Новости

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Александровский «паровоз»

01.10.2010
В Еткульском районе охотники за металлоломом раскопали старинную машину, предназначение которой пока неизвестно

В Еткульском районе охотники за металлоломом раскопали старинную машину, предназначение которой пока неизвестно.

О необычной находке «копателей» в нашей редакции узнали от жителей села Александровка. Позвонившие сообщили о машине, очень похожей на паровоз. Жалко, сдадут такую старину в металлолом, а ей бы в музее стоять!

Клад отыскали на дворе машинно-тракторной мастерской. Сборщики лома с собственным металлоискателем в руках исследовали территорию. Вдруг зазвенело! Мужики сразу начали рыть землю и изрядно попотели, пока наткнулись на вожделенный металл. По верхним фрагментам поняли: нашли что-то чугунное и очень массивное. Откопав это «что-то», трудолюбивые сборщики подогнали трактор. Говорят, несколько тросов порвали, прежде чем «паровоз» (так неизвестный агрегат сразу окрестили в деревне) выдернули из ямы. Новость о находке быстро разлетелась по округе, народ потянулся поглядеть на «ископаемую машину». Вот тут и нашлись неравнодушные, обеспокоенные судьбой «паровоза».

В тот же день в Александровку выехала небольшая экспедиция из Еткуля, в составе которой был краевед Борис Щипачев. Он сразу высказал предположение: это не паровоз, а локомобиль, использовавшийся как привод мельницы. Тем более, что железная дорога находится далековато от Александровки. Одна из местных старожилов - 86-летняя баба Маша опровергла и это предположение: муку у нас мололи с помощью электрической мельницы, и была она только грубого помола, из нее готовили для животных. А чтобы намолоть муку высокого качества, александровцы ехали в соседнее село Сарыкуль. Тамошний купец по фамилии Жуликов имел настоящий локомобиль, выписанный из Германии.

Тогда за разгадкой краевед обратился к 82-летнему Николаю Петрову. Сейчас ветеран живет в селе Белоносово, а в годы Великой Отечественной войны работал в Александровской машинно-тракторной мастерской. Сначала Николай Михайлович высказал предположение, что откопали агрегат для обогрева мастерской. Увидев снимки «паровоза», вспомнил: была в МТМ паровая установка для сушки чурок, шедших на топливо для газогенераторных автомобилей. Многие теперь и не знают, что в середине ХХ века множество машин работало не на привычном ныне бензине, а на дровах.

Однако версии Николая Петрова тоже нельзя считать окончательными. Вчера к александровской находке поехали другие специалисты из Еткуля. Это не исключает возможность того, что «паровоз» еще займет почетное место в музее. Хотя, к сожалению, чугунный агрегат разукомплектован, какой-то из его узлов находится рядом. Вероятно, когда-то уже ненужную машину утилизировали простейшим способом, закопав в землю. А вот потомкам пригодилось. Дело даже не в том, что кто-то под шумок умыкнул чугунную дверцу и, может быть, уже получил за нее в пункте приема лома энную сумму денег. «Паровоз» заставил всех участников этого расследования вспомнить историю и понять: «белых пятен» в ней немало. Например, краевед Борис Щипачев и раньше знал, что в Еткульском районе было по меньшей мере два германских локомобиля. Интересно, где они? Склады купца Жуликова в Сарыкуле до сих пор сохранились, стоят себе на берегу озера. А техника, может, тоже в земле? О, сколько нам открытий чудных готовят бригады сборщиков металла?!

Сейчас по распоряжению главы Белоносовского сельсовета Елены Гаврилястой к таинственному александровскому «паровозу» приставлен сторож. По-моему, зря россиян упрекают в неуважении к собственной истории.

Интернетовская Википедия объясняет, что слово «локомобиль» имеет несколько значений: одно из ранних названий автомобиля; компактный паровой двигатель для сельскохозяйственных нужд; автомобильно-железнодорожное транспортное средство.

В данном случае речь идет о передвижном паровом двигателе, предназначенном для привода неподвижных сельскохозяйственных машин (молотилок, веялок, мельниц и так далее), насосов, электрогенераторов. Локомобили широко применялись в период паровой энергетики и до электрификации села. В СССР их делали на Людиновском локомобильном заводе. В 1913 году было выпущено 209 штук. В 30-е и 40-е годы прошлого века локомобили и паросиловые установки делают массово. Только в 1957 году Людиновский завод перешел на производство тепловозов.

Комментарии
Интересно, а где сейчас этот локомобиль? Хорошо бы в музее. А ведь наверняка сдали в металлолом.
сергей
02.08.2011 11:29:21
На второй день мы втроём - начальник отдела культуры С.Н.Тереньтьев, директор музея Е.И.Вайсенбург и я грешный (в недавнем учитель истории) отправились в Александровку спасать артефакт. Как оказалось - поздно. Мужики накануне вызвали погрузчик и вывезли остатки локомобиля на приёмку металла в посёлок Роза. Выручили 27т.руб. Охрану никто и не думал выставлять, да она бы и не помогла - за 27 тысяч ей бы набили морду и делу край. Проехав до приёмки мы с трудом уговорили работников показать нам остатки машины (её порезали сразу по привозке). Она была стальная, а не чугунная. У них даже сразу газа нехватило-толстая сталь! С собой дали увезти только кусок котла с клапаном для музея в Еткуле. Общие выводы таковы - скорее всего это паровая машина купца Жуликова(от
Сарыкуля до Александровки не так уж и далеко).Пока цилиндр и привод работали к ней подключали механизмы. Когда сломался привод или появились электродвигатели её установили как котельную. Это следует из того, что яма ,в которой она стояла, была обложена кирпичём и саманом. Кроме того котлы без насоса надо ставить ниже уровня системы отопления для облегчения подЪёма горячей воды в батареи. Так что прав Николай Михайлович Петров - паровая машина в конце своей карьеры играла роль просто водогрейного котла. Вот такие дела!
алексей
24.09.2011 13:26:43