Новости

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Виртуальная прогулка

30.11.2010
Опыт Челябинского краеведческого высоко оценили музейщики всей России

Директор Челябинского краеведческого музея Владимир Богдановский на днях вернулся из Перми. Там проходил "круглый стол" с участием ведущих специалистов российских музеев, в том числе Эрмитажа, московского Исторического музея, музея-заповедника "Куликово поле" :  Тему разговора сформулировали масштабно: "Музейный проект XXI века. Идея. Процесс. Результат".

Опыт Челябинского краеведческого высоко оценили музейщики всей России

Директор Челябинского краеведческого музея Владимир Богдановский на днях вернулся из Перми. Там проходил "круглый стол" с участием ведущих специалистов российских музеев, в том числе Эрмитажа, московского Исторического музея, музея-заповедника "Куликово поле" : Тему разговора сформулировали масштабно: "Музейный проект XXI века. Идея. Процесс. Результат". А поводом послужил юбилей - 120-летие Пермского краевого музея. Местные музейщики представили новую постоянную экспозицию, созданную в старинном особняке - бывшем доме купца-мецената Николая Мешкова, который полностью отреставрирован. Практически, это новый краеведческий музей. И строился он с учетом челябинского опыта.

Минусы под ковром

Когда со сцены объявили: "Челябинский областной краеведческий музей", зрители устроили овацию. Однако рассказывать, "какие мы хорошие", директор Владимир Богдановский не стал. У каждого участника "круглого стола" стоял монитор. Поэтому достаточно было показать слайды, запечатлевшие разные этапы строительства нового музея, с помощью виртуального путеводителя "пройтись" по залам. Эта прогулка с эффектом присутствия произвела на профессионалов очень сильное впечатление. Люди своими глазами увидели, как громадное безжизненное здание из стекла и бетона постепенно превращалось в теплый уютный дом - музей европейского уровня.

-- Думаю, важнее было сказать о том, что у нас не получилось, - комментирует свое выступление Владимир Богдановский. - Хотелось, чтобы коллеги не повторили наших ошибок. И знали о "сюрпризах" "под ковром", которые поджидают того, кто проектирует, строит или начинает хозяйственную деятельность. Одно дело - творческая часть, работа с музейными фондами, посетителями. Но есть и другие проблемы. Надо понимать, что создание постоянной экспозиции стоит огромных денег и усилий многих людей. Если на первых порах власть поддерживает и всячески помогает, то дальше приходится рассчитывать на себя: нужно окупить проект, получить финансирование и отчитаться за каждую истраченную копейку.

Откровенный разговор с конкретными цифрами вызвал в зале бурную реакцию. Похоже, некоторым фактам так и не поверили. К примеру, очень удивило сообщение, что в Челябинском краеведческом музее проходит 50 выставок в год. Кто-то из зала переспросил: "А каких выставок - маленьких или больших?". Из другого конца слышалось: "Вы неправильно посчитали! Даже если открывать по одной выставке в месяц, даже и половины не наберется!".

-- На самом деле, в некоторых музеях бывает несколько выставок в год, и все, - продолжает Владимир Иванович. - А у нас часто бывает так, что за неделю мы открываем сразу три полноценные экспозиции. Так было в начале ноября, когда посетители познакомились с коллекцией французского украшенного оружия из музея города Сент-Этьен, увидели роскошную международную выставку фотографов-анималистов "Золотая черепаха", передвижную экспозицию международного проекта "Сокровища буддизма". Плюс персональная выставка фотографа из Озерска Виктора Окулова. Когда я перечислил все выставки, которые проходят сейчас в нашем музее (в том числе "Соловьиный сад", "Фотограф щелкает, и птичка вылетает"), опять посыпались вопросы: "А сколько человек занимается выставками?". - "Пять человек, - говорю, - и весь музей!"

Говорящий шкаф

Даже самое современное оборудование может устареть, поразившая воображение экспозиция со временем надоест. Существовать годами, ничего не меняя, нельзя. Иначе это скажется на посещении. Сейчас Челябинский краеведческий имеет завидный успех. А что дальше? Может, уже завтра придется искать деньги на новую экспозицию.

-- Слава богу, желания сломать и построить заново, не появляется, - говорит директор Владимир Богдановский. - Потому что добротно все сделано, с душой. По крайней мере, возвращаясь из командировок, в том числе зарубежных, глядя на унылый городской пейзаж - без газонов и цветов, обязательно захожу в музей, чтобы свежим взглядом посмотреть то, что получилось. Как правило, успокаиваюсь: это маленький островок Европы... Когда приезжают коллеги из других городов, в том числе москвичи, обычно восхищаются: "Ой какие фонды, какое оборудование!". Фонды есть и побогаче. А оборудование - обыкновенное, не самое дорогое: стеллажи, ящики, сейфы, раздвижные и распашные. Просто они сделаны в одном стиле, и необходимым оборудованием снабжены сразу все фонды. Ни одного ржавого или деревянного стеллажа, привезенного из старого помещения, мы не оставили.

Но время идет. Появляются более современные технологии, материалы, новая мода, в конце концов. И ко всему надо подходить творчески. Негласные сроки все-таки существуют: музейная экспозиция живет 10-15 лет. И если приходим в музей советского времени, то сразу видим, что она сделана не дизайнером, а художником-оформителем, и отдельные фрагменты, хочешь не хочешь, выдают допотопный стиль: древесно-стружечные плиты, покрытые шпоном и лаком, зеленое стекло. То же самое произойдет с нашей экспозицией. Она морально устареет. И этикетки, напечатанные на желтеющей бумаге с помощью печатной машинки, потихоньку начинают раздражать.

Самовар на крыше

Название "постоянная экспозиция" не значит, что она сделана навсегда. Коллекция пополняется за счет находок археологов, интересных экспонатов, которые подарены горожанами или привезены из экспедиций по Челябинской области.

Интересно, что в 2006 году на ученом совете все говорили в голос: экспозиция ни в коем случае не должна дублировать школьную программу. А сегодня совершенно ясно, что уровень информации должен быть разный - и для малышей, и для школьников, и для взрослых. Конечно, для школьников проводится много экскурсий, театрализованных праздников. Но сквозной линии пока нет. Эту нить нужно протянуть по всей экспозиции.

-- Когда задумали проект "Музей на крыше", денег на него никто не дал, - вспоминает Владимир Богдановский. - Мы все сделали сами. Людям понравилось, посетителей - море. Это видно по протертым ступеням у выхода на смотровую площадку. В первый сезон мы неплохо заработали и пошли дальше - бумажные фотографии сменили на пластик. Теперь не стыдно показывать - они не выгорают, не коробятся, не желтеют. А к следующему сезону готовим новый сюрприз. В центре площадки поставим русскую избу из бревен, чтобы можно было укрыться от дождя, посидеть-отдохнуть, сфотографироваться. Поставим лавки, на столе самовар с сушками. А если захочется устроить небольшой концерт, избу можно будет легко трансформировать в камерную сцену, подключить музыкальную аппаратуру. Получится универсальная площадка - на все случаи жизни.

Татьяна МАРЬИНА

Комментарии
Комментариев пока нет