Новости

На ул. Гагарина столкнулись иномарка и «скорая помощь».

Бабушки и дедушки создают анимационные открытки.

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Александровский "паровоз"

02.10.2010
В Еткульском районе охотники за металлоломом раскопали старинную машину, предназначение которой пока неизвестно

Марина МОРОЗОВА

Еткульский район

О необычной находке "копателей" в редакции "Челябинского рабочего" узнали от жителей села Александровка. Позвонившие сообщили о машине, очень похожей на паровоз. Жалко, сдадут такую старину в металлолом, а ей бы в музее стоять!

Клад отыскали на дворе машинно-тракторной мастерской. Сборщики лома с собственным металлоискателем в руках исследовали территорию. Вдруг зазвенело! Мужики сразу начали рыть землю и изрядно попотели, пока наткнулись на вожделенный металл.

В Еткульском районе охотники за металлоломом раскопали старинную машину, предназначение которой пока неизвестно

Марина МОРОЗОВА

Еткульский район

О необычной находке "копателей" в редакции "Челябинского рабочего" узнали от жителей села Александровка. Позвонившие сообщили о машине, очень похожей на паровоз. Жалко, сдадут такую старину в металлолом, а ей бы в музее стоять!

Клад отыскали на дворе машинно-тракторной мастерской. Сборщики лома с собственным металлоискателем в руках исследовали территорию. Вдруг зазвенело! Мужики сразу начали рыть землю и изрядно попотели, пока наткнулись на вожделенный металл. По верхним фрагментам поняли: нашли что-то чугунное и очень массивное. Откопав это "что-то", трудолюбивые сборщики подогнали трактор. Говорят, несколько тросов порвали, прежде чем "паровоз" (так неизвестный агрегат сразу окрестили в деревне) выдернули из ямы. Новость о находке быстро разлетелась по округе, народ потянулся поглядеть на "ископаемую машину". Вот тут и нашлись неравнодушные, обеспокоенные судьбой "паровоза".

В тот же день в Александровку выехала небольшая экспедиция из Еткуля, в составе которой был краевед Борис Щипачев. Он сразу высказал предположение: это не паровоз, а локомобиль, использовавшийся как привод мельницы. Тем более, что железная дорога находится далековато от Александровки. Одна из местных старожилов - 86-летняя баба Маша опровергла и это предположение: муку у нас мололи с помощью электрической мельницы, и была она только грубого помола, из нее готовили для животных. А чтобы намолоть муку высокого качества, александровцы ехали в соседнее село Сарыкуль. Тамошний купец по фамилии Жуликов имел настоящий локомобиль, выписанный из Германии.

Тогда за разгадкой краевед обратился к 82-летнему Николаю Петрову. Сейчас ветеран живет в селе Белоносово, а в годы Великой Отечественной войны работал в Александровской машинно-тракторной мастерской. Сначала Николай Михайлович высказал предположение, что откопали агрегат для обогрева мастерской. Увидев снимки "паровоза", вспомнил: была в МТМ паровая установка для сушки чурок, шедших на топливо для газогенераторных автомобилей. Многие теперь и не знают, что в середине ХХ века множество машин работало не на привычном ныне бензине, а на дровах.

Однако версии Николая Петрова тоже нельзя считать окончательными. Вчера к александровской находке поехали другие специалисты из Еткуля. Это не исключает возможность того, что "паровоз" еще займет почетное место в музее. Хотя, к сожалению, чугунный агрегат разукомплектован, какой-то из его узлов находится рядом. Вероятно, когда-то уже ненужную машину утилизировали простейшим способом, закопав в землю. А вот потомкам пригодилось. Дело даже не в том, что кто-то под шумок умыкнул чугунную дверцу и, может быть, уже получил за нее в пункте приема лома энную сумму денег. "Паровоз" заставил всех участников этого расследования вспомнить историю и понять: "белых пятен" в ней немало. Например, краевед Борис Щипачев и раньше знал, что в Еткульском районе было по меньшей мере два германских локомобиля. Интересно, где они? Склады купца Жуликова в Сарыкуле до сих пор сохранились, стоят себе на берегу озера. А техника, может, тоже в земле? О, сколько нам открытий чудных готовят бригады сборщиков металла?!

Сейчас по распоряжению главы Белоносовского сельсовета Елены Гаврилястой к таинственному александровскому "паровозу" приставлен сторож. По-моему, зря россиян упрекают в неуважении к собственной истории.

Интернетовская Википедия объясняет, что слово "локомобиль" имеет несколько значений: одно из ранних названий автомобиля; компактный паровой двигатель для сельскохозяйственных нужд; автомобильно-железнодорожное транспортное средство.

В данном случае речь идет о передвижном паровом двигателе, предназначенном для привода неподвижных сельскохозяйственных машин (молотилок, веялок, мельниц и так далее), насосов, электрогенераторов. Локомобили широко применялись в период паровой энергетики и до электрификации села. В СССР их делали на Людиновском локомобильном заводе. В 1913 году было выпущено 209 штук. В 30-е и 40-е годы прошлого века локомобили и паросиловые установки делают массово. Только в 1957 году Людиновский завод перешел на производство тепловозов.

Комментарии
Комментариев пока нет