Новости

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

По словам очевидцев, среди ночи они услышали страшный скрежет и грохот ломающихся конструкций.

Накануне 35-летний дебошир предстал перед судом.

Выпавший ночью снег создал восьмибалльные заторы на дорогах областного центра.

Награду Анатолию Пахомову вручил замминистра обороны России Николай Панков.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Где родился, там и пригодился

17.12.2010
Глава Копейска Михаил Конарев рассказал, как бывшая "шахтерская столица" готовится вновь стать форпостом Челябинска

Марина МОРОЗОВА

Копейск

Глава Копейска Михаил Конарев где родился, там и пригодился. Работая на РМЗ, он не раз спускался в каждую угольную шахту. Как и многие его земляки, Конарев хорошо помнит трамвай, который ходил до Челябинска. Давно нет того трамвая, зато Копейск из моногорода, вся жизнь которого вращалась вокруг добычи угля, превратился в населенный пункт с многопрофильной экономикой, стал привлекательным для инвесторов. А в воздухе уже витает идея: пустить троллейбус, курсирующий от областного центра до Копейска.

Глава Копейска Михаил Конарев рассказал, как бывшая "шахтерская столица" готовится вновь стать форпостом Челябинска

Марина МОРОЗОВА

Копейск

Глава Копейска Михаил Конарев где родился, там и пригодился. Работая на РМЗ, он не раз спускался в каждую угольную шахту. Как и многие его земляки, Конарев хорошо помнит трамвай, который ходил до Челябинска. Давно нет того трамвая, зато Копейск из моногорода, вся жизнь которого вращалась вокруг добычи угля, превратился в населенный пункт с многопрофильной экономикой, стал привлекательным для инвесторов. А в воздухе уже витает идея: пустить троллейбус, курсирующий от областного центра до Копейска. Каким мы увидим город из окна будущего троллейбуса?

Нужно единое пространство

-- Михаил Петрович, почему именно сейчас вы озаботились формированием нового имиджа Копейска?

-- Все случилось не вдруг и не сразу. Просто сейчас мы более громко и публично заговорили об этом. А серьезно задумались об имидже еще в конце 90-х годов. Шла реструктуризация угольной отрасли. В нашем понимании это - прекращение деятельности угольных предприятий в Копейске. В 1997 году мы заключили договор с Научно-исследовательским институтом открытых горных разработок.

Тогда я был первым замом у главы Копейска Владимира Уткина. Вскоре он возглавил областное правительство, а меня назначили исполняющим обязанности руководителя города, хоть и пытался было возмутиться: мы так не договаривались. В том же 1998 году впервые пошел на выборы на должность главы Копейска. Пошел и победил. Как раз в это время закрылись "Октябрьская" и "Подозерная", ставился вопрос о будущем остальных шахт. Горняки по полгода и больше не получали зарплату, на площади перед администрацией чуть ли не каждую неделю митинги, потом шахтеры перекрыли Транссиб.

Надо было разруливать ситуацию. Думали, НИИОГР предоставит трехлетнюю программу местного развития, все распишет по пунктам. Но возглавивший группу молодой кандидат наук (ныне доктор) Александр Макаров предупредил: мы вас сорганизуем, а вы, зная свой город, что-то попытаетесь сделать сами. Многие руководители тогда не верили: "Какая там программа?! Не знаем, как будем жить завтра". Абсолютно убежден, что тогда мы все начинали делать правильно и своевременно.

-- Что вам предложил НИИОГР?

-- Рекомендации, как занять людей, как снизить расходы бюджета и увеличить доходы. За первым этапом программы последовала целая "пятилетка", рассчитанная на 2001-2006 годы. Этот этап был ознаменован лозунгом "От города угля, к городу человека".

-- Звучит несколько напыщенно.

-- Наверное, если не знать истории Копейска. В 30-е годы в СССР полным ходом шла индустриализация. Сейчас листаю архивные документы и поражаюсь: за четыре военных года в Копейске открыто 16 шахт! Не представляю, как можно было такое сделать. Уже на моей памяти реконструкцию "Комсомольской" не могли закончить несколько лет. В 20-30-е годы население Копейска возрастает в разы, переселенцы едут со всей страны. Основная часть бараков, которые мы сейчас сносим, относится как раз к этому периоду. Их строили наспех, уголь был превыше всего. Теперь мы пожинаем плоды политики индустриализации: в Копейске непригодны для жилья около 280 домов, в них проживают примерно пять тысяч семей. Саманные и каркасно-засыпные бараки, в которых жить сейчас нельзя, позволяли в свое время ставить небывалые рекорды по добыче угля.

Уже позже наши шахтеры строили по всей стране. Зато в Копейске первый плавательный бассейн сдали только к 100-летию города. Иногда прихожу к мысли: может, потому угля нет, что долгие годы совсем не заботились о людях? Была бы инфраструктура, были бы шахты. Правда, в нынешней экономике им уже отвели бы не первостепенную, а вспомогательную роль.

Когда все шахты посыпались, мы поняли, как ошибались, закрываясь от всех и думая, что проживем на одном угле. В Копейске есть байка про трамвай, когда-то соединявший город с Челябинском. Якобы маршрут был закрыт, чтобы нам отделиться от областного центра и чтобы копейчане не ездили туда на работу, а оставались на шахтах. Трамвай исчез в начале 70-х годов, я его прекрасно помню. Билет стоил всего три копейки. Трамвайный маршрут нам уже не пустить, затраты потребуются огромные. Однако сейчас, когда мы реконструировали проспект Победы, а челябинцы - Копейское шоссе, можно подумать о троллейбусе. Теперь мы открыты для всех.

-- Открытость - это девиз нового этапа развития Копейска?

-- Да, мы уже давно не ставим никаких дополнительных условий для инвесторов. Главное - регистрация в Копейске и участие в социальных проектах. Экономисты посчитали, что за последнее десятилетие в городе появилось более 40 новых предприятий, объемы производства выросли в 4,5 раза. Это при том, что доля угольщиков в производстве когда-то составляла более 40 процентов, сегодня она равна нулю. Сегодня инвесторов ждут 6 микрорайонов под многоэтажное строительство, 10 площадок под индивидуальное строительство и 20 под промышленное строительство. Особо приветствуем развитие производства, ведь пока на работу в Челябинск вынуждены ездить 10 тысяч копейчан.

-- Не боитесь, что Челябинск поглотит вас?

-- Никто никогда не говорил об изменении административных границ городов. Это было бы крайне неразумное решение. Сейчас нам нужно единое экономическое пространство, которое корректировалось бы на уровне областного правительства. Выгоду получат все. Михаил Юревич понял это, когда был еще мэром Челябинска. Сейчас город-миллионник задыхается от недостатка мест для строительства крупных соцобъектов, а в Копейске есть свободные промышленные территории с инженерными сетями, оставшиеся после закрытия шахт. Предприятия можно размещать у нас и немного разгрузить центр Челябинска. Кстати, единому экономическому пространству способствуют новые дорожные развязки. Вообще мы очень удобно расположены с географической точки зрения.

Как вернуть Тугайкуль?

-- Насколько я поняла, вначале вы не очень стремились стать главой Копейска?

-- В администрацию пришел по приглашению Владимира Уткина. В главы баллотировался после его ухода на повышение. Если честно, тогда мое решение подогревали политические распри.

-- Какое событие в жизни начинающего градоначальника стало самым памятным?

-- В 90-е годы очень долго не было городских Советов депутатов. Когда я впервые был избран главой Копейска, чтобы восполнить пробел в работе с населением, мы возобновили поселковые сходы. Первый сход прошел в Вахрушево. Если сказать, что это был провал - значит ничего не сказать. Нас, представителей власти, морально высекли. Народ выплеснул весь гнев, что копил в душе. Этот сход я до сих пор вспоминаю, он стал хорошим уроком и хорошим стимулом для работы.

-- Сходы проводить не перестали?

-- Нет, проводим их до сих пор. Но теперь разговор получается предметным. Люди знают, чего требовать от власти, а мы понимаем их нужды.

-- Вы с такой теплотой говорите о городе, что можно предположить - вы коренной копейчанин?

-- Конечно, я рос в историческом центре Копейска - в поселке ремонтно-механического завода, где когда-то была казачья станица Тугайкульская. В документах она упоминается как восточный форпост крепости Челяба, но люди здесь жили еще раньше. Это можно понять по археологическим находкам. Сложилось так, что Копейск взял за точку отсчета не Тугайкульскую, а челябинские копи, где в 1907 году были добыты первые промышленные пуды угля. Всего в двухстах метрах от дома моих родителей в поселке РМЗ был старинный бревенчатый дом первого управляющего шахтами. На моей памяти там размещалась детская больница, потом бревенчатое здание сгорело. Оно осталось только на фотографиях.

-- Михаил Петрович, ваши дети живут в Копейске?

-- В Копейске живет моя младшая дочь с мужем. Совсем недавно у них появился первенец, а у меня - внук Михаил. Я сначала был против того, что он будет моим тезкой. Однако меня разуверили: "Это не в честь тебя, а в честь архангела Михаила". Дни рождения у нас с Мишей оказались рядом.

-- Вы верите в благополучное будущее внука и других копейчан?

-- Даже не сомневаюсь, ради их будущего и работаю. Для юного поколения важна не только экономика, но и экологическое возрождение территории. В самых ближайших планах у нас - восстановление озера Тугайкуль. Красивый был водоем, на одном из берегов - лесок, действовала лодочная станция. В начале 60-х годов горняки умудрились выкачать воду из Тугайкуля в Курлады и начали добывать уголь. Ничего путного не получилось. Небогатое угольное месторождение забросили, озеро - тоже. Правда, сейчас, когда прекратился водоотлив на шахте "Красная горнячка", котловина озера наполняется водой. Но берега изрыты, изуродованы. Срочно нужен проект рекультивации. А чтобы наши внуки знали историю предков, мы сделаем музей горного дела сразу на двух площадках. С угольщиками договорились сохранить в качестве экспоната под открытым небом копер одного из стволов шахты "Центральная". Словом, прошлого мы не забываем, но уверенно идем вперед.

Комментарии
Комментариев пока нет