Новости

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Казахи

09.12.2010
По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале 36 219 казахов (один процент от общего количества жителей).  В 1989 году было 33 230 (0,9 процента)

Автор прожил много лет в Казахстане и довольно хорошо знает народ, о котором должен рассказать в этой главе (и даже иногда в шутку называет себя казахом). Как обычно бывает, в таких случаях писать сложнее. Но, с другой стороны, гораздо интереснее.

История народа

Казахи - народ тюркского происхождения, относится к туранской расе (известна также под названием южносибирская), считающейся переходной между европеоидной и монголоидной расами.

По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале 36 219 казахов (один процент от общего количества жителей). В 1989 году было 33 230 (0,9 процента)

Автор прожил много лет в Казахстане и довольно хорошо знает народ, о котором должен рассказать в этой главе (и даже иногда в шутку называет себя казахом). Как обычно бывает, в таких случаях писать сложнее. Но, с другой стороны, гораздо интереснее.

История народа

Казахи - народ тюркского происхождения, относится к туранской расе (известна также под названием южносибирская), считающейся переходной между европеоидной и монголоидной расами. Существуют разные по степени достоверности версии происхождения значения слова "казах", пояснил кандидат исторических наук, доцент ЮУрГУ Гаяз Самигулов. По первой, самоназвание звучит скорее как "казак" со смягченным "к" на конце. Этимологию слова толкуют обычно как "вольный человек", "вольные люди". Есть и другой вариант - "житель окраины". Само название "казах" имеет общее происхождение со словом "казак" в русском языке. Ряд авторов признает, что название "казак" и в своем тюркском варианте изначально обозначало не этническую принадлежность, а социальное состояние - "свободный, бездомный, скиталец, а также человек удалой, храбрый". До революции 1917 года в Российской империи обычно использовалось название "киргиз-кайсаки", хотя в документах и на картах можно встретить и выражения "казачья орда", "казачьи кочевья". После революции образуется республика с написанием "казак", впоследствии последняя "к" заменяется на "х". По второй версии, название "казах" произошло от слова кайсак, что означает "свободолюбивый сак" (саки, скифы). Саки жили на территории современного Казахстана.

Этногенез казахов происходил в условиях длительного взаимодействия разнородных кочевых племен. До начала I тысячелетия население степи составляли ираноязычные племена. Затем начинается период тюркизации, начало которого связывают с миграцией хунну, затем - с образованием тюркских каганатов. В XI-XIII веках значительная часть современного Казахстана была населена кыпчакскими племенами. После походов Бату-хана в XIII веке эти территории вошли в состав монгольской империи. Формирование собственно казахского этноса происходило после распада Синей орды и образования постордынских государств. В 1470-1471 годах султаны Гирей и Джанибек во главе казаков (казахов) разгромили войско узбекского хана Шайх-Хайдара, с этого времени идет отсчет существования казахского ханства. Слово "казак" (казах) стало обозначать не столько социальное положение "вольного воина", сколько представителя Казахского ханства, а затем и народ - "казахи".

Поскольку в формировании нации участвовали десятки разных этносов, внешний облик казахов бывает разный: есть как типично восточные, темноволосые представители, так и люди со светлыми кожей и волосами.

Казахи - мусульмане-сунниты. Племена предков, живущих на юге сегодняшней РК, приняли ислам еще в IX-XI веках. Как отмечал Чокан Валиханов, первый российский офицер-казах, получивший системное военное образование в Омском кадетском корпусе, жители северной части республики стали мусульманами только в XIX веке, благодаря татарским муллам, отправляемым правительством царской России. До ислама казахи придерживались тенгрианства - веры в единого бога - Неба. Они до сих пор называют Бога двумя словами: Аллах и Кудай. Религиозного фанатизма среди кочевников не было никогда, но основных положений мусульманства казахи, конечно же, придерживаются. Главное национальное блюдо - бешбармак. Главный музыкальный инструмент - домбра.

В мире 15 миллионов казахов, из них семь миллионов живут вне Казахстана. В России около миллиона казахов.

Этапы государственности

Казахское ханство делилось на три крупные части - жуза: Старший, Средний и Младший. Младший жуз традиционно располагался западнее двух других, на границе с усилившейся Российской империей. В результате войн с джунгарами казахи оказались в очень тяжелой ситуации. Чтобы усилить свои позиции, хан Младшего жуза Абулхаир решил принять российское подданство. В 1731 году Абулхаир, знатные люди Младшего жуза и часть знати Среднего жуза принесли присягу на верность императрице Анне Иоанновне. С этого момента начался непростой процесс вхождения казахских жузов в состав Российской империи, который растянулся почти на 160 лет.

Этапы поздней казахской государственности: половцы-кипчаки - до XII века, Золотая Орда - XIII-XV века, Казахское ханство - XVI-XVII века, подданство России - XVII-XX века, Казахская ССР в составе СССР - XX век, Республика Казахстан - с 1991 года. Сейчас Казахстан и Россия - ближайшие партнеры и друзья.

Знаменитости

Аблай-хан объединил казахов в борьбе против внешних угроз XVIII века.

Чокан Валиханов - правнук Аблай-хана, офицер, совершивший одну из самых успешных операций российской внешней разведки XIX века в Китай, в город Кашгар. В 1858-1859 годах под именем купца Алимбая в составе торгового каравана изучил географическое и политическое состояние Северного Китая.

Ибрай Алтынсарин - педагог, просветитель XIX века, открыл первую казахскую школу, написал для нее методические материалы.

Абай Кунанбаев - величайший казахский поэт XIX века, основатель казахской письменной литературы, первый ее классик.

Джамбыл - поэт, акын XX века. Принял Октябрьскую революцию, его стихи печатали в "Правде". Во время блокады Ленинграда 90-летний поэт написал великие стихи: "Ленинградцы, дети мои!"

Мухамеджан Сералин - первый казахский издатель. В 1911-1916 годах издавал журнал "Айкап" в Троицке Челябинской области.

Кюйши-композитор Курмангазы Cагырбай-улы жил в XIX веке. Он сочинял кюи (казахские народные инструментальные пьесы, наигрыши, исполняемые на домбре), в которых гениально отразилось дыхание степи.

В начале XX века казахская интеллигенция активно участвовала в общественной жизни России, революции, гражданской войне. Из ее среды выделялись: Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакуп Дулатов, Жакып Акпаев и многие другие. Турар Рыскулов был революционером, работал заместителем председателя Совета народных комиссаров РСФСР. Большинство этих деятелей были репрессированы и расстреляны.

Среди детей степи много героев Великой Отечественной. Баурджан Момыш-улы - самый известный казахский батыр той войны. За подвиги в войне 99 казахов удостоены звания Героя Советского Союза. Дважды Герой Талгат Бигельдинов был первым летчиком, который, управляя штурмовиком, сбил истребитель Ме-109. Две девушки-казашки, пулеметчица Маншук Маметова и снайпер Алия Молдагулова, удостоены звания Героя Советского Союза.

Имена казахских генералов Великой Отечественной неизвестны широкому кругу лиц, это Сабыр Рахимов и Сагадат Нурмагамбетов.

Всем известно, что Знамя Победы над рейхстагом водрузили Егоров и Кантария, но, как оказалось, было послано несколько групп знаменосцев. Первыми флаг на куполе поставили русский Григорий Булатов и казах Рахимжан Кошкарбаев.

Первым казахским космонавтом в 1991 году стал Тохтар Аубакиров, сейчас - депутат Мажилиса парламента Казахстана. Россиянам больше известен Талгат Мусабаев, который долго работал на орбите.

Среди писателей XX века выделяются Мухтар Ауэзов и Олжас Сулейменов. Мировой знаменитостью стал кинорежиссер Тимур Бекмамбетов, снявший первый российский блокбастер "Ночной дозор". Весь Советский Союз заслушивался пением Бибигуль Тулегеновой, Алибека Днишева и Розы Рымбаевой. В начале 90-х стала популярна казахстанская группа "А-Студио" с солистом Батырханом Шукеновым. Казахи - очень хорошие боксеры. Лучшим боксером-любителем в мире в 1981 году признали Серика Конакбаева, серебряного призера Олимпиады-80. В 2008 году олимпийским чемпионом Пекина стал Бахыт Сарсекбаев.

Казахи на Южном Урале

Южный Урал был северо-восточной частью Золотой Орды. Достаточно вспомнить, что река Урал уже по указу Екатерины II была переименована с древнетюркского Яик (Жаик). Именно Яик считался пограничной рекой между Российской империей и Киргиз-кайсакской ордой. От Оренбурга до Омска ставился ряд крепостей для защиты от набегов кочевников, в том числе Челябинск.

Как рассказывает Гаяз Самигулов, наиболее активно взаимодействовало с казахами в XVIII-XIX веках население приграничных территорий России. Это были и столкновения, и мирные взаимоотношения. Торговля с казахами, а также с купцами из Средней Азии и Ирана проходила в основном на меновых дворах, которые были организованы в Оренбурге и Троицке. Казахи пригоняли на продажу скот, привозили кожи, шерсть, войлок, ремесленные изделия, покупали то, что было необходимо в их быту. Троицк сыграл особую роль во взаимоотношениях с народом степи - здесь в конце XVIII века по указу Екатерины II была построена мечеть для удовлетворения религиозных потребностей местных мусульман и приезжих из степи и Средней Азии. В XIX веке в городе появились мектебе - мусульманские школы при мечетях, в которых учились и дети казахов. Затем были организованы более "солидные" мусульманские учебные заведения, в том числе знаменитое медресе Расулия.

По материалам переписи 1897 года, в Оренбургской губернии было 3220 казахов-мужчин и 1751 - женщина. В том числе в Троицком уезде 1292 и 937, в Челябинском - 625 и 406.

Очень много казахов оказалось в Челябинской области в 20-30-е годы XX века. Они бежали сюда из Казахстана, от голода и сталинских репрессий. В России трагическая история казахского народа мало известна. В годы коллективизации кочевников сгоняли вместе, юрты заставляли ставить в ряд, а скот объединяли в многотысячные стада. В результате животные погибали, излишки продовольствия отбирали, и наступал голод. В 1932-1933 годах от него погибли до двух миллионов казахов (из шести миллионов). Это более 30 процентов всего коренного населения края! Примерно полтора миллиона детей степи откочевали - кто в Россию, кто в Китай и Монголию.

Очень много казахов участвовало в строительстве Магнитогорского металлургического комбината.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале 36 219 казахов, около одного процента от общего числа жителей. Много детей степи в южных районах региона. По данным переписи 2002 года, в Челябинске их 2117, в Магнитогорске - 3014, в Троицке - 1720. В Нагайбакском районе есть поселок Арсланбаевский, в котором живут одни казахи.

Среди казахов есть работники сельского хозяйства, бизнесмены, фермеры, рабочие, учителя, врачи, государственные служащие. В 90-х годах вице-губернатором по сельскому хозяйству был Жакслык Алтынбаев, он теперь трудится в Совете Федерации. Сейчас самый известный казах Южного Урала - Каирбек Сеилов, глава Нагайбакского района. В прокуратуре области работает Рамазан Тунгатаров, преподавателем ЧГАА - Сакен Шерьязов. Куралай Анасова заведует корреспондентским пунктом "Челябинского рабочего" в Магнитогорске.

"Азамат" и другие

-- В России создана федеральная национальная культурная автономия казахов "Акжол" ("Светлый путь") с центром в Самаре. Она координирует действия казахских центров, - говорит председатель областной общественной организации казахский культурный центр "Азамат" ("Гражданин") Булат Хасанов. Булат Галимжанович - из Южноуральска, окончил приборостроительный факультет ЧГТУ (сейчас - ЮУрГУ), работает исполнительным директором фирмы, занимающейся IT-технологиями.

-- В области активизируется национальная культурная жизнь, идет консолидация наших общественных организаций, - продолжает он. - Прежде всего, это челябинские центры "Азамат" и "Бирлик" ("Единство"), магнитогорский "Береке" ("Согласие"), троицкий "Мурагер" ("Священное наследие"). Хочется назвать людей, для которых национальная гордость - не пустой звук. Это наши руководители и активисты казахских центров: Дихан Мусин (Троицкий район), Галия Серсенбаева, Рысбике Досанова (Троицк), Даурен Дусалаков, Есенгельды Юсупов (Верхнеуральский район), Дариха Урдубаева, Райхан Бурантаева (Нагайбакский район), Серик Бикмухаметов (Уйский район), Марат и Серик Хасеновы, Дарина Мусабаева, Жусубек Елеув (Магнитогорск), Айгуль Комелькова, Карлыгаш Игимбаева, Юлит Байдулетова, Рустам Жумангалеев (Челябинск). Это предприниматели: Мурат Тубинов, Булат Альжанов, Адай Кенжибаев, Алпамыс Умаров (Челябинск), Жорасхан Кутояков, Жакслык Кусабаев, Нурлыбек Бурантаев, Дариха Исаева, Нурлан Якшибаев (Магнитогорск), Есенгельды Бикмухаметов (Троицкий район), Кыдыр Базаров (Нагайбакский район), Демьян Нургалиев (Чесменский район). Это государственные служащие: начальник Агаповского управления образования Дариха Саттимирова, начальник отдела семьи администрации Нагайбакского района Алтынай Мусабаева, майор милиции из Магнитогорска Ислам Баймышев и многие другие. Это наши артисты и люди творческих профессий: певица Гульнара Нажимова (Троицк), домбристка Айгуль Бисембаева (Кизильский район), Гульсара Тургунова (Чесменский район), Камила Дардуева (Кизильский район), Фаузия Подрушняк (Верхнеуральский район).

Казахский центр "Азамат" взаимодействует с правительством Челябинской и акиматом Костанайской областей в части налаживания культурных и образовательных связей.

-- Родной язык теряют и другие народы, живущие в области, - говорит Булат Хасанов. - Но если у башкир и татар есть классы, педагоги, то у казахов системы обучения своему языку нет. Молодежь его стремительно теряет, а за ним и национальную самоидентификацию. Центр "Азамат" привлек для помощи специалистов Костанайской области и организовал обучение учителей методике преподавания. В 2010 году при поддержке министерства образования области впервые в истории Южного Урала казахский язык начали преподавать в Нагайбакском, Верхнеураль-ском, Кизильском и Агаповском районах (с оплатой труда учителей).

Правда и мифы

Все казахи - родственники. Каждый казах должен помнить семь поколений дедов по отцовской линии. Люди этой нации точно знают свои рода и племена и, пообщавшись минут десять, могут найти знакомых и родственников. Если следовать этой логике, то одного из самых уважаемых казахов Южного Урала, главу Нагайбакского района Каирбека Сеилова можно назвать родственником: автора этого материала. В Костанае у меня есть свояк (по-казахски - бажа) Муратбек Ашубаев - подполковник полиции в отставке, очень интересный человек (наши жены - родные сестры). Его племянник Кайрат недавно женился на племяннице Каирбека Хакимовича Айгуль. Значит, мы с Сеиловым сваты! А у казахов говорят: "Зять - 100 лет зять, сват - 1000 лет сват".

Очень гостеприимный народ. До сих пор существует обычай Ауз тию - прийдя в дом другого человека, нельзя уходить без угощения. Справедливость этих слов я неоднократно с удовольствием "испытывал на себе". Когда сидишь по-казахски на полу и берешь бешбармак рукой (это надо уметь, тут целая "технология"), ощущения просто удивительные.

Любят праздники. Весной казахи откочевывали на летние пастбища - джайляу. Лето проходило в общении, в бесконечной череде праздников, так как скот привольно пасся на тучных пастбищах. Казахи и сейчас любят ходить в гости, отмечать праздники. На среднюю по численности свадьбу в области приезжают от 100 до 250 человек.

Большие острословы. Издавна в степи устраивались песенные состязания акынов в сопровождении домбры - айтысы. Акыны импровизировали, прославляли свой род, земляков и очень язвили по поводу соплеменников и деяний оппонента. Сегодня эту линию продолжают казахские команды КВН, которые доходят до полуфинала и финала высшей лиги клуба.

Любят руководить. В Казахстане представители коренной нации стремятся занимать должности в контролирующих органах - налоговой инспекции, таможне, санэпиднадзоре и т.д. При этом у молоденьких девушек в руках сразу появляется солидная папка.

Кухня

Основные блюда - мясные, из конины, баранины, говядины. Одно из популярных - бешбармак (бесбармак в переводе - пять пальцев). Он готовится из вареной свежей конины, баранины с раскатанным вареным тестом. Также популярны куырдак (жареные кусочки печени, почек, легких, сердца и мяса), салма (лапша), сорпа (мясной бульон). К основным блюдам нередко относят также разнообразные вареные колбасы - казы (колбаса из конины, делится по степени жирности), карта, шужык.

Существует большое разнообразие молочных блюд и напитков: кумыс (кислое кобылье молоко), сут (коровье молоко), айран (кефир), каймак (сметана), килегей (сливки), май (сливочное масло), сузбе (творог), катык (среднее между простоквашей и творогом), курт (высушенный соленый творог), иримшык (сушеный творог из овечьего молока), шалап или ашмал (жидкий йогурт), коже (молочный напиток со злаками) и другие. Из напитков основным является чай.

Традиционный хлеб нескольких видов: баурсаки - жаренные в кипящем масле в казане круглые или квадратные кусочки теста; лепешки, жаренные в кипящем масле, - шельпек и таба-нан.

Дома у автора есть казахский национальный костюм - его подарили костанайские друзья. Только вместо высокого головного убора у меня тюбетейка. В казахском культурном центре "Азамат" были и халат (по-казахски - чапан), и калпак, и даже камча (плеть) с рукояткой в форме ноги сайгака. Оставалось только облачиться во все это и сделать серьезное лицо:

Лев ЛУЗИН

P.S. После рассказа о евреях области ("ЧР" от 25.11.10) автор "перескочил" несколько национальностей и остановился на казахах по простой причине - по Всероссий-ской переписи 2002 года, представителей других народов на Южном Урале меньше тысячи: евреев горских - два, езидов - 258, ижорцев - три, ингушей - 350, индийцев хиндиязычных - 12, испанцев - шесть, итальянцев - 23, ительменов - три, кабардинцев - 153. Автора просили обратить внимание на дагестанцев, звонили езиды. Постараюсь рассказать об этих народах в рамках цикла "Планета Южный Урал". А следующая большая часть будет посвящена корейцам области.

Как вам живется на Южном Урале?

Зулхарнай БЕКЕЕВ, мастер автотранспортного управления ОАО "ММК" :

-- Я родился и вырос в России, потомок древнего рода кыпчак, славных половцев - коренных жителей Евразийского континента. У меня красавица и умница жена. Славный сын - студент Санкт-Петербургского университета, закончивший школу с золотой медалью. Благодарю Аллаха за то, что помогает мне пригреть старость моих родителей. Я люблю свою Родину. Для меня нет национального вопроса. Никто не мешает мне верить в Бога и жить так, как я хочу. У меня много друзей и родственников разных национальностей.

Айгуль МАХМУТОВА, сотрудник управления Пенсионного фонда РФ по Курчатовскому району Челябинска:

-- Я родилась в поселке Калиновский Чесменского района, папа - прораб, мама - учитель истории. С детства воспитывалась в национальных традициях. Особенно хорошо их знает мама, которая выросла в казахском поселке Арсланбаевский Нагайбакского района. Я много общалась с бабушкой и дедушкой. Родной язык знаю, но думаю все равно по-русски. Окончила экономический факультет ЧелГУ с красным дипломом. В университете нашу группу в шутку называли татаро-башкирской тусовкой, в ней был 21 мусульманин. Но мы не обосабливались, общались со всеми, у меня есть друзья разных национальностей. Недавно вышла замуж, очень люблю готовить бешбармак, моего мужа каждое утро ждут горячие баурсаки.

Рецепт бешбармака

Для приготовления блюда на шесть человек потребуется: 5 кг мяса с учетом костей - баранины, конины или говядины, соль. Если бешбармак готовится из конины, то к мясу добавляют колбасу - шужык, казы, карта.

Для приготовления теста надо: 3 стакана муки, 1 стакан воды, 3 яйца, 1 чайная ложка соли. Для приготовления соуса - дуздык: 1 стакан бульона, 2-3 луковицы.

Промытые куски мяса с костями опускают в казан или большую кастрюлю с холодной водой, доводят до кипения, убавляют огонь, снимают пену и при слабом кипении продолжают варить до готовности. За 30-40 минут до окончания варки в бульон добавляют соль по вкусу.

Замешивают тесто, дают ему постоять 20-30 минут, затем делят на три равные части и раскатывают скалкой в круглый пласт толщиной 0,5-1 мм. Раскатанное тесто, сочни жайма, нужно чуть-чуть подсушить.

Готовое мясо аккуратно выкладывают, чтобы мясо не отделилось от костей, в глубокую посуду и накрывают, чтобы не остыло. В кастрюле с поверхности горячего бульона убирают лишний жир. Делят бульон на две части. Одну часть бульона, сорпа, подают к блюду в пиалах. Вторую часть бульона используют для варки сочней-жайма.

В отдельную посуду укладывают нарезанный кольцами лук, соль, перец, по желанию зелень, заливают горячим бульоном, плотно закрывают крышкой и томят. Это называется дуздык. Во вторую часть кипящего бульона опускают круглые сочни (если круг получился большим, его делят пополам) и варят до готовности. Затем выкладывают его на плоское блюдо (табак), слегка добавляя дуздык, чтобы сочни не слиплись, сверху кладут нарезанные куски мяса и поверх поливают оставшимся бульоном с луком, красиво укладывая кольца лука. Мясо режется определенным образом. Бешбармак готов. Позже в пиалах подают сорпа, в нее добавляют по желанию курт, сузбе.

Комментарии
Комментариев пока нет