Новости

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

По словам очевидцев, среди ночи они услышали страшный скрежет и грохот ломающихся конструкций.

Накануне 35-летний дебошир предстал перед судом.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Рабочих подготовит вуз

20.10.2010
Ни одно учебное учреждение, считает директор Челябинского института развития профессионального образования Федор Клюев,  еще не закрыли "сверху"

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

За два последних года в области реорганизовали 23 учебных заведения. В этом году эта участь постигнет еще 13. Что происходит в системе профессионального образования? Почему одни училища закрывают, другие укрупняют, третьи объединяют с техникумами, а новые учебные учреждения делают частью вузов? К чему ведут перемены? Хорошо это или плохо? Свою точку зрения высказывает директор Челябинского института развития профессионального образования Федор КЛЮЕВ.

--  Федор Николаевич, почему, на ваш взгляд, началась вся эта перетряска?

--  Жизнь заставила. Никто не хочет детей учить, начиная со школы.

Ни одно учебное учреждение, считает директор Челябинского института развития профессионального образования Федор Клюев, еще не закрыли "сверху"

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

За два последних года в области реорганизовали 23 учебных заведения. В этом году эта участь постигнет еще 13. Что происходит в системе профессионального образования? Почему одни училища закрывают, другие укрупняют, третьи объединяют с техникумами, а новые учебные учреждения делают частью вузов? К чему ведут перемены? Хорошо это или плохо? Свою точку зрения высказывает директор Челябинского института развития профессионального образования Федор КЛЮЕВ.

-- Федор Николаевич, почему, на ваш взгляд, началась вся эта перетряска?

-- Жизнь заставила. Никто не хочет детей учить, начиная со школы. Попробуйте привести в первый класс ребенка, который не умеет читать и писать. Там глаза из орбит вылезут. Как мы его возьмем, если он ничего не умеет?! Так научите. На то вы и педагоги начальной школы. У вас есть методики обучения, свои технологии. Нет, урезали детство, и начинаем готовить к школе уже с четырех лет.

Может быть, высшее образование дает профессию и глубокие знания? Тоже нет. Оно, главным образом, удовлетворяет амбиции родителей и молодежи.

И наконец, возьмем "кузницу кадров" - профучилища и техникумы. Уж они-то должны готовить рабочих и средний технический персонал для предприятий. Но, к сожалению, у работодателей тоже немало претензий. Вот и получается, что мы только упрекаем друг друга: школа - родителей, вуз - школу, а работодатели - всю систему профессиональной подготовки.

-- В чем же вы видите выход?

-- Не надо никого обманывать, и самих себя тоже. Давайте честно скажем. Кого готовит начальное профессиональное образование? Рабочих. А среднее и высшее, наконец? Тоже ведь частично рабочих. Походите по заводам, сами увидите, сколько там специалистов с дипломами у станков. Сейчас ни в одном профучилище нет секретаря без высшего образования. У всех дипломы юристов, экономистов. А почему? Работать больше негде, не умеют ничего.

Так вот. Поскольку мы все занимаемся одним и тем же делом, значит, нужно объединяться, выстраивать единое образовательное пространство. Создавать цепочку: училище, техникум, вуз, работодатель. И это решит многое. Работа по объединению учебных учреждений на Южном Урале уже началась и даже дала плоды.

В Магнитогорске, например, несколько учебных заведений начального и среднего образования объединились и создали политехнический колледж. Выиграли федеральный конкурс. Получили солидные гранты по 20 и 30 миллионов рублей. Так ведь это теперь картинка! В нем есть то, чего еще нет даже на предприятиях. Второй пример - Магнитогорский технологический колледж. В его учебной парикмахерской такое современное оборудование, которого в городе пока еще не увидишь. База для обучения принципиально другая.

-- Это понятно. Но что для ребенка лучше: учиться в маленьком училище или в большом учебном заведении?

-- В большом, разумеется. Фактически он поступает в университет, что будет тешить самолюбие учащегося и его родителей. Он попадает в среду непрерывного образования, но у него есть выбор. Не пошла учеба, может пойти работать после того, как получит профессию. Появится желание продолжить учебу, пожалуйста. Перспектива как вширь, так и вверх. Дорога не закрыта. Лесенка роста здесь такова. Человек приобрел профессию, реализовал себя в ней, а потом получил еще и высшее образование. Да такому инженеру цены не будет!

А сегодня наши университеты готовят исключительно теоретиков. Я хорошо отношусь к ЮУрГУ. Сам его выпускник, но знаю, как там проходит практика. Придут студенты на предприятие, а им говорят: "Если хотите познакомиться с производством - идите, погуляйте по территории. Если не прочь заработать - есть для вас дело. Вот старый склад, разберите его, а мы вам заплатим". Поэтому практика инженера обычно сводится к тому, что он два раза склады разбирал.

-- По-моему, вы говорите о старых проблемах, но не они ведь разрушили систему профессиональной подготовки. Какой же удар она не выдержала?

-- Расскажу по порядку. Пока все предприятия были государственными, все было нормально. Государь готовил кадры для своих заводов. Сегодня 90 процентов предприятий - в частной собственности. И государь про себя думает, а почему я должен все затраты нести за частника? У частника же своя логика: я налоги плачу, все остальное - дело государево. В итоге мы оказались в "свободном полете".

Все стали сами определять: кого готовить, чему учить и оценку своему выпускнику тоже ставили сами. Хорошую, разумеется. Нет ведь таких дураков, чтобы себя по лбу бить. В экзаменационную комиссию приглашали, правда, работодателей, но больше для проформы. И они нам не предъявляли претензий, поскольку ничего в нас не вкладывали. А председателем комиссии был свой человек, директор соседнего училища.

Самое интересное, что мы, когда вошли в рынок и потеряли институт работодателей, не очень-то и огорчились.

Обойдемся, мол, и без базовых предприятий. Проживем! Будем продавать своих выпускников. Было такое шапкозакидательское настроение. Но вот пришло время первого выпуска, и мы получили кукиш. Зачем работодателю платить, если наш выпускник в августе к нему бесплатно и так придет?! Сам будешь готов заплатить, лишь бы глаза не мозолил. Что нас ждет на "вольных хлебах", об этом мы узнали потом, когда остались без денег. За последние 20 лет в профучилища государство не вложило ни копейки на учебные цели. Хочешь готовить водителей, собирай с родителей деньги на бензин и учи.

-- А тебя потом посадят, как коррупционера, что случилось, например, с Али Алиевым, директором Коркинского профучилища.

-- Вот именно. Поэтому мы все и стали коррупционерами. Система профессиональной подготовки потихоньку покатилась под откос. В итоге рабочих кадров вообще не стало.

-- Вы имеете в виду квалифицированных рабочих?

-- Никаких не стало. Сегодня у нас еще много рабочих мест, где требуются просто "руки-ноги". И предприятия рады-радешеньки, если мы им "это" поставляем. А там уж они сами обучат под свое рабочее место. Училище делает вид, что готовит кадры, а предприятие, что за них рассчитывается. Нормально? Мы об этой ситуации говорили много раз на заседаниях Академии профессионального образования и везде при удобном случае, но нас не слышали. И только теперь об этом на Госсовете заговорил Президент РФ Дмитрий Медведев. Надо, мол, чтобы работодатель пришел в учебное учреждение, боролся за качество своих кадров, а не только, чтобы специалисты предлагали себя.

-- Но придет ли работодатель? Ведь сами только что объяснили, что нет ему резона на вас тратиться...

-- Придет, когда нужда припрет. Первый шаг он уже сделал. Вложил свои средства в открытие 28 ресурсных центров, что появились в области. Ведь почему он раньше к нам не шел? Потому что ничего не вкладывал. А теперь он вправе и спросить с нас за подготовку кадров. Ресурсные центры мы создали на условиях софинансирования. По два с половиной миллиона рублей в каждый из них вложил губернатор, столько же - работодатель и такую же сумму - само учебное учреждение.

-- Что такое ресурсный центр, поясните, пожалуйста, для читателей?

-- Красивое название того, что всегда было в системе начального профессионального образования. Когда я начал работать в 1967 году в этой системе, все училища были ресурсными центрами. Они имели классы спецтехнологий, материаловедения, техники безопасности и обязательно черчения, плюс мастерские или полигон, в зависимости от профиля. Потом эта база устарела, и мы ее потеряли. Сегодня идет процесс восстановления. Челябинское училище N 102, колледж индустрии питания и торговли, например, на 7,5 миллиона рублей закупил новейшего оборудования для ресторанного бизнеса. На нем девчонок учат, и все они сегодня нарасхват.

Токарное производство - удовольствие, конечно, дорогое. Один станок стоит больше миллиона рублей. Но мы нашли выход. Закупили действующие модели. Если учащийся на ней научится работать, то и большой станок освоит быстро.

Ресурсный центр - это механизм привлечения инвестиций, с одной стороны, а с другой - новейшее учебное оборудование, отвечающее современным требованиям производства.

-- Как вы относитесь к тому, что часть училищ закрывают. Не жаль?

-- Я своим коллегам говорю всегда напрямую, что еще ни одно училище не закрыли "сверху". Все себя закрывают сами. Если нет контингента, если готовят абы кого и неизвестно куда, на что рассчитывать? Есть, например, в г. Симе училище N 7. Там - целый комплекс, а учатся меньше ста человек. Полы помыть уже некому. Разумно держать такие площади? Конечно, нет. А Симский механический техникум, между прочим, ютится в приспособленных помещениях на заводе "Агрегат". Я говорил им: объединяйтесь! Жизнь вас заставит это сделать. Не захотели.

Или Катав-Ивановск взять. Там техникум и училище объединять надо, чтобы пережить демографическую яму. Это ведь решение вопроса, но тоже медлят.

Крупные учебные учреждения, к сожалению, окончательно разорят село, которое мы и так уже разворовали дальше некуда. Ведь сельские ребята после педуниверситетов, агроинженерной академии домой не возвращаются.. Но меня, как директора учебного учреждения, общие проблемы не должны волновать. Пусть об этом думают те, кому положено. А мне набор нужно сделать.

-- Но что будет с детьми-сиротами? Профучилища, в которых они учились, выполняли ведь еще и социальную роль, давали кров и стол...

-- А почему детский дом перестает быть домом, как только ребенок поступает в училище? У него ведь были другие условия проживания, и присмотр за ним не такой, как у нас. Вы, наверное, бывали в детском доме N 6 Челябинска? Там на 60 детей более 60 взрослых. Он - семейного типа. Ребята живут, как в квартирах. Все в коврах, зимний сад, бассейн. А у нас в общежитии таких условий нет, по четыре человека в комнате и на весь этаж - одна воспитательница. Дети после девятого класса остаются практически без присмотра. И сразу же попадают в конфликтные ситуации. Три года мы ловим их "по российским просторам и ждем не дождемся, когда же, наконец, выпустим. А ведь эти дети уже потеряны для общества. Они познали улицу и не лучшие стороны жизни. С созданием учебных заведений нового типа этот вопрос, я надеюсь, будет тоже решен. Ведь деньги-то одни, государевы...

-- В какой мере, на ваш взгляд, необходимо присутствие государства в системе профессионального образования?

-- Должна быть государственная политика. Она выражается в том заказе, который получает система подготовки кадров. Кто сегодня знает, сколько будет нам надо через четыре-пять лет каких и какого качества специалистов? Никто. А ведь система образования консервативна. Для подготовки специалиста в начальном звене надо три года, в среднем - четыре, а в высшем - пять-шесть лет.

Несколько лет назад ЗЭМ получил мощный заказ. И вот собрал все училища Ленинского района и начал с претензий. Вы, мол, тратите государственные деньги, а готовите не того, кого надо. Я встал: "Мужики, вы спасибо скажите этим директорам, что за 15-20 лет сохранили материальную базу и свои учебные заведения. И вам теперь есть к кому обратиться со своим заказом. А если вам требуется 300 токарей, то сказать об этом надо было еще три года назад. И не просто заявку сделать, но еще и объяснить, что как только заказ кончится, люди окажутся без заработка, на улице. Так ведь и получилось. (ЗЭМ возил токарей из Ижевска, а когда заказ выполнили, людям сказали: до свидания - С.Ж.).

У строителей еще хуже. Новые технологии упростили процесс. Поэтому хозяева берут гастарбайтеров, платят им копейки. Закончилась стройка - людей выгнали, и никаких проблем.

-- Может быть, так и дальше будет?

-- Нет, не будет. Сама власть заговорила о необходимости государственной политики в сфере профессионального образования. Вот, например, что говорит губернатор Михаил Юревич корреспонденту газеты "Известия" (9.09.2010 г.): "Задача власти - связать воедино все звенья процесса: помочь в трудоустройстве выпускников, следить за ситуацией на рынке труда и оперативно вносить коррективы в региональные программы". Правительство будет разрабатывать программы развития начального, среднего и высшего образования. А больше ничего и не надо. Поэтому, можно сказать: свершилось то, о чем мы мечтали последние 15-20 лет. И этому мы, конечно, рады.

n В связи с реорганизацией часть специальностей среднего профессионального образования переводится на ступень высшего, появляется новая квалификация - прикладной бакалавриат. Работать по новой программе в числе 30 техникумов России будет и Челябинский монтажный колледж, который выиграл федеральный конкурс для участия в этом эксперименте.

n Ректор Томского политехнического университета Петр Чубик предлагает предоставить вузам право входить в уже действующие инновационные предприятия с целью внедрения в производство результатов интеллектуальной деятельности вузов.

Комментарии
Комментариев пока нет