Новости

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Отца двоих детей искали двое суток.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Евреи

22.11.2010
*Журналист Лев Лузин пишет живую, человеческую энциклопедию народов Южного Урала. Очередная статья посвящена евреям*

По данным всероссийской переписи населения 2002 года, в области 4930 евреев (0,1 от общего числа южноуральцев). В 1989 году их было 11067 (0,3 процента)

К евреям люди других национальностей относятся по-особому. Когда я пришел в один из культурных центров и стал излагать идею цикла «Планета Южный Урал», кавказский мужчина неожиданно спросил: «А про евреев тоже будете писать?» Получив утвердительный ответ, успокоился. Во время работы над этой частью своей живой энциклопедии я в который раз убедился, что привычный анекдотический образ еврея в реальности гораздо богаче и интереснее. Увидеть это мне помог старейший житель Челябинска, историк и известный педагог Ефим Колодеж, которому отдельное спасибо за помощь.

Кто такие евреи

Евреи (самоназвание - йегудим) - один из древнейших народов мира. Его история насчитывает три с половиной тысячелетия. Вначале это были разрозненные племена. Как свидетельствуют исторические документы, в результате объединения 10 из 12 племен образовалось Израильско-иудейское царство, существовавшее в XI и X веках до нашей эры. Затем оно распалось и образовалось Израильское царство на севере Палестины (928 - 722 года до нашей эры), которое позже называлось Самария и было завоевано ассирийским царем Саргоном II. После покорения Иудеи Римом в 63 году до нашей эры она стала провинцией Римской империи. Евреи вынуждены были бежать от гнета и расселились по многим государствам. Долгое время у них не было своей страны, и только в 1948 году образовалось государство Израиль.

Общая численность евреев - 13, 62 миллиона человек (1995 год). Живут в США (6 миллионов), Израиле (4 миллиона), России (551 тысяча) и других странах. Говорят на языках иврит, идиш и языках окружающих народов (немецком, арабском, персидском, испанском, русском и других).

Верующие в основном иудеи.

Главное еврейское блюдо - фаршированная рыба. Главный музыкальный инструмент – скрипка.

В России евреи появились после трех разделов Польши во второй половине XVIII и в первой половине XIX веков. Сейчас в нашей стране есть Еврейская автономная область (Дальневосточный федеральный округ). Она образована в 1934 году, население - 205,1 тысячи человек (67 процентов - русские).

Евреи играли и играют большую роль в истории мира и России. Для перечисления знаменитых имен не хватит целой газеты. Написаны тома о роли народа Моисея в Октябрьской революции в России в 1917 году. Имена ее вождей общеизвестны - Лев Бронштейн (Троцкий), Яков Свердлов, Лев Розенфельд (Каменев), Григорий Зиновьев (Радомысльский), Моисей Урицкий и т.д.

В русском языке много слов еврейского происхождения - хохма, хала, автор (ав - отец, тора - книга), пацан, кепка (производное от кипы, главного головного убора) и т.д.

Евреи на Южном Урале

Как известно, в Российской империи существовала черта оседлости - запрет для евреев жить за пределами определенных губерний (Белоруссия, Украина, Новороссия - Крым). Исключение делалось для купцов первой гильдии, людей с высшим образованием, среднего медицинского персонала, людей, пошедших в армию по рекрутскому набору, отставных унтер- и обер-офицеров. По данным кандидата исторических наук, доцента ЮУрГУ Гаяза Самигулова, первые евреи, поселившиеся в Челябинске, служили в армии. Они стали жить в нынешней столице Южного Урала в 40-х годах XIX века и были кантонистами (так 1805–56 годах в России называли несовершеннолетних солдатских сыновей, числившихся с рождения за военным ведомством, а также взятых принудительно в кантонисты малолетних бродяг, детей евреев, раскольников, польских повстанцев, цыган и прочих).

По информации Гаяза Самигулова, в 1861 году в Обывательской книге Челябинска записан Осип Хенкен, служащий солдат, 28 лет, впоследствии он жил на улице Исетской (Карла Маркса) и в документах фигурирует как Иосиф Хенкин. В начале 1870-х на улице Ключевской купила дом семья солдата Мланина, все недвижимое имущество было записано на его жену Рахиль Мланину. Один из домов их усадьбы все еще сохранился, это двухэтажное деревянное здание на улице Свободы, 28.

В 1893 году казак Александр Ситников продал двор на улице Степной (Коммуны) Нахиму Меднику, отставному фельдфебелю. Возможно, один из первых купцов–евреев в Челябинске был Соломон Брен. Он скончался в 1880-х. Впоследствии на одном из принадлежавших ему (точнее уже его наследникам) участков, расположенном на улице Мастерской (Пушкина), была построена Челябинская синагога.

После постройки железной дороги Златоуст-Челябинск, а затем Транссибирской магистрали, Челябинск стал привлекать все больше людей, занимавшихся торговлей, медициной, юридической практикой, констатирует Гаяз Самигулов. В числе прочих оказалось немало евреев. По переписи 1897 года в Челябинском уезде были зафиксированы иудеи: 191 мужского и 166 женского пола, из них в Челябинске - 159 и 146 соответственно, остальные в уезде. В Троицком уезде - 114 и 117, в городе 103 и 101. Верхнеуральский уезд - 28 и 28, в городе - 22 и 23.

В начале XX века в наши края приехали земские врачи и аптекари еврейской национальности. После еврейских погромов 1905 года на Украине и в Кишиневе иудеи бежали в том числе и в Челябинск.

Из евреев, оставивших свой след в истории Челябинска начала XX века, можно назвать несколько фигур. Авруму и Лие Бреслиным принадлежал дом, где сегодня размещается камерный театр. Во флигеле была типография, в которой выпускалась челябинская газета «Голос Приуралья». Одно из красивейших старых зданий Челябинска, расположенное на улице Пушкина, 1 было построено зубным врачом Соломоном Данцигером, впоследствии продавшим дом Г.М. Высоцкому – представителю компании «Чай Высоцкий» и руководителю челябинской чаеразвесочной фабрики этой фирмы.

По данным переписи 1926 года, евреи занимали третье место по численности в Челябинске, их было более 1500 человек.

До последнего времени оседлый народ, которому запрещалось покидать места расселения, как никакой другой воспринял революционные идеи. Из его среды выдвинулось много большевистских лидеров. В Челябинске проявились Самуил Цвиллинг, Соломон и Абрам Елькины, Соня Кривая, Рита Костяновская и другие деятели. Ученые отмечают, что лозунги свободы и равенства буквально окрылили еврейскую молодежь. Она пошла учиться в школы, техникумы, училища, многие уехали в другие города получать высшее образование (в Челябинске до 1930 года не было вузов). Освобожденные революцией от сознания второсортности, евреи почувствовали себя равноправными гражданами. В 1936 году в Челябинский горсовет было избрано 20 депутатов-евреев.

В 30-е, в период индустриализации, на Южный Урал появилось много руководителей-евреев. Начальником ЧГРЭС работал Яков Березин, ферросплавным заводом руководили Марк Власов и Михаил Байчер. У руля электродного завода стоял Семен Бай. Возведение станкостроительного завода возглавил Иосиф Каттель. Много евреев в ту пору работало на ЧТЗ: директором Александр Брускин, главным инженером Израиль Нестеровский. Последний был расстрелян в 1937 году, вместе с ним репрессировано немало руководителей среднего звена. В 39-м ЧТЗ возглавил Илья Соломонович.

Много евреев было среди эвакуированных во время войны в Челябинск специалистов. Среди них квалифицированные рабочие, инженеры, ученые, врачи. По некоторым данным, в столицу Южного Урала прибыло около 200000 человек, среди них было 43-45 тысяч евреев, вместе с довоенным число людей этой национальности превысило 50 тысяч человек. Трест «Челябметаллургстрой» возглавляли Яков Сокол, Михаил Шильдкрот, Яков Рапопорт. В ту пору на ЧТЗ, ЧМЗ, ЧЭМК появилось очень много руководителей цехов и подразделений еврейской национальности.

Ветеран войны Николай Яковлевич Рабинович, 100 грамм за Победу

Самым известным евреем области с полным правом можно назвать легендарного директора ЧТЗ времен Великой Отечественной войны Исаака Зальцмана. Одновременно он один год был наркомом танковой промышленности (наркомат находился в Челябинске). «Горячим был Зальцман, но дело знал, - вспоминают ветераны. - Завод любил, о рабочих и инженерах всегда заботился, за новаторство тут же награждал. Не скупился». При нем был построены Киргородок, стадион и т.д. После войны Сталин по ложному обвинению сослал Зальцмана на Муромский завод, где он работал мастером. Былые заслуги генерал-майора, Героя Социалистического труда высшим руководством были забыты. Но в народной памяти Зальцман остался. Как-то в конце 90-х меня подвозил пожилой таксист. Увидев какое-то безобразие на улице, он обронил: «Исаак бы им показал!»

На фронтах Великой Отечественной войны погибло 1020 челябинских евреев. Два человека стали Героями Советского Союза: Ефим Стерин (погиб в 1943 году) и Израиль Куперштейн. Участник войны Рафаил Шнейвайс долгое время работал заместителем главного редактора «Челябинского рабочего».

Наум Орлов

В наши дни в России хорошо знают челябинцев - доктора педагогических наук Владимира Караковского, джазмена Анатолия Кролла, недавно ушедшего из жизни главного режиссера челябинской драмы Наума Орлова. Очень много достойных евреев среди врачей области: хирург, профессор мединститута Соломон Колмановский (с него писал образ врача в известной песне «Люди в белых халатах» двоюродный брат, композитор Эдуард Колмановский), первый главный врач областной больницы Соломон Глуховский, главный врач челябинской ГКБ N 1 Израиль Матовский, руководитель госпиталя ветеранов войны Дмитрий Альтман, основатель и руководитель ожогового центра Роман Лившиц и т.д. Немало писательских и журналистских имен: Юрий Либединский, Марк Гроссман, Ася Горская, Ефим Ховив, Лев Рахлис, Лия Вайнштейн (тоже из «Челябки»).

Семен Мительман

Ряд известных людей Южного Урала бесконечен: предприниматель, заместитель председателя ЗСО Семен Мительман, президент спортивного клуба «Урал» Евгений Вайнштейн, бизнесмены Борис Мельник (фирма «Символ»), Абрам Лившиц (фирма «Дом-БАУ»), Леонид Беркович (компания «Массив»), лучший учитель России 2005 года Иван Иоголевич, ушедший от нас в 90-х фотомастер Владимир Белковский, гроссмейстер Семен Двойрис, «принцесса музыки и слова» Лера Авербах и многие, многие другие.

В общинном доме

Еврейский национально-культурный центр появился в Челябинске одним из первых в начале 1989 года, когда по инициативе Советского Фонда культуры и академика Дмитрия Лихачева в стране начали создавать национальные объединения, которые должны были сохранять культуру, традиции, духовные ценности своих народов.

Многие годы евреи были лишены возможности изучать национальные языки. В 1919 году иврит был запрещен, как язык религиозный, а еврейское население страны, которое говорило на идиш, было почти полностью уничтожено во время Великой Отечественной войны нацистами. Как показал проведенный в 1989 году социологический опрос, евреи в Челябинске не знали ни иврита, ни идиша, ни традиций своего народа.

Девочка держит букет из четырех растений, символизирующий единство еврейского народ

Челябинский еврейский общинный дом (ЧЕОД) был открыт в июле 2005 года. В нем работает центр развития «Алеф-Бет» для детей с трех до 14 лет. Все программы для молодежи и взрослых тоже нацелены на образование: «Еврейский лекторий», «Наше домашнее кино», клуб «Эрэц», идиш-клуб, изостудия, шахматный клуб, вокально-хоровые коллективы. Основной информационной базой для всех программ является библиотека, фонд которой насчитывает более пяти тысяч книг. Большая их часть не представлена в других библиотеках города, интерес к информации по еврейской истории и культуре проявляют студенты вузов, школьники города. В библиотеке можно послушать лекции о творчестве еврейских писателей и поэтов, обзоры книг по различным темам, просмотреть видеозаписи об Израиле, встретиться с интересными людьми. Каждый год проводятся фестивали «Народ Книги в мире книг». Библиотека сотрудничает учебными заведениями, библиотеками и национальными центрами города.

ЧЕОД активно участвует в ежегодном общественно-политическом вернисаже, фестивалях национальных культур, различных выставках, конкурсах, фестивалях, семинарах. В школах города проходят конференции по Холокосту, уроки мужества для детей, встречи с участниками войны.

Национальная традиция требует заботиться о сиротах, одиноких, престарелых людях. Благотворительная организация «ХЭСЭД НЕХАМА», детский социальный проект ЧЕОД делают очень многое для помощи больным и одиноким людям.

На свадьбу дарят деньги

У евреев много обрядов, традиций и праздников. На восьмой день от рождения мальчика делают обрезание (брис мила). Бар мицва - совершеннолетие сына (13 лет). Бат-мицва - совершеннолетие дочери (12 лет). Национальность определяется по матери. В Талмуде сказано: «Неженатый мужчина никогда не достигнет совершенства, ибо от женщин идут все благословения». К браку у евреев вообще очень ответственное отношение. В случае развода муж должен обеспечить жену так, чтобы она ни в чем не нуждалась. Родившимся детям нельзя давать имена живых родственников, они даются в память об умерших.

С приходом домой в первую очередь происходит омовение рук. Глава семьи имеет свое постоянное место за столом. Еврейский календарь - лунно-солнечный, счет ведется от сотворения мира, сейчас идет 5771 год. Правила питания определяются сводом законов - Кашрут. Евреям нельзя есть свинину, конину и другое мясо однокопытных животных, рыбу без чешуи. Запрещено употреблять мясные продукты одновременно с молочной пищей.

Праздник Песах связан с исходом из Египта в XIV веке до нашей эры. Согласно преданию, пророк Моисей 40 лет водил свой народ по пустыне, чтобы появилось поколение, забывшее, что такое рабство. На праздник Ханука дети играют в дрейдл (волчок, юла). Это связано с тем, что в далекие времена, когда евреи находились под греко-сирийским гнетом, под угрозой смерти запрещалось учить Тору. Но дети ее учили. А когда появлялись стражники, делали вид, что играют с волчком.

Ефим Колодеж рассказал, как побывал на свадьбе в Израиле. Жених и невеста занимают место под хупой (напоминает шатер). Гостей более 200 человек. Дарят в основном деньги в конвертах. Брачующихся благославляет раввин. Зачитывается брачный договор (ктуба). Звучит музыка, еврейская и современная. Удивительно много бутылок вина не тронуты, но веселье льется через край.

Миф о жадности и хитрости

Мнение о хитрости и жадности евреев, как это часто бывает, сильно преувеличено. Точнее будет говорить все-таки об уме и экономности. Я никогда не встречал еврея, которого можно было бы назвать неумным человеком. Во-первых, это у народа Моисея генетическая черта. Во-вторых, в силу исторических особенностей расселения в разных странах евреям постоянно, чтобы выжить, приходилось тренировать свой ум. Им нельзя было иметь землю, собственность. Весь «капитал» помещался в голове. Есть шутка: чтобы стать таким, как все, еврей должен быть намного лучше. У людей этой национальности сильна традиция учиться. Согласно заповедям мудрых, первый текст, который заучивает еврей, едва научившись говорить, звучит так: «Учение нам заповедал Моше (Моисей - авт.), которому Бог передал Тору на горе Синай». «С последним евреем мы похороним последнего русского интеллигента», - сказала Марина Цветаева. А вот высказывание Марка Твена: «Еврей - не бродяга и не бездельник, он не пьяница, не скандалист или бунтарь, он не сварлив. В любой стране в статистике преступлений еврей фигурирует крайне редко. К убийствам и прочим актам насилия он практически не бывает причастным…» И еще: «Дом еврея - это дом в истинном смысле слова. Еврейская семья спаяна самыми сильными чувствами, ее члены оказывают друг другу всяческое уважение; почтение старшим - нерушимый закон в доме». Я готов подписаться под этими словами после того, как побывал на юбилее своего старшего товарища, собкора «Челябинского рабочего» Виктора Рискина. Его очень тепло поздравили дядя Эммануил, которого все тепло называли Эммой (через какое-то время этот обаятельный дедушка ушел из жизни), брат - известный предприниматель и бриджист Александр Рискин, главный педиатр Челябинска Наталья Рискина и другие члены «клана».

А перед тем, как говорить о жадности, стоит побывать в израильской пустыне. Там, если не будешь думать, считать и экономить, просто не прожить. Гораздо интереснее обсудить еврейское чувство юмора. Иногда кажется, что люди этой национальности шутят постоянно. Часто представители других народов просто не успевают за прихотливым изворотом их остроумия. Понятно, что многочисленные анекдоты о себе евреи сочиняют сами. Они вообще любят и умеют посмеяться над собой.

Особенности кухни

У евреев на каждый праздник - свое блюдо. В качестве традиционных национальных можно выделить гефилте фиш (фаршированная рыба), эссикфлейш (мясо в кисло-сладкой подливе) и цимес (блюдо из сладкой моркови). Цимес обычно готовят на Новый год. За ним идет судный день. Слово «гезер» (морковь) созвучно выражению «гзардин» (решение суда). Морковь готовят сладкой, веря, что решение суда окажется добрым. Морковь принято нарезать поперек, чтобы ломтики походили на монеты - в знак того, что в наступающем году не будет нужды. Слово «цимес» часто употребляют, чтобы подчеркнуть приятный вкус других блюд.

При приготовлении фаршированной рыбы используется щука или карп. С рыбы счищают чешую. Разрезают ее на равные куски. С каждого очень осторожно, чтобы не порвать, снимают шкурку. Мякоть размалывают на мясорубке. В полученный фарш добавляют соль, перец, немного растительного масла (все по вкусу). Затем фаршем начиняют шкурку. До этого дно кастрюли в один ряд покрывают тонкими кусками нарезанной свеклы. Рыбные куски заливают водой. Варят до готовности. Блюдо едят в холодном виде с белым хлебом и хреном, натертом на терке, в который добавляют сахара по вкусу и немного уксуса и соли.

Рецепт блюда цимес

Ингредиенты: 1 кг моркови, 100 г изюма, 15 штук черносливов, 50 г растительного масла, 1 столовая ложка сахара, соль и корицу.

Приготовление. Нарежьте морковь поперек тонкими ломтиками и слегка обжарьте на масле. Переложите в посуду для тушения и залейте горячей водой так, чтобы морковь была слегка покрыта. Тушите на слабом огне до полуготовности. Добавьте чернослив и изюм (промытые), варите до готовности.

Как вам живется на Южном Урале?

Полина ФУРЕН, старший преподаватель ЧГПУ:

- Я родилась в Челябинске в очень дружной семье, мама - врач, папа - учитель. У меня был выбор, в итоге на вопрос, кем быть, ответила, что стану учителем. 10 лет проработала в школе N 10, ныне - лицей. С 1985 года - в ЧГПУ, на кафедре отечественной истории. Очень люблю свою специальность, довольна работой в НОУ (научное общество учащихся), с удовольствием готовлю студентов к олимпиаде. В окружении русских никогда не чувствовала себя чужой.

Евгения МУЗИКУС, врач:

- Наша семья во время войны была эвакуирована в Челябинск из Курска. Встретили нас тут как родных. Коллеги никогда даже намека не делали на мою национальность. В своем доме мы придерживались и придерживаемся еврейских традиций в питании. Особенно люблю фаршированную рыбу, ее хорошо готовила моя мама.

Анекдот про евреев

Оперный театр. Дают «Евгения Онегина». Старый еврей наклоняется к соседу:

- Cкажите, товарищ, Онегин - еврей?

- Нет.

- А Татьяна - еврейка?

- Нет. Не мешайте слушать!

- А Ольга? Ольга - еврейка?

- Отстаньте, право! Нет!

- Я дико извиняюсь, но Ленский - еврей?

- Да! Да! Еврей, еврей.

- Таки его убьют.

В Еврейском общинном доме мне дали две кипы, шляпу, жилетку, нательную накидку с кисточками и …накладную бороду. Я тут же «вошел в образ» ортодоксального еврея с бородой и шляпой, что зафиксировал фотокорреспондент Александр Кондратюк. Было весело, но когда мы посмотрели снимок, поняли, что вид у меня довольно карикатурный. И тогда я «оделся попроще». Кипа и жилетка дали намек на принадлежность к евреям. В таком виде мы с коллегами напели знаменитую «Хава Нагилу». Кстати, традиция покрывать голову связана у детей Моисея с понятием благочестивой скромности. Кипа (правильно делать ударение на последнем слоге) как бы подсказывает еврею, что в мире есть вещи, которые выше его.

Комментарии
А разве слово «кепка» происходит не от английского «cap»?
Shoorick
23.11.2010 13:27:38
Как автор национальность выявлял?В паспорте она отсутствует!
Григорий
24.11.2010 07:14:32
"Девочка держит суккот" - забавная ситуация))
Ася
24.11.2010 11:34:58
Ася, спасибо. Я исправила.
Анна Колесникова
24.11.2010 13:22:43
Есть среди высокопоставленных чинов и М.Ю.Юревич. Почему про него ни слова? Он достаточно известен и имеет заслуги. Или представители партии власти не иеют национальности?
любознательный
25.11.2010 11:53:26
> Или представители партии власти не иеют национальности?

Точно, у них одна национальность, вера и философия. Это "элита".
Александр
26.11.2010 05:49:54
У них национальность - единороссы)))))))))0
)))
26.11.2010 08:56:18
О таком веселом и мудром народе так скучно написано. Я разочарована.
Сара
29.11.2010 10:20:10
а как -нескучно и весело написать? Антисемитизмъ то -запрещен!
о-хо-хо
24.12.2014 07:07:02
русских бы кто в турпоход сводил на 40 лет, чтобы они о своем "рабстве" забыли
статья понравилась, спасибо!
Вася
06.12.2010 19:04:15
Страницы: 1 2 След.