экологически небезупречное производство. Для них, по факту, на Южном Урале созданы идеальные условия. Во-первых, есть, как мы выяснили, ко всему привыкшие рабочие руки, мозги и прочие части организма. Во-вторых, на общем фоне загрязнение от нового производства будет не так заметно. В-третьих, при желании иностранный менеджмент такого предприятия можно будет расселить на берегах озер. Сюда же пригласить на отдых их родственников и знакомых.

Правда, вот тут возникает история с бойней на фестивале "Торнадо", а это - как раз курортная зона, рядом Тургояк. Куда девать этих людей с голыми торсами, которые в любой момент могут пойти с кольями на любого инвестора, да и просто чужака?

Это разве мы?

Очевидно, имидж Южного Урала - штука настолько же запущенная, как и вся наша повседневность. Стоит ли нам обижаться на зеркало, как обиделись жители Миасса на корреспондента телеканала "Россия", сделавшего репортаж о их родном городе после "Торнадо"?

Журналист сам, кстати, оказался в плену стереотипов. И видимо, уже в Москве знал, какой сюжет у него получится по возвращении из командировки. Однако если мы хотим менять имидж, нам следует учесть, что имидж - это и есть стереотип. Кандидат исторических наук Сергей Климаков, автор проекта "Chelyabinsk Outside" на сайте Медиазавод, исследует, как события в нашем регионе отражаются в западных (мировых) СМИ. В маркетинге это называется "аудитом имиджа". На мой взгляд, в понимании механизмов возникновения образа Южного Урала Климаков продвинулся дальше других, хотя никакого специального инструментария и тем более бюджета у него нет. Только Интернет и голова.

Результаты наблюдений многих читателей шокируют. С большим отрывом в западной прессе преобладают материалы на тему радиационного загрязнения. Где-то рядом - экология, военная промышленность, армейские ЧП. А потом сразу - Челябинский театр современного танца и Ольга Пона.

Сергей Климаков настаивает: такова данность.

-- Да, у нас есть свои, местные, образы, символы, мифы. Мы сжились с ними настолько, что искренне верим, будто о них знает весь мир. В реальности же представление о нашем регионе на Западе - нечто совсем другое, потому что складывалось по-другому - как мы и не предполагали. Мне кажется, взгляд в отношении Челябинской области проходит через два главных ментальных "фильтра". Первый - стереотипы в отношении России в целом (какие они и как сформировались исторически - отдельный вопрос). Второй - авария на "Маяке" и экология. На выходе получается такое, что мы себя зачастую не узнаем.

"Этого не следовало говорить в Челябинске"

Очевидно, что такой имидж нам мешает и его нужно менять. Но как это сделать? Нашумевшая акция "Челябинск улыбается миру", когда на площади Революции множество людей в оранжевых плащах изобразили огромный "смайл", была хороша всем, но так и осталась не более чем приятным воспоминанием.

Известный писатель Алексей Иванов в недавнем интервью "Челябинскому рабочему" говорил:

-- Имидж надо понимать как функцию от идентичности. Когда идентичность выявлена, сформулирована, тогда уже можно заниматься имиджем:

Обладаем ли мы сегодня собственной идентичностью? Можем ли мы сказать, кто мы, какие, чем отличаемся от жителей других регионов? На этот вопрос лучше всего ответит история с "красными труселями" и фрезеровщиком-гомосексуалистом Дулиным. Между прочим, эти самые труселя теперь - "чисто челябинский" сувенир: на Кировке, говорят, можно прикупить их даже в виде магнита "на холодильник".

Это - от незнания самих себя.

-- Город у нас интересный, но он свои козыри не использует, - убежден челябинский историк Владимир Боже. - Вот, например, есть у нас идея поставить знак у виадука на въезде в Тракторозаводской район, показывающий, что здесь проходит граница между Уралом и Сибирью. Именно здесь, у бизнес-дома Спиридонова, Уральские горы переходят в Западно-Сибирскую низменность! В монументальной скульптуре почти нет местных сюжетов. А ведь сколько знаменитых людей на этой земле родилось, начиная от баснописца И.А. Крылова, заканчивая знаменитыми на весь мир спортсменами! Об этом помнят сотни челябинцев, а 500 тысяч жителей города просто не знают!..

Почти курьезный случай произошел недавно. Приехавший к нам из Шотландии профессор-славист Мартин Дьюхерст признался: "Шостакович мне нравится гораздо больше Прокофьева. Быть может, это не следовало бы говорить в Челябинске. Я заметил, что и в Челябинске, и в Екатеринбурге есть памятники, концертные залы, даже улицы имени Прокофьева" :

Бизнес что-то знает:

До сих пор мы свою идентичность мыслили по формуле "Урал - опорный край державы", в котором человеку было отведено место обслуживающего персонала. Зачем ему эта разница между Шостаковичем и Прокофьевым?

-- Сегодня военно-заводской тип хозяйствования, благодаря которому Урал возник как край менее 300 лет назад, умирает, - говорит блогер и писатель Макс Бодягин. - Он не находит места в постиндустриальной экономике:

Еще одним наследием этого типа хозяйствования является наше отношение к экологии. Директор "Челябгипромеза" и депутат городской Думы Сергей Овчинников говорит, что столь же дымными, как нынешний Челябинск или Магнитогорск, города в Японии и в Европе были лет 20 назад.

Это наше отставание - не столько даже в технологии, сколько в мышлении - иллюстрируют планы по прокладке транспортного коридора в районе Челябинского городского бора. Инициатива просто немыслимая сегодня в Европе. И, что важно в данном случае, не опровергающая, а напротив, подтверждающая наш имидж, с которым губернатор решил бороться.

Между тем экология - это уже экономическая категория. Совладелец Группы ЧТПЗ, сенатор Андрей Комаров приводит собственный пример общения с западными банками:

-- Вот мы, ЧТПЗ, получали кредит в Европейском банке реконструкции и развития. Этот банк не даст никому кредит без проведения экологического аудита:

Предприниматели, кстати, раньше других в Челябинске поняли: чтобы быть конкурентными даже в России, нужно осваивать коммуникативные системы, принятые на Западе.

-- Западный бизнес понятен, он сделан по стандартам, - говорит челябинский предприниматель Игорь Лиман. - И когда ты начинаешь общаться с бизнес-структурами за пределами региона, то обязательно сталкиваешься с такими компаниями. В одном случае вы "читаете" друг друга, в другом - общаетесь как глухой со слепым, то есть никак:

Все вместе, прямо сейчас

Итак, мы - в начале поисков собственной идентичности. Этот путь важен еще и потому, что в формирование имиджа нашей малой родины вовлекаются "широкие массы". Вообще, одна из стратегий продвижения состоит в том, чтобы закрепить имидж внутри системы. Любой человек, попадающий извне, обязательно "напитается" им. К тому же власть (как инициатор вопроса об имидже региона) получает огромное число "агентов влияния" в лице своего населения, а впоследствии - настоящее городское (региональное) сообщество.

А что же можно делать прямо сейчас?

Откладывать нельзя, считает Макс Бодягин:

-- Если стратегия развития региона и вытекающий из нее имидж не будут осознанно изменены губернатором, через 15-20 лет нас ждут крайне пагубные последствия. Среди которых бойня в Миассе покажется вполне рядовым событием.

Традиционный и весьма сомнительный способ - заплатить, чтобы тебя похвалили. В данном случае - какому-нибудь западному СМИ. Напрямик или через отечественного посредника.

-- За деньги "формировать имидж" из Челябинска не просто накладно, а безумно дорого, - предупреждает Сергей Климаков. - "Джинса" в западных СМИ исключена (или аномальна). Выкупать на правах рекламы полосы газет? Во влиятельных изданиях одна полоса стоит 100-150 тысяч долларов. Гораздо предпочтительнее работать творчески.

-- Тут очень важен общественный консенсус, - полагает Макс Бодягин. - Грубо говоря, мы все должны признать, что - да, такой регион нас больше не устраивает, мы достойны большего и мы делаем все для реализации этой цели. Как в войну: все для фронта, все для победы. Бизнес простраивает договоренности, урбанисты развивают эффективные городские инфраструктуры, культуртрегеры несут имидж территории в массы понятным массам образом. А власть обеспечивает всему этому движению благоприятный климат и работает неким арбитром, следя, например, чтобы на каком-то этапе чьи-то узкие бизнес-интересы не перекосили весь проект.

Консенсус в обществе - это уже настоящая стабильность, которая ценится любым инвестором. Даже поэтому коллективное думание про имидж малой родины продуктивно. Кроме того, это воспитывает. Как говорится, притворяйся умным - и привыкнешь! Однако Сергей Климаков заметил еще одну интересную деталь. Истории противостояния вокруг органа и челябинского бора, как ни парадоксально, могут сыграть в плюс. Правда, территории и ее населению, а не власти.

-- Это локальные примеры зарождения-активизации российского гражданского общества. Есть группа западных СМИ с российскими редакциями, точечно специализирующихся на работе с такой информацией. Это их формат. А вот если бы, скажем, Лера Авербах (музыкант и композитор, в прошлом - челябинский стипендиат программы "Новые имена", сейчас живет в США. - Прим. ред.) выступила в поддержку своих земляков, это подняло бы проблему на другой уровень.

Кстати, сейчас имена Леры Авербах, хоккеиста Евгения Малкина, фотомодели Ирины Шейк ПО ОТДЕЛЬНОСТИ генерируют в мировое медиапространство больший объем информации, чем имя "Челябинская область" :

Большое местное дело

Если в Челябинске с подачи губернатора появится некая площадка с максимально широким доступом к обсуждению темы имиджа региона, это будет важным шагом к решению проблемы.

Наверное, нам стоит, наконец, осознать, что думать о глобальном или, например, "как нам обустроить Россию", приятно, но нерентабельно. Нужно делать лучше жизнь вокруг себя, как любить ближнего. Более простой, конструктивной и мощной идеи сейчас нет в Российской Федерации.

А в качестве ближайшей цели хорошо бы иметь не просто сумму публикаций, а какое-нибудь настоящее местное дело. Макс Бодягин предлагает, например, идти от конкретной проблемы.

-- Ведь сегодня уезжают самые лучшие, самые по-хорошему амбициозные, сильные, умные. Именно они являются золотым запасом для развития региона, а не номенклатурная прослойка из "Единой России". Нам привлекать надо сюда людей, а не выдавливать их. Звание "миллионника" очень просто потерять. А мегаполис с населением в два миллиона - это уже совершенно другая планка привлекательности для инвестора.

Сергей Климаков мыслит еще более прагматично:

-- "Точки роста" имиджа нужно не выдумывать нам, перессорившись при этом за приоритеты. Оттолкнуться надо не от своего мнения, а от западных представлений о нас и уже положительно засветившихся явлений. И корректировать свою стратегию в соответствии с ними, как бы это было ни болезненно для местного самосознания. К примеру, нужно понимать, что Челябинск (в соответствии с трендами атомной экономики, которые определяются российско-американским сотрудничеством в этой сфере) на ближайшую перспективу - ключевой "атомный" регион ПЛАНЕТЫ. Нам с этой роли "не съехать", убежден абсолютно! И главное: принцип "сделал на копейку - пиар на рубль" уже не работает. Даже вылезать не стоит - в сверхкоммуникативном обществе засмеют, если не порвут. Минимум "сделал на полрубля - пиар на рубль". И стремиться делом к целому рублю:

Очень важное замечание. Пиар, имиджи и прочие изначально полезные вещи вызывают изжогу, когда вокруг сплошные имитации. Челябинская область достигла такого уровня развития и самосознания, что цель попасть в Книгу рекордов Гиннесса за что-то самое большое выглядят несерьезно. Продолжая мысль Сергея Климакова, можно было бы использовать в международном пиаре даже Карабаш. Одно время он считался самым грязным местом планеты. Технологии сегодня позволяют сделать его, может быть, и не самым чистым, но - почему бы не поставить такую цель? Все актуальные тренды - от экологии и социальной ответственности олигархов до модернизации и качества жизни простого человека - могли бы создать в Карабаше кумулятивный эффект. Причем с абсолютно позитивной пиар-отдачей не только для региона, но и для России в целом.

Комментарии
Комментариев пока нет