Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Валерий Панов: "Людской потенциал прочней металла!"

09.09.2000

Лидия САДЧИКОВА
Челябинск

Я думала, кого напоминает мне Валерий Панов, внешний управляющий УралАЗа? И наверное, так и не додумалась бы, не столкнись мы с ним в штаб-квартире общественного движения "Забота". Оказывается, напоминает он мне... самого себя.

Лидия САДЧИКОВА

Челябинск

Я думала, кого напоминает мне Валерий Панов, внешний управляющий УралАЗа? И наверное, так и не додумалась бы, не столкнись мы с ним в штаб-квартире общественного движения "Забота". Оказывается, напоминает он мне... самого себя. "Помнишь, - сказал он, - 20 лет назад ты в нашем студенческом клубе ЧПИ вместе с режиссером Леонидом Пивером снимала телепередачу об "Ариэле"?" Ну как же, помню! Тому клубу, первому в Челябинске, завидовали студенты всех других вузов. Валера был одним из руководителей. Так вот кем стал тот обаятельный, энергичный парень, вокруг которого бурлила студенческая жизнь! Он снова в водовороте событий. И каких!

-- Валерий, после окончания ЧПИ ты, кажется, оставался на кафедре, стал младшим научным сотрудником. Почему же до сих пор не кандидат наук?

-- По стечению обстоятельств я в свое время ушел из аспирантуры, не вышел на защиту. Теперь добиваю старые грехи: на 21 сентября намечена окончательная защита диссертации на тему "Реинжиниринг состоятельных предприятий машиностроения".

-- Очевидно, тема связана с УралАЗом?

-- Не только с ним. Работа над темой началась еще на заводе "Строммашина", который я возглавлял в течение нескольких лет после того, как мы с партнерами выкупили контрольный пакет акций в совершенно открытой и честной борьбе. Даже не в борьбе - это была работа, нацеленная на то, что сейчас и стало называться реинжинирингом.

-- А что было до того?

-- В 1988 году я оставил ЧПИ, не закончив там обучение в очной аспирантуре, где на кафедре занимался научной работой. Тогда появились первые кооперативы. Вместе с друзьями создал малое предприятие. Развернули деятельность на севере Тюменской области.

-- И что там мог делать простой советский инженер?

-- В принципе поехал туда из-за нехватки средств - надо было кормить семью.

-- То есть за деньгами поехал?

-- За деньгами. И за запахом тайги. Задавал себе вопрос: "Что я могу?" В Нефтеюганском районе есть город Пытьях - "колыбель" машиностроения для нефтяников. А наш кооператив делал телекоммуникационные системы для нефтедобывающей промышленности. Это был вахтовый метод. Работали также в Сургуте, Октябрьском. Богатейший регион, где сосредоточены основные запасы газа, нефти. Туда со всего Союза стекались сильные люди. И формировались очень достойные коллективы. В то время Западную Сибирь, север Тюменской области только начинали осваивать Это был край "непуганых бизнесменов", которые прилетали с сумасшедшими идеями. И ничего не нужно было доказывать - берись и делай. Интересный, затягивающий творческий процесс. Сибирь для меня стала одной из самых важных жизненных школ. Там человек оказывается в экстремальных ситуациях при минимальном наборе возможностей и материальных, и моральных. А какая закалка на выносливость! Однажды в тайге застряли - машина сломалась. Среди комаров, болот и бандитов с большой дороги. Публика там разная. Полно экстремальных ситуаций. Нужно всегда быть наготове.

-- По-моему, сейчас и в городе, что в тайге, - тоже нужно быть начеку.

-- Думаю, что теперь смогу выжить в любом месте, в любой ситуации. А еще лучше, если их не будет. Нужно не допускать негативных, нежелательных моментов.

-- А мы в состоянии? Мы, уральцы.

-- Если не мы, то кто же? Но только в команде. Я сторонник коллективной работы. Сегодня с одиночками уже никто не то чтобы не работает - даже не разговаривает о серьезных делах.

-- Как давно ты связан с УралАЗом?

-- Когда работал на "Строммашине", мы внедрили опытные образцы нефтепромысловой автомобильной спецтехники на базе шасси автомобиля "Урал" и поставили их на серийное производство. С тех пор у меня плотная, эффективная связь с УралАЗом. Начиная с 1993-го мы ежегодно разрабатывали по пять-шесть таких машин. Сегодня этот маленький заводик выпускает уже около 60 видов - все базируются на уралазовских шасси. На "Строммашине" показательная динамика развития, стабильная зарплата и высокая производительность труда по сравнению с другими уральскими предприятиями. Два года назад мне предложили применить этот опыт на УралАЗе. Арбитражный суд назначил меня внешним управляющим автогиганта после того, как я, окончив курсы, получил диплом антикризисного управляющего. По закону о несостоятельности и банкротстве внешний управляющий в период внешнего управления выполняет все функции органов управления акционерного общества: генерального директора, совета директоров, общего собрания акционеров. Так что за два минувших года я многому научился. Тем более, что пришел на завод новым человеком, но не чужим.

-- А были какие-то шепотки за спиной?

-- Они и сегодня есть. Миасс - город небольшой, там все на виду. И даже о человеке, приехавшем сюда лет десять назад, могут сказать: "Не наш, не миасский". В иных случаях это неприятие подогревается искусственно - кому-то это нужно. Я стараюсь не обращать внимания на подобные вещи. Потому что ощущаю искреннюю поддержку. Заводчане, кто устно, кто в письмах дают понять, что довольны переменами, они благодарят за то, что мы уделяем внимание не только производству. Разумеется, оно - основа, все блага на земле создаются руками людей, но важно и то, с каким настроением идут они на завод, как отдыхают.

-- Вот когда в тебе проснулся руководитель студенческого досугового центра!

-- Кстати, хороший был опыт. Нам дали помещение в новом общежитии - 700 квадратных метров. Мы пришли и увидели кучу строительного мусора. Бросили клич, провели субботники. Без всяких средств со стороны сделали классный по тем временам клуб. Там любили отдыхать все: и преподаватели, даже для пенсионеров были досуговые программы. Помню, на заседании парткома я, еще студент, молодой коммунист, доказывал, что будущих руководителей производства нужно учить культурно пить (хотя на Руси вряд ли кто сможет эту задачу решить). Нам-таки позволили открыть бар. Там были стеклянные стены, подвесной потолок, спецэффекты.

-- В общем, чтобы хорошо работать, надо хорошо отдыхать?

-- Я давно уже понял, что производственные показатели - результат верного подхода к делу. А он формируется и... на кухне, зависит от семейного настроя. От того, что в тарелке, какое самочувствие у жены или мужа, о чем их мысли. Сегодня главный критерий на производстве - поддержание системы качества. На рынке востребована только продукция, отвечающая потребностям потребителя. Но другая сторона этого - удовлетворение потребностей производителя. А они у людей большие. И в то же время самые земные: нормально питаться, одеваться. А духовная пища! Мы, к сожалению, очень многое за последние годы потеряли, "забыли". Нужно вернуть людям доброе, вечное. Кстати, Миасс построен в необычном месте. Нет ничего более экзотичного во всей Челябинской области и в такой степени готового к духовному возрождению, чем эта территория и люди, ее населяющие.

-- Для продвижения важен гуманитарный подход?

-- Гармоничный. Если говорить о производстве, здесь нужны методы технократические, информационные. В этом мы тоже отстали - производим автомобиль вчерашнего дня. Только не надо этого стесняться. Да, сегодня мы до остатка выжимаем старую технологию. Но она будет основой для более прогрессивных автомобилей.

-- А люди-то тоже выжаты?

-- Не сказал бы. Людской потенциал прочнее металла! Вот ответ на вопрос, почему в 1999 году завод стал производить в 2,2 раза больше автомобилей, чем в предыдущем. Да, мы применили современные принципы управления. Но от них рановато ждать отдачи. Поэтому мы опирались в первую очередь на возможности автозаводцев, их работоспособность. Но нужно и им воздать за труд. Мы пообещали платить живым рублем и сдержали слово. Обошлись без сокращений. Ответная реакция людей - еще большие усилия и сплоченность коллектива. Сейчас цели руководителей самого высшего звена и практически всех работников едины, к чему я стремился с самых первых дней. По 700 человек собиралось - мастера, бригадиры, директора производств. И вместе обсуждали самые острые вопросы. Всех волновало, как жить на такую маленькую зарплату? А спецодежда? Она изношена до дыр. Решали, куда в первую очередь распределить деньги. На одежду или на зарплату? Сегодня таких вопросов уже не возникает - они решены. Сняты и многие другие проблемы. Люди прежде всего озабочены идеей развития завода. Чтобы наш грузовик составил конкуренцию лучшим образцам мирового автомобилестроения. Перспектива у нас такая есть, чему подтверждение - тесное сотрудничество с компанией "Ивеко", лидером европейского автомобилестроения.

-- Каковы сегодня твои внутренние ощущения? Гордость, удовлетворение?

-- Рано еще гордиться. Можно было добиться большего, если б не тормозили, не мешали.

-- Вроде все довольно удачно складывается. Тогда почему в некоторых СМИ утверждается чуть ли не о банкротстве УралАЗа?

-- Стандартная для нашей страны практика: чем лучше дела на предприятии, тем больше желающих "подобрать" его. Появились идеологические диверсанты, дестабилизирующие социальную обстановку на УралАЗе. Перекупают местных руководителей, менеджеров из заводской команды. Недавно на коллегии при губернаторе области мэр Миасса Михаил Жмаев выступил с абсурдным заявлением, что, по его мнению, все беды УралАЗа начались после введения внешнего управления. Правда, члены коллегии с ним не согласились. Их поддержал губернатор, сказав, что точку зрения необходимо менять.

-- Но контакт с мэром управляющему заводом явно необходим!

-- Необходим. И лично я делаю для этого все. Но самое главное для меня то, что есть доверие коллектива и даже населения Миасса, есть доверие поставщиков, есть хорошие контакты с потребителями. Людей сегодня трудно ввести в заблуждение. Грамотный человек на провокации не поддается.

-- Внешнее управление когда-нибудь закончится, не так ли? Как потом сложится твоя судьба?

-- Трудно говорить о личных планах. Да это и не главное - важно, что завод останется. Что наши общие, коллективные усилия помогут сохранить то, что принадлежит всем миасцам.

-- Ну а вдруг еще раньше кто-то придет и вас, Валерий Викторович, "скушает"? Или, по меньшей мере, отодвинет?

-- Отодвинет? Сегодня в России самый большой дефицит - дефицит менеджеров производства. Чтобы быть востребованным как управленец, я и занялся наукой. Без работы в любом случае не останусь. Но я привык начатое доводить до конца. Надеюсь, что именно на УралАЗе пригодится мой научный, производственный и житейский опыт.

-- Валерий, то, что мы встретились в штабе "Заботы" - не случайность. Активисты этого общественного движения рассказали мне, что ты с энтузиазмом его поддержал и "привез" в Миасс.

-- Я рад, что "Заботу" поддержали и руководители других миасских предприятий: машиностроительного завода, ассоциации "Делсот", Государственного ракетного центра. "Забота" пришлась по душе многим миасцам, о чем свидетельствуют результаты социологического опроса. Реальная забота о пожилых, малоимущих людях - это в высшей степени благородно.

-- Что тебе самому служит опорой в твоей непростой жизни?

-- Семья. Она у меня замечательная. С женой Галиной познакомились еще на вступительных экзаменах в ЧПИ в 1978 году. Поженились на пятом курсе. Жена во многом мне помогает. Меня стимулируют ее взаимопонимание, поддержка, сопереживание. Последние два года мотаемся туда-сюда. В Челябинске у нас было две квартиры, одну из них поменяли на квартиру в Миассе. Хотя по закону можно было получить ее от завода. Я не воспользовался этим, зная, как много миасцев остро нуждается в жилье. Теперь живем на проспекте Автозаводцев. Подружились с соседями. В Челябинске это почему-то не принято, а в Миассе мы легко с ними познакомились. Они открыты, доброжелательны.

-- Вспомни, когда тебя впервые по имени-отчеству назвали?

-- Давно. Еще в институте, на кафедре. Студенты обращались ко мне на "вы", хотя и сам я был "зеленый".

-- О тебе и сейчас говорят: "Какой молодой руководитель". Даже чисто внешне ты - новый тип менеджера. Раньше директорские кабинеты занимали седые, суровые дядьки, чаще всего хамоватые.

-- Мне 39 лет - не так уж мало. Сейчас и 33-летние министры никого не удивляют. Кстати, уровень производственных отношений тоже изменился. Общение на уровне окриков уже не срабатывает. Повышение мотивации идет через убеждение, через внутреннюю заинтересованность. Когда добиваешься цели, то получаешь огромное моральное удовлетворение. Мне кажется, для любого человека этот процесс желаем.

-- Ты всегда в делах. Наверное, не заметил, как выросли дети?

-- Заметил, потому что у меня с ними очень близкие отношения. Два сына у нас, оба радуют. Горжусь ими. Старшему Жене 17 лет, в этом году закончил 31-й челябинский физико-математический лицей. Антошка там же перешел в шестой класс. Младший больше склонен к гуманитарным наукам. А Женя дважды выигрывал мировые олимпиады по физике - в Италии и в Англии. Его еще в прошлом году зачислили в МФТИ. За границу мы его не отпустили, хотя после прошлогодней победы Евгению выдали грант для учебы за рубежом. Но учиться он решил в Москве. Мы его поддержали. Нужно оставаться в России, потому что вернуться сюда будет трудно. Родина есть Родина. Возрождать и восстанавливать ее должны люди, которые что-то могут и умеют. Отток мозгов - большая потеря для страны.

-- Выучится сын и придет на УралАЗ?

-- Вряд ли. Не захочет воспользоваться моим покровительством. Мне было приятно прочитать интервью, в котором старший сказал, что ему не по душе понятие "кормушка". Он у нас парень самостоятельный и довольно экономный. Родительские деньги на ветер никогда не бросает. Хотя мы их не прячем - у нас в семье заведено, что энная сумма лежит открыто, в коробочке. Кто первым обнаружит, что холодильник опустел, тот и бежит в магазин.

-- А как прошел нынешний отпуск?

-- За руль машины - и вперед всей семьей. По речкам-озерам приключений искать. Места на Урале изумительные.

-- Выходные дни бывают?

-- Воскресенье - это святое. Если нет выходного, значит, ты плохо организовал рабочий процесс. В воскресенье люблю быть дома или на даче. Стараюсь полностью переключиться от производственных вопросов на домашние дела. Любимое занятие - всей семьей собраться за столом, поболтать, посмеяться. Или куда-нибудь съездить. Любим движение. Зимой - лыжи, летом - машина.

-- Окрестности Миасса успел узнать?

-- Я их давно знаю. Скажи, ну а куда в Челябинской области можно поехать отдохнуть? Все лучшие озера - вокруг Миасса. Пансионаты УралАЗа расположены на Тургояке - красивейшие места! Я рад, что заводчане имеют возможность поправить там здоровье.

-- Судя по всему, ты себя хорошо чувствуешь в Миассе.

-- Очень нравится город, у него особенная история, интересные традиции. Мне здесь по-человечески комфортно. В Миассе воздух чище, здесь лучше спится и лучше думается. Знаешь, даже в наитруднейших ситуациях я не спекулировал тем, что все брошу и уеду из Миасса. Сегодня тем более. Еще много замыслов, проектов. Надо их претворять. n

Комментарии
Комментариев пока нет