Новости

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Отца двоих детей искали двое суток.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Там,где мы есть

23.01.2003
Чтобы сделать хорошее областное телевидение, нужно мечтать о чем-то большем

Очень скоро в Челябинске появится новый, областной, телеканал. Его создание инициировала администрация Петра Сумина, чтобы иметь подконтрольное себе телевидение. Поскольку недешевое решение принято и все мы являемся налогоплательщиками, то в наших интересах сделать так, чтобы областное телевидение как минимум получилось добротным и интересным. А возможно, и стало бы для нас чем-то большим. Пока чиновники думают о структуре вещания и прочих материально-технических обстоятельствах, мы попробуем поразмышлять над базовыми элементами нового челябинского телевидения.

Чтобы сделать хорошее областное телевидение, нужно мечтать о чем-то большем

Очень скоро в Челябинске появится новый, областной, телеканал. Его создание инициировала администрация Петра Сумина, чтобы иметь подконтрольное себе телевидение. Поскольку недешевое решение принято и все мы являемся налогоплательщиками, то в наших интересах сделать так, чтобы областное телевидение как минимум получилось добротным и интересным. А возможно, и стало бы для нас чем-то большим. Пока чиновники думают о структуре вещания и прочих материально-технических обстоятельствах, мы попробуем поразмышлять над базовыми элементами нового челябинского телевидения.

Айвар ВАЛЕЕВ

ЧелябинскТелевидение и власть

Идея возникновения подобного телеканала была продиктована тем, что центр отнял у местной власти контроль над Челябинской государственной телерадиокомпанией (ЧГТРК). Такие попытки были еще при Ельцине. В 1998 году Кремль всерьез озаботился пропагандистским обеспечением будущей предвыборной кампании. Но возмутились губернаторы, и решение не было принято. Однако два года спустя, под аккомпанемент победы Владимира Путина на выборах, реформа российского государственного телерадиовещания была-таки проведена. Ранее самостоятельные местные государственные телерадиокомпании стали филиалами вновь образованного федерального холдинга с хорошо известным названием - Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК). Государственные телерадиокомпании на местах стали полностью подконтрольны центру, их вытеснили из прайм-тайма, навязали неудобную сетку вещания и ограничили финансовую самостоятельность.

Сделано это было, разумеется, не для того, чтобы уесть губернаторов. Просто к новым выборам серьезные люди из новой администрации президента стали готовиться сразу после победы на предыдущих. Но губернаторы остались медиально уязвимыми перед местными олигархами с политическими амбициями.

Логика областной администрации, решившейся на столь серьезный проект в силу политических причин, объяснима и, в общем, нормальна. Любая власть думает о том, как репродуцировать себя. Нужно быть большим романтиком, чтобы видеть ситуацию иначе. Вопрос в другом: как совместить стремления властей и реальные нужды жителей области?

Телеидея

В конце прошлого года в галерее "Каменный пояс" проходила выставка фотографий 1920-1940 годов, сделанных на Южном Урале. История, запечатленная в школьных учебниках, оперирует масштабными категориями. Война, коллективизация, индустриализация. Фотография зафиксировала те же процессы, но со стороны конкретных людей. Стоит вдуматься: большую часть своих маленьких жизней наши земляки тяжело работали и страдали.

Урал, так уж случилось, жил интересами большими, чем судьбы конкретных здешних жителей. Есть научно обоснованное мнение, что статус провинции в России, вне зависимости от режима, всегда фактически равнялся статусу колонии. То же и теперь. Челябинская область входит в число регионов-доноров. Львиная часть заработанного нами уходит в федеральную казну. В то же время всем очевидно, что сегодня существует богатое европейское государство Москва, а есть - Россия со всеми ее нынешними эпитетами.

Многие социальные проблемы, будто бы упавшие как снег на голову, были запрограммированы историей. Не логично ли, что как только государство разрешило людям быть самими собой, то целые слои общества так быстро оскотинились. Слишком мало у жителя одной шестой части суши, особенно нестоличного, оказалось навыка бытия нормальным человеком.

Сейчас все чаще историки, писатели и журналисты говорят об идее уральского самосознания. Она отнюдь не противоречит идее государственной. Если Урал - опорный край державы, то должен быть как минимум сильным и сытым, а еще иметь чувство собственного достоинства. Внешне пафос идеи самосознания состоит в том, чтобы живущие здесь люди, подобно москвичам или питерцам, могли, банально выражаясь, гордиться своим краем. И не только природой и традиционной культурой. Список предметов гордости может быть значительно увеличен в соответствии с новой социокультурной парадигмой. Инопланетянин Алешенька, например, ведь выбрал для своего приземления именно Южный Урал, а президент Путин для зимнего отдыха - базу отдыха ММК.

Если серьезно, то есть еще масса удивительных фактов местной исторической мифологии, которые по сию пору остаются под спудом. Есть непроявленные герои. Даже речь челябинцев отличается от речи жителей других регионов России, спросите лингвистов. Чувство родины как раз и возникает из таких вроде бы нюансов.

Создание собственной мифологии - задача, разумеется, не только для телевидения, но прежде - для местной власти. Тот из кандидатов, кто первым сможет на нее опереться, получит колоссальное преимущество. Для действующей власти создание областного телевидения - хороший повод эту самую мифологию монополизировать. Тем более что самому телевидению нужны не только деньги, а может быть, прежде того - сильные идеи.

"Народное" телевидение

Новый телеканал с первых дней вещания сразу попадает в жесткую конкуренцию. И конкурировать придется не, к примеру, с "Восточным экспрессом", а с полным набором кнопок на пульте дистанционного управления. Что это означает? Если наше телевидение будет тривиальным и пустым, неинтересным в хорошем смысле слова, то лично я не хотел бы тратить на него свои налоги, а лучше отдал бы их больнице или детдому.

Конечно, то, чем нас питает наш экран, - это ненормально. Журналисты "Комсомольской правды" как-то подсчитали, что за произвольно выбранные сутки в телевизоре произошло 202 убийства, 160 драк, 66 пьянок и плюс еще 302 "черные" новости в информационных программах. Если на Западе в кино показывают то, чего заведомо нет в реальной жизни, и зритель об этом знает, то у нас все иначе. Телевизор хочет убедить нас в том, что жизнь именно такова, какой ее мы видим на экране.

Это очень опасное заблуждение, ибо зрители временами просто не способны разграничить реальную жизнь и экранную картинку. В итоге, скажем, сериал "Бригада" из телевизионного или кинематографического феномена становится феноменом повседневной жизни. По наблюдению известного политолога Александра Дугина, СМИ, а значит, в первую очередь телевидение, "всегда обращаются к тому, что кажется очевидным, но никогда не подтверждается опытом".

У телевидения есть собственная логика, и это, к сожалению, объективная реальность. Точно так же, как человеческий глаз непроизвольно ищет светлое пятно, так глазок телеобъектива, напротив, стремится увидеть динамичный негатив.

Можно допустить, что иное, чистое и светлое, телевидение люди будут смотреть. Так случилось с телеканалом "Культура". Несмотря на то, что сам опыт создания такого телеканала следует признать успешным, все же аудитория "Культуры" изначально ограничена сословно-образовательным цензом. Подтверждением этого может служить тот факт, что весьма серьезные изменения, произошедшие в сетке "Культуры" осенью, не привели к заметному повышению рейтинга.

Как сделать так, чтобы в таких условиях областное телевидение было бы востребовано зрителем и при этом не спекулировало на его низменных чувствах?

Очевидно, местное телевидение имеет одно важное преимущество - оно ближе к народу. Вообще в идеале наше телевидение должно стать "народным". Знаменитостями, живущими "не в этой жизни", зритель слегка объелся. Не случайно столь популярны сегодня всякого рода ток-шоу, стилизующие себя под "простую жизнь" : "Моя семья", "Окна" и т.д. Их героями становятся узнаваемые персонажи со своими демонстративно обывательскими историями.

Важно, чтобы на телевидении звучал голос обычных челябинских, миасских, троицких людей, были их изображения и знакомые декорации жизни. Именно в гуще жизни происходят самые интересные истории, там познается действительность. Три с половиной миллиона человек проживает в нашей области, каждый день в их жизни происходит нечто, что может быть интересным и важным для всех. Так - каждый день на протяжении многих лет. Именно многих, поскольку реальная жизнь в провинции, на Южном Урале, десятилетиями не была охвачена информационными технологиями. Действие большинства телесюжетов и кинолент происходит в столичных городах. В каком-то смысле южноуральцы оставались немы и невидимы, подобно какому-нибудь дикому племени в непроходимой сельве.

У нас, директивно "закрытых", ко всему не было и эффективной системы массовой коммуникации. Газетные тиражи невелики, еще меньше они у книг. Телевидение, в силу собственного технического несовершенства, долгое время оставалось вещью в себе, визуальным искусством.

А если его использовать эффективно, не для "Часа депутата"? Ведь формы подачи информации о себе могут быть разными, новости - это то, что на поверхности. Вот есть, к примеру, телесериалы на московских каналах. При определенном творческом усилии можно было бы создать челябинский телесериал. Задача совершенно реальная. У нас есть сюжеты, хорошие актеры, писатели, наконец, профессиональные телевизионщики.

В любом случае нужно, чтобы было больше наших людей на экране. Это хорошо уже потому, что человек, попадая в кадр, рефлекторно пытается выглядеть лучше.

К слову, сам телевизионный образ челябинца в последние годы стал заметно меняться. Из скованных и косноязычных мы превращаемся в нормальных людей. В зеркале, говорят, человек такой, каким хочет себя видеть. Если областное телевидение сможет стать подобным зеркалом, оно уже не зря съест свою корку хлеба.

"Звезды"

Каждый телеканал стремится найти свое лицо, в смысле - человека, который бы неотрывно ассоциировался с данным телеканалом. Поэтому другой важной творческой задачей областного телевидения надо признать поиск личностей. Еще их называют телезвездами.

Причем искать нужно не столько профессионалов-телевизионщиков, они найдутся и будут заниматься технологическим обеспечением вещания. Нужны творческие люди, обладающие харизмой.

Любопытно, что за более чем 40 лет существования в нашей области телевидения, настоящих звезд мы можем перечислить на пальцах одной руки. На мой взгляд, первой в этом списке стоит Татьяна Леонидовна Ишукова. Мне уже приходилось писать, что Ишукова в известном смысле явилась олицетворением золотого века Челябинской студии телевидения, а может быть, и времени, по которому сейчас многие ностальгируют. Она выгодно выделялась на фоне "дикторского" телевидения вкусной речью, начитанностью, живыми реакциями, уютным образом. Да и про "фирменную" тему нельзя забывать - погода: о чем еще можно беспокоиться в стабильном обществе?

Но времена меняются. Расцвела пышным цветом малина, и в Ленинграде появился Александр Невзоров. А в Челябинске - Владимир Филичкин. Оставляя за скобками его политические взгляды, приходится сожалеть, что Филичкина нет на экранах. Это был интересный образ, ему доверяли:

Кто дальше? Едва проявившись, погасла звезда Валерия Шагиева. Способный информационщик, он, видимо в силу экономических причин, ушел на бесперспективный, с творческой точки зрения, телеканал и теперь, если вдруг захочет вернуть себе статус, вынужден будет многое начинать сначала.

Очень мне нравился Василий Павлов с ЧГТРК - своим умением мыслить вслух. Редкое, между прочим, качество для эфира. Теперь читателю нужно напоминать, что Василий Васильевич вплоть до середины 90-х делал большие беседы - с Сергеем Аверинцевым, Ольгой Седаковой, челябинскими вундеркиндами:

И все же сегодня одна телезвезда у нас есть. Звезду зовут Андрей Косилов, по основному месту работы - вице-губернатор области.

Никакой иронии в этом умозаключении нет, все совершенно серьезно. Более того, этот артистичный человек здорово помог становлению "Восточного экспресса" одним своим участием в его программах. Андрей Косилов - настоящая находка для телевизионщиков. Во-первых, он надежный ньюсмейкер, то есть у него всегда есть новость про запас. Во-вторых, отличный полемист, а телевидение любит динамику. В-третьих, при всем "демонизме" обладатель располагающего имиджа, который, правда, несколько смазывает его нынешняя прическа. Косилов обладает широким кругозором, большим запасом информации и очень умело ею распоряжается. Он нравится женщинам, его уважают мужчины. И еще он игрок. Трудно забыть, как ловко он интерпретировал второе место Гришанкова на губернаторских выборах, предъявив публике в общем-то явную утку: Гришанков-де - "наш проект". Готовность Косилова играть будоражила молодежь "Восточного экспресса" на творческое озорство. Уйди Косилов из эфира этой студии, и там заскучают.

Все вышесказанное вовсе не означает, что на наших экранах нет заметных профессионалов. Хороши ведущие "Восьмого канала" Светлана Шишкина и Лиана Качеишвили. На ЧГТРК по сию пору работает Светлана Павлюк, долгое время бывшая лицом челябинского телевидения. Марина Миргородская - безусловно находка Сергея Сергеева, продюсера еженедельного тележурнала "Губерния". Есть в городе интересные тележурналисты. Навскидку вспоминается Светлана Бацан с "Восточного экспресса". Оттуда же Александр Юрин, в последнее время заметно подуставший от своей "VIP-кухни" : Но, положа руку на сердце, трудно назвать их телезвездами.

Отсюда следует интересный вывод: телезвездами у нас, как правило, становятся непрофессионалы. Их появление на телевидении, по большому счету, бескорыстно. Они не тешат себя надеждой заработать здесь деньги или сделать карьеру, а значит, им не нужно соответствовать каким-то стандартам, форматам и т.п. Сами по себе. Даже в случае с Андреем Косиловым это не столько самореклама, сколько реализация внутренних творческих порывов.

Чары

Если бы я был олигархом, то пригласил бы в свое телевидение Ишукову, Филичкина и Косилова. Причем говорить не о погоде, криминале и политике, а соответственно вести культурное обозрение, рассказывать сказки детям на ночь и общаться с умными людьми:

А если у областного телевидения не случится "олигархических" денег, чтобы переманить того же Андрея Косилова? Вряд ли найдутся средства на закуп хороших фильмов или производство затратных телепроектов с высадкой героев на затерянном острове.

Значит, придется брать другим - чарами.

Журналистскому ремеслу научиться несложно, можно собрать команду репортеров и делать бойкие теленовости, но главный капитал любого СМИ - это доверие к нему. Известно, что легче всего верят не абстрактному мнению, а конкретным людям. Потому же самая действенная реклама не та, что мешает смотреть кино по телевизору, а рекомендация соседки. Случайно разве длинноногих девушек, рассказывающих о погоде, сменили комментаторы в возрасте? Все очень логично: откуда же манекенщицы могут знать о том, будет ли завтра дождь?

Молодежь выполнила свою историческую миссию на телевидении, побыв его лицом несколько хмурых лет. В той же Америке, откуда пришли на российское телевидение многие проекты и ноу-хау, новости ведут седовласые дикторы. Вряд ли дело только лишь в политкорректном отношении к старости.

Возраст, конечно, важен не сам по себе. Доверяют и просто обаятельным людям. Каждый может из числа своих знакомых вспомнить хотя бы одного такого человека. Его просто приятно слушать, приятно на него смотреть. Он может ничего особенного и не говорить, но то, как это делает, перекрывает все остальное. Личному обаянию никакой университет не научит. Станиславский таким людям верил.

Думается, вот таких личностей и стоит поискать для нашего телеканала. Пусть они не будут красавцами и красавицами, можно закрыть глаза даже на проблемы с артикуляцией. Где их искать? Как мы заметили выше, не только в профессиональной касте телевизионщиков. У меня, например, была очень обаятельная воспитательница в детском саду. Уж чем мы всегда были богаты, так это людьми, нужно лишь выглянуть из кабинета в окно:

Через "нереально"

Вообще сейчас телевидение в России переходит в новую стадию. Все, что можно было перенять за границей, было перенято. Нужно ли говорить, что отражение отраженного всегда заведомо хуже оригинала. Тот же "Восточный экспресс", отстроив в свое время технологию подачи новостей по лекалам НТВ (а последнее старательно поучилось у CNN), получил массу побочных эффектов. Если молодые корреспонденты в Москве были все сплошь хорошо образованными обладателями обширного кругозора и, главное, вкуса, то наши, имитируя легкость и ироничность подачи новостей на НТВ, очень часто досадно оступались. Это две разные вещи: ирония и сарказм. Точно так же, как и краткость не является синонимом поверхностности, а легкость языка - вульгарности. Впрочем же, судить строго ребят было бы непедагогично и неблагодарно. Делали, как умели, и это не только смотрелось, но и заставило "Восьмой канал" подтянуться. Так что в историческом смысле прогресс налицо. Но ничто не стоит на месте. Есть смысл учесть это движение, приступая к созданию нового областного телевидения.

Необходимо осознать, что не только в провинции возникает известный кризис идей. Поэтому нам не нужно пугать себя словами-паразитами вроде "нереально", "непрофессионально" и тому подобными. В конце концов, всегда будет кому поправить. Зато повода создать на Южном Урале нечто серьезное и самобытное может не представиться еще очень долго. n

Комментарии
Комментариев пока нет