Новости

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Ремонт Макбука на Юду.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Башкиры

29.09.2010
*Журналист Лев Лузин пишет живую, человеческую энциклопедию народов Южного Урала. Третья статья посвящена коренному народу Урала*

По данным Всероссийской переписи населения, число башкир в Челябинской области: 1989 год - 161169 человека (4,5 процента к общему числу жителей), 2002 год - 166372 (4,6 процента).

КОРЕННОЙ НАРОД ЮЖНОГО УРАЛА

Окончив материал о башкирах Челябинской области, я лишний раз убедился, что большинство из нас (и автор тоже) плохо знает как историю своего края, так и людей, с которыми сталкивается каждый день. И я рад, что мне удалось расширить границы своего сознания.

В энциклопедиях говорится, что башкиры -тюркский народ, живущий в Республике Башкортостан и других регионах России - в Челябинской, Оренбургской, Курганской, Свердловской, Самарской и Саратовской областях, Пермском крае, Татарстане и Удмуртии. Это автохтонный (коренной) народ Южного Урала, Предуралья и Зауралья. Его численность - свыше одного миллиона 750 тысяч человек. Башкиры занимают четвёртое место в РФ по количеству, после русских, татар и украинцев.

Они говорят на своем языке. По вероисповеданию - мусульмане-сунниты. Главный музыкальный инструмент - курай, главное блюдо - бишбармак.

В IX веке, фиксируют исследователи, появился этноним "башкорт". Он берёт начало от имени известного по письменным источникам хазарского военачальника Башгирда, который жил с двумя тысячами всадников между хазарами и кимаками, в бассейне реки Яик (сейчас - Урал). Другое название башкир - иштяк, истяк. Есть также версия, что название происходит от слова «курт» - пчела и обозначает пчеловода. П. Рычков проводит этимологию названия от ногайского «башкурт» - главный волк.

По поводу происхождения башкир долгое время существовали две гипотезы: угро-мадьярская (ее придерживались В. Татищев, Д. Шлёцер, Д. Месарош, С. Токарев) и тюркская (В. Флоринский, В. Вельяминов-Зернов, В. Витевский). В XX веке исследователи С. Руденко, Р. Кузеев, Н. Дмитриев и другие обосновали точку зрения, по которой при формировании этнической культуры башкир решающую роль сыграли тюркские племена южносибирского и центральноазиатского происхождения при участии местного (приуральского) населения: финно-угорского (в том числе угро-мадьярского), сармато-аланского (древнеиранского).

Древнетюркские предки башкир, испытавшие на прародине влияние монголов и тунгусо-маньчжуров, до прихода на широкий Южный Урал (нынешняя территория Башкортостана, Оренбургской и Челябинской областей, часть Курганской и Свердловской области) кочевали на юге Западной Сибири, затем в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кыпчакскими племенами.

Ученый Н. Бикбулатов отмечает, что ни одно из башкирских племен не называло себя башкирами, так именовалось объединение нескольких племен. Историк делает вывод, что эту этническую общность сплотил один человек - Башгирд. Под его предводительством башкиры объединились в военно-политический союз и начали осваивать современные территории расселения. На Южном Урале их степные племена частью вытеснили, частью ассимилировали местное (финно-угорское, иранское) лесное население, вступили в контакт с камско-волжскими булгарами (предки современных татар), оседлыми племенами Урало-Поволжья и Западной Сибири.

Путешественники обращали внимание, что древние башкиры говорят на языке близком к венгерскому. Их отождествляют с угорскими племенами - предками современного венгерского народа. На самом деле, считает кандидат исторических наук, доцент ЮУрГУ Г. Самигулов, население Южного Урала IX-XII веков, скорее всего, включало в себя и тюркские, и угорские племена, в том числе и родственные венграм (мадьярам), предки которых ушли в Европу в IX-X веках. В какой-то степени, венгры и башкиры имеют общих предков. Не удивительно, что внешне башкиры разные. В них смешиваются европеоидные и монголоидные типы. Язык народа относится к западной ветви тюркской группы алтайской семьи, имеет разветвлённую диалектную структуру. Часть современных башкир говорит на татарском и русском языках.

Башкиры живут на своей нынешней земле (в том числе - в горнозаводской зоне Челябинской области, на юге Уральского хребта) с конца IX-начала X веков. Г. Самигулов отмечает, что Ахмед ибн Фадлан, секретарь посольства Багдада к царю Волжского Булгара, в 922 году оставил записки, которые содержат первое описание башкир. Посольство встретилось с ними между реками Яик и Итиль (Волга). В X веке на территорию башкир начал проникать ислам, ставший в XIV веке господствующей религией. В XIII веке башкиры были завоёваны монголо-татарами. В это время народ воспринял кыпчакский язык - язык Золотой Орды. Упорное, временами успешное сопротивление башкир совместно с булгарами монгольскому завоеванию нашло отражение в исторических и фольклорных источниках.

Согласно работам уфимского ученого Р. Кузеева, на восток Челябинской области (в географическом смысле это Зауралье) башкиры шли в XIV-XVI веках с Приуралья (нынешний Башкортостан) и с юга Уральского хребта (территория от Аши до Чебаркуля). Окончилось это переселение в период падения Сибирского ханства. (Как известно, после распада Золотой Орды образовались Казанское, Астраханское и Сибирское ханства и Ногайская орда. Западная часть широкого Южного Урала входила в Казанское ханство, южная - в Ногайскую орду, восточная, нынешняя Челябинская область, - в Сибирское ханство).

После завоевания Казани войсками Ивана IV (Грозного) башкиры приняли российское подданство. В 1557-1586 годах завершилось присоединение Башкирии к России. За народом, пишут историки, было признано право владеть землями на вотчинных началах, жить по своим обычаям и религии. Тем не менее, башкиры неоднократно, каждые 15-20 лет, выступали против российского правительства (восстания XVII-XVIII веков). Они очень ценили свою независимость, возможность поступать по собственному усмотрению. Последним башкирским бунтом против российской власти считается участие в Крестьянской войне 1773-1775 года в составе войск легендарного Емельяна Пугачёва. Один из руководителей этого восстания, Салават Юлаев, остался в народной памяти и считается башкирским национальным героем.

Как отмечают исследователи, в XVI—XVII веках территория Башкортостана в царских документах обозначалась как Уфимский уезд, который делился на Ногайскую, Казанскую, Сибирскую и Осинскую дороги (даруги). Зауральские (в том числе нынешние челябинские) башкиры были в составе Сибирской и, частью, Ногайской, дорог. Дороги состояли из родоплеменных волостей, которые, в свою очередь, подразделялись на роды (аймаки или тюбы).

В 1737 году зауральская часть Башкортостана была приписана к вновь созданной Исетской провинции, территория которой охватывала современную Курганскую, северо-восточную часть Челябинской, южную - Тюменской и восточную - Свердловской областей. В 1744 году императрица Елизавета Петровна высочайшим указом повелела: «Быть в Оренбурге губернии и именоваться Оренбургская губерния и в ней быть губернатором тайному советнику Неплюеву». В Оренбургскую губернию вошли Оренбургская, Уфимская и Исетская провинции.

Историки отмечают, что традиционные занятия башкир - кочевое и полукочевое скотоводство, оно играло ведущую роль в хозяйстве. (У земледельческих народов был и, к сожалению, еще остается взгляд, что кочевники нерационально используют свою землю - значит, они отсталые. На самом деле, кочевники - не отсталые, они просто другие, у них свой подход к земле).

Башкиры также занимались бортничеством, охотой, рыбной ловлей. Они разводили лошадей, овец, меньше - коров, были у них и верблюды. Народ знал и земледелие, подчинённое кочевому образу жизни. Основные культуры - просо, ячмень, конопля. Ремёсла - выплавка железа и меди, изготовление оружия и орудий труда, войлоков, паласов и тканей из животного и растительного сырья. Расселение башкир по широкому Южному Уралу сопровождалось упадком скотоводства, констатируют историки. Изменялись методы его ведения, усиливалась роль земледелия, которое к XIX веку стало ведущим направлением хозяйства.

ВКЛАД В ИСТОРИЮ РОССИИ

Не все знают, что слово "Урал" (в переводе с башкирского - пояс) не сразу относилось ко всему Уральскому хребту и ныне известному огромному региону, отмечает Г. Самигулов. Оказывается, в XVII им XVIII веках Уралом называли только южную часть хребта (нынешняя горнозаводская зона Челябинской области). А весь большой Урал стал Уралом только в XIX веке, и это имя ему подарили башкиры.

В 1612 году в составе ополчения Минина и Пожарского башкирские отряды участвовали в освобождении Москвы от польских интервентов. Башкирские конные полки сражались во всех крупных войнах России, но историки почему-то не очень подробно это показывают. За подвиги на полях сражений башкир жаловали в тарханы (служилая знать, освобожденная от уплаты налогов, но обязанная нести военную службу). Алдарбай Исекеев участвовал в Крымском и Азовском походах, где был трижды ранен, в поединке сразил «черкашенина» и взял в плен крымчанина, которого представил Петру I. Государь лично наградил его тарханством. Многие грамоты на тарханство, выданные в 1730-х годах, упоминают, что «прадеды, деды и отцы» тех башкир, которым оно подтверждалось, участвовали в «Крымском, Азовском и Свеском (шведском) походах». Башкиры внесли большой вклад в Отечественную войну 1812 года, они известны как «северные амуры». В Башкирии (она была частью Оренбургской губернии до 1863 года - до выделения Уфимской губернии) и из башкир прилегающих уездов Пермской и Оренбургской губерний (в нее входил и Челябинский уезд) было сформировано 28 башкирских, два мишарских и два тептярских казачьих полка. В августе 1812 года башкиры, тептяри и мишари пожертвовали в пользу армии 500 тысяч рублей царской чеканки. В Бородинской битве особо отличился третий батальон Уфимского пехотного полка. Знамя пятого Башкирского полка добровольцев хранится в Национальном музее Башкортостана.

Башкиры вместе с казаками охраняли российскую границу. В первой половине XVIII века шла борьба башкир с киргиз-кайсаками (казахами) за пастбища. Как рассказал Г. Самигулов, в 1731 году башкирские старшины сопровождали посольство известного чиновника А. Тевкелева (будущий основатель Челябинской крепости) к киргиз-кайсакам. В их числе - Таймас Шаимов. Это был незаурядный человек. По описанию Кириллова, войско башкир во главе с Таймасом Шаимовым разбило отряд киргиз-кайсаков численностью до 10000 человек, который шел в набег на башкирские земли, с его именем тесно связана история основания первых крепостей в Южном Зауралье в 1735-1738 годах. Во многом благодаря помощи Таймаса Шаимова и Кидряса Муллакаева посольство Тевкелева завершилось успешно - казахи Младшего жуза во главе с ханом Абулхаиром и часть знати Среднего жуза приняли русское подданство. За помощь, оказанную посольству, Т. Шаимов был пожалован в тарханы. В 1735 году начала свою деятельность на Южном Урале Оренбургская экспедиция, одной из задач которой было строительство города при впадении реки Орь в Яик. Для подвоза продовольствия к строящемуся городу в верховьях Яика поставили Верхояицкую пристань, место для ее постройки выбрано при содействии Т. Шаимова, который к тому времени был уже старшиной башкир Каратабынской волости. Затем на землях Каратабынской и Барынтабынской волостей построили целый ряд крепостей, в том числе Челябинскую, Миасскую, Троицкую и Уйскую.

Селение Т. Шаимова стояло на озере Аргази. В 1771 году П. Паллас проезжал через Таймасаул (Таймасову деревню). На некоторых дореволюционных картах озеро Аргази названо Таймасовым, так именовал его в своем «Историческом описании Сибири» известный историк П. Словцов, а также П. Семенов Тянь-Шанский. Потомки Т. Шаимова были старшинами Каратабынской волости, заседателями судебных учреждений Челябинского уезда. В конце XVIII веках было вынесено решение о назначении их на чиновничьи должности. Сегодня потомки Т. Шаимова живут в разных городах и селах Челябинской области и за ее пределами.

Башкиры сыграли важную роль в период заводского освоения Урала. Они были хорошими рудознатцами, но из-за многочисленных восстаний им запретили самим ковать оружие. Дети Салавата показали русским рудные места, а затем снабжали заводы древесным углем.

Духовное управление мусульман России в конце XVIII века было создано в Уфе.

В наше время всей стране известны народный герой башкир Салават Юлаев и поэт Мустай Карим. Покорила столицу России и всю страну рок-певица, композитор Земфира (Ромазанова).

В СМИ Башкортостана и в Интернете идет активная полемика о роли и месте детей Салавата в истории и современности. На мой взгляд, эта нация продолжает развиваться и самоутверждаться. Думаю, что о делах многих ее сыновей и дочерей мы узнаем совсем скоро.

БАШКИР СТАЛО МЕНЬШЕ

Раньше в области было 210 тысяч башкир. По переписи 2002 года - 166372. Это четвертый по численности народ Южного Урала и первый по историческим корням. Почему уменьшается количество детей Салавата, ведь башкирские женщины много рожают? Ответ прост - дети смешанных браков зачастую не считают себя башкирами. Мало того, ассимиляция и чистокровных башкир привела к потере языка, тяга к родному слову ослабла. У сельских жителей заметен акцент, приезжая в город, они его стесняются. Если так будет и дальше, беспокоятся дети Салавата, то через несколько десятилетий нашего народа здесь просто не будет. "Разве в последнее время, когда повсеместно наблюдается рост национального самосознания, ситуация не улучшилась?" - задаю я вопрос. «К сожалению, пока так не скажешь, - слышу в ответ. - Трудно в городе собрать класс для обучения на родном языке. "Куда потом пристроятся наши дети?" - спрашивают родители».

Башкиры сегодня живут в основном в Аргаяшском и Кунашакском районах (они там составляют более 60 и около 50 процентов населения). Много их в Сосновском и в других городах и районах области. Дети Салавата в основном заняты в сельском хозяйстве. За последние годы образовалось несколько башкирских фермерских хозяйств. Многие уезжали и уезжают из села. Трудятся на ММК, ЧМЗ, ЧЭМК, ЧТЗ, на стройках - там, где платят деньги и дают жилье. Заняты башкиры и в других сферах - работают учителями, библиотекарями, врачей среди них мало. Есть ученые, спортсмены, деятели культуры, руководители среднего звена, предприятий и муниципалитетов.

Самый знаменитый и почитаемый башкир области - Харис Юсупов, основатель школы дзюдо на Южном Урале, заслуженный тренер СССР, профессор, почетный гражданин Челябинска. Он ушел из жизни в 2009 году… Директором совхоза «Дубровский» Красноармейского района, а затем начальником областного управления сельского хозяйства работал Талгат Хаиров. Он построил ипподром сначала в родном хозйстве, а затем - в Уфе. На Южном Урале хорошо знают историка, краеведа, художника и актера Урала Сафиуллина, поэта и детского писателя Рамазана Шагалеева, ученого Зинната Бикбулатова, директоров колледжей Рауля Асатуллина и Сафуата Курманова, заведующую библиотекой башкирской и татарской литературы имени Шайхзады Бабича Кунсылу Аюпову, председателя женского правозащитного движения «Фатиха» Фатиму Кобжасарову, заведующего кафедрой в ЧелГУ Гаделя Валеева, солисток Флюру Зарипову и Факию Сафину, фермера Марата Камалова и других достойных людей.

Очень популярен не только среди башкир и не только на Южном Урале стронгмэн Эльбрус Нигматуллин - вице-чемпион мира, неоднократный чемпион России, победитель крупных международных турниров. Символично, что несколько лет назад он снялся в документально-художественном фильме «Я не умер, башкиры!», где сыграл главную роль - Салавата Юлаева.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Областной «Башкирский народный центр» образован в 1991 году. С 2000 года председателем правления этой организации работает Ралиф Каримов.

Долгое время он был главным художником Челябинской фабрики художественных изделий. В "Энциклопедии Челябинской области" отмечено, что Р. Каримов - автор более 600 работ (графика, металл, изделия из уральских камней и художественное литье), в том числе свыше 230 тематических работ, юбилейных значков и медалей. Изделия этого известного художника-графика хранятся в Москве (в выставочном зале народных художественных промыслов - ваза "Хлеба Росссии", шкатулка "Былины" и другие, во МХАТе и Большом театре - композиции из уральских камней "МХАТ - 80 лет", "Южноуральцы - Большому театру"), в музее декоративно-прикладного искусства Кустаная (композиция из камня "Кустанай - 60-летию Казахской ССР"), в Челябинске, в галереях искусств США и в частных коллекциях. Ралиф Шарифьянович - Заслуженный работник культуры Российской Федерации, секретарь президиума Ассамблеи народов Челябинской области. Он проводит вечера встречи интеллигенции, ежегодные фестивали башкирской музыки - совместно с областным центром народного творчества. Уже пять лет Каримов организует детский сабантуй. На нем со сцены звучит башкирская речь, идет перевод на русский. Однажды, побывав на сабантуе в челябинском парке имени Пушкина, дети из Копейска воскликнули: «Мы увидели настоящих башкир!»

На новый год (по-башкирски - янаюл) народный центр проводит представление в ДК ЧМЗ. Во время мусульманских праздников и 1 октября, в День пожилого человека, Ралиф Каримов собирает представителей старшего поколения в библиотеке башкирской и татарской литературы.

- К сожалению, раньше люди, не только башкиры, стеснялись своей нации, - говорит Ралиф Каримов. - Детей нарекали по-русски. Кто-то забывал родное имя и просил называть себя на славянский манер. За последние 10 лет ситуация изменилась, но обидно, что некоторые большие руководители до сих пор хотят, чтобы их окликали неродными именами…

В конце 90-х на Южном Урале был создан курултай башкир. Его задача - объединение детей Салавата, воссоздание языка, развитие культуры. Эта организация тесно взаимодействует с правительством Южного Урала, участвует в разработке важнейших документов, определяющих приоритеты национальной политики («Концепция региональной национальной политики Челябинской области» и «Основные направления реализации государственной национальной политики в Челябинской области»). Областной курултай проводит международные соревнования по дзюдо и национальной борьбе курэш на призы Х. Юсупова.

Областные, городские и районные сабантуи стали праздниками всех южноуральцев. В Аргаяшском районе уже много лет действует башкирский народный театр, в Магнитогорске есть Дом башкирского искусства. В башкирском отделении Центра национальных культур - ансамбль кураистов и женский фольклорный ансамбль, в Сатке - народный коллектив «Радуга», во Дворце культуры ЧТЗ более 15 лет работает Клуб башкирской и татарской культуры, в челябинском ДК «Ровесник» действует ансамбль «Хазина», в Доме культуры Верхнего Уфалея - ансамбль «Лейсан», в Миассе - народный коллектив «Уралым», в Кунашаке - ансамбль «Миляш», в средней школе N94 Магнитогорска - театр-студия «Акбузат». В Миассе работают многопрофильные детские клубы «Аниса», «Ласточка», «Подарок». Литературное объединение «Акмулла» подготовило семерых членов Союза писателей Башкортостана и России. В регионе издается газета «Уралым».

Идет работа над проектом «Шежере» (родословной) башкир области, эта идея родилась в челябинском городском курултае, где уже пять лет председательствует бывший строитель Сахрагуль Гатауллина. Она ищет одаренных детей и посылает их на конкурсы в Башкортостан, наши юные земляки не раз завоевывали первые места и гран-при. 12-летняя певица Розалия Латыпова получила приз из рук президента Муртазы Рахимова, сейчас девушка учится в Уфе. Недавно в финал конкурса танцоров вышла сотрудница библиотеки имени Ш. Бабича Гузель Сунаршина, которая записала автора этих строк в число своих читателей. Городской курултай организовал классы башкирского языка в 29-й челябинской школе.

В последние годы исполком областного курултая башкир возглавляет Марсель Юсупов, известный предприниматель, депутат Государственной Думы, сын легендарного Хариса Юсупова. Создан Фонд поддержки курултая. Объединение организует изучения башкирского языка в школах области, стимулирует учителей родного языка, готовит положение о стипендиях одаренным башкирским студентам. Более чем в 80 школах Аргаяшского и Кунашакского районов введено преподавание родного языка. Многие выпускники школ области продолжают обучение в Башкортостане, используя квоты, выделяемые Министерством образования РБ. Учителей башкирcкого языка готовит факультет восточной филологии Челябинского государственного университета и Аргаяшский филиал Челябинского педагогического колледжа N1. Областной курултай башкир предложил изменить специализацию выпускников восточного факультета ЧелГУ и вместо учителей русского и башкирского языков вести подготовку студентов по специальности «Башкирский язык и английский язык», это усиливает конкурентоспособность выпускников вуза.

По инициативе Марселя Юсупова организовано вещание канала «Башкирское спутниковое телевидение» (БСТ) на Аргаяшский, Кунашакский, Красноармейский и другие районы. Создаются корреспондентские пункты в городах и районах, где компактно живут башкиры и где востребовано национальное телевидение. Фонд курултая башкир выступил спонсором сборной команды области по национальной борьбе курэш, а также многих масштабных зрелищных спортивных соревнований. Молодежное «крыло» курултая - Союз башкирской молодежи области (председатель - Тимур Сафиуллин) занимается популяризацией башкирской культуры в своей возрастной среде. Юноши и девушки чтят национальные традиции - уважают старших, учатся, работают, ведут здоровый образ жизни.

Символ курултая - акбузат, конь божественного происхождения. Для башкир четвероногий скакун - основа жизни. Дети Салавата спокойно и с внутренним достоинством несут свою миссию коренного народа области.

- Южный Урал - один из самых многонациональных уголков страны, - говорит Марсель Юсупов. - Все годы своего существования он демонстрирует сбалансированность, взвешенность в межнациональных отношениях. Областные, городские и районные органы власти помогают проводить национальные мероприятия и в разной форме их спонсируют. Курултай в этом плане не исключение. Все свои мероприятия мы проводим совместно с другими национальными центрами. Тесное сотрудничество у нас сложилось с Конгрессом татар и национальными центрами - славянским, армянским, азербайджанским, немецким, еврейским и другими.

Продвигаться вперед можно только единой командой, опираясь на качества каждого человека, в том числе на его национальную ментальность, харизму. Открытое демократическое общества невозможно создать без единения и дружбы всех народов.

В КОМПЬЮТЕРЕ – РОДНЫЕ МЕЛОДИИ

Я побывал в семье челябинцев Аюповых. Кунсылу Рамазановна - заведующая библиотекой башкирской и татарской литературы, ее муж Альберт Абубакирович - энергетик, Заслуженный строитель РФ. У них три сына. Старший Артур - строитель, его жена Элина - студентка медакадемии. Вадим работал на телевидении, учится в ЧГАКИ, у них с супругой Розой (она студентка Башкирского госуниверситета) два с половиной года назад родился сын Владик. Младший Денис пока не женат, он тоже учится в ЧГАКИ и живет с родителями. Квартира Вадима с Розы - рядом, Владик гостит у дедушки с бабушкой почти каждый день. Артур с Элиной бывают у папы с мамой два раза в неделю.

Но в этот день младших Аюповых в доме нет. Хозяйка наливает в мою пиалушку душистый черный чай со сливками, мы смакуем юаса (жареное тесто), знаменитый чак-чак. Из соседней комнаты льется башкирская мелодия.

- Это у Дениса записи в компьютере, - поясняет Кунсылу Рамазановна. - Он, когда работает, все время их слушает.

- А это творог? - спрашиваю я, когда хозяйка ставит на стол еще одно лакомство.

- Это курут - сквашенный творог, - поясняет она. - Попробуйте с чаем! Наши дети кладут его в суп, он становится не таким жирным.

Я пробую курут на язык, он кисловатый - вкус, конечно, на любителя.

- Курут - очень полезен для здоровья, - говорит Альберт Абубакирович.

Затем мы пробуем талкан. Это блюдо готовится из проросших зерен. Потом их жарят и мелют, получается мука коричневого цвета. Ее смешивают со сливками, маслом и сахаром. Из этой массы скатывают небольшие шары. Талкан тоже очень полезен, он долго не портится и быстро утоляет голод. Его удобно брать с собой в дорогу.

Пока я наслаждаюсь чаепитием, хозяева ставят записи любимого внука: Владика забирают из роддома, купают. Дедушка Альберт с улыбкой рассказывает, что внук любит танцевать под народные мелодии, умеет держать в руках курай.

- Он уже хорошо сидит за общим столом, - не скрывая гордости говорит Кунсылу Рамазановна, - не вертится, благодарит. Владик знает родной язык, любит бывать у бабушки Бибинисы в Аргаяшском районе.

- Он пойдет в национальную школу?

- Да.

Когда я вернулся домой и лег спать, в голове все время звучали протяжные башкирские мелодии…

СКРОМНЫЕ И ГОРДЫЕ

Побывав в Башкортостане, я заметил, что у нас в области башкиры более сдержанные и приветливые. Артисты из Башкортостана не раз говорили, что таких благодарных, открытых сердцем зрителей, как в Челябинской области, больше нет нигде. Есть в наших башкирах какая-то трогательная беззащитность и в то же время - большая внутренняя сила. Башкирские девушки и женщины, как и все дети Салавата, ценят свою свободу. Даже при внешней кротости и покорности они остаются независимыми личностями.

Моя теща - настоящая башкирка Хамия Ахметкаримовна Бикчентаева (в девичестве - Шамагулова). Она работала учителем, Отличник народного просвещения. В школе ее зачем-то звали Галиной Павловной. Это была удивительно тактичная женщина. Я - далеко не идеальный зять, но никогда не слышал даже и намека на свои недостатки, на то, что что-то не так делаю для семьи. Поэтому не совсем понимаю классические анекдоты про тещ. А 25 процентов башкирской крови, текущей в моих дочерях, делает их только интереснее.

Мы говорили о национальном самоощущении со знаменитым Эльбрусом Нигматуллиным. Он понимает, что уже давно является эталоном для других башкирских парней. Эталоном спортсмена, человека и гражданина. Известный на весь мир атлет постоянно на виду, его все узнают, к мнению прислушиваются.

- Приходится держать марку, - улыбается Эльбрус, - что довольно тяжело. Но это мой образ жизни, я сам его выбрал.

- Башкиры, - продолжает Эльбрус, - это мои родители, дедушка и бабушка. Это родная деревня Чубары, запах одежды. Мы сидим за столом, едим наваристый суп кумась (в бульоне - «платочки» раскатанного теста), пьем чай из самовара. Башкиры - простые, трудолюбивые люди. Очень скромные, но одновременно гордые.

Наш народ уже пятый век живет с Россией, он много испытал со страной и заслужил уважение. Мы, как и другие нации, продолжаем развиваться. В том числе и я. Ведь Эльбрус Нигматуллин - это не только сила, мне хочется преуспеть в большем, создать свою школу.

КАК ВАМ ЖИВЕТСЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ?

Зульфия ШАРИПОВА, менеджер компании:

- У меня папа татарин, а мама башкирка. Три моих старших сестры считают себя татарками, а мне ближе башкиры. Наверное, потому, что мама меня, самую младшую, любила больше других сестер. В детстве я всегда засыпала под ее башкирское «аллю-балли». А мой дедушка пел в Башкирской государственной филармонии в начале 30-х годов. Звучание курая для меня самое родное. Не удивительно, что я стала профессиональным музыкантом.

Габдульян АХМЕДЬЯНОВ, токарь ЧТЗ:

- Я родился в Башкирии, в деревне Ашаево Белокатайского района. В Челябинске живу с 1973 года, приехал учиться в механический техникум и остался жить. Считаю его своим родным городом, здесь женился на башкирочке, воспитал сына и дочь, люблю свой дом и семью. Много лет работаю токарем на ЧТЗ, в автоматно-револьверном цехе, коллектив у нас дружный. Ощущаю себя башкиром, когда услышу родную музыку, душа переворачивается и тело в пляс пускается. Каждый год езжу в отпуск к родным в Башкирию и на сабантуй. По молодости сам участвовал в беге и однажды выиграл приз. Теперь больше болею за племянников, которые участвуют в состязаниях по борьбе курэш.

Райфа ШАМСИЕВА, гардеробщица библиотеки:

- Это моя родина, я ее никогда не променяю. К сожалению, в школе на башкирском языке читать меня не учили. Знаю его только на обыденном уровне. С внуком разговариваю по-башкирски. У нас дома есть записи песен на родном языке, смотрим башкирское телевидение.

РЕЦЕПТ

Вак-балиш (мелкий пирог)

Количество порций - четыре. Время приготовления - один час.

Необходимые продукты: мука пшеничная - 400 г; молоко - 0,5 стакана; яйцо - одно; баранина или говядина - 470 г мякоти; лук репчатый - одна головка; картофель - четыре штуки; маргарин - две столовые ложки; соль и специи - по вкусу.

Замесить сдобное пресное тесто, разделить его на кусочки по 80 г каждый и раскатать сочни. Мякоть баранины или говядины и картофель нарезать мелкими кубиками, лук мелко порубить. Все соединить, заправить солью и перцем, добавить лавровый лист. На середину сочней положить горкой фарш (по 100 г), края собрать в складочки и защипать, оставив небольшое отверстие. Выпекать пирожки в хорошо нагретом духовом шкафу, периодически подливая через отверстие бульон.

АНЕКДОТ ПРО БАШКИР

Идет Штирлиц по коридору. Вдруг, слышит: из-за двери Мюллера раздаются звуки курая. Подходит к двери и стучит.

- Мюллер, ты чего?

Мюллер с грустью отвечает:

- Думаешь, ты один по родине скучаешь?

Башкирского наряда моего размера в библиотеке башкирской и татарской литературы не оказалось.

- Есть только костюм Эльбруса Нигматуллина. Может, его наденете? - пошутила заведующая библиотекой Кунсылу Аюпова.

- Так я же в нем утону!

Тогда Кунсылу Рамазановна созвонилась с руководителем народного ансамбля «Айгуль» Инвером Хисаметдиновым, который охотно предложил примерить свой наряд. Костюм богатого башкирского охотника (только вместо лисьей шапки пришлось надеть тюбетейку) был как раз моего размера. Во время фотосессии Инвер показал мне несколько танцевальных па.

Комментарии
"Они говорят на своем языке".
Теперь буду знать, как отличить настоящего башкира на переписи.
А Набиуллина - татарка, это можно проверить очень просто, она сама это говорила в интервью.
А в принципе проект хороший. Пожелание: относиться более аккуратно к фактам.
Переписчик
30.09.2010 16:35:11
А почему национальные костюмы сверху, где три персонажа, и снизу, где Лев Лузин, такие разные? А это потому, что снизу .... национальный татарский костюм.
Башкир
13.10.2010 10:42:07
"А весь большой Урал стал Уралом только в XIX веке, и это имя ему подарили башкиры." а еще первую лошадь приучили тоже башкиры(это уже Галлямов)
Да еще,походу, для автора и татары и башкиры на одно лицо. А зачем лезем в ту область, где совсем ни чего не понимаете?
Лучше про попуасов пишите.хоть никто не заметит ляпы.
Короче твердое "три".
Шамиль
06.02.2011 20:39:51
ИншаАллах нас будет больше
Башкорт
07.08.2011 17:04:46
Башкорт халкы ин бойек,акыллы, батыр, горур халык!!! Минем халкым мэнге йэшэйесэк!!!
Миннур
03.09.2011 22:59:06
Народы населяющие Россию в самую трудную минуту искали и находили помощь у Башкир,дальнейшую деградацию народов России могут остановить только Башкиры,чем быстрее уменьшается количество башкир, тем быстрее наступает деградация, поскольку те качества,которыми обладают башкиры, доминируют у башкир в процентном отношении выше, чем у других.Башкир пора занести в красную книгу и беречь как зеницу ока, с законами природы шутки плохи, а то как вы думали.Башкиры не жалея себя,погибали на полях сражения за свои территории,количество башкир уменьшалось, а остальные народы как паразиты на готовеньком населяли башкирские земли, ну вот и итог-"не плюй в колодец, откуда черпаеш чистую воду".
Гений
03.09.2011 22:59:39
Я сам с Башкирии, из Сибая.По нации- башкир. Мне очень понравилась статья. Побольше бы таких статей про нации проживающие в России.По спутниковой тарелке смотрю иногда 1 областной (Челяб.ТВ) Радуюсь за Ваши успехи, ведь мы же соседи.Только передачи на башкирском не видел, только на татарском. Много друзей, родственников работают в Магнитке,в Челябинске.Успехов сайту.
Венер
02.12.2011 05:42:01
Башкиры славясь своей независимостью истреблялись постоянно. Только во времена Демидова их было уничтожено и сожжено многими тысячами. Жгли деревнями и местами их поселения.Это из-за того что не было принято согласования с местными аборигенами. Последние жгли мосты и заводы и убивали чужеземцев.Так как большинство населения не имело никакого понятия кто, как и зачем пришел на их земли. Опасаясь смерти Башкиры разбрасывались по разным местам и обосновывались там где они чувствовали безопасность. Поэтому все башкирские населенные пункты имеют возраст всего 200 лет Чтобы как то пополнить трудовые ресурсы для своих заводов, в города Кыштым,Касли и вдоль Увильдов начали расселять так называемых Тютнярцев. Так как местные аборигены то ли не могли то ли не хотели работать на строительстве заводов. Только к концу 18 века как-то удалось найти общий язык с аборигенами. Что интересно, в архивах история начинается только с конца 18 века. До этого времени история умалчивает. Где хранятся данные аборигеном до 18 века????????
Историк
27.06.2012 13:49:48
Статья написана автором, не отличающим башкир от татар, поэтому он напялил на себя татарский костюм и постарался выдать его за башкирский. Действительно, вне Башкирии башкиры от татар мало чем отличаются, не зря же татары и башкиры не создают свои национально-культурные организации отдельно, а созданные татаро-башкирские общества подтверждают то, что у нас единая культура. Если честно, и в Башкирии башкиры незначительно отличаются от татар. Именно поэтому многие путают татар с башкирами. Например, сами башкиры не знают о том, что Мажит Гафури писал только на татарском, а Мустай Карим - этнический татарин, окончил татарскую школу и поначалу то же писал на татарском. Набиуллина, конечно, татарка - об этом никто никогда не сомневался. Земфира - тоже, причем не только по отцу, но и по матери. О том, что ее бабушка из тептярей - была записана башкиркой, она рассказывала в одном из своих интервью. Да, много кто из знаменитостей в Башкирии, будучи татарами, считаются башкирами. Знающих об этом мало, а те, кто знают - умалчивают.
РИФ
30.07.2014 06:13:28
Статья написана автором, не совсем отличающим башкир от татар, поэтому он надел татарский костюм и постарался выдать его за башкирский. Действительно, вне Башкирии башкиры от татар мало чем отличаются, не зря же татары и башкиры не создают свои национально-культурные организации отдельно, а созданные татаро-башкирские общества подтверждают то, что у нас единая культура. Если честно, и в Башкирии башкиры незначительно отличаются от татар. Именно поэтому многие путают татар с башкирами. Например, сами башкиры не знают о том, что Мажит Гафури писал только на татарском, а Мустай Карим - этнический татарин, окончил татарскую школу и поначалу то же писал на татарском. Набиуллина, конечно, татарка - об этом никто никогда не сомневался. Земфира - тоже, причем не только по отцу, но и по матери. О том, что ее бабушка по матери из тептярей - была записана башкиркой, она рассказывала в одном из своих интервью.
РИФ
30.07.2014 06:24:28
Страницы: 1 2 След.