Новости

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

В хорошую школу поступить труднее, чем в вуз

08.10.2010
Что сказал министр, отвечая на вопросы участников конкурса "Учитель года России-2010"

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Магнитогорск

Беседа министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко с участниками конкурса "Учитель года России-2010" не была запланированной. Но главный педагог страны выразил желание встретиться с учителями. Разговор получился обстоятельным. Более двух часов министр отвечал на вопросы по ЕГЭ, о судьбе малокомплектных школ, о реформе образования, "лишних" учителях, престиже профессии и о многом другом. Сегодня позиция министра по вопросам школьного образования - тема нашего внеклассного часа.

Что сказал министр, отвечая на вопросы участников конкурса "Учитель года России-2010"

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Магнитогорск

Беседа министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко с участниками конкурса "Учитель года России-2010" не была запланированной. Но главный педагог страны выразил желание встретиться с учителями. Разговор получился обстоятельным. Более двух часов министр отвечал на вопросы по ЕГЭ, о судьбе малокомплектных школ, о реформе образования, "лишних" учителях, престиже профессии и о многом другом. Сегодня позиция министра по вопросам школьного образования - тема нашего внеклассного часа.

Если "началку" не закрыли...

Какова судьба сельской школы? Появятся ли программы по ее обновлению? - эти вопросы волнуют сельских учителей.

-- Они уже есть, - ответил министр. - Сегодня в России активно реализуется идея базовых школ. Почему они появились? Демографическая ситуация такова, что село, как и страна, обезлюдело. В 10 процентах школ учатся чуть более десяти учеников. Дать качественное образование в таком учебном заведении трудно. А в базовой школе, куда детей привозят из нескольких сел, оборудованные кабинеты, Интернет, хорошие учителя. Однако есть трудности. Сложно соблюсти баланс, совместить две задачи: дать возможность маленьким детям учиться рядом с домом, а старшеклассникам - получать знания в большой, хорошо оснащенной школе. В одних регионах маленькие сельские учебные заведения уже закрыли, а в других сохранили. По мнению министра, начальную школу нужно оставлять, даже если там учится один или двое учеников. Платить учителю нормальные деньги, но чтобы учил, а не присматривал.

"Придумывая программы для сельской школы, мы не должны делать детей заложниками, - подчеркнул министр. - Нельзя видеть в них оплот для сохранения села. Судьба села - это задача экономики".

Что еще? Тысяча молодых специалистов приехали в этом году в сельские школы, где не хватало учителей. Молодежь привлекли гранты в размере 500 тысяч рублей. Эти деньги можно потратить на что угодно, если отработаешь пять лет там, куда тебя направили.

Кроме того, Минобрнауки совместно с Минсельхозразвития обсуждают вопрос о создании в селах образовательных культурных центров, которые объединят детские сады, школы и клубы.

Комментарий учителей

Наконец-то начали говорить о том, что с идеей базовых школ не все так просто. У нас ведь как? Заставь (известно кого) молиться, он и лоб разобьет. Многих ведь сельских школ нет уже и в помине. Но, может быть, хотя бы те, что остались, теперь не закроют?

ЕГЭ - не "волчий билет"

Учителя все еще ждут, что появится альтернатива ЕГЭ. Нельзя ли Единый госэкзамен по литературе заменить письменным? Зачем сдавать ЕГЭ детям, которые не будут продолжать учебу после школы? - спрашивают они.

-- Для начала скажу, что не считаю ЕГЭ очень хорошей формой оценки знаний, - подчеркнул Андрей Александрович. Он напомнил слова Уинстона Черчилля о том, что демократия - отвратительная вещь, но все остальное гораздо хуже. Альтернативы ЕГЭ, помимо олимпиад, победители которых поступают в вуз без экзаменов, по мнению министра, сегодня нет.

-- Но вы меня спрашиваете о другом, - говорит министр. - Зачем мучиться выпускнику, если он не собирается продолжить учебу после школы? Мучиться не нужно. Но доказать, что за 11 лет он чему-то научился, стоит.

Даже мигранты сдают тесты по русскому языку, если хотят работать в России. Они не намного проще, чем нижний порог ЕГЭ.

По мнению министра, нельзя отменить Единый госэкзамен и по математике. Ведь мы живем в цифровом мире, в эпоху цифровых технологий. А если выпускник не знает элементарного, то ЕГЭ может и не сдать. Значит, получит свидетельство о том, что 11 лет находился в школе. И это не конец жизни, не "волчий билет". С ним человек может идти работать.

"Нужно учить не для того, чтобы выпускник сдал ЕГЭ, - сказал Андрей Фурсенко. - А приложить все усилия, чтобы дать ребенку знания по предмету. Если выпускники не умеют писать сочинений, то учите их этому. Заставляйте писать. Займите, наконец, гражданскую позицию. Не напишешь сочинение - не допущу до ЕГЭ. Для этого не требуется приказа министра.

Комментарий учителей

Мы бы и рады столько не заниматься подготовкой к ЕГЭ, если бы не эти страшные рейтинги. Успешные школы их культивируют. Посмотрите, мол, какие у нас результаты! И всем остальным приходится вступать в соревнование. Ведь мы работаем в условиях конкуренции и борьбы за учеников. Поэтому вынуждены участвовать в этой гонке.

Права даем. Берите!

"Вы это можете сделать и сами. У школы есть право. Воспользуйтесь им", - то и дело предлагал министр.

Вот, например, одна из конкурсанток посетовала, что уменьшилось количество часов на точные науки.

"Поставьте этот вопрос перед директором школы, родителями, - говорит Андрей Фурсенко. - Добивайтесь того, чтобы соотношение изменилось в пользу точных наук. У школы есть право распорядиться 30 процентами учебного плана по своему усмотрению. Объясняйте детям, что с гуманитарным образованием им трудно будет пробиться в жизни, потому что критерии размыты".

Кого-то не устроил региональный компонент. "Не будет его с введением новых стандартов, - отвечает Андрей Александрович. - Все сосредоточится в руках школы".

Один из педагогов предложил ввести в штат школы воспитателей. Освободите, мол, нас от классного руководства. Мы и так как многостаночники. Сами готовы заплатить, лишь бы снять с себя эту нагрузку.

Есть на эту тему анекдот. Напал грабитель на учительницу. "Отдай часы!" - говорит. "Часы не отдам, - отвечает она. - А вот классное руководство забирайте".

"Нужно ли привлекать воспитателей к классному руководству, решайте сами", - говорит Андрей Фурсенко. Он еще раз напомнил, что школы финансируют регионы на основе подушевого принципа. Сколько детей придет, столько будет и денег. Если поделить их с воспитателями, то учителя получат маленькую зарплату. Есть ли в этом смысл? Тем более что хорошие классные руководители получаются из сильных предметников.

Комментарий учителей

Сколько прав получим, столько возьмем на себя и ответственности. Мы ее, конечно, не боимся. Нам не привыкать. Но когда государство все отдало на откуп регионам, дошкольное образование многое потеряло. Не произойдет ли то же самое и со школами?

Новой школе - новых учителей

Каждые двадцать лет, по словам Андрея Фурсенко, система образования нуждается в реформе уже потому, что приходит новое поколение учеников. С 2015 года, по прогнозам, начнется прирост школьников. "Эти дети должны прийти в новую школу к новым учителям", - сказал Андрей Александрович.

Реформа общего образования, по его словам, уже началась. Идет медленное накапливание преимуществ. Сегодняшняя школа уже не та, какой она была, скажем, пять лет назад. Пришли информационные технологии, Интернет. Благодаря ЕГЭ учитель стал важной, значимой фигурой. Сегодня поступить в хорошую школу труднее, чем в вуз. Все опросы общественного мнения говорят, что удовлетворенность образованием медленно, но устойчиво растет.

Что предстоит сделать еще? Обновить нынешний кадровый состав. Сегодня в школах России трудятся 17 процентов пенсионеров, у 20 процентов учителей нет высшего образования. 200 тысяч учителей имеют недостаточную нагрузку. Следует подумать, по мнению министра, о создании привлекательных мест для "лишних" педагогов. Они могут работать в школе консультантами, методистами, вести курсы по подготовке к ЕГЭ.

Самая главная задача, по словам Андрея Фурсенко, - подтянуть зарплату учителей к уровню средней зарплаты в промышленности. Некоторые регионы первые шаги уже сделали.

Комментарий учителей

Большую зарплату всем все равно не дадут. Ведь денег нет, сказал министр. Поэтому всем могут дать только "мало". А "много" кому дадут? Тем, кто, как локомотив, тянет. Но сначала деньги заберут у "лишнего" учителя. Они его экономически вытеснят из школы. Хитро придумали!

Комментарии
Комментариев пока нет