Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Загс и на селе загс

26.12.2002
Как работает принцип приближения власти к населению

Формулировка "разграничение полномочий и предметов ведения между органами государственной власти и органами местного самоуправления" при всей ее внешней многосложности включает в себя принципы простые и в то же время определяющие. Суть их - в обеспечении реализации прав граждан в федеративном демократическом государстве. В ежегодном послании Федеральному Собранию РФ Президент В. Путин определил совершенствование законодательных основ федеративных отношений первостепенной задачей. Для ее решения создана президентская комиссия, которая подготовила "Концепцию разграничения полномочий по вопросам межбюджетных отношений", содержащую план рациональных мер по значительному сокращению числа нефинансируемых федеральных полномочий.

Как работает принцип приближения власти к населению

Формулировка "разграничение полномочий и предметов ведения между органами государственной власти и органами местного самоуправления" при всей ее внешней многосложности включает в себя принципы простые и в то же время определяющие. Суть их - в обеспечении реализации прав граждан в федеративном демократическом государстве. В ежегодном послании Федеральному Собранию РФ Президент В. Путин определил совершенствование законодательных основ федеративных отношений первостепенной задачей. Для ее решения создана президентская комиссия, которая подготовила "Концепцию разграничения полномочий по вопросам межбюджетных отношений", содержащую план рациональных мер по значительному сокращению числа нефинансируемых федеральных полномочий.

Насколько важна проблема разграничения полномочий и сколь многих людей она касается, видно на примере такого вроде бы локального вопроса, как государственная регистрация актов гражданского состояния. Сложности по этому вопросу возникли после вступления в силу в 1997 году Федерального закона "Об актах гражданского состояния" и выразились в том, что органы государственной власти субъектов РФ, наделенные правом образования органов загс, не смогли однозначно ответить на вопрос: можно наделять органы местного самоуправления государственными полномочиями по регистрации актов гражданского состояния или нет. Связано это с неопределенностью толкования п. 1 ст. 4 данного Федерального закона, где четко и определенно эта возможность или невозможность не закреплена.

B данной норме права однозначно установлено лишь то, что система органов загс в рамках субъекта Российской Федерации может быть организована по принципу централизации, когда загсы образуются органами государственной власти субъектов РФ, входят в структуру и находятся в прямом подчинении загса исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

С точки зрения усиления государственного регулирования в данной сфере такая структура органов не вызывает возражений, но она имеет существенный недостаток, так как делает практически невозможной создание загсов непосредственно в селах и поселках. А в осуществлении этих полномочий исполнительные комитеты сел и поселков участвовали традиционно в течение нескольких десятков лет. Регистрацию там необходимо было сохранить, ибо в противном случае в тяжелое положение попадают жители небольших населенных пунктов, которые вынуждены добираться до районных центров, чтобы зарегистрировать факт рождения или смерти. Это создает для них довольно серьезные проблемы с учетом значительных расстояний до райцентра, режима работы общественного транспорта и низкого уровня жизни определенной части населения.

Неопределенность формулировки п. 1 ст. 4 закона, в свою очередь, породила отсутствие единообразной практики ее применения в субъектах РФ. Только в 9 из 89 субъектов РФ созданы так называемые "вертикали" органов загс.

Законодательные органы 29 субъектов РФ, использовав признанный в российской конституционной практике принцип опережающего законодательства (ст. 76 Конституции), приняли законы субъектов о наделении органов местного самоуправления полномочиями, где по образованию и деятельности органов загс, а где по государственной регистрации актов гражданского состояния. Однако многие из этих законов были опротестованы и отменены судами, которые исходили из того, что передача данных полномочий незаконна.

В остальных субъектах Российской Федерации государственная регистрация актов гражданского состояния по-прежнему осуществляется органами загс городских, районных администраций и администрациями сельских, поселковых Советов.

При обсуждении вопроса создания "вертикали" органов загс в Челябинской области сложилась определенная и однозначная позиция, что в существующих социально-экономических условиях при прекращении регистрации в селах и поселках будет нарушен принцип равного доступа к реализации права на государственную регистрацию актов гражданского состояния для жителей сел и поселков. Кроме того, нами был учтен печальный опыт прекращения осуществления нотариальных действий специалистами сельских и поселковых администраций области, которое обострило проблему нотариального обслуживания населения отдаленных населенных пунктов и лишило людей возможности беспрепятственно получать такие распространенные нотариальные услуги, как удостоверение завещаний, доверенностей, свидетельствование верности копий документов и др. А таких актов совершается более 22 тысяч ежегодно.

Как мы поступили? В интересах жителей сел и поселков при поддержке губернатора области для временного разрешения данной ситуации был применен метод согласительных процедур, довольно широко используемый в Челябинской области при решении проблем, возникающих в процессе взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления области.

Примененный метод состоит в том, что в 1998-1999 гг. между администрацией области и главами городов, районов, сел и поселков были заключены временные соглашения "О передаче государственных полномочий Челябинской области по образованию и деятельности органов загс органам местного самоуправления Челябинской области" как дополнительная и временная форма урегулирования отношений (до внесения изменений в ФЗ). В соответствии с этими соглашениями кроме 53 отделов загс городов и районов было создано 252 бюро загс администраций сел и поселков. Их руководителями были назначены главы администраций сел и поселков. Количество актов, регистрируемых бюро загс, в области весьма значительно и составляет шестую часть от общего числа зарегистрированных актов.

Форма, основанная на принципе приближения власти к населению, работа в рамках временных соглашений позволила правительству Челябинской области не создавать напряженности по вопросам загсов в селах и поселках, а кроме того, поручить органам местного самоуправления осуществлять государственные функции. Правительство области, кроме того, решило вопрос по компьютеризации органов загс области.

Долгосрочный же выход из сложившейся ситуации один - внесение изменений и дополнений в Федеральный закон. С этой целью в Государственной Думе РФ идет работа над законопроектом "О внесении изменений и дополнений в закон "Об актах гражданского состояния". В рабочую группу по подготовке этого законопроекта входит и представитель Челябинской области.

В рамках деятельности рабочей группы Российской Думы Челябинской областью были сформированы и внесены два предложения:

1) установить государственную монополию в данной сфере и создать органы загс в структуре Министерства юстиции РФ, как это сделали, в частности, Казахстан и Украина;

либо

2) внести дополнение в Федеральный закон и четко закрепить возможность наделения законом субъектов РФ органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере регистрации актов гражданского состояния с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (в соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации).

На прошедших парламентских слушаниях по проекту закона "О внесении изменений и дополнений в закон "Об актах гражданского состояния" большинство участников, а впоследствии и президентская комиссия, пришли к мнению, что положения статьи 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" в существующей редакции практически не действуют, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации для ведения регистрации актов гражданского состояния вместо отделов загс органов местного самоуправления в подавляющем большинстве субъектов РФ не созданы. Образование их представляется нецелесообразным, а более правильно и экономически оправданно наделять органы местного самоуправления данными полномочиями на основании закона субъекта Российской Федерации. Практика, сложившаяся на территории Челябинской области, этот вывод также подтверждает.

Наделяя органы местного самоуправления столь важными государственными полномочиями, необходимо принимать во внимание то, что государство в лице органов власти субъектов РФ должно располагать рядом механизмов, позволяющих осуществлять государственную политику в этой сфере. К таким механизмам следует отнести контроль деятельности органов загс, методическую поддержку, подготовку и повышение профессионального уровня кадров, информационную поддержку, в том числе по разъяснению населению законодательства об актах гражданского состояния и правовое регулирование деятельности органов в рамках установленной компетенции.

Работа над законопроектом в Государственной Думе РФ подходит к своему завершению. И нет сомнений в том, что четкое изложение полномочий в Федеральном законе приведет к закреплению ответственности за каждым уровнем власти, сохранению и совершенствованию сложившейся в сфере регистрации актов гражданского состояния системы взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти и, как результат, будет способствовать улучшению условий жизни населения в каждом муниципальном образовании и области в целом.

Николай РЯЗАНОВ,

заместитель губернатора Челябинской области

Комментарии
Комментариев пока нет