Новости

Ребенка забрали из неблагополучной семьи судебные приставы.

Дома строились по муниципальному контракту и в итоге были признаны аварийными.

Девочка пропала в понедельник по пути в школу.

По неподтвержденной информации, ешеход в тяжелом состоянии был экстренно госпитализирован на "скорой".

Совместно с представителями оргкомитета «Россия-2018» позитивно оценили ход реконструкции.

39-летняя екатеринбурженка пропала три дня назад.

Минувшим вечером у маршрутного такси №92 взорвалась шина.

Девушку не могут найти вторые сутки.

Связисты назвали активных пользователей сети 4G среди знаков Зодиака.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Сам себе импресарио

12.11.2010
Центробежная сила музыки сделала Виктора Герасимова артистом и педагогом

Виктор Герасимов с 1972 года выступает как профессиональный солист-баянист, а с 1988-го - в дуэте с аккордеонисткой и супругой Ларисой Герасимовой. Они участники и победители различных областных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Инициаторы и организаторы ежегодных "Баянных и аккордеонных вечеров" в ЧГАКИ.

Уже 35 лет он там преподает, ныне являясь профессором кафедры народных инструментов. Среди учеников Виктора Геннадьевича есть лауреаты и дипломанты конкурсов  различного уровня, от областных до международных.

Центробежная сила музыки сделала Виктора Герасимова артистом и педагогом

Виктор Герасимов с 1972 года выступает как профессиональный солист-баянист, а с 1988-го - в дуэте с аккордеонисткой и супругой Ларисой Герасимовой. Они участники и победители различных областных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Инициаторы и организаторы ежегодных "Баянных и аккордеонных вечеров" в ЧГАКИ.

Уже 35 лет он там преподает, ныне являясь профессором кафедры народных инструментов. Среди учеников Виктора Геннадьевича есть лауреаты и дипломанты конкурсов различного уровня, от областных до международных.

Он почти никогда не расстается с баяном. Этот 16-килограммовый инструмент - та самая "своя ноша", которая не тянет.

-- Баян - мой друг. Отношусь к нему как к родному существу, - поглаживая меха, говорит Виктор Геннадьевич. - Он со мною уже 20 лет. Знаю его буквально до микрона, ощущаю его "дыхание". Это мой пятый баян. Первые инструменты еще в детстве мне покупал отец и денег на них не жалел, хотя семья наша жила очень скромно. Помню свой маленький баян за сто рублей. Потом чуть побольше, за восемьсот. А следующий, уже солидный - аж за две с половиной тысячи. В то время "Жигули" можно было приобрести за три тысячи, но хорошие музыкальные инструменты всегда стоили не меньше, чем автомобиль. Каждый баян - произведение искусства, филигранно созданный определенным мастером. И отношения требует особого. Профессиональный уход - дорогое удовольствие. Одна только настройка стоит 15 тысяч рублей. Но я всему выучился с молодости, сам свой баян ремонтирую и студентам помогаю, разумеется, безвозмездно.

Мой отец всегда играл на баяне. Причем нас с братом играть не заставлял, мы сами потянулись к инструменту. Самоучкой я пришел в музыкальную школу. А потом попал в Тюмени к замечательному преподавателю - Тамаре Николаевне Бураковой, она меня влюбила в баян на всю жизнь. А огранил как исполнителя Григорий Андреевич Ульянов, педагог музыкального училища и один из основателей тюменской баянной школы.

Окончил в ЧГИКе консерваторский музыкально-педагогический факультет. Моим педагогом был сначала Виталий Абрамович Вольфович, а когда его призвали в армию, меня перевели к Владимиру Васильевичу Бычкову. Большая умница, ученик звезды мирового уровня - Николая Яковлевича Чайкина. Меня Бычков научил глубоко мыслить, расширять кругозор, грамотно выстраивать драматургию произведения. Кстати, аспирантуру я окончил в Горьковской консерватории, моими руководителями были Юрий Васильевич Бардин и Николай Яковлевич Чайкин.

-- Вас называют виртуозом, что, согласно словарю, означает: "музыкант, с блеском преодолевающий технические трудности".

-- В дословном переводе с итальянского виртуоз - доблесть, сила, талант. То есть умение сразиться с врагом, держать себя в хорошей форме, иметь обмундирование и амуницию очень хорошего качества и крепкого коня. В применении к музыке виртуоз - человек, оснащенный всем арсеналом технических исполнительских средств и, безусловно, интеллектом.

-- Зачем баянисту интеллект? Разве недостаточно иметь высокую технику и чуткую душу?

-- Музыка - не только искусство звука. Как в любом художественном произведении, в музыкальной пьесе есть завязка, развитие сюжета, развязка. Составляющие, которые надо выстроить так, чтобы музыка звучала убедительно, захватывающе. Взять и повести слушателя за собой от первой ноты до последней. Рахманинов иногда, бывая недовольным своей игрой, говорил, что "точка сползла", имея в виду кульминацию пьесы. В каждом произведении есть своя идея. Вокалисты, репетируя песню, шутят: "Где талию будем делать?" В любой мелодии есть своя "талия" - кульминационная точка.

Музыка - не абстракция, а отражение действительности со всеми ее шумами, явлениями и взаимоотношениями людей. В ней есть две большие тенденции - центробежная и центростремительная. Центробежная - то, что направлено вовне, наружу. К этой тенденции склонны многие композиторы: тот же Рахманинов, Бах, Лист. А, допустим, творчество Скрябина - центростремительное, его взгляд направлен вовнутрь. Таких композиторов называют романтиками, они отражают чувства людей, любовь, боль, протест, радость.

-- Себя к какой тенденции относите?

-- Скорее к центробежной. Мне такая музыка и нравится. По роду своей профессии я обязан быть просветителем. Даже когда друзья приглашают поиграть на свадьбах или юбилеях (а в молодости я этим зарабатывал себе на жизнь), и там стараешься баян "рекламировать". Сыграть так, чтобы у людей душа развернулась.

И сольно, и в ансамбле, и в оркестре я отыграл свыше четырех тысяч концертов. Выступал и в селах, и в "красных уголках", и на полевых станах. Я из простой семьи, отец шофер, мама продавец. С 14 лет пришлось самому зарабатывать и добиваться признания. Чем? Руками, головой. Понимал: если сыграешь плохо, тебя больше не позовут. Приходится постоянно держать себя в форме, чтобы доставлять удовольствие людям. Помню, как я был удивлен, обнаружив, что деревенские жители с наибольшим интересом слушают не наигрыши или, скажем, полонез Огинского, а произведения Баха, хотя никогда органа даже в записи не слышали. А тут живьем играешь семь-восемь минут фугу или фантазию, и они внемлют с замиранием. Потом подходят и с восторгом говорят: "Как богато звучит ваш инструмент!"

Случалось испытывать и пренебрежение к своей профессии. Бывало, едешь на концерт за тридевять земель, волнуешься, готовишься, а его отменили и не только не предупредили, но даже не извинились. Иные организаторы норовят обмануть с гонорарами.

-- У вас всю жизнь педагогика и исполнительство идут рядом. Одно другому не мешает?

-- Скорее, взаимно обогащает. В 18 лет я начал подрабатывать в музыкальной школе. С радостью передаю свой опыт студентам. Жаль, не все готовы его воспринимать. Подозреваю, что некоторые вообще случайно оказались в вузе. Смотрю на них и не вижу ни творческой искры, ни огня в глазах. Словно отбывают наказание. И таких, как ни прискорбно, нынче большинство. Для музыки это страшно. Музыка - такой вид искусства, который не прощает лени, косности, узости взглядов.

-- Но у кого-то все же глаза горят?

-- Их единицы. С ними работать - удовольствие. Одна моя студентка учится еще в двух вузах, при этом подрабатывает пением в церковном хоре. Глядя на таких ребят, самому хочется двигаться вперед, развиваться.

Дочь Марина - тоже моя ученица. Занимаясь по классу вокала, параллельно училась у меня в музыкальной школе по классу аккордеона и танцевала в детском коллективе "Перезвоны". Она с пяти лет выходит с нами на сцену. В прошлом году окончила фольклорное отделение ЧГАКИ. Сейчас ей 21 год. Вместе с мужем, нашим зятем, возглавляют агентство "Русский праздник". Они выступили одним из спонсоров "Баянных и аккордеонных вечеров", спасибо им за поддержку. Кстати, у нас нынче еще один спонсор появился - Дмитрий Иванов из Москвы, внук всемирно известного баяниста и композитора Бориса Ермиловича Тихонова. Хочется сказать спасибо всем людям, которые нам когда-либо помогали.

-- У вас ведь вся семья музыкальная?

-- Старшая дочь Елена по нашим стопам не пошла, хотя училась в музыкальной школе и талантливее нас троих вместе взятых. Было время, когда мы вчетвером выступали. Но потом Лена в качестве специальности выбрала экономику. Она - наш постоянный слушатель и критик.

-- Зато жена стала вашим постоянным творческим партнером. Специально такую выбирали?

-- Счастливая случайность. Лариса поступила ко мне на курс, когда я уже преподавал в академии культуры и искусств. Между нами сразу же искра проскочила. Когда мы поженились, само собой возникло желание играть дуэтом. Тогда, в конце 80-х годов, в СССР начался бум ансамблевого музицирования. Мы с Ларисой в 1990 году приехали на всероссийский конкурс в Горький, а там собралось 160 ансамблей и оркестров из разных городов. Выиграть было немыслимо. Но мы как начинающий дуэт заявили о себе, а главное, приобрели коллег и друзей. Они нас поддержали: мол, не робейте, двигайтесь вперед, и награды не заставят себя ждать. В 1994 и 1996 годах мы выиграли два конкурса в итальянском городе Кастельфидардо - аккордеонной Мекке. Там 12 фабрик по производству аккордеонов мирового уровня. В 1997 году в Питере завоевали первую премию и золотую медаль на международном конкурсе "Балтика-Гармоника". Привозили дипломы с фестивалей в Тунисе, на Кипре, в Польше, Германии.

Когда мы с Ларисой отмечали 15-летие нашего совместного творчества, Законодательное Собрание Челябинской области присвоило нам официальное звание "Уральский инструментальный дуэт". С 2000 года оба носим почетные звания заслуженных артистов России. Кстати, в других странах таких званий нет. Не бывает заслуженных артистов Германии или США. Там на сцену выходят только с именем. Ты вышел и за полтора часа должен подтвердить свою состоятельность. Если этого не случилось, извини, вряд ли тебя снова пригласят.

-- Кто в вашем дуэте ведущий?

-- Партии так распределяются, что лидерство меняется, переходит от одного к другому. Организационными вопросами занимаюсь я. Сам себе импресарио. А жена и кормилица, и стилист, и финансист.

-- Вы с нею обычно дома репетируете?

-- Бывает. Но чаще - в детском саду N 435, где Лариса уже 30 лет работает. 16 лет назад мы создали там филиал детской школы искусств N 2. В нашем образцовом детском вокально-инструментальном ансамбле "Ванька-встанька" участвуют ребятишки с четырех лет, а требования мы к ним предъявляем, как к взрослым. Маленькие, но уже артисты.

-- "Баянные и аккордеонные вечера", которые вы с женой каждый год организуете, - тоже очень большая нагрузка.

-- Почему мы это делаем? Люди просят, музыканты, учащиеся, их родители, тем более что со стороны академии идет очень мощная поддержка. На этих вечерах всегда играет молодежь. И каждый раз видишь, какие у нас есть талантливые исполнители. За пять лет существования проекта к нам приезжали гости из Италии, Москвы, Питера, Воронежа, Новосибирска. Они и играют, и читают лекции, проводят мастер-классы. В рамках проекта около ста человек из Урало-Сибирского региона (он включает десять областей) повысили свою квалификацию и получили документы государственного образца. Так что уровень серьезный.

-- Нынешние вечера совпали с вашим юбилеем - педагогическим и возрастным. Я видела, как много гостей к вам прибыло из Москвы, Екатеринбурга, Миасса, Кургана. Видимо, у баянистов есть своя "тусовка"?

-- Я бы сказал - баянное братство. Оно в России очень тесное. Среди пианистов или скрипачей такой дружбы не замечал. А мы же все - оркестранты, прошли школу коллективного общения, где не любят выскочек, хвастунов, не терпят многословия. В среде "народников", как нас называют, словно в армии: человек проявляется сразу же, как на промокашке.

-- Вас не обижает деление музыки на академическую, эстрадную, джазовую и народную?

-- Нет. Хотя определенный снобизм со стороны "академистов" иногда чувствуем. Бывает, они на нас смотрят свысока. Но нынешний уровень баянного исполнительства так вырос, что пианисты завидуют. А органисты - те нас вообще уважают. Мы же всю органную литературу переиграли. Владимир Хомяков не раз говорил мне, что высоко чтит баянистов.

-- Я вижу, вы баян готовы не выпускать из рук. Хоть в отпуске с ним расстаетесь?

-- Почти никогда. Если ненадолго оставляю, то скучаю. У нас ведь концерты круглый год. И неважно, сколько номеров мы исполняем - десять или всего лишь один. Надо всегда быть в форме и на сцену выходить:"остро отточенным".

Лидия САДЧИКОВА

Комментарии
Комментариев пока нет