Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Белорусы

13.10.2010
*Журналист Лев Лузин пишет живую, человеческую энциклопедию народов Южного Урала. Очередная статья посвящена выходцам из Беларуси*

По данным Всероссийской переписи населения, число белорусов в Челябинской области: 1989 год - 29068 человек (0,8 процента к общему числу жителей), 2002 год - 20355 (0,6 процента)

Кто такие белорусы

Готовить материал о белорусах было сложно. Представителей этой национальности на Южном Урале очень много, они давно и прочно ассимилированы среди других жителей области. Это и мешало их идентификации. Не способствовали свободному общению и политические наслоения последнего времени.

В словарях говорится, что белорусы (самоназвание - беларусы) - восточнославянский народ численностью более 10 миллионов человек, живущий преимущественно на территории Республики Беларусь. Белорусы есть также в западных областях России, Литве, Латвии, на Украине, в Казахстане и в Сибири. Говорят на белорусском языке (восточная подгруппа славянской группы индоевропейской языковой семьи, есть юго-западный, северо-восточный и средне-белорусский диалекты, письменность - на основе кириллицы). Для белорусов характерен так называемый билингвизм, причём большинство, особенно в крупнейших городах, предпочитает русский язык.

В этой нации выделяются полишуки (полищуки) - жители Полесья. Наиболее своеобразны пинчуки - население Пинского Полесья. Верующие белорусы - преимущественно православные, в северо-западных районах есть католики и униаты. Большое распространение получил ведизм, в современном Полесье эта вера опережает по числу приверженцев католицизм.

Главный музыкальный инструмент - жалейка. Главное блюдо - драники.

По поводу названия «белорус» есть несколько версий. По одной, белый - значит, человек с белой кожей и светлыми волосами. По другой, представители этой нации ходили в белых одеждах. По третьей, белый - это показатель генетической чистоты нации, до территории которой не дошли татаро-монгольские завоеватели.

Этногенез белорусов происходил на территории Верхнего Поднепровья, Среднего Подвинья и Верхнего Понеманья. Некоторые исследователи пишут, что белорусский этнос существовал уже в XIII веке, а процесс формирования белорусской народности начался в XVII-XVIII веках. Археолог В. Седов считал, что белорусское этническое сообщество сложилось в XIII-XIV веках. М. Гринблат - в период с XIV по XVI века.

Зубры - символ Белорусии

В середине XIII-XIV веков белорусские земли были включены в состав Великого княжества Литовского. С середины XIII века до 1569 года оно существовало как фактически независимая суверенная держава, после Люблинской унии 1569 года до конца XVIII века - в составе Речи Посполитой как одна из двух основных составных частей этой конфедерации. Белорусские земли Россия вернула в свой состав в конце XVII века. В XVIII веке, после разделов Речи Посполитой (1772, 1793 и 1795 годов), в состав Российской империи вошли новые земли (позже они снова отошли Польше). При этом существование самостоятельного белорусского этноса оспаривалось историками, географами и языковедами империи (И.Срезневским, Н.Костомаровым).

Исследователи констатируют, что при общей однородности белорусской культуры сформировались её региональные различия. Выделяется шесть историко-этнографических районов: Поозерье (север), Поднепровье (восток), Центральная Белоруссия, Понеманье (северо-запад), Восточное Полесье и Западное Полесье.

Из истории известно, что идея самостоятельности белорусского народа была впервые выдвинута народнической группой «Гомон», действовавшей среди белорусских студентов в Петербурге в 1880-е годы под влиянием аналогичных украинских групп. Ученые отмечают, что после революции 1917 года и создания государственности (БССР) произошли радикальные изменения в жизни белорусов. Резко изменились их условия жизни, выросла грамотность, началось преподавание языка в школах, стали вырабатываться нормы литературного письма. Вопросы развития белорусского языка и белорусской культуры были снова подняты в конце 80-х годов. В декабре 1991 была создана суверенная Белоруссия (Республика Беларусь).

Ученые зафиксировали традиционные занятия белорусов - земледелие, животноводство, а также пчеловодство, собирательство. Они выращивали озимую рожь, пшеницу, гречиху, ячмень, горох, лён, просо, коноплю и картофель. В огородах сажали капусту, свёклу, огурцы, лук, чеснок, редьку, мак, морковь. В садах - яблони, груши, вишни, сливы, ягодные кустарники (крыжовник, смородину, ежевику, малину и другие культуры). Господствующей системой землепользования в начале XX века было трехполье, у малоземельных - двуполье. Основные пахотные орудия - соха. Использовали также рало, сошку. Для боронования применялась плетёная или вязаная борона и более архаичная борона-суковатка, смык. С конца XIX века появились железные плуг и борона. Орудия уборки урожая - серпы, косы, вилы, грабли. Зерно сушили в срубных помещениях - осетях или евнях. Для обмолота использовали цеп, валек, круглую колоду. Зерно хранили в амбарах и клетях, картофель - в истопках и погребах, склепах. В животноводстве, пишут исследователи, большую роль играло свиноводство. Разводили также крупный рогатый скот. По всей территории Белоруссии распространено овцеводство. Коневодство наиболее развито на северо-востоке. Повсеместно собирали в лесу ягоды, грибы, заготавливали кленовый и берёзовый соки. В реках и озёрах ловили рыбу.

Развивались промыслы и ремёсла - изготовление рогож и циновок, земледельческих орудий, обработка кож, овчины, мехов, изготовление обуви, транспортных средств, мебели, керамической посуды, бочек и домашней утвари из дерева. Особое значение имело изготовление декоративно-прикладных изделий из текстильного сырья и кожи, изделий с народной вышивкой. Отдельные виды промыслов и ремёсел сохранились, но многие исчезли. В последние годы начали возрождаться плетение из соломки, изготовление поясов, вышивка одежды.

В конце XIX-середине XX веков сформировался традиционный строй одежды, пишут историки. Мужская состояла из рубахи, ноговиц (поясная одежда), безрукавки (камизельки). Рубаху носили навыпуск, подпоясывались цветным поясом. Обувь - лапти, кожаные постолы, боты, зимой - валенки. Головные уборы - соломенная шляпа (брыль), валяная шапка (магерка), зимой меховая шапка (аблавуха). Через плечо носили кожаную сумку. В мужском костюме преобладал белый цвет, а вышивки, украшения были на вороте, внизу рубахи, пояс был разноцветным. Женский костюм более разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком, с юбкой, фартуком и гарсетом, с юбкой, к которой пришит лиф-гарсет, с паневой, фартуком, гарсетом.

Головной убор девушек - узенькие ленты (скидочка, шлячок), венки. Замужние женщины убирали волосы под чепец, надевали полотенчатый головной убор (намитка), платок. Каждодневная женская обувь - лапти, праздничная - постолы и хромовые боты. Верхняя мужская и женская одежда почти не отличалась. Её шили из валяного некрашеного сукна (свита, сермяга, бурка, латушка) и дублёной (казачина) и недублёной (кожух) овчины. Носили также кафтан, кабат. В современном костюме используются традиции национальной вышивки, покроя, цветовой гаммы.


ВКЛАД В ИСТОРИЮ РОССИИ

В Музее древнерусского искусства имени А. Рублева можно по-знакомиться с работами белорусских мастеров XVII века, которые, отмечают историки, принесли в Российское государство новые ремесла, свой стиль (ориентированный на западноевропейские образцы), мотивы, технику скульптурной резьбы по дереву («Белорусская резь»), производство полихромной ценинной («поливаной») керамики. Их мастерство проявилось в живописи, иконописи, ювелирном, культовом и светском зодчестве.

Десятки мастеров-ремесленников из Полоцка, Витебска, Могилева, Орши, Шклова и других городов работали в Оружейной палате Кремля, оформляли кремлевские терема, московские дворцы, иконостасы в Новодевичьем, Донском, Новоиерусалимском (на Истре) монастырях (ранее работали в Иверском монастыре на Валдае у патриарха Никона), в Крутицком подворье в Москве. Иконостасы Смоленского собора Новодевичьего монастыря, дворцовой церкви Воскресения Словущего в Кремле, московского храма Григория Неокесарийского на Полянке тоже созданы их талантом.

Религиозный и общественный деятель, поэт, драматург Симеон Полоцкий (1629-1680 годы) боролся против раскола церкви, выступал за развитие образования и просвещения. Он был воспитателем детей царя Алексея Михайловича, в том числе Петра I. Изобретатель, инженер-самоучка Казимир Симонович в 1650 году опубликовал на латинском языке трактат «Великое мастерство артиллерии», в котором описал конструкции и особенности применения пушек и ракет, техноло¬гию производства пороха, впервые предложил идею и подробное описание устройств многоступенчатой ракеты.

Белорусы стали первопроходцами в геологических и этнографических исследова¬ниях российских просторов - Крайнего Севера, Приуралья, Сибири, Дальнего Востока, Чукотки, Камчатки. В ученом мире известны братья Дыбовские, жившие в XIX веке. Венедикт Иванович - доктор медицины, писатель-этнограф, зоолог, биолог, изучал фауну и систематизировал мол¬люсков Байкала, впервые описал животный мир Байкала, Амура и Камчатки. Владислав Иванович - естествоиспытатель, ботаник, палеонтолог, доктор минералогии. Географ Николай Пржевальский (1839-1888 годы) установил направление основных хребтов Центральной Азии, открыл новые, уточнил границы Тибетского нагорья (он был первым европейцем, попавшим в эти края). Путешественник открыл дикого верблюда и вид дикой лошади, получивший его имя. Иван Черский (1845-1892 годы) составил геологическую карту побережья Байкала, определил самый высокий уровень его вод, обнаружил в окрестностях Иркутска археологический памятник эпохи палеолита.

Белорусы прошли с большой страной через все испытания и войны, но особенно тяжко им было в годы Великой Отечественной. Территорию республики была оккупирована. В тылу врага развернулось партизанская и подпольная борьба. В республике погиб каждый четвертый житель. В 1950-1970 годы быстрыми темпами шло восстановление страны, интенсивно развивались промышленность и сельское хозяйство. Как отмечается в учебниках новейшей истории, экономика Белоруссии была ключевой частью народнохозяйственного комплекса СССР, республику называли «сборочным цехом» советской экономики. Белоруссия была своеобразной "кузницей кадров", пишут исследователи, в столицу Союза приглашали на работу талантливых руководителей и квалифицированных специалистов. Они трудились и трудятся в промышленности, в учреждениях культуры, науки, образования и печати.

Белорусские корни имеют многие мировые знаменитости. Не всех их можно назвать стопроцентными белорусами, некоторые не являются выходцами из этой республики (если иметь в виду нынешние, а не исторические границы), но, безусловно, одно - в жилах нижеупомянутых людей текла и течет кровь народа, о котором мы сегодня рассказываем.

В этот ряд можно поставить историка и государственного деятеля Василия Татищева, легендарного министра иностранных дел, а в последние годы - председателя президиума Верховного Совета СССР Андрея Громыко, авиаконструктора Павла Сухого, физика, лауреата Нобелевской премии Жореса Алферова, композитора Дмитрия Шостаковича, писателей Федора Достоевского, Александра Грина, Александра Твардовского, Василя Быкова, Алеся Адамовича, балерину Ольгу Лепешинскую, ученого Александра Чижевского, космонавтов Петра Климука и Владимира Коваленка, спортсменов Александра Медведя (олимпийский чемпион 1964, 1968, 1972 годов, лучший борец вольного стиля ХХ столетия), Ольгу Корбут (легендарная гимнастка завоевала четыре золотые олимпийские медали), Виталия Щербо (гимнаст, олимпийский чемпион 1992 года), Юлию Нестеренко (сенсационно выиграла забег на 100 метров на Олимпийских играх 2004 года), Максима Мирного (победитель международных турниров по теннису), звезду мирового хоккея Уэйна Грецки (его дед Терентий Грецкий в начале XX века эмигрировал из Гродненской губернии в Канаду), певца Александра Рыбака (триумфатор конкурса "Евровидение-2009).

Александр Рыбак

Почетный список можно пополнять и дальше, но для этого просто не хватит места. У оставшихся в моем блокноте известных людей белорусская кровь так перемешана с польской, русской, литовской, еврейской и т.д., что затруднительно даже условно определить их национальную принадлежность. Часто ее называют по вере: католик - поляк, иудей - еврей, а кем будет православный - белорусом или русским? Тут все настолько индивидуально, что не стоит, наверное, проводить такие псевдонаучные исследования…

История появления на Южном Урале

- На мой взгляд, этот вопрос не имеет смысла, - говорит заместитель председателя Белорусской национально-культурной автономии Игорь Москвин. - Раньше, до революции, жил единый народ - белоросы, великоросы и малоросы. Его представители могли оказаться в любом месте большой страны.

Тем не менее, можно вполне определенно зафиксировать появление на Южном Урале (а также в Зауралье и в Сибири) первых белорусов.

Кандидат исторических наук, доцент ЮУрГУ Гаяз Самигулов отмечает, что они прибыли сюда как сосланные военнопленные в XVII веке, в период правления Алексея Михайловича, когда русские отвоевывали Украину и теснили литовцев. Тогда брали в плен и отправляли подальше от западных границ России людей, которых именовали литвинами. Это и есть белорусы, они говорили на своем языке, были православными. От названия этих пленных и пошла фамилия «Литвинов».

- В ту пору территория, населенная белорусами, входила в состав Великого княжества Литовского, - рассказывает Гаяз Самигулов. - Сейчас мало кто знает, что его государственным языком вплоть до конца XVII века был белорусский, поскольку основная масса населения этого государства - славяне. В XVII веке захваченных в плен солдат литовского государства называли как «литвинами», так и «литовцами». Причем никакого отношения к национальности эти наименования не имели. Литовцем (а позже поляком) могли называть и украинца, и белоруса, и собственно литовца.

Ссылка в Сибирь в XVII веке вовсе не означала поражения в правах, заключения в тюрьму и т.п. Ссыльным на месте либо выделялась земля, и они становились крестьянами, либо их записывали на службу.

В городах Урала и Сибири в XVII веке были особые группы служилых людей, так называемого «литовского списка». Впоследствии основная их часть осела в Сибири, и вскоре ничего кроме фамилии не напоминало о «литовском» или "польском" происхождении. В XVIII – начале XIX веков белорусы попадали в наши края тоже чаще как ссыльные, к сожалению, статистики того времени мы не знаем.

Начало активного переселения белорусов на восток связано с отменой крепостного права. Как и население центральных районов Великороссии, жители Белоруссии стали понемногу отправляться на Урал и в Сибирь на поиски лучшей доли.

Результаты этого переселения к концу XIX века зафиксированы в материалах Первой всероссийской переписи населения, которая проводилась в декабре 1897 года. Белорусов православных всего по Оренбургской губернии - мужчин 1055, женщин 1164. Грамотных среди мужчин - 407 человек, среди женщин - 158 (для сравнения, из 523175 русских мужчин грамотны были 162888, из 554202 женщин - 56995). Старообрядцев было шесть (три мужчины и три женщины), католиков - 19 мужчин и две женщины, это сверх указанных цифр. Почти все белорусы жили в сельской местности, в городах всего 51 мужчина и 21 женщина (грамотны 27 и семь соответственно). Если в Троицком и Верхнеуральском уездах белорусов почти не было, а в самих городах их проживало по одному человеку, то в Челябинском уезде - 123 мужчины и 126 женщин, в самом Челябинске еще 27 и 10, да три католика.

Белорусов было очень мало в прилегающих к современной территории Челябинской области уездах Пермской губернии, а также в Екатеринбургском уезде, который включал в себя северо-восточную часть современной Челябинской области - буквально единицы. В Златоустовском уезде Уфимской губернии было пять мужчин и три женщины, а в самом Златоусте - 36 и 16 человек и один католик.

Резкая активизация переселенческого движения произошла в начале XX века, в связи со Столыпинской аграрной реформой. Тогда на Южный Урал прибыли прабабушки и прадедушки многих наших белорусов, очень часто приезжали целыми семьями.

- Увы, перепись, намеченная на 1915 год, в связи с Первой мировой войной не была проведена и мы не имеем статистики этого периода, - говорит Гаяз Смигулов. - Следующая перепись состоялась в 1926 году. По ее итогам можно сказать, что: в Варламовском районе, в деревне Красноярской жили 17 белорусов, в Селезянском - шесть, в селе Кислянка - 244, на хуторе Заикино - 25, в селе Чебычьем - 184, на хуторе Сапожниково - 43, в Чурилово - 20, в Кочердыкском районе - 584 белоруса. Сколько их было в Челябинске, Златоусте и Троицке мы не знаем, таких данных, увы, в нашем распоряжении нет.

В 20-30-х годах XX века процесс переселения вновь стал активнее. Белорусов стали отправлять на строительство Магнитки, опять целыми семьями.

- В семье моего отца было девять детей, - рассказывает жительница Верхнеуральска Людмила Скокова. - Они жили в городе Молодечно, в хозяйстве были лошади и коровы, братья были мастеровые - кузнецы, плотники. Такие люди оказались нужны развернувшейся индустриализации, их всех сослали на возведение Магнитки. Тут отец познакомился с мамой, и в 1948 году родилась я. Дед и другие братья потом вернулись в Белоруссию, а наша семья осталась.

Белорусы живут на Южном Урале везде. По переписи их немного больше 20 тысяч, фактически - около 23 тысяч. А было 29 тысяч. Почему уменьшается численность? Многие подались в Москву, Санкт-Петербург, Тюмень либо в Белоруссию. После распада СССР из РБ в наши места приехали единицы. В России и на Южном Урале более охотно, чуть ли не целыми поездами берут на работу людей из Средней Азии (до них мы дойдем в следующих главах нашего цикла). Белорусов, как и своих, работодатели особо не жалуют. А те, что приезжают, не могут привыкнуть к нашим порядкам, к повальному взяточничеству. Остаются здесь в основном отставные военные.

На Южном Урале немало известных людей с белорусскими корнями. Ректором Челябинского социально-экономического института Академии труда и социальных отношений работает Сергей Кубицкий. Начальником управления экологии и природопользования администрации Челябинска - Александр Корбут. Многие челябинцы хорошо знают врача и художника Василия Шмурадко.

Этот ряд можно продолжать, в моем «белорусском списке» очень много фамилий, но когда я дозванивался до этих людей, они неожиданно заявляли, что считают себя русскими. Понятно, что русские стали суперэтносом, с которым себя идентифицируют люди самой разной крови, но у белорусов это еще и черта характера.

Исследователи отмечают, что они не любят публично «признаваться» в своей национальной принадлежности (в 20-30-е годы XX века многие дети Полесья отказались от белорусских фамилий и приняли их русифицированные варианты). А некоторые южноуральские руководители белорусского происхождения после недавнего заявления Президента РФ Дмитрия Медведева в адрес Александра Лукашенко вообще отказывались что-либо говорить и по-детски прятались от автора.

«Неправильный» лидер

Инициатором объединения южноуральских белорусов стал Игорь Москвин.

У этого человека очень интересная биография. Он родился и вырос в Челябинске, окончил Владикавказское высшее военное училище МВД СССР. Служил в Элисте, занимался партийно-политической работой. В 1986 году стал говорить, что политика Михаила Горбачева приведет к распаду страны. За такие высказывания его уволили с должности и лишили офицерского звания. Перед этим со служивым, занимающим довольно скромную позицию в табели о рангах, побеседовал заместитель министра по кадрам.

С тех пор Игорь Москвин, порой сам того не желая, все время оказывается в оппозиции. Он был рабочим на ЧТЗ, трудился в НИИ. Поступил на заочное отделение философского факультета МГУ, но из-за политических взглядов его «попросили» и оттуда. После развала Союза работает на руководящих должностях в разных коммерческих структурах. Из одной компании Москвина уволили после того, как возглавляемый им цех полным составом отказался вступать в партию власти. Одно время с единомышленниками пытался создать партию. А затем вспомнил свои белорусские корни.

Предсказанный им развал большого государства привел к разобщенности славянских народов, между ними, считает Игорь Михайлович, искусственно вбивается клин. Видя это, он решил внести свою скромную лепту в объединение русских и белорусов. Интересно, что его гражданское движение совпало с настойчивыми разговорами о необходимости объединения России и Белоруссии и с плохо скрываемыми претензиями Президента РБ Александра Лукашенко на лидерство в общей стране.

С таким «послужным списком» и в таком политическом контексте трудно было надеяться на лояльность государственных органов. Но Игорь Михайлович не остался один, у него появился единомышленник - белорус Александр Иванов, заместитель директора учебно-информационного центра управления Федеральной налоговой службы по области. В 2008 году их организацию зарегистрировали. Причем не национально-культурный центр, а автономию. Иванов стал председателем, Москвин - заместителем. При этом Игорь Михайлович не прекратил политическую деятельность, на последних выборах в Законодательное собрание области он шел по списку КПРФ.

Автономия-магнит

Если национальные центры, о которых я писал в предыдущих материалах, во главу угла ставят человека той или иной национальности, культуру, то белорусская автономия занимается еще и политическими, экономическими вопросами, пропагандой страны - Белоруссии. Игорь Москвин (на фото справа) долго и увлеченно говорил, что РБ, не имея нефтяной и газовой иглы, сохранила и развила промышленность, использует инновационные технологии, о том, какой там сильный президент.

Организаторы автономии составили довольно внушительный список белоусов из всех социальных групп. Находили их по-разному. Давали объявления в газетах, участвовали в городских общественно-политических вернисажах - люди, как к магниту, подходили к экспозиции белорусской автономии, оставляли свои координаты. Офицеры запаса (многие - из Челябинского автомобильного института), шоферы, бывшие шахтеры, коммерсанты и т.д.

- Мы стараемся обеспечить белорусов области информацией о жизни в РБ, - говорит Александр Иванов (на фото слева). - Отдаем в библиотеки газеты, журналы, буклеты и исторические книги, напечатанные в республике. На общественно-политическом вернисаже такая литература разбирается моментально.

Занимаемся правовой защитой белорусского этноса, в основном по гражданским делам - на большее пока не хватает ресурсов. Сейчас вот помогаем одному ветерану Великой Отечественной войны восстановить утерянные документы, работаем с Минобороны Белоруссии.

- В отделении посольства Белоруссии в Екатеринбурге хотели бы, чтобы мы больше занимались экономическими вопросами, помогали реализовывать белорусские товары, - говорит Игорь Москвин. - Я считаю, что такой однобокости быть не должно.

Находясь в Минске, в президентском дворце, Игорь Михайлович со свойственной ему прямотой заявил, что власти независимого государства мало занимаются культурной поддержкой российской диаспоры, недопонимают значимость этой работы.

- Трудно создать в области национальную общность, нет у белорусов потребности общаться со своими, как у всех славянских народов, - говорит Игорь Москвин. - Нет у нас клановости, как у кавказцев и азиатов, - так, чтобы собирались вместе и поддерживали друг друга. Чаще просят трудоустроить либо помочь уехать в Белоруссию.

В отделе посольства Белоруссии в Екатеринбурге мне сообщили, что взаимодействуют с диаспорами по нескольким направлениям - политико-патриотическом, экономическом, научном и культурном. Выходит газета для белорусов, живущих за рубежом. В этом году руководитель отдела Василий Прудников приезжал в Снежинск, где вручил награды ветеранам Великой Отечественной войны. На торжественных вечерах детям Полесья напоминают об их корнях. Но при более внимательном знакомстве с работой белорусских дипломатов понимаешь, что основное внимание они действительно уделяют экономическим вопросам, продвижению на российский рынок товаров из РБ. В нашей области есть представительства предприятий Белоруссии. Я испытал на себе их активность, купив домой мебель из Гомеля. Всем также известны телевизоры, холодильники, плиты и другие товары.

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия закупают трактора, комбайны. Недавно в Коркино открылось совместное предприятие с БелАЗом, там начали изготавливать гиганты для горнодобывающих предприятий.

Тем не менее, ни политического, ни экономического перекоса в работе белорусской автономии Южного Урала нет. Она, несмотря на свое название, все-таки остается больше культурным объединением. С некоторых пор челябинские дети Полесья активно участвуют в акциях Ассамблеи народов области. С особым удовольствием белорусы приходят на сабантуи, которые проводят татары и башкиры. Они участвуют в славянском празднике Ивана Купалы на озере Еланчик. Многим запомнился ансамбль "Сударушка" из поселка Рощино Сосновского района, который поет белорусские песни.

- Мы стараемся поддерживать народные промыслы, - говорит Александр Иванов. - В Верхнеуральске несколько белорусок вяжут в народном стиле, шьют рушники. Когда они приезжают на Бажовский или Ильменский фестивали, их изделия пользуются спросом.

На последнем общественном вернисаже белорусы выставили часы из Брестской крепости, которые остановились в начале четвертого в ночь на 22 июня 1941 года. Их привез поисковый отряд из Озерска "Уралец" под руководством Бориса Чигирина.

Самые терпеливые

Мне довелось побывать в постсоветской Белоруссии. Могу твердо сказать, что рядовые россияне и белорусы проводят совершенно четкую грань между властью и собой.

После распада СССР и возникновения трений между руководством наших стран у людей по обе стороны границы возникло еще больше желания общаться друг с другом. При этом у детей Полесья, у людей среднего возраста и молодых, нет особой ностальгии по СССР. Такое ощущение сложилось у моего коллеги, журналиста «Челябинского рабочего» Андрея Сафонова, который побывал в Белоруссии совсем недавно.

Пропаганда сделала свое дело, и обычные белорусы просто боятся, что придут российские олигархи и все скупят. А. Сафонов также заметил, что белорусская молодежь ориентируется как на Москву, так и на Запад. Причем, на Запад даже в большей степени. Юные граждане РБ хотят поучиться в Европе, попрактиковаться в языке, а потом работать на совместных предприятиях в родной стране. Людей с такой «нетрадиционной ориентацией» в последнее время стало больше - чем сильнее Россия «воспитывает» соседей грозными заявлениями и газовой задвижкой, тем чаще они устремляют взоры «в другую сторону».

Что касается отношения белорусов, живущих в РБ, к президенту Александру Лукашенко, то они имеют совершенно определенное мнение, которое вряд ли смогут поколебать российские власти, СМИ и наши «коварные» политтехнологи. В одной из белорусских редакций я увидел имитацию знака дорожного движения с надписью "Осторожно - Лука!"

Представители интеллигенции в ответ на расспросы о власти отмалчивались либо воспроизводили стандартный набор демократических претензий из либеральной прессы. У «простых людей» - иной взгляд.

- Ваш батька управляет страной как колхозом, - сказал я одному белорусскому селянину на минском рынке.

- Ну и что, - ответил он. - Зато мы нормально живем, в стране порядок. Нас это устраивает.

- Какая самая главная национальная черта белорусов? - спросил я в отделении посольства РБ в Екатеринбурге.

- Толерантность, - ответили мне. То есть уважительное, терпимое отношение к другим нациям, политическим взглядам и т.д. Применительно к белорусам слово «терпимость» вполне употребимо и в своем первородном значении. Люди этой национальности очень терпеливы. Один белорусский журналист рассказал анекдот: «Решили провести такой тест. В темной комнате поставили табуретку, вбили гвоздь, чтобы торчал острой частью вверх, и по очереди посадили на эту табуретку русского, украинца и белоруса. Русский сел на гвоздь, вскочил и давай матом ругаться. Украинец сел на гвоздь, вскочил, нащупал гвоздь, вытащил его и положил в карман: «В хозяйстве пригодится». Белорус сел на гвоздь, привстал и со словами «А можа, так и трэба?» снова сел».

Драники под «Белоруссию»

Наши народы объединяло и объединяет желание и умение хорошо посидеть за столом. Белорусы и на сей счет придумали шутку.

- Чем отличается белорус от армянина?

- Армянин пьет «конь як», а белорус пьет «як конь».

К сожалению, в Челябинске пока нет ресторана белорусской кухни, да и дома никто не готовит так, чтобы можно было уверенно назвать это национальной кухней детей Полесья. Мы с Игорем Москвиным решили сами приготовить драники и попробовать их под водку «Белоруссия» Брестского ликеро-водочного завода (БЕЛАЛКО), которая завоевала Гран-при на недавнем конкурсе в Сочи. Эту бутылку Игорю Михайловичу передали хорошие знакомые из Бреста.

- Белорусы любят использовать тмин, - говорит И. Москвин, пока я чищу картошку. - Они кладут его в хлеб, мясо, колбасу.

Очищая кожуру, я слушаю своего рода лекцию, из которой узнаю, что белорусская кухня включает разнообразные блюда из муки, круп, овощей, картофеля, мяса и молока. Наиболее древний вид растительной пищи белорусов - каши из ячменных зёрен, проса, овса, ячной и гречневой круп. Каши из ячменных зёрен (кутья, гуща) подаются как обрядовые на родины, поминки. Из муки (преимущественно ржаной) готовятся жидкие и полужидкие блюда: квашеные - солодуха, кваша, кулага и неквашеные - калатуша, затирка, галушки, макароны, кулеш, маламаха. Из овсяной муки готовят кисели, жур, толокно.

Традиционная еда белорусов - блинцы из ржаной, пшеничной, гречневой муки. Горох и бобы тушат; капусту, свёклу, брюкву, огурцы солят; репу, морковь парят и пекут. Из овощей варят жидкие блюда - ботвинью, холодник, борщ. Со второй половины XIX века прочные позиции в питании занимает картофель, известно более 200 блюд из него - печёный, отварной, жареный, тушёный, пюре, комы, бабка или дранка, клёцки, колдуны, блины, гульбишники, оладьи, суп, запеканки, пирожки и т.д. Молоко чаще употребляется в кислом виде, творог и особенно масло, сметану - в ограниченном количестве. Мясо и мясные продукты используются преимущественно в составе блюд, чаще употребляется свинина, баранина, мясо домашней птицы, реже - говядина. Из напитков известны берёзовый сок, медовый, хлебный, свекольный квасы.

…Я слушаю все эти вкусные слова, и у меня начинают течь слюнки. Но предстоит еще тереть картошку.

- Кто-то использует терку, а я люблю пропускать картофель через мясорубку, - рассказывает Игорь Михайлович.

Мы решаем использовать терку. Пройдя через нее, картошка приобретает совершенно поразительные свойства. Крахмал склеивает картофельную массу, аппетитные оладушки не разваливаются и без добавления яиц. В следующую порцию добавляем лук, муку, яйца, от этого они становятся еще вкуснее.

Мы выпиваем «Белоруссию», закусываем солеными огурцами и драниками. После третьей рюмки я начинаю ощущать себя «настоящим песняром»…

Как вам живется на Южном Урале?

Василий ШМУРАДКО, врач, художник:

- Я родился и вырос в восточной части Белоруссии, которая ближе к России, к Смоленской и Псковской областям. Вот уже 37 лет живу в Челябинске, но корней свои помню. Знаю язык, он в повседневной жизни не востребован, но не забывается - в школе хорошо научили. Когда мама была жива, чаще бывал в Белоруссии. Сейчас у меня там живут сестра и брат. Люблю драники, клецки и вообще все блюда из картофеля - говорят, их несколько сотен, я пробовал где-то 60. Когда в Челябинск приезжают артисты из Белоруссии, обязательно ходим на их концерты. Что бы ни говорили руководители наших стран, русские и белорусы всегда были и будут вместе.

Людмила СКОКОВА, руководитель Верхнеуральского отделения «Справедливой России»:

- Я ощущаю себя белоруской. Постоянно слежу за событиями в республике. Белорусы - мужественные, честные и принципиальные люди. Дома постоянно готовим драники и галушки. Я научилась их делать у своей бабушки Фроси, когда в детстве часто ездила в гости в Белоруссию. В городе есть другие белорусы, мы с ними постоянно общаемся.

Сергей ХРЫЛЬЧЕНКО, работник культуры:

- Когда я устаю и ничего не хочу делать, включаю записи «Песняров». Слушая эту группу, наполняюсь какой-то первозданной народной энергией. Моя душа успокаивается и я снова готов к встрече с суровой уральской действительностью…

Драники (картофельные оладьи)

Состав: картофель - шесть штук, яйцо - одна штука, мука - две столовые ложки, лук репчатый - одна штука, растительное масло, соль, перец. Картофель вымыть, очистить, еще раз промыть и натереть на мелкой терке. Лук очистить и также натереть на мелкой терке. Соединить картофель и лук. Добавить яйцо, муку, соль, перец и хорошо перемешать до однородности. На сковороде разогреть растительное масло и выкладывать картофельную массу столовой ложкой в виде небольших лепешек. Обжарить драники с одной стороны - две-три минуты до образования румяной корочки. Затем перевернуть на другую сторону, обжарить одну-две минуты на огне чуть сильнее среднего, затем убавить огонь, накрыть крышкой и довести до готовности еще три-четыре минуты. Подавать к столу горячими, полив сметаной.

Анекдот про белорусов

В Беларуси поставили памятник белорусскому народу под названием "Неписающий мальчик". Проходя мимо, один человек спрашивает:

- А почему "Неписающий"?

- А он терпит...

"""""" """"" """""""

Найти белорусский костюм было сложно. К моему удивлению, в национальной автономии наряда не оказалось. Может, есть в театрах. Нет, ответил Игорь Москвин. «В ансамбле «Урал» точно есть, они танцуют белорусский танец», - посоветовал профессор академии культуры Владимир Лавришин. Директор филармонии Алексей Пелымский свел меня с артистами прославленного танцевального коллектива, но оказалось, что в «Урале» белорусский номер исполняют женщины. «Танцуют ли в городе по-белорусски мужчины?» Оказалось, что нет, только в детской студии пляшут ребята 13-14 лет. Я уже стал приходить в отчаяние, когда на помощь пришел Виктор Панферов, заслуженный артист России, декан танцевального факультета ЧГАКИ, в костюмерной которого все-таки оказался мужской наряд моего размера. А фотографию сделала очаровательная костюмерша Аня. Спасибо!

P.S. Материалы цикла «Планета Южный Урал» вызывают интерес самых разных людей. Один из читателей заметил, что уроженка Уфы, министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина является не башкиркой, а татаркой. Автор приносит извинения за ошибку.

Комментарии
Комментариев пока нет