Новости

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Кроху - в ясли

28.10.2010
Лауреат Нобелевской премии Д. Хекман научно обосновал, что вкладывать нужно в ребенка до трех лет

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

Впервые за историю своего существования ЮНЕСКО (Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры) провела всемирную конференцию, посвященную дошкольному образованию. 1300 участников из 130 стран мира три дня обсуждали проблемы воспитания и обучения детей младшего возраста. Конференция проходила в Москве одновременно в пяти залах Международного торгового центра, синхронный перевод шел на шести языках мира. Россию представляли всего лишь четыре региона страны, в их числе была и Челябинская область.

Лауреат Нобелевской премии Д. Хекман научно обосновал, что вкладывать нужно в ребенка до трех лет

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

Впервые за историю своего существования ЮНЕСКО (Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры) провела всемирную конференцию, посвященную дошкольному образованию. 1300 участников из 130 стран мира три дня обсуждали проблемы воспитания и обучения детей младшего возраста. Конференция проходила в Москве одновременно в пяти залах Международного торгового центра, синхронный перевод шел на шести языках мира. Россию представляли всего лишь четыре региона страны, в их числе была и Челябинская область.

Какие открытия сделала для себя делегация Южного Урала? Как выглядит наш регион в контексте мировых проблем и тенденций? Об этом беседуем с главной "дошкольницей" области, начальником профильного управления министерства образования и науки, участницей конференции Еленой Комаровой.

-- Елена Сергеевна, что для вас стало сенсацией?

-- Пожалуй, расчеты Джеймса Хекмана, лауреата Нобелевской премии в области экономики. На основе многолетних расчетов он научно обосновал то, что мы, профессионалы, знали всегда: государству выгоднее всего вкладывать в ребенка от рождения до трех лет. Уровень возвращения инвестиций в этом случае самый высокий. В возрасте от 4 до 5 лет он уже снижается, от 6 до 18 - еще больше. Когда ребенок учится в колледже, техникуме, отдача и вовсе самая низкая.

-- Есть конкретные цифры в поддержку такого утверждения?

-- Конечно. Каждый доллар, вложенный в ребенка, превращается в семь долларов к 27 годам, а к 40 годам - уже в 16. Джеймс рассчитал, какой уровень образования могут получить эти дети, каких успехов достигнут и, наконец, какие налоги заплатят государству.

Научно обоснованные расчеты открывают путь, по которому можно прийти к благосостоянию нации.

-- Во что именно государству нужно вложить свои средства?

-- Программ, обеспечивающих качество дошкольного образования, очень много. Они связаны с питанием, развитием, здоровьем ребенка, подготовкой кадров. К сожалению, почти в половине стран мира нет никаких программ для детей младше трех лет. А ведь он самый чувствительный к развивающему воздействию взрослых. Ребенок еще не говорит, но язык усваивает, и не один, если слышит речь с первого года жизни.

-- Значит, правы родители, которые учат ребенка английскому языку с пеленок?

-- С ребенком нужно говорить как можно больше от рождения. У родителей молчунов возникают проблемы с развитием речи у детей. Если есть возможность говорить с ребенком на двух языках, прекрасно!

Помните, Лев Толстой сказал, что от пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние. За рубежом любят цитировать Бенджамина Спока. Однажды его спросила молодая мать, когда она должна заняться воспитанием ребенка. "А сколько ему?" - поинтересовался доктор. Шесть дней, как выяснилось. "Ровно настолько вы уже опоздали", - услышала в ответ.

Наука приходит к тому, что мы очень поздно начинаем заниматься детьми. Раньше у нас была широкая сеть детских яслей. Она исчезла в 80-е годы, когда мамам сделали оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до полутора лет. Потребность резко упала, и ясли стали закрывать. Сегодня нужно этот опыт восстанавливать. Открытие ясельных групп для детей до года - одна из задач областной целевой программы. Эта задача ставится на уровне мирового сообщества как ключевая.

-- А разве крохе не лучше с мамой? Она, как мне кажется, даст малышу гораздо больше, чем самые замечательные ясли...

-- Мать, конечно, даст больше при ряде условий. Но они, к сожалению, на практике не соблюдаются. Посмотрите, чем занимается дома мать? Стоит у плиты. Ей надо четыре раза накормить ребенка. На завтрак - одно, на обед - другое, на полдник - третье, на ужин - четвертое. А еще помыть, убрать, встретить мужа с работы. Пока мама занята, кто у ребенка нянька? Телевизор в лучшем случае, а то и вовсе никто. Не случайно дома дети чаще травмируются, чем в садике. Дома масса предметов, опасных для ребенка: то пуговица попадется, то лекарство.... В детских садах специальная среда: ступенька на лестнице, унитаз, раковина - все под малыша. Но главное, воспитатель весь день занимается только детьми. У него нет другой работы. Каждый час расписан. И все средства в распоряжении - от игрушек до пособий. Еще и помощников целый коллектив: с медицинским, музыкальным, педагогическим образованием, логопеды-дефектологи, преподаватели иностранного языка, тренеры по плаванию и т.д. Даже хороший гувернер не может сегодня конкурировать с дошкольным учреждением.

В принципе ясли должны быть нормой социальной защиты женщины и ребенка. Мир ведь не просто пришел к этому. Дети из малообеспеченных и неблагополучных семей получат большую пользу. Думаю, что в недалеком времени ясельные группы откроют во всех муниципальных районах нашей области.

-- Как выглядит наша область на фоне стран мира?

-- Очень неплохо на уровне европейских стран. В Америке и Западной Европе охват детей дошкольным образованием 78,5 процента. В Челябинской области - 78,6. Мы не ценим то, что имеем. Привыкаем к тому, что есть. Правда, отстаем от стран Скандинавии, и за державу обидно. Мы должны были быть на их месте. Но потеря в прошлые годы детских садов и устаревшая материальная база не позволили нам это сделать. Есть в России перегруз в соотношении детей и сотрудников. Средняя статистическая норма - 22 малыша на одного воспитателя. Но в некоторых странах - 42 ребенка. Наши даже не представляют, как работать с таким количеством!

Что касается содержательной части воспитания, мы остаемся среди лучших. У нас ведь были не только потери, но и приобретения. Появились новые программы, оборудование и игрушки, технологии по созданию развивающей среды, оформлению помещений и т.д.

-- Кто платит за детский сад в мировой практике: родители, государство или частный капитал?

-- Государство в основном, если речь идет о странах с высоким охватом детей дошкольным образованием. Частный капитал не призван решать задачи такого масштаба. Он предлагает платную услугу настолько, насколько она востребована в обществе.

-- Какие проблемы решает сегодня мировое сообщество?

-- Прежде всего, это доступность дошкольных учреждений для всех малышей независимо от национальности, пола и здоровья. В некоторых странах девочки не посещают детский сад. ВИЧ-инфицированные, с нарушениями развития и здоровья - все должны ходить наравне с обычными детьми.

Но мы не прекращаем специализированную помощь тем, кто в ней нуждается. Доклад на конференции ЮНЕСКО Людмилы Грибановой заведующей челябинским детским садом N 181 для малышей с нарушением опорно-двигательного аппарата приняли очень хорошо. Многие в зале даже плакали.

Мы собрали этих детей в специальные учреждения не потому, что хотим отделить, а чтобы сосредоточить в одном месте дорогостоящее оборудование и классных специалистов: врачей, дефектологов, педагогов. Именно их совместными усилиями у детей удается своевременно компенсировать недостатки развития. То, что мы сохраняем такие детские сады, ставит нашу систему в число лучших в мире.

Комментарии
Комментариев пока нет