Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Выставка цвета "мадженто"

28.10.2010
Челябинцам покажут оружие французской элиты

Татьяна МАРЬИНА

Челябинск

В областном краеведческом музее сегодня открывается выставка "Декоративное искусство и гравюра на оружии". Впервые представлены экспонаты Музея искусства и промышленности французского города Сент-Этьен.

Саблю Наполеона в Челябинск не привезли. Зато мы увидим украшенное оружие XIX века, имевшееся в доме каждого уважающего себя французского вельможи: шпаги, кинжалы, сабли, охотничьи ружья с гравировкой по металлу. В коллекции, привезенной из Франции, есть даже старинный рыцарский шлем, датированный XVII веком.

Челябинцам покажут оружие французской элиты

Татьяна МАРЬИНА

Челябинск

В областном краеведческом музее сегодня открывается выставка "Декоративное искусство и гравюра на оружии". Впервые представлены экспонаты Музея искусства и промышленности французского города Сент-Этьен.

Саблю Наполеона в Челябинск не привезли. Зато мы увидим украшенное оружие XIX века, имевшееся в доме каждого уважающего себя французского вельможи: шпаги, кинжалы, сабли, охотничьи ружья с гравировкой по металлу. В коллекции, привезенной из Франции, есть даже старинный рыцарский шлем, датированный XVII веком. Напомню, что предметы, украшенные гравюрой на стали, особенно боевое и охотничье оружие, являлись признаком привилегированного положения владельца, показателем его власти и богатства. Французская элита не скупилась на оплату работы граверов-оружейников, кузнецов, хороших мастеров. Поэтому холодное и огнестрельное оружие, которое хранится в музее Сент-Этьена, является произведением декоративного искусства.

-- Шпаги очень хорошей формы, - говорит главный художник Челябинского краеведческого музея Виктория Питиримова, подходя к одной из витрин. - Несмотря на простоту конструкции и отсуствие позолоты, в них есть сдержанность, благородство и изысканность. Эти шпаги настолько пропорциональны, красивы по силуэту, что и золота не нужно.

Укладывая в витрину одну из самых ценных рыцарских шпаг, художник Музея искусства и промышленности Сент-Этьена Жерар Шомель пояснял: "Когда мы видим очень мелкий рельефный узор, мы понимаем, что предмет сделан из дамасской стали. Ее рисунок напоминает орнамент ткани. А что касается инкрустации, то техника похожа на ту, в которой работают граверы Златоуста".

Челябинские музейщики предложили хорошую идею: для участия в выставке "Декоративное искусство и гравюра на оружии" они пригласили златоустовских мастеров. Чтобы посетители выставки могли увидеть разницу между западноевропейской традицией и нашей. Любопытно, что краеведы Златоуста, работая с архив-ными документами, обнаружили не только немецкие, но и французские корни: в начале XIX века среди иностранных рабочих-оружейников, приехавших в Златоуст обучать уральцев мастерству, были французы. Но ученики пошли дальше учителей! В отличие от западноевропейских мастеров, использовавших для гравировки иглу, златоустовские мастера впервые взяли в руки кисть.

История златоустовской гравюры на стали, начавшаяся в 1815 году, на выставке в краеведческом музее представлена достойно: холодное украшенное оружие, шпаги, сабли. Самые ранние работы относятся к 20-м годам XIX столетия. Среди них - сабля, украшенная Иваном Бушуевым, самым известным уральским художником, основателем стиля, получившего известность в Европе как "златоустовская гравюра на металле".

Интерес к античности, образам богов, который в XIX веке наблюдался в архитектуре, искусстве, в живописи, графике, скульптуре, проявился и здесь. На шпагах изображены античные орнаменты, ветви лавра. А декор на шашке 1869 года, выполненный в технике насечки золотых нитей, рассказывает о том, как златоустовские мастера соединяли традиции Востока и Запада. Ведь город находится на границе Европы и Азии! Поэтому неудивительно, что на шашке выгравирован тонкий, изысканный восточный орнамент-плетенка, а вокруг - портик с фронтоном и колоннами, характерный для западноевропейского искусства.

Возвращаясь к французскому разделу выставки, напомню, что город Сент-Этьен, начиная с XIX века, считался центром текстильного и велосипедного производства во Франции. В 1886 году здесь был создан первый французский велосипед. А на текстильной фабрике, выпускавшей роскошные ткани, шелковые ленты и тесьму, выполняли заказы модных салонов, известных французских кутюрье.

В музее Сент-Этьена находится самая большая в мире коллекция тесьмы, очень редкая, хоть и небольшая, коллекция платьев "от кутюр". Как пояснила сотрудник музея Мария Митсижоржис, сопровождавшая ценный груз, "они завещаны и переданы в дар музею Сент-Этьена и поэтому очень хорошо сохранились". Несколько моделей 60-х годов прошлого века челябинцы увидят. Их надели на манекены, красиво "подсветили". Кажется, точно такие же платья были в советское время: простой крой, никаких изысков и украшений. Все дело в качестве и уникальности тканей, рисунок которых разрабатывали художники по заказу французских дизайнеров.

Французские музейщики привезли книгу на русском языке - точнее, альбом, изданный в России в 1888 году Строгановским училищем технического рисования. В нем собраны рисунки узоров и орнаментов в русском стиле, предназначенных для художников текстильного производства. Полистать пожелтевшие страницы не удастся - издание находится под стеклом. Но в витрине по соседству выставлены образцы шелковых лент, узоры которых взяты из старинного альбома.

Первый французский велосипед, выпущенный в Сент-Этьене, в дальний путь тоже отправлять не стали. "Он слишком хрупкий, чтобы везти за тысячи километров, - говорит Жерар Шомель. - На выставку в Челябинск доставлены лишь те предметы, которым транспортировка не так опасна". Один из экспонатов "велосипедной" витрины - желтая майка победителя велогонки "Тур де Франс". Это самая престижная велогонка мира, во Франции проводится более ста лет и самый дорогой приз - желтая майка.

Что касается Сент-Этьена, то его фирменный цвет - мадженто (розово-фиолетовый). Он присутствует в экспозиции, в графике баннеров, рассказывающих об истории города Сент-Этьена. Как сказал дизайнер русско-французского выставочного проекта Александр Тимарцев, "мы постарались максимально разнообразить пространство зала, чтобы выставка была интересной".

Комментарии
Комментариев пока нет