Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Ночная доставка еды, подробности…
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Болгары

27.10.2010
*Журналист Лев Лузин пишет живую, человеческую энциклопедию народов Южного Урала. Очередная статья посвящена выходцам из Болгарии*

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в Челябинской области 1284 болгарина (640 мужчин и 644 женщины)

В области нет болгарского национально-культурного центра, но я обязательно должен был рассказать об этом народе. Не только потому, что его представителей в нашем крае больше тысячи (напомню, мы решили «танцевать» именно от этой цифры). Очень важно было зафиксировать болгар в сознании челябинцев еще по двум веским основаниям - их культура оказала огромное влияние на жизнь нашей страны и «планеты Южный Урал», люди этой национальности способствовали социально-экономическому укреплению региона. Болгарские трудармейцы расплатились за наше благополучие своим здоровьем и жизнями...

Тюрки растворились в славянах

В энциклопедиях говорится, что болгары (самоназвание) - южнославянский народ, основное население Болгарии. Численность в своей стране - 7 миллионов 850 тысяч человек. За пределами Болгарии живёт около 600 тысяч человек, из них 234 тысячи - на Украине, 100 тысяч - в США, 88 тысяч - в Молдавии. Болгары также расселены в России, Румынии, Югославии, Греции, Турции, Венгрии и других странах. По данным переписи населения 2002 года, численность болгар, живущих на территории России, - 32 тысячи человек, в Челябинской области - 1284 человека.

Люди этой нации говорят на болгарском языке. Лексически он довольно близок к церковнославянскому и до сих пор содержит множество слов, которые считаются архаичными в восточнославянских языках. По историческим причинам болгарский язык содержит много слов тюркского происхождения. Общее количество говорящих на болгарском языке в мире - более 12 миллионов человек.

Письменность болгар - на основе кириллицы. На этом языке написана обширная художественная и научная литература.

Верующие - в основном православные, есть мелкие группы католиков и протестантов, значительна группа мусульман.

Главный музыкальный инструмент - гайда (болгарская волынка).

Главное блюдо - банница (пирог с сыром).

Историки отмечают, что болгары появились в Европе после распада Гуннской империи во второй половине V века. Одна из групп обосновалась на Дунае и основала Болгарское государство, в котором основная масса населения была славянской. Другая осела в среднем Поволжье и Прикамье (это булгары, предки наших татар).

Болгары сформировались как этнос в период раннего Средневековья. Своё название этноним получил от булгар. Основную роль в этногенезе народа сыграли славянские племена, переселившиеся на Балканы в VI-VII веках, пишут исследователи. Другие этнические компоненты - фракийцы, обитавшие на востоке Балканского полуострова с эпохи бронзы, и тюркоязычные протоболгары, пришедшие в 670-е годы из причерноморских степей. Сложение славяноболгарского государства, развитие товарно-денежных отношений способствовали консолидации славянских племён и ассимиляции протоболгар. Ученые подчеркивают, что она произошла не только в силу численного преобладания славян, но и потому, что их хозяйственно-культурный тип создавал более широкую и устойчивую основу для социально-экономического развития в условиях Балкан.

Синтез двух социальных традиций положил начало болгарскому государству. Главенствующее положение заняла первоначально протоболгарская знать, поэтому этноним «болгары» дал ему название.

Слово «болгары» с тюркского переводится как «восставшие». Согласно одной из теорий, первоначальной формой является «балгар», в которой потом в славянском произношении появляется «о». «Бал» означает голова, главный, а «гар» - род, народ. То есть болгар (балгар) - главный народ.

Исследователи отмечают, что важную роль для этнического объединения сыграло принятие в 865 году христианства, а также распространение в IX веке славянского письма. В XII-XIV веках культура средневековых болгар достигла наивысшего расцвета. В конце XIV века османское завоевание привело к деформации социальной структуры народа: знать перестала существовать, значительно уменьшился торгово-ремесленный слой в городах.

Носителем этнической культуры до XVIII века выступало в основном крестьянство, пишут историки. Язык, обычаи, традиции сельской общины, а также православное вероисповедание выполняли ярко выраженную этнодифференцирующую роль; монастыри выступали хранителями исторической памяти болгар и их культурного наследия. Борьба с угнетателями, принимавшая разные формы, поддерживала национальное самосознание. Она нашла отражение в фольклоре (юнацкий и гуйдуцкий эпосы). Часть болгар подверглась турецкой ассимиляции, другая часть (в Родопских горах), приняв ислам, сохранила родной язык и культуру.

Как отмечают ученые, в XVII-XIX веках происходил подъём производительных сил, зарождались буржуазные отношения, формировался литературный язык (XIX век), развёртывалась национально-освободительная борьба. Все это способствовало консолидации болгар. После победы России над Турцией в войне 1877-1878 годов болгарский народ обрёл государственность и национальную независимость.

Традиционные занятия болгар - пашенное земледелие (зерновые, бобовые, табак, овощи, фрукты) и скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, свиньи). В городах развиты разнообразные ремёсла, в XIX веке зародилась промышленность. Аграрное перенаселение вело к развитию отхожих промыслов (в том числе за границу), среди которых особенно известны огородничество и строительные ремёсла.

Женская традиционная одежда - поясная с двумя полотнищами (на севере), с одним полотнищем (локально на юге), сарафан (сукман) в среднем поясе страны и распашная на юге. Рубаха на севере с поликами (треугольными вставками), в других районах туникообразная. Мужская одежда - белосуконная с узкими штанами и горничной одеждой (курткой) до колен или до талии (на западе) и тёмносуконная с широкими штанами и короткой горничной (на востоке). Оба типа - с туникообразной рубахой и широким поясом. В сёлах сохраняются некоторые её модифицированные элементы из фабричных тканей: фартуки, безрукавки, платки, изредка у пожилых - сукманы, широкие пояса.

В Новый год болгары по старому обычаю посещают дома родных и друзей, которых похлопывают по спинам украшенной веткой кизила (символа здоровья), приговаривая слова из обрядовой песни. По сёлам Западной Болгарии ходят ряженые парни в зооморфных масках, украшенных птичьими перьями, с бубенцами на поясе - сурвакары (народное название Нового года - Сурва година). Их сопровождают шуточные персонажи: некоторые из них ("невеста") имели связь с культом плодородия. Праздник заканчивается утром на площади благопожеланиями сурвакаров и общим хороводом. В этих обычаях синтезированы древнеславянские и фракийские традиции.

1 марта болгары отмечают приход весны, прикалывая к груди мартеницы - поделки из красных и белых ниток (символы здоровья и долголетия). Их носят весь месяц. Воскресенье на масленицу (Сырнице) - день встречи родных в доме старшего родственника. Обрядовым блюдом служит халва. В Восточной Болгарии к этому дню приурочивают кукерские игры (восходящие к фракийским культам плодородия) или переносят их на следующее воскресенье, чтобы побывать с группой ряженых (кукеров) в другом селе. Красочность масок и костюмов создали обычаю популярность в стране и за рубежом на фольклорных фестивалях.

Наша Библия - на болгарском

Средневековая Болгария считается колыбелью славянской культуры. Имена просветителей и проповедников христианства, братьев Кирилла (годы жизни 827-869) и Мефодия (815-885) известны всему славянскому миру. Они родом из Тессалоников, по происхождению - греки (согласно некоторым данным - славяне). Братья создали славянскую азбуку, при помощи которой перевели богослужебные книги с греческого языка. По мнению многих исследователей, азбука создавалась именно для древнеболгарского наречия. Болгары глубоко чтят святых Кирилла и Мефодия как просветителей, положивших начало славянской культуре и много сделавших для их государства. Чтят этих просветителей и в России. У нас принято считать, что переведенная ими Библия написана на старославянском языке, но мало кто знает, что это одновременно староболгарский язык! Сей факт мне подтвердил протоирей, настоятель челябинского Свято-Троицкого храма отец Игорь (Шестаков). Поэтому, пояснил он, русские хорошо понимают язык болгар, лучше, чем украинский.

Болгария живет в душах русских людей. Мы любим бывать на ее курортах. Наши люди улыбаются, когда звучат «родные» слова: ракия (виноградная, яблочная либо сливовая водка), коньяк «Плиска», бренди «Сланчев бряг», вино «Кадарка», сигареты «Родопи», пила болгарка (шлифовальная машина). Мы слушаем Бисера Кирова, восхищаемся футболистом Христо Стоичковым и гроссмейстером Веселином Топаловым, отдаем должное таланту создателя первого компьютера Джона Атанасова и т.д.

Самым известным человеком с середины XX века в Болгарии стала Ванга, предсказательница и прорицательница. Ее посещали как простые люди, так и известные писатели, артисты, художники, министры и политики (в том числе из России).

Наш современник, композитор, баянист и аккордеонист, народный артист России Вячеслав Семенов, побывав на гастролях в Болгарии, создал поистине гениальную «Болгарскаю сюиту», которую исполняют многие музыканты мира.

Как мне показалось, наиболее прочувствованно и экспрессивно это делает челябинский оркестр «Малахит» под управлением народного артиста России Виктора Лебедева.

История появления на Южном Урале

Говоря о болгарах в бывшем Советском Союзе, обычно имеют в виду бессарабских болгар. Одна часть Бессарабии входит в Молдавию, другая - в Украину, где болгары подразделяются на одесских, запорожских (таврийских), крымских, закарпатских и ольшанских. Есть также кавказские болгары. Тысячи этих людей попали в Россию в XIX веке, спасаясь от жестокости турецких завоевателей.

В 1893 году в России приняли закон о переселенцах, который стал основой аграрной политики, получившей развитие в указе от 9 ноября 1906 года (Столыпинская аграрная реформа). Начиная с 1885 года, отмечают исследователи, наряду с жителями центральных районов России переселялись и обитатели Екатеринославской и Херсонской губерний. А с 1895 года к ним присоединились Бессарабская и Таврическая губернии, где компактно жили болгары. За десять лет, с 1895 по 1905 год (до столыпинских реформ), из этих областей выселились сотни человек, сколько среди них болгар - точно неизвестно. Бывало, что переселенцы оставались в наших краях.

Во время аграрной реформы произошел переходу из общинного землевладения к единоличному. Семьи росли, у многих были маленькие участки, некоторые вообще оставались без земли. Такая картина наблюдалась в большинстве болгарских деревень. Одним из выходов было переселение в Казахстан, Среднюю Азию, Урал и на Дальний Восток. Из болгарских деревень в восточные районы России переселились тысячи человек. Так появились семипалатинские (или иртышские), алтайские, тургайские, акмолинские и актюбинские болгары, о которых уже написали исследователи. Мы вносим свою скромную лепту в рассказ о южноуральских болгарах, частичка которых попала в наши места с этим потоком.

Следующий путь, по которому бессарабские болгары оказывались в Челябинской области, очень извилист и жесток. Во время Великой Отечественной войны Сталин считал их потенциальными сторонниками фашизма. Мужчин вызывали в военкоматы и отправляли в так называемую трудовую армию. Интересно, что этого термина в советских документах нет. Депортированных болгар, а также немцев (их было намного больше), финнов, венгров и итальянцев, используемых на больших стройках, называли трудмобилизованными. Мобилизации сначала подлежали взрослые мужчины в возрасте от 15 до 55 лет. Затем в эту категорию попали женщины в возрасте от 16 до 45 лет. Единственное исключение делалось для беременных и женщин, имеющих малолетних детей до трех лет. Дети старше этого возраста передавались на воспитание родственникам, если их не было - в детские дома.

Размещались трудармейцы в охраняемых лагерях. Их содержали строже, чем заключенных и хуже кормили, физические страдания сочетались с моральным террором.

В феврале 1942 года в Челябинск прибыл первый эшелон с партией трудармейцев. Процентов 40 просто не доезжали до Урала, умирали в дороге. Через трудармию в Челябинске, по неофициальным данным, прошло свыше 80 тысяч человек. В лагерях была очень высокая смертность.

После окончания войны трудармейцам разрешили перевести к себе семьи. В 1956 отменили комендатуры, где все репрессированные должны были отмечаться каждую неделю. Правовые и административные ограничения оставались до 1964 года. До этого времени репрессированные не служили в армии, не могли учиться в некоторых вузах, в других существовала квота на поступление, они не могли вернуться в родные места.

Еще один путь болгар на Южный Урал связан с освоением целинных и залежных земель в 50-х годах прошлого века. Кого-то отправляли в наши края, кто-то потом перебрался на Урал из Казахстана.

- Мой отец Владимир Семенович Стоянов родился на станции Буялык Ивановского района Одесской области. В тех краях очень много Стояновых, актер Юрий Стоянов тоже оттуда, - рассказывает челябинец, сотрудник вневедомственной охраны на железной дороге Валерий Стоянов. - Во время войны мой дед и дядя ушли на фронт, бабушка умерла. Мой отец попал в детский дом. Фашисты, который заняли город (это были румыны), хотели сделать детей донорами своих солдат и повезли их, в том числе моего будущего отца, на станцию переливанию крови. Партизаны их отбили и взяли с собой в катакомбы, где все прятались до освобождения. Папа учился на третьем курсе мореходного училища, когда его отправили на освоение целины в Казахстан. Причем отбирали в основном тех, у кого нет родителей (мой дед пришел с войны раненый и вскоре умер). Отказаться было невозможно - в таком случае предлагали заплатить за учебу, а денег у отца не имелось. Так 60 ребят из Одесской области стали целинниками. Папа работал в селе Кусакан Джетыгаринского района Кустанайской области. За полгода большинство одесситов убежали, а отцу возвращаться особо было некуда. Он работал шофером, женился, родились мы, три брата. Жили в Джетыгаре, отец работал в транспортном отделе управления асбестового комбината, мама - медиком. Я служил офицером в ПВО, в 2005 году в звании подполковника ушел на пенсию, остался в Челябинске.

Мальчик из барака

В редакции «Челябинского рабочего» долгое время трудился фотокорреспондент Михаил Петров. Работы этого мастера, ушедшего из жизни в январе 2008 года, хорошо известны южноуральцам, он исколесил с «лейкой и блокнотом» не только нашу область, но и побывал в «горячих точках» современности - в Таджикистане, Чечне, на землетрясении в Армении. Но мало кто знает, что Михаил Петров - этнический болгарин, он родился в Одесской области.

«Из теплой, из виноградной Бессарабии восьмилетний болгарский мальчик - месяц в пути, впроголодь, в истощении - добирался до холодного, до березового Урала, где отец подневольно работал на металлургическом заводе в Челябинске. Это было изгнание. Это была чужбина, - пишет обозреватель «Челябинского рабочего» Михаил Фонотов в книге «Михаил Петров. Избранные фотографии» (два Михаила, грек и болгарин, постоянно работали вместе). – «Я голодал до 1951 года». Чужая койка в бараке, которая освобождалась, когда рабочий уходил на смену. Угол, отгороженный в том же бараке. Отдельная комнатка. Наконец, собственный домик в поселке Копровом, сбитый из подручных материалов. Жизнь, можно сказать, налаживалась. Детство - среди железнодорожных полотен, кирпичных и железных труб, отвалов и колючей проволоки на столбах... Едва хоть чем-то насытившись - не забыть печеную свеклу, а тем более пирожки с ливером, - Миша Петров взялся наводить свою систему в окружающем его хаосе вживания».

Младший брат Петрова умер от недоедания. А голодный болгарский мальчик Миша достиг на Южном Урале признания и уважения - получил премии, провел интересные выставки, у него было много хороших друзей. Михаил Николаевич очень ценил свой статус, справедливо считал, что многого достиг. Добравшись до наших мест, он не знал ни слова по-русски, зато в свои зрелые годы, особенно после хорошего застолья в командировках, мог говорить часами, пока редакционная «Волга» возвращалась в Челябинск. Он не пел болгарских песен, ни разу не надевал национальную одежду, но мне всегда казалось, что прищуре его черных маслиновых глаз было что-то нездешнее…

Он не любил Киркорова

Мало кто знает, что недавно умерший муниципальный и государственный руководитель Валерий Шопов (он работал главой Металлургического района Челябинска, а в последние годы жизни - областным министром строительства, дорожного хозяйства и инфраструктуры) тоже был болгарином, его отец прибыл на ЧМЗ как трудармеец. Близкие люди вспоминают, что в молодости Валерий Юрьевич очень хотел съездить в Болгарию, а потом его засосала «сплошная лихорадка буден». Когда Шопов стал министром, «на него вышли» из болгарской диаспоры в Москве, но он не особо охотно пошел на этот контакт. С родственниками отца, живущими в Молдавии, отношения тоже были не идеальными. Валерий Юрьевич больше был все-таки русским человеком, но постоянно помнил свою болгарскую основу и реагировал на других людей этой крови, к примеру, не любил зазвездившего поп-певца болгарского происхождения Филиппа Киркорова.

Леонид Попов, журналист и партийный работник советской поры (он работал заведующим сектором печати отдела пропаганды обкома партии), родился и вырос в Коркино, где тоже было много болгар-трудармейцев.

- Мой отец работал на разрезе N2 треста «Коркинуголь» (сейчас - Коркинский угольный разрез), - вспоминает Леонид Савельевич. - Болгары у них работали в паровозных бригадах помощниками машинистов, бульдозеристами на добыче. В поселке Шахтостроительном, на улице имени Крупской, по соседству с нами жила семья Пимповых. Их дети, Толя и Коля, младше меня на три-четыре года. Это были очень трудолюбивые и дружелюбные люди. После войны, когда не было ни денег, ни стройматериалов, они сумели построить свой дом. Горняки относились к ним с уважением.

Чуть позже, в 50-е годы, часть болгар вернулась на свою родину, но многие остались и продолжают жить, некоторые перемешались с русскими и другими народами Южного Урала. Один из таких болгар - житель Коркино 76-летний Сергей Попов, у которого мы побывали в гостях.

«Огонек» пьет, как воду!»

Поповы живут в поселке Роза, неподалеку от знаменитого угольного разреза. Нас встретила у ворот Элла Александровна, жена Сергея Георгиевича. Успокоила собак, пригласила в дом.

- А где ваш дедушка?

- Он устал, отдыхает. Да я вам сама все расскажу!

Отца нашего героя, Георгия Ивановича Попова, сослали в Коркино из Одессы, он работал бригадиром путейцев на угольном разрезе. Мать умерла в «веселом городе» у Черного моря от голода. Маленький Сергей с братом и сестрой воспитывался в детском доме. Воспитатель помог найти отца, и 16-летний паренек вместе с группой таких же, как он (кто-то ехал к матери, кто-то - к отцу, братьям и сестрам), оказался в детском приемнике города Измаила. Затем ребят отправили с сопровождением на Южный Урал. Сначала младший Попов работал на подхвате у путейцев, в 18 лет выучился на электрика-контактника, лазил в «когтях» по столбам. Женился на немецкой девушке Элле, тоже дочери репрессированных. Молодым дали «квартиру» в 10 квадратных метров, в которую входили только койка и стол, позже они накопили денег и купили дом. У Поповых трое детей, два сына и дочь, они считают себя болгарами. Внучку Ольгу хорошо знают в городе, она ведет занятия йогой.

Сергей Георгиевич работал на электровозе в Коркинском разрезе, Элла Александровна всю жизнь стояла у …токарного станка, а перед пенсией поработала компрессорщицей. Когда бывали в гостях у родственников мужа, супруга смеялась: то, что они приготовили, есть просто невозможно – в пищу болгары кладут очень много острого перца. Дома Сергей Попов всегда добавляет к еде, которую готовит жена, жгучий стручок.

- Ой, да он все горькое ест! - смеется Элла Александровна. - «Огонек» может пить, как воду.

Пока мы говорили, проснулся хозяин.

- Когда отца сослали, мы голодали, я ел всякую гадость, - начал он рассказывать все снова, но более красочно.

Сергей Георгиевич показывает мне свое удостоверение 60-х годов.

- Тут написано, что вы - Александр, а я вас все Сергеем называю. Извините!

- Не извиняйтесь, - лукаво отвечает Попов и рассказывает интересную историю. В детдоме его назвали Александром. Долго жил с этим именем. А в начале 70-х они с супругой были в гостях у дяди Сергея. «Ты не Александр, - сказал тот, - а Сергей, я тебя крестил». У болгар как человека крестили, так и называют. Так взрослый мужчина, отец троих детей сменил имя, точнее - вернул свое.

Болгарин Попов - очень живой человек, в поселке о нем говорят с улыбкой. Он любит славянские песни и гордится своей национальностью. Его отец прожил 84 года, сын любили поговорить с ним на своем языке. Когда Сергей Георгиевич выпивает, на глазах наворачиваются слезы, и он все время порывается найти своих. Чтобы унять душевную боль, русский болгарин Попов делает дома лопаты и метлы и продает их на рынке.

«Я избегала знакомств с молодыми людьми»

Журналист, председатель немецкого культурного центра области Александр Нахтигаль, давно занимающийся проблемами трудармейцев, записал воспоминания челябинской болгарки Елены Загорковой (Деребеевой):

- Мое детство прошло на благодатной крымской земле. В большом болгарском селе Кабурчак у подножия лесного массива и прекрасной белой скалы, которой пугали нас. По узенькому деревянному мосту переходили речку - и в лес за хворостом для топки. Туда же поздним летом мы отправлялись с бабушкой за кизилом, который сушили на зиму. Это было нашим лакомством, конфет мы не знали. Спускались к речке за холодной водой. Коромысло тянуло к земле - ничего, несешь. С вязанкой хвороста на спине проходили через сад, который был выращен большими тружениками. Бабушка нам рассказывала об истории села.

В далеком прошлом турки беспощадно преследовали болгар. Немногим удалось бежать. Некоторые из них поселились на крымской земле, недалеко от селения Старый Крым построили в лесу село Кишлав. Когда там не стало свободных земель, переселились на другую сторону лесного массива, в село Кубурчак. Наша бабушка была представителем четвертого поколения беженцев.

Во время войны я пряталась от угона в Германию, заражалась специально чесоткой и стригущим лишаем, чтобы комиссия не пропустила. Но выжили, дождались своих. Весной 1944 года устроилась работать на главпочтамт оператором. Люди ожили, заработали колхозы и совхозы. Расцвел наш любимый сад. 27 июля 1944 года на рассвете в ворота сильно застучали. Вошли военные, очень спокойно зачитали постановление правительства о нашем выселении. Нас не объявляли предателями и изменниками. На сборы дали 20 минут. Очень неловко чувствовали себя эти молодые солдаты и офицеры, советовали брать с собой теплые вещи, потому что повезут далеко.

…Нас было очень много, постепенно исчезал страх. Никто не проявлял злобы, появились гармонисты, скрипачи. Подъехали к Уралу, начали отцеплять вагоны.

Я работала табельщицей. Однажды узнала, что мое дело передано в прокуратуру. В обеденный перерыв пошла к директору и спросила: «Какое дело передали в прокуратуру?» Получила короткий грубый ответ: «Там скажут». Начались хождения по мукам: допросы, угрозы. Оказывается, я скрывала опоздания и прогулы спецпоселенцев, за них вывешивала рабочие номерки. Об этом написал вахтер, которого заставили это сделать. Мне грозила тюрьма, не менее семи лет. Одна женщина написала на меня огромный донос, будто я предательница, помогала фашистам отправлять молодежь в Германию, была так называемой «шоколадницей», жила с немецкими офицерами. Эта ложь была разоблачена.

Вскоре приехал с фронта отец, у него забрали документы, и он тоже стал спецпоселенцем. Все наши крымские мечты рухнули, и мы примирились с судьбой. Я получила разрешение на учебу: три года - в педучилище и четыре - в пединституте. Мы жили в общежитии дружно и весело. Вместе ездили на каникулы домой. Иногда мне приходилось от них отставать, чтобы предъявить разрешение на поездку человеку в синей фуражке. Я избегала знакомств с молодыми людьми. Моя близкая подруга-гречанка собралась замуж за военного. Он пошел в НКВД восстанавливать ее в правах и не вернулся к ней. Прислал записку: «Прости, любимая, мне предложили такие условия, на которые я не мог согласиться: сдать партбилет, снять погоны и …» Сколько молодых судеб было погублено таким образом.

Сейчас я живу в Челябинске. Нет ни злобы, ни обиды, ни на кого…

Формально они труженики тыла…

Попытки автора поговорить с властями о болгарах-трудармейцах не находили отклика. Один муниципальный чиновник технично уклонялся от разговора с помощью своей секретарши. И вовсе не потому, что он великий начальник (обычно люди такого уровня почитают за честь попасть на страницы большой газеты), просто ни этот деятель, ни вся наша власть не могут сказать болгарам и другим трудармейцам ничего хорошего.

- Формально репрессированные приравнены к труженикам тыла, - комментирует Александр Нахтигаль, - но о них очень часто просто «забывают». Это проявилось и во время празднования 65-летия Победы. В новых учебниках истории практически ничего не говорится про ГУЛАГ, в вышедшей недавно книге «Челябинцы в годы войны» о трудармецах вообще речи нет. Между тем, Металлургический район Челябинска (как и комбинат) построен буквально на костях трудармейцев. Очень многие умерли здесь - от тяжелого труда, недоедания и жутких условий. Только в одной братской могиле строителей, обнаруженной за шлакоотвалами коксохимпроизводства, захоронено минимум 27 тысяч трудармейцев разных национальностей, в том числе болгар. А ведь были и другие могилы...

И это, уважаемые читатели, тоже «планета Южный Урал», я ведь не только про культуру и национальные центры рассказываю. А в реальной жизни нашей «планеты» далеко не всегда ярко светит солнце, зеленеет травка и поют птицы. Бывают и холодные, ненастные дни. Я вдруг увидел, что часть наших южноуральских болгар, словно на генетическом уровне помня ужас репрессий и чувствуя прохладное отношение власти, до сих пор боятся публично говорить о себе и напрягается, когда речь заходит о составлении их списков. В разговорах с этими симпатичными людьми я то и дело чувствовал настороженность.

Скромная и вкусная нация

Что и говорить, болгарам на протяжении своей истории пришлось пережить немало. И в своей стране, и в России-СССР. Это не могло не отразиться на национальном характере. Некоторые наблюдатели говорят, что у болгар низкая самооценка. А одной из главных черт народа, ничтоже сумняшеся, называют зависть. Основываясь на своем небольшом опыте общения, могу согласиться с первым утверждением, но с оговоркой - болгары просто скромные. А завидовать кому-то людям, несущим в себе такую историю и культуру, просто нет необходимости. Это мы, все славяне, читающие Библию на болгарском, должны им завидовать!

И все же мне гораздо проще писать об этнических традициях. У болгар они, как обычно, устойчивы в пище. Разобраться в тонкостях кухни мне помогли в челябинском ресторане «Болгарский дом». Он открылся недавно, в мае 2010 года. История его появления очень интересна. Челябинская предпринимательница Марина Шеремета отдыхала в Болгарии и буквально влюбилась в эту страну. Ей очень понравилась кухня, и она решила создать в городе ресторан. Недавно повар из Болгарии с красивым именем Пламена провела для челябинских коллег мастер-класс. В «Болгарском доме» готовят вкусную деревенскую еду (сыр, соусы и приправы привозят из Балчуга) и подают вино из южной страны. Мне довелось быть гостем в этом ресторане. Я отведал блюдо, которое называется «Сирени по-шопски», это брынза, запеченная в глиняном горшочке с овощами и яйцом. Очень вкусно, и совсем не так остро, как принято считать. А телячий язык, запеченный в «лодочке», был просто восхитителен.

Хозяева и одновременно «гиды» в моем «путешествии» по болгарской кухне, рассказали, что она напоминает турецкую и греческую. Это связано со схожим географическим положением стран и общностью исходных продуктов, длительными историческими связями. Достаточно сильно влияние армянской, итальянской, венгерской и средиземноморской кухонь.

Для болгар характерно тушение овощей и мяса в острых соусах, жарение мяса на решётке. Важное место в питании занимают хлеб, кислое молоко, брынза, фрукты, прохладительные напитки, кофе, боза (из просяной муки). Особенность приготовления - в тепловой обработке продуктов на слабом огне в течение часа, как правило, они готовятся одновременно в составе одного блюда. Другой особенностью является массовое применение свежей и консервированной зелени, добавляемой при приготовлении мясных блюд. По сравнению с другими кухнями, в блюдах часто используют лук, чеснок, красный, черный и душистый перец (это мы уже поняли!), лавровый лист, петрушку, чабер, мяту.

Основой многих блюд болгарской кухни являются сыры, это и мягкая брынза и жёлтый кашкавал. Сыры являются ингредиентами многих салатов и запеканок. В болгарской кухне салаты в основном овощные, в которых используются свежие и маринованные овощи и травы. Печёности ориентированы на запекания сырной основы с овощами. Соусы также овощные, например, лютеница. В качестве хлеба болгары используют пииту и сладкие куличи - козунаки.

Как вам живется на Южном Урале?

Валерий СТОЯНОВ, сотрудник вневедомственной охраны:

- В детстве отец нас учил болгарскому языку по учебнику. Но общаться с родственниками в Одесской области не можем - они произносят слова очень быстро. Когда просим говорить медленнее, что-то начинаем понимать, но через пару минут они вновь перескакивают на скороговорку. С детства помню вкус цельного обжаренного перца, который готовила мама. Хорошо, что в Челябинске, наконец, открылся ресторан «Болгарский дом», мы с женой Татьяной (она врач), сыном Владиславом (студент) и дочерью Ириной (главный бухгалтер компании) очень любим в нем бывать. Провели там юбилей жены, на следующий год мне исполнится 50, тоже буду отмечать в нашем ресторане.

Людмила НИКОЛАЕВА, работница металлургического завода:

- У меня папа с мамой общались по-болгарски. У нас был открытый, гостеприимный дом. В него приходили родственники и друзья разных национальностей, среди них было много болгар. Я всю жизнь горжусь своей национальностью. Когда слышу болгарские песни, от волнения сжимается сердце. Если в области создадут национально-культурный центр болгар, я буду очень рада.

Мусака с говядиной и картофелем

Для рецепта потребуется: картофель - 320 г, масло растительное - 20 г, лук репчатый - 40 г, говядина - 240 г, помидоры - 80 г, масло сливочное - 10 г, яйцо - 2 шт, молоко -

100 г, перец черный (молотый) - по вкусу, соль. Картофель очищают, нарезают кружочками и поджаривают с одной стороны. Отдельно поджаривают мелко нарезанный репчатый лук и пропущенное через мясорубку говяжье мясо, туда же добавляют мелко нарезанные помидоры, солят и перчат. Треть подготовленного картофеля укладывают в смазанную маслом глубокую сковороду, сверху ровным слоем раскладывают половину мяса, снова кладут картофель, на него мясо и прикрывают оставшимся картофелем. Поливают мусаку растопленным сливочным маслом, водой, ставят в жарочный шкаф и запекают 30 минут. Затем заливают яйцом, взбитым с подсолнечным молоком, и запекают в жарочном шкафу до образования румяной корочки.

Анекдоты про габровцев

(Габровцы – жители Габрово, района Болгарии. Сверхэкономность и жадность - основные темы их анекдотов)

Габровец приехал в Софию к сыну, который учился в училище, а тот хвалится:

– Папа, сегодня я сэкономил два лева!

– Великолепно, сынок, но как тебе удалось сэкономить?

– Сегодня утром я не сел в трамвай, а чтобы не опоздать на занятия, бежал за трамваем до училища.

– Балбес! – отругал его отец. – Ты что не мог бежать за каким-нибудь такси, чтобы сэкономить больше?

Сегодня болгарский народный костюм мы можем увидеть только на фольклорных праздниках. А найти его в Челябинске просто невозможно. В ресторане «Болгарский дом» официанты ходят в национальных рубашках навыпуск, это только элемент костюма, назвать такое одеяние аутентично болгарским нельзя. Поэтому я вновь решил «нарядиться» с помощью фотошопа. Долго выбирал костюм - их у болгар много. В итоге остановился на наряде, в котором выступал один фольклорный коллектив. Только брюки у меня оказались широковатыми. Потом я узнал, что широкие штаны с обильной отделкой тесьмой называются potouri. Как у многих народов, обилие ткани - свидетельство зажиточности.

P.S. Наша перепись-перекличка национальностей продолжается. Сегодня расстаемся с народами, чье название начинается на букву «б». Кроме башкир, белорусов и болгар, о которых мы рассказали, на Южном Урале также есть балкарцы (33 человека по переписи 2002 года), буряты (81) и один ботлихец. «Перепрыгиваем» и букву «в»: в области есть венгры (81), вепсы (шесть) и вьетнамцы (350). Через две недели мы расскажем о грузинах «планеты Южный Урал». Автор готов выслушать мнения и предложения по телефону 8(351)263-82-43 и принять по электронной почте lnl@chelrabochy.ru.

Комментарии
Ако не са били българите, то и до днес нямаше да има славянска държава на Балканският полуостров. Никаква асимилация от страна на славяните, които са били в подчинено положение и никога не са имали равно участие във власта. Българите са били основатели на държавата, носители на всичко от което зависи тя да я има. Славяните са орачи и копачи и няма държава създадена от славяни включително и Русия.
Паган
04.04.2015 17:55:50
Кирил и Методий - гърци? Кой е писал това? На всякъде тук лъха на панславизъм! А относно дрехите- в североизточна България, Разград, капанците все още има родове не с потури, а с кафтани подобно на кавказките изповядващи Тангризма!
Дамян
04.04.2015 18:07:38
Къде го видя този панславизъм? Автора е безкрайно толерантен.
Дарина
09.06.2015 23:32:22
Большое спасибо за столь интересную и благожелательную статью.
Дарина
09.06.2015 23:29:06