Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Болгары

28.10.2010
По Всероссийской переписи населения 2002 года, в Челябинской области 1284 болгарина (640 мужчин и 644 женщины)

В области нет болгарского национально-культурного центра, но я обязательно должен был рассказать об этом народе. Не только потому, что его представителей в нашем крае больше тысячи (напомню, мы решили "танцевать" именно от этой цифры). Очень важно было зафиксировать болгар в сознании челябинцев еще по двум веским основаниям - их культура оказала огромное влияние на жизнь нашей страны и "планеты Южный Урал", люди этой национальности способствовали социально-экономическому укреплению региона.

Тюрки растворились  в славянах

В энциклопедиях говорится, что болгары (самоназвание) - южнославянский народ, основное население Болгарии. Численность в своей стране - 7 миллионов 850 тысяч человек.

По Всероссийской переписи населения 2002 года, в Челябинской области 1284 болгарина (640 мужчин и 644 женщины)

В области нет болгарского национально-культурного центра, но я обязательно должен был рассказать об этом народе. Не только потому, что его представителей в нашем крае больше тысячи (напомню, мы решили "танцевать" именно от этой цифры). Очень важно было зафиксировать болгар в сознании челябинцев еще по двум веским основаниям - их культура оказала огромное влияние на жизнь нашей страны и "планеты Южный Урал", люди этой национальности способствовали социально-экономическому укреплению региона.

Тюрки растворились в славянах

В энциклопедиях говорится, что болгары (самоназвание) - южнославянский народ, основное население Болгарии. Численность в своей стране - 7 миллионов 850 тысяч человек. За пределами Болгарии живет около 600 тысяч человек, из них 234 тысячи - на Украине, 100 тысяч - в США, 88 тысяч - в Молдавии. Болгары также расселены в России, Румынии, Югославии, Греции, Турции, Венгрии и других странах. По данным переписи населения 2002 года, численность болгар, живущих на территории России, - 32 тысячи человек, в Челябинской области - 1284 человека. Люди этой нации говорят на болгарском языке славянской группы индоевропейской семьи. По историческим причинам болгарский язык содержит много слов тюркского происхождения.

Верующие - в основном православные, есть мелкие группы католиков и протестантов, значительна группа мусульман. Главный музыкальный инструмент - гайда (болгарская волынка). Главное блюдо - банница (пирог с сыром).

Историки пишут, что болгары появились в Европе после распада Гуннской империи во второй половине V века. Одна из групп обосновалась на Дунае и основала Болгар-ское государство, в котором основная масса населения была славянской. Другая осела в Среднем Поволжье и Прикамье (это булгары, предки наших татар).

Болгары сформировались как этнос в период раннего средневековья. Свое название этноним получил от булгар. Основную роль в этногенезе народа сыграли славянские племена, переселившиеся на Балканы в VI-VII веках, пишут исследователи. Другие этниче-ские компоненты - фракийцы, обитавшие на востоке Балканского полуострова с эпохи бронзы, и тюркоязычные протоболгары, пришедшие в 670-е годы из причерноморских степей. Сложение славяноболгарского государства и развитие товарно-денежных отношений способствовали консолидации славянских племен и ассимиляции протоболгар.

Синтез двух социальных традиций положил начало болгарскому государству. Главенствующее положение заняла первоначально протоболгарская знать, поэтому этноним "болгары" дал ему название.

Исследователи отмечают, что важную роль для этнического объединения сыграло принятие в 865 году христианства, а также распространение в IX веке славян-ского письма. В XII-XIV веках культура средневековых болгар достигла наивысшего расцвета. В конце XIV века османское завоевание привело к деформации социальной структуры народа: знать перестала существовать, значительно уменьшился торгово-ремесленный слой в городах. Носителем этнической культуры до XVIII века выступало в основном крестьянство, пишут историки. Язык, обычаи, традиции сель-ской общины, а также православное вероисповедание выполняли ярко выраженную этнодифференцирующую роль; монастыри выступали хранителями исторической памяти болгар и их культурного наследия. После победы России над Турцией в войне 1877-1878 годов болгарский народ обрел государственность и национальную независимость.

Традиционные занятия болгар - пашенное земледелие (зерновые, бобовые, табак, овощи, фрукты) и скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, свиньи). В городах развиты разнообразные ремесла, в XIX веке зародилась промышленность. Аграрное перенаселение вело к развитию отхожих промыслов (в том числе за границу), среди которых особенно известны огородничество и строительные ремесла.

Наша Библия - на болгарском

Средневековая Болгария считается колыбелью славянской культуры. Имена просветителей и проповедников христианства братьев Кирилла (годы жизни 827-869) и Мефодия (815-885) известны всему славянскому миру. Они родом из Тессалоников, по происхождению греки (согласно некоторым данным, славяне). Братья создали славянскую азбуку, при помощи которой перевели богослужебные книги с грече-ского языка. У нас принято считать, что она написана на старославянском языке, но мало кто знает, что это одновременно староболгарский язык! Сей факт мне подтвердил протоиерей, настоятель челябинского Свято-Троицкого храма отец Игорь (Шестаков). Поэтому, пояснил он, русские хорошо понимают язык болгар, лучше, чем украинский.

Болгария живет в душах русских людей. Мы любим бывать на ее курортах. Наши люди улыбаются, когда звучат "родные" слова: ракия (виноградная, яблочная либо сливовая водка), коньяк "Плиска", бренди "Сланчев бряг", вино "Кадарка", сигареты "Родопи", пила-болгарка (шлифовальная машина). Мы слушаем Бисера Кирова, восхищаемся футболистом Христо Стоичковым и гроссмейстером Веселином Топаловым, отдаем должное таланту создателя первого компьютера Джона Атанасова и т.д.

Самым известным человеком с середины XX века в Болгарии стала Ванга, предсказательница и прорицательница. Ее посещали как простые люди, так и известные писатели, артисты, художники, министры и политики (в том числе из России).

Наш современник, композитор, баянист и аккордеонист, народный артист России Вячеслав Семенов, побывав на гастролях в Болгарии, создал поистине гениальную "Болгарскаю сюиту", которую исполняют многие музыканты мира (я два часа слушал их на You Tub). Как мне показалось, наиболее прочувствованно и экспрессивно это делает челябинский оркестр "Малахит" под управлением народного артиста России Виктора Лебедева.

История появления на Южном Урале

Говоря о болгарах в бывшем Советском Союзе, обычно имеют в виду бессарабских болгар. Одна часть Бессарабии входит в Молдавию, другая - в Украину, где болгары подразделяются на одесских, запорожских (таврийских), крымских, закарпатских и ольшан-ских. Есть также кавказские болгары. Тысячи этих людей попали в Россию в XIX веке, спасаясь от жестокости турецких завоевателей.

В 1893 году в России приняли закон о переселенцах, который стал основой аграрной политики. За десять лет, с 1895 по 1905 год (до столыпинских реформ), из Бессарабской и Таврической губерний (там компактно жили болгары) выселились сотни человек. Бывало, что переселенцы оставались в наших краях. Во время аграрной реформы из болгарских деревень в восточные районы России (в том числе на Урал) переселились тысячи человек.

Следующий путь, по которому бессарабские болгары оказывались в Челябинской области, очень извилист и жесток. Во время Великой Отечественной войны Сталин считал их потенциальными сторонниками фашизма. Мужчин вызывали в военкоматы и отправляли в так называемую трудовую армию. Депортированных болгар, а также немцев (их было намного больше), финнов, венгров и итальянцев, используемых на больших стройках, называли трудмобилизованными. Мобилизации сначала подлежали взрослые мужчины в возрасте от 15 до 55 лет. Затем в эту категорию попали женщины в возрасте от 16 до 45 лет. Размещались трудармейцы в охраняемых лагерях. Их содержали строже, чем заключенных, и хуже кормили, физические страдания сочетались с моральным террором.

В феврале 1942 года в Челябинск прибыл первый эшелон с партией трудармейцев. Процентов 40 просто не доезжали до Урала, умирали в дороге. Через трудармию в Челябинске, по неофициальным данным, прошло свыше 80 тысяч человек. В лагерях была очень высокая смертность. После окончания войны трудармейцам разрешили перевезти к себе семьи.

Еще один путь болгар на Южный Урал связан с освоением целинных и залежных земель в 50-х годах прошлого века. Кого-то отправляли в наши края, кто-то потом перебрался на Урал из Казахстана.

-- Мой отец Владимир Семенович Стоянов родился на станции Буялык Ивановского района Одесской области. В тех краях очень много Стояновых, актер Юрий Стоянов тоже оттуда, - рассказывает челябинец, сотрудник вневедомственной охраны на железной дороге Валерий Стоянов. - Папа учился на третьем курсе мореходного училища, когда его отправили на освоение целины в Казахстан. Причем отбирали в основном тех, у кого нет родителей. Так 60 ребят из Одесской области стали целинниками. Папа работал в селе Кусакан Джетыгаринского района Кустанайской области. За полгода большинство одесситов убежали, а отцу возвращаться особо было некуда. Он работал шофером, женился, родились мы, трое братьев. Жили в Джетыгаре, отец работал в транспортном отделе управления асбестового комбината, мама - медиком. Я служил офицером в ПВО, в 2005 году в звании подполковника ушел на пенсию, остался в Челябинске.

Мальчик из барака

В редакции "Челябинского рабочего" долгое время трудился фотокорреспондент Михаил Петров. Работы этого мастера, ушедшего из жизни в январе 2008 года, хорошо известны южноуральцам, он исколесил с "лейкой и блокнотом" не только нашу область, но и побывал в "горячих точках" современности - в Таджикистане, Чечне, на землетрясении в Армении. Но мало кто знает, что Михаил Петров - этнический болгарин, он родился в Одесской области.

"Из теплой, из виноградной Бессарабии восьмилетний болгарский мальчик - месяц в пути, впроголодь, в истощении - добирался до холодного, до березового Урала, где отец подневольно работал на металлургическом заводе в Челябинске. Это было изгнание. Это была чужбина, - пишет обозреватель "Челябинского рабочего" Михаил Фонотов в книге "Михаил Петров. Избранные фотографии" (два Михаила, грек и болгарин, постоянно работали вместе). - "Я голодал до 1951 года". Чужая койка в бараке, которая освобождалась, когда рабочий уходил на смену. Угол, отгороженный в том же бараке. Отдельная комнатка. Наконец, собственный домик в поселке Копровом, сбитый из подручных материалов. Жизнь, можно сказать, налаживалась. Детство - среди железнодорожных полотен, кирпичных и железных труб, отвалов и колючей проволоки на столбах... Едва хоть чем-то насытившись - не забыть печеную свеклу, а тем более пирожки с ливером, - Миша Петров взялся наводить свою систему в окружающем его хаосе вживания".

Младший брат Петрова умер от недоедания. А голодный болгарский мальчик Миша достиг на Южном Урале признания и уважения: получил премии, провел интересные выставки, у него было много хороших друзей. Михаил Николаевич очень ценил свой статус, справедливо считал, что многого достиг. Добравшись до наших мест, он не знал ни слова по-русски, зато в свои зрелые годы, особенно после хорошего застолья в командировках, мог говорить часами, пока редакционная "Волга" возвращалась в Челябинск.

Он не любил Киркорова

Мало кто знает, что недавно умерший муниципальный и государственный руководитель Валерий Шопов (он работал главой Металлургического района Челябинска, а в последние годы жизни - областным министром строительства, дорожного хозяйства и инфраструктуры) тоже был болгарином, его отец прибыл на ЧМЗ как трудармеец. Близкие люди вспоминают, что в молодости Валерий Юрьевич очень хотел съездить в Болгарию, а потом его засосала "сплошная лихорадка буден". Когда Шопов стал министром, "на него вышли" из болгарской диаспоры в Москве, но он не особо охотно пошел на этот контакт. С родственниками отца, живущими в Молдавии, отношения тоже были не идеальными. Валерий Юрьевич больше был все-таки русским человеком, но постоянно помнил свою болгарскую основу и реагировал на других людей этой крови, к примеру, не любил зазвездившего поп-певца болгарского происхождения Филиппа Киркорова.

Леонид Попов, журналист и партийный работник советской поры, родился и вырос в Коркино, где тоже было много болгартрудармейцев.

-- В поселке Шахтостроительном, на улице имени Крупской, по соседству с нами жила семья Пимповых. Их дети, Толя и Коля, младше меня на три-четыре года. Это были очень трудолюбивые и дружелюбные люди. После войны, когда не было ни денег, ни стройматериалов, они сумели построить свой дом.

Чуть позже, в 50-е годы, часть болгар вернулась на свою родину, но многие остались и продолжают жить, некоторые перемешались с русскими и другими народами Южного Урала. Один из таких болгар - житель Коркино 76-летний Сергей Попов, у которого мы побывали в гостях.

"Огонек" пьет, как воду!"

Поповы живут в поселке Роза, неподалеку от знаменитого угольного разреза. Нас встретила у ворот Элла Александровна, жена Сергея Георгиевича. Успокоила собак, пригласила в дом.

-- А где ваш дедушка?

-- Он устал, отдыхает. Да я вам сама все расскажу!

Отца нашего героя, Георгия Ивановича Попова, сослали в Коркино из Одессы, он работал бригадиром путейцев на угольном разрезе. Мать умерла в "веселом городе" у Черного моря от голода. Маленький Сергей с братом и сестрой воспитывались в детском доме. Воспитатель помог найти отца, и 16-летний паренек вместе с группой таких же, как он (кто-то ехал к матери, кто-то - к отцу, братьям и сестрам), оказался в детском приемнике города Измаила. Затем ребят отправили с сопровождением на Южный Урал. Сначала младший Попов работал на подхвате у путейцев, в 18 лет выучился на электрика-контактника, лазил в "когтях" по столбам. Женился на немецкой девушке Элле, тоже дочери репрессированных. У Поповых трое детей, двое сыновей и дочь, они считают себя болгарами.

Сергей Георгиевич работал на электровозе в Коркинском разрезе, Элла Александровна всю жизнь стояла у: токарного станка, а перед пенсией поработала компрессорщицей. Когда бывали в гостях у родственников мужа, супруга смеялась: то, что они приготовили, есть просто невозможно, в пищу болгары кладут очень много острого перца. Дома Сергей Попов всегда добавляет к еде, которую готовит жена, жгучий стручок.

-- Ой, да он все горькое ест! - смеется Элла Александровна. - "Огонек" может пить, как воду.

Пока мы говорили, проснулся хозяин. Сергей Георгиевич показывает мне свое удостоверение 60-х годов.

-- Тут написано, что вы - Александр, а я вас все Сергеем называют. Извините!

-- Не извиняйтесь, - лукаво отвечает Попов и рассказывает интересную историю. В детдоме его назвали Александром. Долго жил с этим именем. А в начале 70-х они с супругой были в гостях у дяди Сергея. "Ты не Александр, - сказал тот, - а Сергей, я тебя крестил". У болгар как человека крестили, так и называют. Так взрослый мужчина, отец троих детей, сменил имя, точнее, вернул свое.

Когда Сергей Георгиевич выпивает, на глаза наворачиваются слезы и он все время порывается найти своих. Чтобы унять душевную боль, русский болгарин Попов делает дома лопаты и метлы и продает их на рынке.

"Я избегала знакомств с молодыми людьми"

Журналист, председатель немецкого культурного центра области Александр Нахтигаль, давно занимающийся проблемами трудармейцев, записал воспоминания челябинской болгарки Елены Загорковой (Деребеевой):

-- Мое детство прошло на благодатной крымской земле - в большом болгарском селе Кабурчак. Нас не объявляли предателями и изменниками. На сборы дали 20 минут. Я работала табельщицей. Затем получила разрешение на учебу: три года - в педучилище и четыре - в пединституте. Мы жили в общежитии дружно и весело. Вместе ездили на каникулы домой. Иногда мне приходилось от них отставать, чтобы предъ-явить разрешение на поездку человеку в синей фуражке. Я избегала знакомств с молодыми людьми.

Попытки автора поговорить с властями о болгарах-трудармейцах не находили отклика.

-- Формально репрессированные приравнены к труженикам тыла, - комментирует Александр Нахтигаль, - но о них очень часто просто "забывают". Это проявилось и во время празднования 65-летия Победы. В новых учебниках истории практически ничего не говорится про ГУЛАГ, в вышедшей недавно книге "Челябинцы в годы войны" о трудармецах вообще речи нет. Между тем Металлургический район Челябинска (как и комбинат) построен буквально на костях трудармейцев. Очень многие умерли здесь: от тяжелого труда, недоедания и жутких условий. Только в одной братской могиле строителей, обнаруженной за шлакоотвалами коксохимпроизводства, захоронено минимум 27 тысяч трудармейцев разных национальностей, в том числе болгар.

Скромная и вкусная нация

Что и говорить, болгарам на протяжении своей истории пришлось пережить немало. И в своей стране, и в России-СССР. Это не могло не отразиться на национальном характере. Некоторые наблюдатели говорят, что у болгар низкая самооценка. А одной из главных черт народа, ничтоже сумняшеся называют зависть. Основываясь на своем небольшом опыте общения, могу согласиться с первым утверждением, но с оговоркой: болгары просто скромные.

И все же мне гораздо проще писать об этнических традициях. У болгар они, как обычно, устойчивы в пище. Разобраться в тонкостях кухни мне помогли в челябинском ресторане "Болгарский дом". Он открылся недавно, в мае 2010 года. История его появления очень интересна. Челябинская предпринимательница Марина Шеремета отдыхала в Болгарии и буквально влюбилась в эту страну. Ей очень понравилась кухня, и она решила создать в городе ресторан. Недавно повар из Болгарии с красивым именем Пламена провела для челябинских коллег мастер-класс. В "Болгар-ском доме" готовят вкусную деревенскую еду (сыр, соусы и приправы привозят из Балчуга) и подают вино из южной страны. Мне довелось быть гостем в этом ресторане. Я отведал блюдо, которое называется "Сирени по-шопски" : это брынза, запеченная в глиняном горшочке с овощами и яйцом. Очень вкусно и совсем не так остро, как принято считать. А телячий язык, запеченный в "лодочке", был просто восхитителен.

Сегодня болгарский народный костюм мы можем увидеть только на фольклорных праздниках. А найти его в Челябинске просто невозможно. В ресторане "Болгарский дом" официанты ходят в национальных рубашках навыпуск, это только элемент костюма, назвать такое одеяние аутентично болгарским нельзя. Поэтому я вновь решил "нарядиться" с помощью фотошопа. Долго выбирал костюм - их у болгар много. В итоге остановился на наряде, в котором выступал один фольклорный коллектив. Только брюки у меня оказались широковатыми. Потом я узнал, что широкие штаны с обильной отделкой тесьмой называются potouri. Как у многих народов, обилие ткани - свидетельство зажиточности.

Лев ЛУЗИН

P.S. Наша перепись-перекличка национальностей продолжается. Сегодня расстаемся с народами, чье название начинается на букву "б". Кроме башкир, белорусов и болгар, о которых мы рассказали, на Южном Урале также есть балкарцы (33 человека по переписи 2002 года), буряты (81) и один ботлихец. Перепрыгиваем и букву "в" : в области есть венгры (81), вепсы (6) и вьетнамцы (350). Через две недели мы расскажем о грузинах "планеты Южный Урал". Автор готов выслушать мнения и предложения по телефону 8 (351) 263-82-43 и принять по электронной почте lnl@chelrabochy.ru.

Как вам живется на Южном Урале?

Валерий СТОЯНОВ, сотрудник вневедомственной охраны:

-- В детстве отец нас учил болгарскому языку по учебнику. Но общаться с родственниками в Одесской области не можем: они произносят слова очень быстро. Когда просим говорить медленнее, что-то начинаем понимать, но через пару минут они вновь перескакивают на скороговорку. С детства помню вкус цельного обжаренного перца, который готовила мама. Хорошо, что в Челябинске, наконец, открылся ресторан "Болгарский дом". Мы с женой Татьяной (она врач), сыном Владиславом (студент) и дочерью Ириной (главный бухгалтер компании) очень любим в нем бывать. Провели там юбилей жены, на следующий год мне исполнится 50, тоже буду отмечать в нашем ресторане.

Людмила НИКОЛАЕВА, работница металлургического завода:

-- У меня папа с мамой общались по-болгарски. У нас был открытый, гостеприимный дом. В него приходили родственники и друзья разных национальностей, среди них было много болгар. Я всю жизнь горжусь своей национальностью. Когда слышу болгарские песни, от волнения сжимается сердце. Если в области создадут национально-культурный центр болгар, я буду очень рада.

Комментарии
Комментариев пока нет