Новости

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Не хочу быть "элементарной частицей"!

21.01.2003
Новое поколение выбирает "Войну и мир"

Наиболее остро и скандально проект о реформе школьной программы обсуждался во время парламентских слушаний в Думе. Своего апогея дискуссия достигла при вопросе об общекультурном стандарте. Все эксперты от общественности привели свои списки произведений русской и зарубежной литературы, которые, на их взгляд, должны быть в школьной программе. Например, Геннадий Ягодин, бывший председатель Гособразования СССР, ныне один из руководителей первого негосударственного Международного университета в Москве, предложил следующий список: из русской литературы, по его мнению, должны быть прочитаны Фонвизин, Грибоедов, Толстой, Островский, Тургенев, Тютчев, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Достоевский, Чехов, Блок, Маяковский, Есенин, Ахматова, Твардовский, Шолохов, Шукшин, Бродский, Бердяев, Флоренский, а из зарубежной - Гомер, Свифт, Гюго и Сент-Экзюпери.
На наш, школьный, взгляд, этот список неполный.

Новое поколение выбирает "Войну и мир"

Наиболее остро и скандально проект о реформе школьной программы обсуждался во время парламентских слушаний в Думе. Своего апогея дискуссия достигла при вопросе об общекультурном стандарте. Все эксперты от общественности привели свои списки произведений русской и зарубежной литературы, которые, на их взгляд, должны быть в школьной программе. Например, Геннадий Ягодин, бывший председатель Гособразования СССР, ныне один из руководителей первого негосударственного Международного университета в Москве, предложил следующий список: из русской литературы, по его мнению, должны быть прочитаны Фонвизин, Грибоедов, Толстой, Островский, Тургенев, Тютчев, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Достоевский, Чехов, Блок, Маяковский, Есенин, Ахматова, Твардовский, Шолохов, Шукшин, Бродский, Бердяев, Флоренский, а из зарубежной - Гомер, Свифт, Гюго и Сент-Экзюпери.

На наш, школьный, взгляд, этот список неполный. Мы, учащиеся-старшеклассники челябинского лицея N 102, еще со школьной скамьи хотели бы знать "своих героев" в лицо. Нам интересно изучать всех представителей серебряного века, нового времени, нам интересно творчество зарубежных писателей. Почему "современникам" уделяется так мало внимания? Они его не заслужили лишь потому, что родились на одно-два столетия позже Лермонтовых и Грибоедовых?

Разве мы, школьники, не вправе участвовать в формировании своей школьной программы или хотя бы как-то влиять на ее реформу? Почему при рассмотрении стандарта об элементарных литературных нормативах появляются "эксперты из общественности" и статисты, а идея о банальном региональном тестировании и социологических опросах школьников даже не возникает?

Больше всего мы не понимаем литературную "чистку" в отношении таких вечных художественных пластов, как "Война и мир" Л. Толстого, "Преступление и наказание" Ф. Достоевского, "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и других. Мы не можем себе даже представить школьного курса литературы без таких произведений! И в этих словах нет ни грамма лжи. Ведь "Война и мир" - это любовь и ненависть, жизнь с ее смыслом и смерть с ее вечностью. Вместе с героями "войны" или "мира" мы проживаем целые жизни, разделяя их беды и радости, проникая в их внутренний мир, становясь незримыми участниками событий:

Читая "Войну и мир", мы становимся умнее и немножко мудрее.

Возможно, наши несколько завышенные амбиции - заслуга Марии Игоревны Макиной, нашего преподавателя по литературе и мировой художественной культуре, заслуженного учителя России. Именно она развила в нас литературный вкус и глубокое понимание текста. Умение анализировать и интерпретировать содержание - наши главные козыри. Вероятно, у авторов обсуждаемого стандарта были либо неинтересные уроки литературы, либо неудачные педагоги, либо и то, и другое одновременно. Что ж, сочувствуем.

Теперь давайте представим, как будет выглядеть предлагаемая реформа на практике. Сначала невинные дети будут ломать свои свежие головы над такими "перлами" разработчиков проекта, как "Велесовая книга", изучаемая в курсе древнерусской литературы, затем над "Литературой в период социалистического строительства" или над "совсем необходимым" "Усложнением функций пейзажа в литературе", доступном разве что критикам или теоретикам. А когда потребуется хотя бы частично коснуться "глобальных и масштабных" Анн Карениных и Братьев Карамазовых, в основе произведений которых лежат поиски вечного смысла и жизненная проза, наши уважаемые и обожаемые преподаватели спрячут головы в песок, а их подопечные робко скажут: "Это мы не проходили, это нам не задавали!" Заодно и сочинение как обязательный экзамен можно искоренить (и кто вообще придумал эту глупую традицию?). "И надо убрать из школьного курса литературу ХХ века - она требует мощной исторической рефлексии, а такая рефлексия с трудом удается даже в системе высшего образования", - заметил при обсуждении литературный критик Андрей Немзер. Он же заявил, что "рая на земле не будет, рая в преподавании русской литературы в школе не будет тоже". Очень оптимистично и жизнеутверждающе, что и говорить.

Если, не дай Бог, все эти прожекты московских теоретиков воплотятся в жизнь, то общество деградирует. Произойдет "дебилизация нации", как любит выражаться наша учительница по математике. Сухость и рационализм станут лейтмотивом человеческих действий, "элементарные частицы" по М. Уэльбеку (читали?) заполонят все пространство вокруг. А разве это не самое страшное, разве это не регресс, не остановка в развитии?! Духовный рост, гармония разума и сердца, душевная чистота - вот триединство, отличающее нашу систему образования от зарубежной. Мы не хотим, чтобы наши младшие братья и сестры знали меньше, чем мы, были несведущими в элементарных для нас вещах. Тем более, как человек может полноценно изучить историю того же легендарного минувшего века, если в школе ему всего не преподают, даже по курсу литературы? Ведь история, право, политика и литература взаимосвязаны, и неразрывно. Не зря же в школе советского периода литература занимала ведущее место, она включала в себя обществознание, религию, основы права, истории искусств, этики и эстетики. Конечно, прошло время, и многие запретные предметы появились в школьной программе, а предмет, заменявший их, остался, стал тем, чем был изначально. И вот они - пережитки старого и веяния нового времени - столкнулись: напрочь сократить программу школьной литературы или же заново создавать систему преподавания предмета в его чистом, первоначальном виде?

А вот парадоксальное высказывание Евгения Бунимовича, учителя и депутата Московской городской Думы, и вовсе заставило нас всех посмеяться. Современный ученик, по его мнению, не может отличить ямба от хорея. А любой среднестатистический российский школьник не слышал музыки великого Шостаковича "и не умирает". Мы - как раз такие ученики. И мы берем на себя ответственность утверждать, что это - полный абсурд! Более того, едва ли не каждый третий школьник, помимо Д. Шостаковича, слышал музыку и П. Чайковского, и М. Мусоргского, и даже Н. Римского-Корсакова, и других представителей "Могучей кучки" (и не только "кучки", и не только слышал). Вместо того чтобы сокращать курс литературы, многоуважаемые создатели проекта добавили бы лучше уроки мировой художественной культуры - это, по крайней мере, интереснее, да и прогуливать бы дети меньше стали, ведь посмотреть картины В. Сурикова или, предположим, И. Левитана куда более приятно и полезно, чем равнодушно разглядывать доску, мечтая о своем, под монотонный голос преподавателя, скандирующего о каких-нибудь там "квадратных трехчленах".

В декабре 2002 года законопроект о стандартах образования был принят Государственной Думой (только без самих стандартов). Нам остается ждать весеннего "вынесения приговора", ведь дело "лишь" за авторами стандартов. До сих пор не уяснив, какими критериями руководствуются создатели проекта, мы наивно, "по-школьному", верим, что программу, в частности по литературе, обновят в нашу пользу, а не для повышения рейтинга очередного чиновника, выгодно выбравшего область своей рекламной кампании на пути к славе.

Аида ЛУЗИНА,

ученица 11-го класса

челябинского лицея N 102

P.S. Свои отзывы, уважаемые читатели, присылайте на e-mail:lushome@mail.ru

Комментарии
Комментариев пока нет