Новости

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Нужно быть способной удивлять

01.12.2010
5 декабря в Камерном театре Челябинска - бенефис, посвященный юбилею актрисы Зульфии Акчуриной

5 декабря в Камерном театре Челябинска - бенефис, посвященный юбилею актрисы Зульфии Акчуриной.

…Слова своей героини, чеховской Аркадиной из «Чайки», «Я держу себя в струне» Зульфия Акчурина с полным правом может отнести к себе самой. И не в пошлом, приземленном смысле - «вот вам, как цыпочка, хоть пятнадцатилетнюю девочку играй» - но в самом благородном. Одаренная чуткой интуицией, богатством сценических красок, Акчурина не терпит актерской самоуверенности: «Роль даете? Щас все сыграем, все сделаем». Работать на сцене означает для нее служить театру, постоянно поддерживать себя «в боевой готовности», с каждой новой ролью, как в первый раз, отправляться в «тяжкий путь познания».

Начало творческой биографии актрисы восходит к 1978 году, когда она пришла работать в Уфимский театр кукол. Однажды, когда показалось, что жизнь в театре разладились, сорвалась с насиженного места. Благо, помогли семейные обстоятельства. Муж, актер Сергей Дзюба, работал в Челябинске, в Камерном театре. И все-таки переезд дался непросто. Посещали сомнения и страх: оставшись один на один с публикой, не прячась за куклу, не сорвется ли в наигрыш. Но за легкомысленным обликом Акчуриной скрывается сильный, волевой человек, чей жизненный принцип упруг и лаконичен: "Я смогу!». Хотя страх продолжал преследовать долгое время. Спасало еще одно замечательное качество актрисы. Она не зациклена на себе. В сложных жизненных и творческих ситуациях переводит внимание на тех, кто рядом.

«Сама жизнь мне это подсказала. Однажды заболела моя дочь. Нужно было уколы ставить, а некому. Я сразу о себе забыла. Ведь рядом беспомощное родное существо. И сказала: «Сделаю».

Концентрация на партнере помогала Акчуриной справляться с волнением и когда выходила на сцену, и в роли Вареньки Доброселовой, героини спектакля «Милостивый государь, спешу…» по повести Ф.И. Достоевского «Бедные люди» (1991). Эта роль и по сей день остается одной из лучших в арсенале актрисы. Ее хрупкую, трепетную Вареньку никому в голову не придет упрекнуть в предательстве «единственного друга» Макара Девушкина. Таким к ней проникаешься сочувствием в ее слабости перед жизнью, почти бестелесностью.

Конечно, прислушиваясь к «другому», актриса не доходит до полного самозабвения.

По-настоящему притягательна и глубока она только в том случае, если внутренняя жизнь героини, смысловой и стилистический рисунок спектакля, заданный режиссером, соотносятся с ее личной актерской темой.

Подобный «чудесный сплав» возник в спектакле «На Пасху солнце танцует» (2007). В роли Ольги актриса работает сдержанно, корректно, но удивительно точно. Мы сразу и безошибочно узнаем в ее героине жительницу современного мегаполиса, женщину, добившуюся всего собственными усилиями. На наших глазах и не в первый раз в ее жизни разворачивается трагедия - потеря ребенка. Даже сильного человека такая утрата может сломить, выбить из жизненной колеи. Но актриса оставляет нас с надеждой, верит в свою героиню, силу ее духа.

Ася из «Тутанхамона» Н. Коляды (2003) - совсем другой человек и другой социальный тип, столь же верно угаданный и переданный. В исполнении Акчуриной бывший инженер, а ныне продавщица на рынке, с мозгами, зачумленными астрологией, Фрейдом и самой жизнью, примитивна (тут годятся и кухонные интонации, простонародная резкость тона), но и по- провинциальному романтична.

Одна из безусловных удач актрисы - Таня в спектакле «Женщины всегда смеются и танцуют» (1996). Ольга Мухина написала по тем временам еретическую пьесу, закамуфлировав сюжетную линию множеством случайных реплик, выпархивающих в пространство невесомыми бабочками. Питерский режиссер Игорь Коняев в силу таланта и молодости (это была его дипломная работа) нащупал секрет сценического воплощения подобной пьесы-«монстра». Однако его замысел мог бесследно испариться, не найди он понимания и поддержки у исполнителей.

Акчурина - одна из тех, кто создавал ансамбль этого светлого, воздушного спектакля. Роль складывалась из мимолетно брошенных взглядов, нечаянных поворотов головы, мерцающих полуулыбок, в которых - неизбывная грусть, душевная неустроенность героини. Время показало, что именно такой путь обнажения внутренней сути человека актрисе наиболее близок.

«Работая над Софьей Львовной в спектакле «Когда спящий проснется», я вначале актерские штучки- дрючки придумывала, в подобие капустника уходила: раз комедия, играй посмешнее. А нужно было углубиться. Я посвятила эту роль моим родным, бабушке и дедушке. У пожилых людей в глубине все, в глазах. Они никогда не скажут, что им плохо: «Боже, как мы трудно жили». У них свое достоинство, уважение к себе. Но внезапно, в каком-нибудь слове, взгляде все может приоткрыться».

В итоге на областном фестивале профессиональных театров «Сцена-2009» за роль Софьи Львовны Акчурина награждена дипломом «Лучшая роль второго плана». Яркая внешняя характерность, чудаковатость в Софье Львовне остались, не мешая однако раскрытию внутренней интеллигентности и доброты героини.

Аркадина, одна из последних крупных ролей Акчуриной, рождалась также весьма непросто. Режиссер Алексей Янковский, борясь с сентиментальностью, в чем-то ломая актрису, требовал от нее жесткости. В конечном счете это сработало во благо, помогло нащупать стержень героини, идущей по жизни напролом: «Хочу быть красивой, здоровой, хорошо одеваться, хочу успеха». Но акцентированной оказалась и беспомощность провинциальной дивы перед неутомимым временем, открывая шлюзы зрительскому сочувствию ее собственной драме. В сценическом выявлении этой драмы, очевидной далеко не для всех читателей и зрителей «Чайки», актриса бесстрашна и бескомпромиссна. По поводу песни-стона, песни-вопля ее героини одни говорят: «Китч». Другие: «Обнажение душевной боли». Я склонна присоединиться к последним.

Сегодня Акчурина не может представить своей жизни вне Камерного театра: «Я дорожу людьми, с которыми работаю. Сложился тандем с режиссером Викторией Мещаниновой, партнерами. Режиссеры всегда требовательны: «А чем вы меня удивите?» Да. Нужно быть способной удивлять».

Ирина КАМОЦКАЯ

Комментарии
Комментариев пока нет