Новости

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Отца двоих детей искали двое суток.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Цена на... разумное, доброе, вечное

03.11.2010
Многие педагоги считают, что школьное образование все еще остается бесплатным

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

Поговорить с учителями на тему о платном бесплатном образовании было интересно по двум причинам. Во-первых, просто услышать мнение педагогов. Пока что на эту тему активно высказывались только родители, называя добровольно-принудительные взносы "школьными поборами". Во-вторых, денежный вопрос актуален именно сейчас, когда школа собирается перейти в статус автономного учреждения, а значит, стать финансово самостоятельной. Как она планирует создавать свое материальное благополучие: за счет родительских кошельков или из других источников?

Одна из директоров школ, вероятно, подготавливая родителей к большим расходам, недавно публично сказала так.

Многие педагоги считают, что школьное образование все еще остается бесплатным

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

Поговорить с учителями на тему о платном бесплатном образовании было интересно по двум причинам. Во-первых, просто услышать мнение педагогов. Пока что на эту тему активно высказывались только родители, называя добровольно-принудительные взносы "школьными поборами". Во-вторых, денежный вопрос актуален именно сейчас, когда школа собирается перейти в статус автономного учреждения, а значит, стать финансово самостоятельной. Как она планирует создавать свое материальное благополучие: за счет родительских кошельков или из других источников?

Одна из директоров школ, вероятно, подготавливая родителей к большим расходам, недавно публично сказала так. Давайте, мол, не будем лукавить. Образование в России всегда было платным. Даже перед Великой Отечественной войной в старших классах родители платили деньги, немалые по тем временам. Согласны ли с ее утверждением участники "Внеклассного часа"?

Сказка о пятисотенной купюре

-- Нет, конечно, - говорит директор школы N 4 Южноуральска, лауреат конкурса "Учитель года России-2003" Олег Зацепилин. - Моя мать ничего за меня не платила, да и не могла этого сделать. Она растила нас, троих сыновей, одна. Более того, школа, как могла, помогала ей. Мы, например, бесплатно питались в школьной столовой.

Не припомнит платного образования и директор челябинской школы N 62 Любовь Кондратенкова. В 60-70-е годы, когда она училась, такого точно не было.

А вот заведующей кафедрой Челябинского государственного педагогического университета Надежде Тулькибаевой не повезло. Хотя платное обучение просуществовало недолго (всего лишь восемь месяцев), она успела поучиться при нем. 26 октября 1940 года В. Сталин подписал постановление о введение платного обучения в школах. В классах Москвы и Ленинграда, а также столиц союзных республик родители платили по 200 рублей в год, во всех остальных - 150. Война внесла свои коррективы и отменила инициативу Сталина. Надо было спасать страну и детей. Так платное обучение стало единственным эпизодом советской эпохи.

-- А я считаю, что образование в России всегда было платным, - не соглашается первый заместитель министра образования и науки области Владимир Садырин. - Кто-то ведь нес за него расходы. Это могла быть, например, церковь, которая открывала церковно-приходские школы, землячество, содержащее земские школы, государство. Родителей, как правило, от этих расходов освобождали. Но школе они помогали всегда.

-- Мой отец, например, вместе с другими родителями построил спортивный зал в школе поселка Рудничный, - рассказывает Владимир Витальевич. - Два-три часа ежедневно после работы трудился на стройке плотником. Благодаря таким, как он, в школе появился прекрасный спортивный зал с площадкой для волейбола и баскетбола. И мы, ученики поселковой школы, стали выигрывать у городских ребят.

Сегодня вся помощь свелась, по словам В. Садырина, к денежным взносам. А когда страна, как на качелях, в неустойчивой позиции, родителям проще отдать деньги, чем вступать в конфликт со школой. Но если потом люди начинают обвинять школу в поборах, у Владимира Витальевича возникает внутренний протест. И в голове родился даже сюжет сказки о пятисотенной купюре. Гаишник несет ее в школу, учительница - в больницу, врач - в паспортный стол, паспортистка - в ЖКХ. Потом на дороге купюра вновь возвращается к гаишнику. Вот такой происходит с ней круговорот. А в поборах почему-то обвиняют только гаишников и учителей.

Ребенок, как автомобиль на стоянке

Считают ли педагоги нехватку денег для школы сегодня главной проблемой?

-- Я как директор поставил бы ее на первое место, - говорит Олег Зацепилин. - В здании школы, в которой работаю уже 50 лет, все жизненно важные системы износились. Ему требуется капитальный ремонт. А это большие деньги. О постройке новой школы даже и не мечтаю. Стены старого здания еще крепкие, но внутри все нужно менять.

Любовь Кондратенкова не считает проблему денег для школы сегодня самой главной. Куда важнее, по ее словам, решить вопрос с педагогическими кадрами. Хорошего учителя найти все труднее. Нужно думать об обновлении учительского корпуса и его качестве.

Наталья Каменкова деньги для школы вообще не считает проблемой. Их достаточно, по ее мнению. Другое дело, что школа не может распоряжаться своим бюджетом самостоятельно. Ей не оставляют сэкономленные средства, не разрешают перекидывать их с одной статьи расходов на другую. С получением автономного статуса у школы появится такое право, и это снимет остроту денежного вопроса, по мнению Натальи Владимировны.

За что, с точки зрения педагогов, родители сегодня платят?

-- У меня родилась аналогия с автомобилем, - вступает в разговор Любовь Кондратенкова. - Когда мы ставим его на стоянку, то платим деньги за присмотр и безопасность. Родители отдают детей в школу в ожидании того же самого. Они хотят, чтобы мы обеспечили санитарную, противопожарную безопасность, надежную охрану. И это необходимо сегодня, когда среди бела дня в центре города на глазах у детей человека могут расстрелять, как зайца в лесу. За создание безопасной среды родители и платят, считает Любовь Дмитриевна.

Само же школьное образование, по мнению педагогов, остается по-прежнему бесплатным.

А как же платные образовательные услуги? Ими пользуются по желанию, уверяют педагоги. Родителям, по их мнению, выгодно вкладывать в ребенка. Все равно, что положить деньги в банк под проценты. Дивиденды - хороший аттестат и высокие баллы за ЕГЭ. А далее - хорошее образование и успешная карьера.

-- Мой ребенок - это еще и моя будущая старость, - говорит Любовь Кондратенкова. - Возможности на пенсии во многом будут зависеть от детей.

Портит ли денежный вопрос отношения с родителями? Конечно, если счет предъявляет школа, по мнению Натальи Каменковой.

Учитель не Шурочка из "Служебного романа". Он в школе не для сбора денег. Говорить о них ему неприятно, такова позиция участников "Внеклассного часа". Педагоги надеются, что автономный статус позволит им уйти от неприятного поручения. К сожалению, пока ни у кого нет четкого представления, на чем будет зарабатывать школа в новом статусе. В ответах прозвучали слова "субсидии", "группы продленного дня", "курсы по подготовке к ЕГЭ". Вот, пожалуй, и все.

Экскурсии - целый месяц

Если бы у участников "Внеклассного часа" оказалась в руках большая сумма денег, то на какой бы образовательный проект они их потратили?

-- Работая в школе, я не реализовал, пожалуй, один проект, - говорит Владимир Садырин. - В первый месяц летних каникул посадил бы всех детей вместе с родителями в комфортабельные автобусы и провез по всему Южному Уралу. Одно озеро Зюраткуль чего стоит! А еще показал бы Аркаим, Ильмены, Верхотурье, Ганину яму, Невьянск, Нижний Тагил и многие другие места.

Наталья Каменкова мечтает о базе, где можно было бы проводить летние и зимние школы для одаренных детей, а Любовь Кондратенкова открыла бы специальную кадетскую школу.

У каждого педагога - своя красивая мечта. А они, по обыкновению, сбываются.

Комментарии
Комментариев пока нет