Новости

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Башкиры

30.09.2010
По данным Всероссийской переписи населения, число башкир в Челябинской области:  1989 год - 161169 человек (4,5 процента к общему числу жителей), 2002 год - 166372 (4,6 процента)

Коренной народ  Южного Урала

Окончив материал о башкирах Челябинской области, я лишний раз убедился, что большинство из нас (и автор тоже) плохо знают как историю своего края, так и людей, с которыми сталкиваются каждый день. И я рад, что мне удалось расширить границы своего сознания.

В энциклопедиях говорится, что башкиры - тюркский народ, живущий в Республике Башкортостан и других регионах России - в Челябинской, Оренбургской, Курганской, Свердловской, Самарской и Саратовской областях, Пермском крае, Татарстане и Удмуртии. Это автохтонный (коренной) народ Южного Урала, Предуралья и Зауралья. Его численность - свыше одного миллиона 750 тысяч человек.

По данным Всероссийской переписи населения, число башкир в Челябинской области: 1989 год - 161169 человек (4,5 процента к общему числу жителей), 2002 год - 166372 (4,6 процента)

Коренной народ Южного Урала

Окончив материал о башкирах Челябинской области, я лишний раз убедился, что большинство из нас (и автор тоже) плохо знают как историю своего края, так и людей, с которыми сталкиваются каждый день. И я рад, что мне удалось расширить границы своего сознания.

В энциклопедиях говорится, что башкиры - тюркский народ, живущий в Республике Башкортостан и других регионах России - в Челябинской, Оренбургской, Курганской, Свердловской, Самарской и Саратовской областях, Пермском крае, Татарстане и Удмуртии. Это автохтонный (коренной) народ Южного Урала, Предуралья и Зауралья. Его численность - свыше одного миллиона 750 тысяч человек. Башкиры занимают четвертое место в РФ по количеству, после русских, татар и украинцев. Они говорят на своем языке. По вероисповеданию - мусульмане-сунниты. Главный музыкальный инструмент - курай, главное блюдо - бешбармак.

В IX веке, фиксируют исследователи, появился этноним "башкорт". Он берет начало от имени известного по письменным источникам хазарского военачальника Башгирда, который жил с двумя тысячами всадников между хазарами и кимаками, в бассейне реки Яик (сейчас - Урал). Другое название башкир - иштяк, истяк. Есть также версия, что название происходит от слова "курт" - пчела и обозначает пчеловода. П. Рычков проводит этимологию названия от ногайского "башкурт" - главный волк.

По поводу происхождения башкир долгое время существовали две гипотезы: угро-мадьярская и тюркская. В XX веке исследователи С. Руденко, Р. Кузеев, Н. Дмитриев и другие обосновали точку зрения, по которой при формировании этнической культуры башкир решающую роль сыграли тюркские племена южносибирского и центральноазиатского происхождения при участии местного (приуральского) населения: финно-угорского (в том числе угро-мадьярского) и сармато-аланского (древнеиранского). Древнетюркские предки башкир, испытавшие на прародине влияние монголов и тунгусо-маньчжуров, до прихода на широкий Южный Урал (нынешняя территория Башкортостана, Оренбургской и Челябинской областей, часть Курганской и Свердловской областей) кочевали на юге Западной Сибири, затем в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кыпчакскими племенами.

Ученый Н. Бикбулатов отмечает, что ни одно из башкирских племен не называло себя башкирами, так именовалось объединение нескольких племен. Эту этническую общность сплотил один человек - Башгирд. Под его предводительством башкиры и начали осваивать современные территории расселения. На Южном Урале их степные племена частью вытеснили, частью ассимилировали местное (финно-угорское, иранское) лесное население, вступили в контакт с камско-волжскими булгарами (предки современных татар), оседлыми племенами Урало-Поволжья и Западной Сибири. Кандидат исторических наук, доцент ЮУрГУ Г. Самигулов считает, что население Южного Урала IX-XII веков, скорее всего, включало в себя и тюркские, и угорские племена, в том числе и родственные венграм (мадьярам), предки которых ушли в Европу в IX-X веках. В какой-то степени венгры и башкиры имеют общие корни.

Башкиры живут на своей нынешней земле (в том числе - в горнозаводской зоне Челябинской области, на юге Уральского хребта) с конца IX - начала X века. В X веке на территорию башкир начал проникать ислам, ставший в XIV веке господствующей религией. В XIII веке башкиры были завоеваны монголо-татарами.

Согласно работам уфимского ученого Р. Кузеева, на восток Челябинской области (в географическом смысле это Зауралье) башкиры шли в XIV-XVI веках с Приуралья (нынешний Башкортостан) и с юга Уральского хребта (территория от Аши до Чебаркуля). Окончилось это переселение в период падения Сибирского ханства.

После завоевания Казани войсками Ивана IV (Грозного) башкиры приняли российское подданство. В 1557-1586 годах завершилось присоединение Башкирии к России. За народом, пишут историки, было признано право владеть землями на вотчинных началах, жить по своим обычаям и религии. Тем не менее, башкиры неоднократно, каждые 15-20 лет, выступали против российского правительства (восстания XVII-XVIII веков). Они очень ценили свою независимость, возможность поступать по собственному усмотрению. Последним башкирским бунтом против российской власти считается участие в Крестьянской войне 1773-1775 годов в составе войск легендарного Емельяна Пугачева. Один из руководителей этого восстания, Салават Юлаев, остался в народной памяти и считается башкирским национальным героем.

Историки отмечают, что традиционные занятия башкир - кочевое и полукочевое скотоводство, оно играло ведущую роль в хозяйстве. Башкиры также занимались бортничеством, охотой, рыбной ловлей. Расселение по широкому Южному Уралу сопровождалось упадком скотоводства. Изменялись методы его ведения, усиливалась роль земледелия, которое к XIX веку стало ведущим направлением хозяйства.

Вклад в историю России

Не все знают, что слово "Урал" (в переводе с башкирского - пояс) не сразу относилось ко всему Уральскому хребту и ныне известному огромному региону, отмечает Г. Самигулов. Оказывается, в XVII и XVIII веках Уралом называли только южную часть хребта (нынешняя горнозаводская зона Челябинской области). А весь большой Урал стал Уралом только в XIX веке, и это имя ему подарили башкиры.

В 1612 году в составе ополчения Минина и Пожарского башкирские отряды участвовали в освобождении Москвы от польских интервентов. Башкирские конные полки сражались во всех крупных войнах России, но историки почему-то не очень подробно это показывают. За подвиги на полях сражений южноуральских воинов жаловали в тарханы (служилая знать, освобожденная от уплаты налогов, но обязанная нести военную службу). Башкиры внесли большой вклад в Отечественную войну 1812 года, они известны как "северные амуры".

Башкиры вместе с казаками охраняли российскую границу. В первой половине XVIII века шла их борьба с киргиз-кайсаками (казахами) за пастбища. Как рассказал Г. Самигулов, в 1731 году башкирские старшины сопровождали посольство известного чиновника А. Тевкелева (будущий основатель Челябинской крепости) к киргиз-кайсакам. В их числе - Таймас Шаимов. Это был незаурядный человек. По описанию Кириллова, войско башкир во главе с Таймасом Шаимовым разбило отряд киргиз-кайсаков численностью до 10000 человек, который шел в набег на башкирские земли. Во многом благодаря помощи Таймаса Шаимова и Кидряса Муллакаева посольство Тевкелева завершилось успешно - казахи Младшего жуза во главе с ханом Абулхаиром и часть знати Среднего жуза приняли русское подданство. За помощь, оказанную посольству, Т. Шаимов был пожалован в тарханы. С именем этого человека (Т. Шаимов был старшиной башкир Каратабынской волости) тесно связана история основания первых крепостей в Южном Зауралье в 1735-1740-х годах - Челябинской, Миасской, Уйской, Троицкой и других. Сегодня потомки Т. Шаимова живут в разных городах и селах Челябинской области и за ее пределами.

Башкиры сыграли важную роль в период заводского освоения Урала. Они были хорошими рудознатцами, но из-за многочисленных восстаний им запретили самим ковать оружие. Дети Салавата показали русским рудные места, а затем снабжали заводы древесным углем.

В наше время всей стране известны народный герой башкир Салават Юлаев и поэт Мустай Карим. Министром экономического развития России работает уроженка Уфы Эльвира Набиуллина. Покорила столицу России и всю страну рок-певица, композитор Земфира (Ромазанова).

На мой взгляд, эта нация продолжает развиваться и самоутверждаться.

Башкир стало меньше

Раньше в области было 210 тысяч башкир. По переписи 2002 года - 166372. Это четвертый по численности народ Южного Урала и первый по историческим корням. Почему уменьшается количество, ведь башкирские женщины много рожают? Ответ прост - дети смешанных браков зачастую не считают себя башкирами. Мало того, ассимиляция и чистокровных башкир привела к потере языка, тяга к родному слову ослабла. У сельских жителей заметен акцент, приезжая в город, они его стесняются. Если так будет и дальше, беспокоятся дети Салавата, то через несколько десятилетий нашего народа здесь просто не будет.

Башкиры сегодня живут в основном в Аргаяшском и Кунашакском районах (они там составляют более 60 и около 50 процентов населения). Много их в Сосновском и в других районах и городах области. Дети Салавата в основном заняты в сельском хозяйстве. За последние годы образовалось несколько башкирских фермерских хозяйств. Многие уезжали и уезжают из села. Трудятся на ММК, ЧМК, ЧЭМК, ЧТЗ, на стройках - там, где платят деньги и дают жилье. Заняты башкиры и в других сферах - работают учителями, библиотекарями, врачей среди них мало. Есть ученые, спортсмены, деятели культуры, руководители среднего звена, предприятий и муниципалитетов.

Самый знаменитый и почитаемый башкир области - Харис Юсупов, основатель школы дзюдо на Южном Урале, заслуженный тренер СССР, профессор, почетный гражданин Челябинска. Он ушел из жизни в 2009 году: Директором совхоза "Дубровский" Красноармейского района, а затем начальником областного управления сельского хозяйства работал Талгат Хаиров. На Южном Урале хорошо знают историка, краеведа, художника и актера Урала Сафиуллина, поэта и детского писателя Рамазана Шагалеева, ученого Зинната Бикбулатова, директоров колледжей Рауля Асатуллина и Сафуата Курманова, заведующую библиотекой башкирской и татарской литературы имени Шайхзады Бабича Кунсылу Аюпову, председателя женского правозащитного движения "Фатиха" Фатиму Кобжасарову, заведующего кафедрой в ЧелГУ Гаделя Валеева, солисток Флюру Зарипову и Факию Сафину, фермера Марата Камалова и других достойных людей. Очень популярен не только среди башкир и не только на Южном Урале стронгмен Эльбрус Нигматуллин - вице-чемпион мира, неоднократный чемпион России, победитель крупных международных турниров. Символично, что несколько лет назад он снялся в документально-художественном фильме "Я не умер, башкиры!", где сыграл главную роль - Салавата Юлаева.

Общественные организации

Областной Башкирский народный центр образован в 1991 году. С 2000 года председателем правления этой организации работает Ралиф Каримов. Долгое время он был главным художником Челябинской фабрики художественных изделий. Р. Каримов - автор более 600 работ (графика, металл, изделия из уральских камней и художественное литье). Ралиф Шарифьянович - заслуженный работник культуры Российской Федерации, секретарь президиума Ассамблеи народов Челябинской области. Он проводит вечера встречи интеллигенции, ежегодные фестивали башкирской музыки - совместно с областным центром народного творчества. Уже пять лет Каримов организует детский сабантуй.

На новый год (по-башкирски - янаюл) народный центр проводит представление в ДК ЧМЗ. Во время мусульманских праздников и 1 октября представители старшего поколения собираются в библиотеке башкирской и татарской литературы.

-- К сожалению, раньше люди, не только башкиры, стеснялись своей нации, - говорит Ралиф Каримов. - Детей нарекали по-русски. Кто-то забывал родное имя и просил называть себя на славянский манер. За последние 10 лет ситуация изменилась, но обидно, что некоторые большие руководители до сих пор хотят, чтобы их окликали неродными именами:

В конце 90-х на Южном Урале был создан курултай башкир. Эта организация тесно взаимодействует с правительством области, участвует в разработке важнейших документов, определяющих приоритеты национальной политики. Курултай проводит международные соревнования по дзюдо и национальной борьбе куреш на призы Х. Юсупова. Областные, городские и районные сабантуи стали праздниками всех южноуральцев. В регионе издается газета "Уралым". Идет работа над проектом "Шежере" (родословной) башкир области, эта идея родилась в челябинском городском курултае, где уже пять лет председательствует бывший строитель Сахрагуль Гатауллина. Она ищет одаренных детей и посылает их на конкурсы в Башкортостан, наши юные земляки не раз завоевывали первые места и Гран-при.

В последние годы исполком областного курултая башкир возглавляет Марсель Юсупов, известный предприниматель, депутат Государственной Думы, сын легендарного Хариса Юсупова. Создан Фонд поддержки курултая. Объединение организует изучение башкирского языка в школах области, стимулирует учителей родного языка, готовит положение о стипендиях одаренным башкирским студентам. В школах Аргаяшского и Кунашакского районов введено преподавание родного языка. Многие выпускники школ области продолжают обучение в Башкортостане.

По инициативе Марселя Юсупова организовано вещание канала "Башкирское спутниковое телевидение" (БСТ) на Аргаяшский, Кунашакский, Красноармейский и другие районы. Фонд курултая башкир выступил спонсором сборной команды области по национальной борьбе куреш, а также многих масштабных зрелищных спортивных соревнований. Молодежное "крыло" курултая - Союз башкирской молодежи области (председатель - Тимур Сафиуллин) занимается популяризацией башкирской культуры в своей возрастной среде.

Символ курултая - акбузат, конь божественного происхождения. Для башкир четвероногий скакун - основа жизни.

-- Все свои мероприятия мы проводим совместно с другими национальными центрами, - говорит Марсель Юсупов. - Продвигаться вперед можно только единой командой, опираясь на качества каждого человека, в том числе на его национальную ментальность, харизму.

В компьютере - родные мелодии

Я побывал в семье челябинцев Аюповых. Кунсылу Рамазановна - заведующая библиотекой башкирской и татарской литературы, ее муж Альберт Абубакирович - энергетик, заслуженный строитель РФ. У них три сына. Старший Артур - строитель, его жена Элина - студентка медакадемии. Вадим работал на телевидении, учится в ЧГАКИ, у них с супругой Розой (она студентка Башкирского гос-университета) два с половиной года назад родился сын Владик. Младший Денис пока не женат, он тоже учится в ЧГАКИ и живет с родителями.

Но в этот день младших Аюповых в доме нет. Хозяйка наливает в мою пиалушку душистый черный чай со сливками, мы смакуем юаса (жареное тесто), знаменитый чак-чак. Из соседней комнаты льется башкирская мелодия.

-- Это у Дениса записи в компьютере, - поясняет Кунсылу Рамазановна.

-- Это творог?

-- Нет, это курут - сквашенный творог, - поясняет хозяйка. - Попробуйте с чаем! Наши дети кладут его в суп, он становится не таким жирным.

Я пробую курут на язык, он кисловатый - вкус на любителя.

-- Курут очень полезен для здоровья, - говорит Альберт Абубакирович.

Затем мы пробуем талкан. Это блюдо готовится из проросших зерен. Потом их жарят и мелют, получается мука коричневого цвета. Ее смешивают со сливками, маслом и сахаром. Из этой массы скатывают небольшие шары. Талкан тоже очень полезен, он долго не портится и быстро утоляет голод. Его удобно брать с собой в дорогу.

Скромные и гордые

Побывав в Башкортостане, я заметил, что у нас в области башкиры более сдержанные и приветливые. Артисты из Башкортостана не раз говорили, что таких благодарных, открытых сердцем зрителей, как в Челябинской области, больше нет нигде. Есть в наших башкирах какая-то трогательная беззащитность и в то же время - большая внутренняя сила. Башкирские девушки и женщины, как и все дети Салавата, ценят свою свободу. Даже при внешней кротости и покорности они остаются независимыми личностями.

Моя теща - настоящая башкирка Хамия Ахметкаримовна Бикчентаева (в девичестве - Шамагулова). Она работала учителем, отличник народного просвещения. В школе ее зачем-то звали Галиной Павловной. Это была удивительно тактичная женщина. Я далеко не идеальный зять, но никогда не слышал даже и намека на свои недостатки, на то, что что-то не так делаю для семьи. Поэтому не совсем понимаю классические анекдоты про тещ. А 25 процентов башкирской крови, текущей в моих дочерях, делает их только интереснее.

Мы говорили о национальном самоощущении со знаменитым Эльбрусом Нигматуллиным. Он понимает, что уже давно является эталоном для других башкирских парней. Эталоном спортсмена, человека и гражданина. Известный на весь мир атлет постоянно на виду, его все узнают, к мнению прислушиваются.

-- Башкиры, - говорит Эльбрус, - это мои родители, дедушка и бабушка. Это родная деревня Чубары, запах одежды. Мы сидим за столом, едим наваристый суп кумась, пьем чай из самовара. Башкиры - простые, трудолюбивые люди. Очень скромные, но одновременно гордые.

Мы, как и другие нации, продолжаем развиваться. В том числе и я. Ведь Эльбрус Нигматуллин - это не только сила, мне хочется преуспеть в большем, создать свою школу.

Башкирского наряда моего размера в библиотеке башкирской и татарской литературы не оказалось.

-- Есть только костюм Эльбруса Нигматуллина. Может, его наденете? - пошутила заведующая библиотекой Кунсылу Аюпова.

-- Так я же в нем утону!

Тогда Кунсылу Рамазановна созвонилась с руководителем народного ансамбля "Айгуль" Инвером Хисаметдиновым, который охотно предложил примерить свой наряд. Костюм богатого башкирского охотника был как раз моего размера.

Лев ЛУЗИН

Как вам живется на Южном Урале?

Зульфия ШАРИПОВА, менеджер компании:

-- У меня папа татарин, а мама башкирка. Три мои старшие сестры считают себя татарками, а мне ближе башкиры. Наверное, потому, что мама меня, самую младшую, любила больше других сестер. В детстве я всегда засыпала под ее башкирское "аллю-балли". А мой дедушка пел в Башкирской государственной филармонии в начале 30-х годов. Звучание курая для меня самое родное. Неудивительно, что я стала профессиональным музыкантом.

Габдульян АХМЕДЬЯНОВ, токарь ЧТЗ:

-- Я родился в Башкирии, в деревне Ашаево Белокатайского района. В Челябинске живу с 1973 года, приехал учиться в механический техникум и остался жить. Считаю его своим родным городом, здесь женился на башкирочке, воспитал сына и дочь, люблю свой дом и семью. Много лет работаю токарем на ЧТЗ, в автоматно-револьверном цехе, коллектив у нас дружный. Ощущаю себя башкиром, когда услышу родную музыку, душа переворачивается и тело в пляс пускается. Каждый год езжу в отпуск к родным в Башкирию и на сабантуй. По молодости сам участвовал в беге и однажды выиграл приз. Теперь больше болею за племянников, которые участвуют в состязаниях по борьбе куреш.

Райфа ШАМСИЕВА, гардеробщица библиотеки:

-- Это моя родина, я ее никогда не променяю. К сожалению, в школе на башкирском языке читать меня не учили. Знаю его только на обыденном уровне. С внуком разговариваю по-башкирски. У нас дома есть записи песен на родном языке, смотрим башкирское телевидение.

Комментарии
Здравствуйте! У меня к вам будет просьба, я не помню в каком точно месяце но помойму в 2009году, на этом сайте была опубликована статья-интервью про Башкирский народ, так вот в этой статье фигурировал Саффиклин Улал Коффеевич, возможно что то и з имени я написала не правильно, прошу простить меня. Понимаете я облазила весь интернет, но не могу найти контакты газеты где вы написали что Урал Кофееич является главным редактором. Если у вас сохранился хотя бы адресс редакции, не могли бы вы мне его написать. Понимаете, Урал Кофеич в молодости был уителем в деревенской школе в поселке Большое Баландино, преподавал литературу, моя мама была его ученицей. Она сейчас пожилая, но до сих пор с уважением и восхищением вспоминает о своем любимом учителе, благодаря которому она по сей день может наизусть рассказать стихотворение или произведение всей школьной библиотеки. Я знаю что Урал Кофеич писатель, я бы очень хотела сделать своей маме подарок, его книгу с автографом. Помогите мне пожалуйсто. Заранее благодарю
нина
29.11.2010 14:51:42
Уважаемая Нина, попытайтесь вспомнить название статьи, о чем она, или спросите у мамы имя интересующего вас человека, потому что невозможно без этого найти статью, а значит, и помочь вам.
Анна Колесникова
30.11.2010 06:38:06
Нина, я знаю о ком идет речь. Речь об известном журналисте, историке Сафиуллине Урале Кафеевиче. Урал Кафеевич много лет выпускает газету "Уралым" на башкирском языке. его сын - Тимур - председатель Союза Башкирской Молодежи Челябинской области.
Минзаля
18.12.2010 18:47:25