Новости

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Установка магистрального фильтра для воды в Екатеринбурге - выбирай на Юду!
Монтаж и укладка ламината - варианты по ссылке.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Корейцы

21.12.2010
*Журналист Лев Лузин пишет живую, человеческую энциклопедию народов Южного Урала. Очередная статья посвящена корейцам.*

По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале живет 959 корейцев. До тысячи не хватает 41 человека.

Тем не менее, я решил посвятить этому народу большой материал. Во-первых, корейцы очень интересны, и без них «планета Южный Урал» будет неполной. Во-вторых, это один из народов, численность которого в области постоянно увеличивается, и сейчас корейцев у нас точно намного больше тысячи.

История народа

Корейцы (самоназвание - коре сарам: люди страны Коре) - народ общей численностью 75 миллионов человек. В словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона говорится, что это жители полуострова Кореи, по всей вероятности, маньчжурского или тунгусского корня, образовавшиеся из смешения маньчжурского племени сень-пи с жившими на юге Кореи туземными племенами, родственными японцам или древнему населению Японии (айнам). Имея некоторые признаки монгольской расы, корейцы, однако, выше японцев и даже китайцев, чаще имеют бороду и правильную форму носа. Цвет кожи у них смуглый, волосы черные, прямые, голова широкая, лицо плоское с несколько выдающимися скулами, глаза узковатые. Впрочем, встречаются различные типы физиономий, порой неотличимые от европейских.

Корейский шаман

Язык корейцев стоит в родстве с маньчжурским. Алфавит заключает в себе 10 гласных и 14 согласных (есть еще четыре - для иностранных слов). Их сочетание образует новые буквы, которых всего 40. На рубеже XIX-XX веков корейская грамота проходилась во всех школах страны, но ею пользовались только женщины и простой народ, дети высших сословий переходили к китайской грамоте и к изучению китайской литературы. На китайском языке производились все официальные сношения, экзамены, писались документы, письма; это был язык образованного класса.

Век назад историки зафиксировали детали национального костюма и быта корейцев. В одежде преобладает белый цвет, в отличие от китайского и японского. Одежда мужчин состоит из рубашки, широких шаровар, чулок и веревочных или соломенных башмаков; сверху халат, зимой на вате. Волосы собираются в пучок и связываются вверху шишкой (у детей и холостых - носятся косой); на голову надевается иногда шляпа с полями из камыша, лакированной материи и т. д. Женщины надевают по несколько юбок, род корсета или широкого пояса и накидку на плечах, а зимой - ватные халаты; прическа их схожа с китайской. Высшее сословие одевается богаче и пестрее, в шелковые материи с разными металлическими украшениями.

Дома народа - мазанки, из деревянного остова (решетки), обложенного камнями (которые, за неимением известки, привязываются обычно соломенными веревками) и обмазанного глиной; крыша соломенная или черепичная. Внутреннее помещение маленькое, окна выходят на двор и вместо стекол прикрыты белой просаленной бумагой. На улицу обращены только небольшие отверстия для выхода дыма из печей, которые устроены внутри помещения или (в богатых домах и казенных зданиях) топятся снаружи, вследствие чего наружные стены домов обычно закопчены и улицы во время топки печей заволакиваются дымом. Богатые дома в городах деревянные или каменные, с высокими черепичными кровлями и лепными украшениями; внутри они подразделены перегородками на несколько комнат, стены которых оклеиваются бумагой или обоями. Стоит также заметить, что в корейцы первыми в мире стали подогревать пол своего жилища. В нем очень экономная печь. В наше время эти уникальные изобретения начали внедрять в индустриальном масштабе.

Век назад историки отмечали, что народ в Корее бедный, забитый, угнетенный чиновниками (ямбанями); последние составляют довольно многочисленный класс, живущий за счет массы народа. Как пишут историки, век назад религией высшего класса было учение Конфуция, а низший проповедовал своего рода шаманизм и фетишизм. Ранее в стране господствовал буддизм, но в XIV веке он утратил значение официальной религии; буддийские жрецы были изгнаны из столицы.

Сейчас Республика Корея - высокоразвитая страна, один из экономических драконов Юго-Восточной Азии. Россияне по достоинству оценили корейские автомобили Hyundai, Kia, Daewoo. Народными стали микроволновые печи и мониторы «Эл-Джи» (LG), мобильные телефоны и ноутбуки от «Самсунга». В Корейской народной демократической республике (Северная Корея) до сих пор сохраняется тоталитарный режим. В первом государстве 45 миллионов человек, во втором - 25 миллионов. Другие страны расселения народа: Китай - два миллиона человек, Япония - 800 тысяч, США - полтора миллиона, Узбекистан - 183 тысячи, Российская Федерация - 140 тысяч, Казахстан - 130 тысячи, Киргизия - 19 тысяч, Германия - 16 тысяч, Таджикистан - 14 тысяч. Язык - корейский. Традиционные верования: буддисты-махаянисты, конфуцианцы, протестанты-англикане, католики, православные. Многие корейцы стали прихожанами Пресвитерианской церкви, в России среди них много баптистов. Главный музыкальный инструмент - чанго (барабан, похожий на песочные часы). Главное блюдо - пап (рисовая каша).

В мире много знаменитых корейцев. Адмирал Ли Сун Син сделал первый на планете бронированный корабль Кобуксон (судно-черепаха), который прославился во время войны Кореи и Японии 1592-1598 годов. Самым известным корейцем наших дней можно назвать генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. Образно говоря, это президент Земного шара. В свое время автору довелось брать эксклюзивное интервью у всемирно известного грандмастера борьбы тхэквондо Джуна Ри, тренировавшего знаменитого актера Брюса Ли, боксера Мухаммеда Али и ставшего советником президента США. А кореец Сон Мионг Мун основал в США известную организацию «Церковь единения». Нельзя не упомянуть еще одного знаменитого представителя народа, бывшего вождя Северной Кореи Ким Ир Сена.

Корейцы в России

История появления корейцев в России довольно необычная. Они оказались в числе подданных империи после присоединения Южно-Уссурийского края (так раньше называлось Приморье) к нашей стране в 1860 году, по Пекинскому соглашению. На территории, включенной в состав Российского государства, находились и корейские селения. Очень много людей прибыло с исторической Кореи.

Сохранился рапорт N205 начальника поста, командующего четвертой ротой третьего линейного батальона Восточной Сибири поручика Рязанова генерал-губернатору Казакевичу. 30 ноября 1863 года он написал, что возле речки Тизинхе поселились около 20 корейских семей. Живут и просят защиты от китайцев. Как отмечают историки, в то время Корея была нищая. Страдая от малых наделов и каменистой почвы в своей стране, особенно в северной части, народ стал самовольно переселяться на новые земли Российской империи. Несмотря на запрещение и преследование корейского правительства, их набралось здесь до 20000, вместе с манзами (китайцами) они стали составлять главный контингент инородческого населения этой окраины. Пришельцы, отмечали современники, являются в Россию семьями и живут оседло, по-русски не знают, поддерживают сношения с заграничными корейцами и затрудняют переселение коренных русских.

Информация о корейцах дошла до императора Александра II. Он велел «изучить вопрос». Власть увидела, что корейцы - не временщики, очень работоспособные. Царю доложили, насколько они умелые земледельцы, выращивают рис и овощи на голых землях, буквально на камнях. Россия начала поощрять переезд корейцев в Приморье - стране было выгодно заселить новые территории трудолюбивыми людьми. К тому же они довольно легко крестились в православие, что было необходимым условием перемещения. Русская православная церковь взяла корейцев под свое крыло. По распоряжению императора мигранты с юга стали получать российское гражданство.

С этого места неподалеку от Владивостока и пошли все корейцы, которые живут сейчас в РФ и странах СНГ. К началу XX века на Дальнем Востоке Российской империи была уже значительная по численности корейская диаспора. В 1917 году в регионе было создано Временное правительство, министром иностранных дел в нем была Александра Ким-Станкевич (Ким - самая распространенная корейская фамилия). Корейцы активно участвовали в Октябрьской революции и установлении советской власти. Большей частью малоземельные и безземельные, они поверили обещаниям большевиков. Когда началось нашествие японцев, белогвардейцы были с интервентами заодно. Это отвратило от них корейцев, для которых японцы - исторические враги. В Красной Армии было около 10 тысяч корейских ополченцев. Эти части хорошо себя проявили в армии Блюхера. Однажды один корейский полк первым принял бой, все погибли, но неприятеля не пропустили. Об этом докладывали Ленину. Он вообще хорошо относился к «русским корейцам», хотел даже создать их автономию. Во Владивостоке открыли первый в России корейский пединститут. Впервые в истории народа печаталась газета на корейском языке. Корейский алфавит (хангэль) разработал еще в 1446 году король Седжон Великий, но эта азбука, как мы уже отмечали, поначалу не получила должного распространения. Больше были в ходу китайские иероглифы. Как признаются наши корейцы, китайское письмо им чуждо, оно не может передать все богатство смысла и оттенки чувств. У корейцев вообще сложные отношения с китайцами - Поднебесная постоянно на них нападала.

В советское время корейцы жили, в основном, на территории Уссурийской, Хабаровской и Приморской областей. Трудились преимущественно в сельском хозяйстве, некоторая часть занималась рыболовным промыслом.

Как отмечает кандидат исторических наук, доцент ЮУрГУ Гаяз Самигулов, корейцы были одним из первых народов СССР, к которому применили такую страшную санкцию, как массовое принудительное переселение - депортация. Уже в конце 1920-х годов выходили партийные директивы о необходимости выселения корейцев из приграничных районов Хабаровской и Уссурийской областей вглубь территории. Подобные документы появлялись и впоследствии, пока все это не привело к подписанию 21 августа 1937 года объединенного постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края». Позже, 28 сентября того же года, за подписью В. Молотова вышло дополнительное постановление СНК о выселении корейцев уже со всей территории Дальневосточного края. Закончить переселение предполагалось к 1 января 1938 года.

Переселение обосновывали необходимостью обеспечения безопасности СССР - газеты писали, что китайские и японские шпионы укрываются среди корейцев. Кроме того, был проведен процесс по делу о так называемом корейском повстанческом центре, который, якобы, ставил целью отделение Дальневосточного края от страны.

Людей перевозили в железнодорожных составах, в товарных вагонах, оборудованных двухъярусными нарами. Время в пути - 30–40 дней. К 25 октября 1937 года депортация была практически завершена, переместили более 170 000 человек. Районами расселения депортированных стали Южный Казахстан и Узбекистан. Как отмечают историки, по прибытии на место часто выяснялось, что для людей не создано никаких условий, поскольку местные власти были поставлены в известность о перемещении к ним корейцев и о необходимости строительства домов, школ и т.д. тогда, когда переселение уже фактически началось. Зачастую люди приезжали в «чистое поле» и вынуждены были обустраиваться, как получится.

По причине депортации на фронтах Великой Отечественной воевало мало солдат и офицеров корейской национальности. Но они все-таки были - из тех, кто жил не на Дальнем Востоке. Чтобы попасть на фронт, корейцы меняли свои фамилии, как бы становились представителями других этносов.

В отличие от народов, в отношении которых вопрос о реабилитации, возвращении на прежние места проживания, был решен в 1950-х годах, корейцев этот процесс обошел стороной. Лишь в 1993 году Верховный Совет РФ признал их депортацию незаконной.

В России немало знаменитых корейцев. В 70-е годы на гимнастическом помосте блистала Нелли Ким. Очень многие почитают талант поэта, драматурга, композитора, сценариста и барда Юлия Кима. Писатель Анатолий Ким, уроженец Казахстана, сделал новый перевод на русский язык романа «Путь Абая» классика казахской литературы Мухтара Ауэзова (прежний не устраивал родственников писателя). 20 лет назад ушел из жизни композитор, поэт и лидер группы «Кино» Виктор Цой, которого считают иконой русского рока и своего поколения. Два года назад не стало народной артистки России, солистки Большого театра Людмилы Нам. Корейцы с большим почтением относятся к доктору физико-математических наук, члену-корреспонденту РАН, проректору по науке МФТИ Эдуарду Сону и гордятся своим единственным Героем Советского Союза периода Великой Отечественной Александром Мином. В наше время у народа есть два героя России: Олег Цой - летчик-испытатель, заместитель начальника летно-испытательной базы ОКБ Сухого и Юрий Эм - офицер-десантник, прошедший все «горячие точки» (Афганистан, республики Закавказья, Южная Осетия, Абхазия, Чечня). В Чечне Эм воевал с генералами Трошевым и Шамановым, он получил высшую награду страны, когда десантно-штурмовой полк под его командованием блокировал поселок Шали, уничтожил 87 боевиков и вышел из боя без потерь. Последняя военная должность Юрия Эма - командир десантно-штурмовой бригады, сейчас он работает главным федеральным инспектором в Южном федеральном округе. Корейцы первыми среди российских диаспор издали свою энциклопедию, ее редактировал член-корреспондент РАЕН, доктор химических и физико-математических наук Броня Цой.

Корейцы на Южном Урале

Всем известна русская поговорка: хорошо там, где нас нет. Корейская народная мудрость звучит по-иному: человеку хорошо там, где он сам хорош. История появления народа в России и на Южном Урале подтверждает ее точность.

Первые корейцы попали в нашу область после того, как в 1954 году им разрешили покидать места ссылки в Средней Азии и Казахстане. Юноши получили тогда право служить в армии. Это вызвало настоящую эйфорию, некоторые парни приписывали себе года, чтобы побыстрее попасть в Вооруженные силы (корейцы вообще хорошие воины, хотя это мирная нация).

В вузах Южного Урала появились корейцы, все чаще в область стали приезжать молодые специалисты, окончившие российские вузы и прибывшие по распределению. Но это был небольшой ручеек, и приехавшие не сильно влияли на национально-культурную картину региона. В соседнем Казахстане, например, где корейцев гораздо больше, еще в советское время все привыкли к их острой моркови и другим блюдам. В Челябинске это была экзотика, не имевшая большого распространения.

Вторая волна, на которой на Южном Урале появились герои нашего материала, связана с распадом СССР и миграцией представителей этой нации из Средней Азии (в основном из Узбекистана) в Россию. Они уезжали и уезжают, так как не видят в этих странах перспектив для своих детей. Много корейцев прибыло в область в 90-х годах. Их уже больше, чем тех, кто здесь жил раньше. В итоге корейцы Южного Урала стали заметнее, что показала перепись населения. В основном это активные люди молодого и среднего возраста из городов и сельской местности. Вместе с ними и на наших рынках и в магазинах появились корейские салаты.

В 1975 году в ЦК Компартии Казахстана было издано секретное распоряжение: корейцев на руководящие должности не выдвигать. Тем не менее, в республике представители этой нации прижились хорошо, в последнее время они все больше занимают руководящие посты. А ушедший недавно из жизни крупный предприниматель Владимир Ни был очень близок к президенту Нурсултану Назарбаеву, считался одним из самых влиятельных людей республики. Я не знаю, издавалось ли аналогичное распоряжение в РСФСР, но корейцев на руководящих должностях России раньше было мало, мало и сейчас. Южный Урал - не исключение. Представители этого народа успешно работают в науке, образовании, культуре и торговле, на заводах и в сельском хозяйстве. Нет их только во властных структурах. Наиболее известные представители этноса, живущие в нашей области: доктор физико-математических наук, академик РАЕН Виктор Ни, доктор химических наук, заведующий кафедрой в ЮУрГУ Дмитрий Ким, доктор экономических наук, профессор Челябинского педагогического университета Наталья Ким, доктор исторических наук Валерий Ким (ЧелГУ), директором института Гипромаш работал Илларион Сон.

Виктор Ни и Василий Пак

Корейцы живут в Челябинске, Копейске, Южноуральске, Миассе, Увельском районе и других местах.

Национально-культурный центр

Корейский национально-культурный центр области возглавляет Василий Пак. По биографии Василия Чановича можно изучать историю российских корейцев XX века. Он родился в декабре 1936 года на Дальнем Востоке. В 1937 году, когда ему не исполнилось и года, семью вместе с другими корейцами депортировали в Узбекистан. И уже там отца Василия репрессировали еще раз - осудили по ложному обвинению. Корейцы поселились в отсталом районе Хорезмской области, перед ними поставили задачу - освоить солончаковые земли для выращивания риса. На второй год уже был урожай, вскоре в этих местах стал известным колхоз имени Сталина. Приезжие механики из ничего собрали дизельную станцию. В колхозе была средняя школа, в которой преподавали на русском языке корейцы-выпускники Дальневосточного пединститута. Дома все говорили на родном языке.

Юный Вася Пак не любил этот ссыльный край, и как только появилась возможность, отправился в Россию поступать в вуз. Успешно сдал экзамены на физмат Башкирского университета, преподаватели отнеслись к нему тепло, сочувственно. Затем перевелся из Уфы в Челябинск, в ЧПИ, окончил механико-технологический факультет и стал работать на ЧЭМК инженером-конструктором энергетического оборудования. Одновременно читал лекции в вечернем электрометаллургическом техникуме.

Когда в начале 90-х стали создаваться национально-культурные центры, Василий Чанович ждал, что кто-то из корейцев проявит инициативу. Когда понял, что таких людей нет, решил заняться этим делом сам. Начал обзванивать знакомых. Его поддержали тогдашний председатель профкома ЧЭМК Виктор Чернобровин, председатель Челябинского фонда культуры Кирилл Шишов и руководитель башкирского народного центра Урал Сафиуллин.

На первое собрание во Дворец культуры ЧЭМК пришло около 200 человек, примерно половина всех корейцев Челябинска. Большинство не знало ни языка, ни традиций своего народа. «Только через образование мы сможем чего-то достичь», - сказал тогда Пак. Его активно поддержали уже упоминавшийся академик Виктор Ни, пожарный Юрий Ни, продавец Елена Тен, библиотекарь Октябрина Дуда-Пак, работник торговли Роза Заврина-Ким и Полина Сон. Полина - русская, муж - кореец, у них четверо сыновей. Она так прониклась национальным духом, что порой больше похожа на кореянку, чем женщины с этой азиатской кровью.

Корейский праздник в челябинской школе N 4

Корейцы первыми в области создали свою воскресную школу с оплатой труда учителей. Последние пять лет вся культурная жизнь центра проходит в средней школе N 4, это северо-запад Челябинска, улица 40 лет Победы. Вся диаспора выражает огромную благодарность ее директору Ольге Саблыковой.

Василий Пак - единственный в области специалист по родному языку, в 1999 году он обучался в центре просвещения при посольстве Южной Кореи. Как оказалось, язык, который сохранили наши корейцы, архаичный, это наречие XV века. На исторической родине так продвинулись, что уже не понимают своих «русских» братьев. Тем не менее, во время последней поездки в Сеул Василий Пак успешно выступил на международном семинаре на родном языке.

На занятия, которые ведет Василий Чанович, приходят школьники и взрослые, и не только корейцы. Три русские женщины, Галина, Татьяна и Елизавета, ездят даже из Миасса. В школе действует ДЮСШОР «Коре», в которой учат борьбе тхэквондо. Интересно, что постижение языка входит в обязательную программу спортсменов. В 2004 и 2009 годах челябинские корейцы отметили 140 и 145 лет переселения своего народа в Россию. В городе действует Корейская Пресвитерианская церковь. Богослужение ведет пастор из Кореи. Скоро в четвертой школе откроется музей культуры корейского народа.

- Есть ли у Вас ощущение Родины? И где она для Вас? - спросил я у Василия Пака.

- Моя Родина - Россия, - не задумываясь, ответил он.

Работящие и надежные

Когда я учился на факультете журналистики УрГУ, был знаком с корейцем - студентом филфака. Этот умный, оригинальный парень сделал в своем дневнике запись: «На свете 70 миллионов корейцев - факт для самоуспокоения». Понятно, что у российских корейцев вопрос самоидентификации играл и играет более важную роль, чем у представителей других народов России. Некоторые из них считают себя русскими (говорят, к таковым относился и Виктор Цой). У нас, отмечают они, только внешность экзотическая. Но кто бы кем себя ни считал, гены делают свое дело, и у наших корейцев проявляются свои национальные черты. Какие?

Главная черта народа - высочайшее уважение к старшим, к родственникам. У корейцев - сложная система обращения. У европейцев - две («вы» и «ты»), у корейцев - пять степеней. Это исподволь воспитывало в человеке интеллигентность, устраняло хамство.

У корейцев историческая тяга к образованию. Как мы уже отмечали, философию Конфуция они превратили в религию. Это очень трудолюбивые люди. В СССР среди них, в перерасчете на душу населения, было больше всех Героев Социалистического труда. 170 тысяч корейцев обеспечивали три четверти урожая всего Дальнего Востока. Стоит также отметить хорошие организаторские способности и умение принимать нестандартные решения. В Костанае я знал корейца по имени Лев. Естественно, он жил в корейском поселке. Все поражались, как он строил свой дом - начал ставить стены вокруг старого жилища, и вскоре оно оказалось внутри нового. Есть в этом какая-то глубокая символика…

Без всех перечисленных качеств корейцы не смогли бы выжить, когда их выгоняли с насиженных мест. Сталин, не доверявший этому народу, не понимал, что корейцы - исключительно преданные люди. Они никогда не будут гадить и подличать, не забывают добро.

Видимо, сочетание основополагающих корейских черт - уважение к родителям, старшим, к государству, преданность и трудолюбие - и стало почвой для создания тоталитарного режима в Северной Корее. Челябинские корейцы говорят о нем с болью и глубоким сожалением.

Кухня

Как отмечается в словаре Брокгауза и Ефрона, корейцы питаются больше рисом (отчасти ввозимым из Японии), просом, травяным супом, сушеной рыбой; молока и хлеба нет, чай не употребляется. Мясо едят только самые состоятельные люди; овец и коров нет. Рисовая водка ввозится из Китая; есть виноград, но вина из него не делается. Многие курят табак, в том числе женщины.

Эти описания относятся к далекому прошлому, но, как мы уже отмечали, и сейчас пап (рисовая каша) - главное блюдо корейцев. Это крутая каша - одна чашка риса на три четверти чашки воды. Многим нравится кимчхи (квашеная капуста), острая корейская морковь (сабза). Но кухня корейцев не ограничивается этими острыми блюдами, говорят знатоки. Она сложнее и разнообразнее. Корейские рецепты построены на знании множества кулинарных секретов, позволяющих придавать восточный вкус обычным салатам из овощей, мясным и рыбные закускам. Корейская кухня имеет много общего с другими восточными, например, японской. Здесь тоже преобладают рецепты со свининой, соей, яйцами, рисом и овощами. Часто встречаются блюда с рыбой и морепродуктами. Из специй много используется острый красный перец. Важное место в рационе занимают супы. Популярно корейское блюдо "пулькоги" - ломтики говядины, маринованные в смеси из соевого соуса, кунжутного масла, чеснока, зеленого лука и других приправ, и зажаренные в жаровне прямо за столом

Ожидаемый вопрос: едят ли корейцы собак?

- Это деревенское блюдо, - говорит Василий Пак. - Традиция его приготовления идет с древнейших времен. Культура Кореи переплеталась с китайской, это ее влияние. Но мы не можем, как китайцы, есть все, что ползает и прыгает. Я два раза был в Сеуле и не видел никаких блюд из собак. У меня дома бегает маленький пекинесик. Ну как я могу его съесть?

Анекдоты про корейцев

Приходит кореец к председателю колхоза:

- Председателя, дай землю, подлюка.

Начальник покраснел и сжал кулаки.

- Не хочешь под люка, ну, давай под чеснока.

””””””” ”””””” ””””””””

На границе Северной и Южной Кореи встречаются два танка. Со стороны Южной - новый, американского производства, весь блестит. Из него высовывается кореец (в новой форме, чистый, выбритый) и говорит:

- Эй ты, сдавайся! У меня - американская техника, американское оружие, американский инструктор.

Со стороны Северной - старый Т-34 советского производства, весь в грязи. Из него высовывается полупьяный кореец (в грязной форме, шапке ушанке, не бритый) и кричит:

- Пошел на хрен!!!

И вопрос в люк своего танка:

- Я правильно сказал, инструктор?

Как вам живется на Южном Урале?

Светлана ШЕГАЙ, предприниматель, Челябинск:

- Наша семья в 1993 году переехала в Челябинск из Ташкента. Хотели поторговать, денег заработать, а остались жить. Работали в кафе (у него был свой хозяин), торговали вещами, а потом, в 2003 году, поняли, что есть смысл заняться корейскими салатами. И уже много лет их изготавливаем. Челябинцы охотно покупают необычную еще для уральского города продукцию. У нас с мужем две дочери, здесь уже родились три внука. Для них Южный Урал - родина. Недавно мы отметили осенний праздник чусок, это одновременно день урожая и день благодарения, когда посещают могилы предков. Корейцы сохранили традиции своего народа в Узбекистане, сохранят их и в России.

Людмила КВОН, швея, Челябинск:

- В конце января наша семья с удовольствием отмечает корейский Новый год. В этот день на стол ставят блюдо кукси (холодный суп), салаты из папоротника, рыбы. Очень интересный обычай - отмечать год со дня рождения ребенка. До 11 часов малышу накрывают маленький стол, на который кладут ручку, карандаш, тетрадки, чашку риса и фасоли, три чашки хлеба. Затем родители отца, а вслед за ними все гости кладут на него деньги - кто 100 долларов, кто несколько тысяч рублей. После этого к столику подводят ребенка. Какой предмет он первым возьмет, тем и станет. Схватит много денег - будет богатым. Возьмет карандаш - станет художником и т.д. Очень часто так и случается.

Хе из щуки

Ингредиенты: одна щука (приблизительно 2,5 кг), одна столовая ложка 70-процентного уксуса, одна столовая ложка растительного масла, три большие луковицы, соль, красный перец, сушеный укроп, приправа для рыбы по вкусу.

Приготовление. Рыбу очистить от кожи и костей, филе порезать на кусочки. Посолить и залить уксусом. Перемешать и убрать на ночь в холодильник. Раскалить растительное масло, лук нарезать кольцами и обжарить в масле. Затем посыпать лук перцем, добавить приправы, перемешать и жарить две минуты. Если рыба дала сок, его необходимо слить. Выложить на щуку луковую поджарку, перемешать и поставить в холодильник на два часа. После этого блюдо готово.

Чисто корейских ресторанов в Челябинске нет, но блюдо кухни этого народа можно отведать в китайском ресторане «Дракон» на улице Братьев Кашириных.

Почему в костюме один и тот же человек?

Недавно один читатель задал автору неожиданный вопрос: почему в национальных костюмах фотографируется один и тот же человек? Я полагал, что расположенные рядом с фотографией слова все объясняют. Но коли возникает такое недопонимание, еще раз говорю, что фотографирование автора в национальных нарядах - одна из изюминок цикла «Планета Южный Урал». Живя рядом с людьми разных народов, русский человек что-то перенимает у них, в том числе в одежде. А главное - такое переодевание помогает мне лучше прочувствовать национальный колорит.

Найти в Челябинске корейский мужской костюм было непросто. В национальном культурном центре его не оказалось. Аутентичная одежда есть у одного торговца из Китая (видел фото, где он танцует на празднике в четвертой школе), но я не смог его «поймать». Зато этот снимок помог мне составить точное представление о «прикиде» людей из страны Коре. Подобрать похожий костюм в Интернете оставалось делом техники.

P.S. Сегодня мы расстаемся с буквами «к» и «л» нашей живой энциклопедии народов Челябинской области. Перечисляю национальности, представителей которых по официальной переписи на Южном Урале намного меньше тысячи. Это: калмыки (70), караимы (19), каракалпаки (16), карачаевцы (73), карелы (128), кеты (2), киргизы (604), китайцы (192), коми (267), коми-пермяки (498), коряки (5), крымчаки (3), кубинцы (27), кумандинцы (3), кумыки (155), курды (104), лакцы (58), латыши (449), латгальцы (3), лезгины (551), литовцы (497), лугово-восточные марийцы (182). Следующий большой материал будет посвящен марийцам области.

Комментарии
Комментариев пока нет