Новости

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Магнитка в объективе

14.01.2011
*Потенциал индустриальной эстетики и настоящий московский друг*

Потенциал индустриальной эстетики и настоящий московский друг

Сдвигаем в теме объектив. Спасибо «Местным» – занимаясь разбором их антиММК-овского видео, нам выпала удача познакомиться (правда, заочно) с интересным человеком, профессиональным кинооператором из Москвы Александром Александровым, соприкасающимся своей творческой деятельностью с Южным Уралом.

В шедевре «эко-экспедиторов» внимание наше особенно «зацепили» виды Комбината и металлургического производства, исполненные в оригинальной набирающей популярность цейтрайферной (или time-lapse) технике съемки. Приглядеться здесь казалось важным тем более, что накануне – на примере ролика о Челябинске – тайм-лэпс в плане продвижения положительного образа региона отметили областные власти

Конечно, с «Магниткой в цейтрафере» было сразу ясно, что делал ее не озабоченный экологией заводчанин. Ощущалась рука опытного мастера и, во-вторых, time-lapse – это все-таки не пять-семь, а тысячи кадров, плюс монтаж, плюс саундтрек… Почти невозможно представить сталевара, владеющего таким специфическим видом киносъёмки.

Но главное в другом. Сама картинка меня вовсе не оттолкнула, не настроила на эколого-пессимистический лад – отнюдь, она по-своему воодушевляла, завораживала взгляд какой-то специфической красотой. И красотой не новой, а будто уже изведанной. Я поймал дежавю – заиграли забытые, но ранее точно испытывавшиеся чувства. Ведь последнее советское десятилетие, 80-е – это «мои» годы. И где-то глубоко в памяти у меня живут своей жизнью волнующие индустриальные образы из учебников по истории СССР, программ ЦТ и художественных фильмов, песен на уроках музыки и школьных политинформаций. Размах и драйв родной промышленности увлекали, впечатляли, радовали, вызывали гордость – никаких экологических фобий тогда я точно не испытывал. Вот эти-то прошлые светлые эмоции и всплеснулись снова, взволновали…

Найти ролик, из которого «Местные» выдернули кадры, труда не составило – «ММК изнутри», размещен на Youtube семь месяцев назад и уже собрал более 15 тысяч просмотров. Взглянул в комментарии к нему – словно я сам писал: «Круто, без дураков. Слава дедам, что выстроили такую махину. И фотограф молодец, так держать:)», «Завораживает. Отличная работа», «Слава России!», «Great video!», «Ай, молодца! Сколько же вы облазили? Сам имею опыт съемки нескольких электростанций и крупных заводов, но на металлургии – не было».

Кто же этот «молодца»? В титрах промелькнуло – «Magnitka, а film by Sasha Aleksandrov». Мы отыскали контакты Саши и посчитали нужным связаться с ним по e-mail. Повод был – сообщить автору о несанкционированном использовании его материалов. Александров на удивление быстро откликнулся, отрекомендовался кинооператором из Москвы, специализирующимся на цейтраферной съёмке, поблагодарил за информацию. Ролик «Эко-экспедиции» он до этого не видел, просмотрел – и нашел в самом конце короткую ссылочку на себя, которую не заметили мы: «использовались материалы Sasha Aleksandrov». Поэтому юридический аспект ситуации Александр охарактеризовал так: «… никаких претензий ... любой имеет право брать до 30 сек видео из любых открытых источников без уведомления авторов, но с указанием на них … [тут] все законно».

Категоричнее автор выразился относительно медиа-акции «Местных» в целом – смысл снятого, по его словам, полностью искажен текстом «эко-политиков», хотя и здесь «вопрос совести, а не права». Идея проекта была совершенно другой, а именно – «производство на Магнитке живо, красиво, динамично, эффектно». Сталевары на Комбинате, вспоминает он, «про то, что работа здесь трудная, мне говорили: «Так вот это и есть настоящая мужская работа!», ни на какую экологию мне там никто не жаловался». Саша также пояснил, что фильм монтировался «в строгом соответствии с последовательностью технологических операций при производстве листовой стали», и что он постарался сделать его «серьезным», «с глубоким трансцендентным содержанием». (Прямо тут, далеко не отходя, я как зритель серьезность и глубину творчества Саши Александрова хотел бы подтвердить – и засвидетельствовать ему свое признание).

Другой момент, на который обратил внимание наш собеседник – количество версий ролика. Александр предпочитает выкладывать свои материалы на сервисе Vimeo, имеющего, в отличие от массового Youtube, репутацию полупрофессионального, более удобного для работы с HD-видео. Здесь у него свой аккаунт – Sasha Aleksandrov. Первый вариант 6-минутной «Магнитки» с саундтреком Клауса Шульце буквально сразу после размещения несколько хитрых юзеров «увели» с Vimeo на Youtube. «У всех вылез одинаковый дефект: видео растянулось в полтора раза, а звук остался на шесть минут», – говорит Саша. На требование убрать защищенный авторским правом материал, это сделали все – после чего ролик он продублировал сам (Magnitka. Camera man's cut). Уже потом, когда Александров перестал проверять Youtube – некто SabrasMGN повторил трюк и получилось известное «ММК изнутри». Саша не стал давить на принцип. Тем более, что голова была занята … совершенствованием «Магнитки». Постепенно, в течение осени, через серию экспериментов родился тот вариант – на музыку австралийской группы Ektoise – который Александр считает окончательным. Он есть и на Vimeo, и в Youtube.

Magnitka by Sasha Aleksandrov, окончательный вариант фильма

Уникальные техника и качество исполнения, идея сюжета притянули к «ММК в цейтрафере» массу зрителей со всего мира. Гиперссылки на него вирусом разлетелись по Сети, на большинство социальных сетей, разные онлайн-форумы, в блоги. Если суммировать просмотры всех версий на Vimeo и Youtube , то сегодня получится уже 100 с лишним тысяч. По этому показателю работа Саши Александрова выступает в Интернете главным видео-хитом магнитогорской тематики (исключая драгрэйсинг «Ваз уделал Субару»). Поразительно, правда? Не хоккей в лидерах интереса – металлургическое производство!

На ролик – сотни откликов, три четверти из которых позитивные. Например, тут:

Мне понравилось ... вспомнила, как мой папа водил меня на экскурсию на комбинат (в Магнитогорске). У меня папа оттуда родом, очень любил этот город. Я там 7 лет прожил а ...

Спасибо огромное. Прошибло до слёз, три раза просмотрела, оторваться не могла ...

Я ведь литейщик по образованию ... и тигель с раскалённым металлом вызывает во мне какой-то благоговейный трепет, воспоминания, ... а запах ... такого запаха не встретишь нигде ... А какая это красота ... просто смотреть на зеркало металла

Человек очень талантливый, сделано всё очень хорошо. Тот, кто в этом разбирается – тот понимает, что такое смена темпа в кадре, подгон или замедления к музыке. Плюс качество! Ещё раз Респект!

В целом, я бы эту работу сравнил с мастерскими кадрами, которые снимают операторы BBC из Англии. Смотря этот ролик, почувствовал гордость за Россию.

На Vimeo много отписываются иностранцы. Тут волна аплодисментов: Beautiful edit, Sasha! Nice Job!! Very impressive!! That was brilliant!!! Индустрия может быть довольно красивой, особенно когда ее улавливают ваши глаза и креативность. Отличная работа!

А вот оригинальное замечание из блога Алистера Санчеса, филиппинца, ныне живущего во Франции, физика-экспериментатора и специалиста по софту и 3D: Меня поражает, как такие грубые промышленные среды могут быть рассмотрены словно живые произведения искусства.

Мистер Санчес, нас это тоже поражает! Примеры тайм-лэпс-съемки заводов в Сети имеются, однако ни по охвату разворачиваемой картины производства, ни по насыщенности, ни по длительности сюжета – сравнимых с «Магниткой» мы не нашли. Показательно, что музыканты из Ektoise кровно заинтересованы использовать ее в качестве своего промо-клипа.

Из таких кадров – весь фильм Саши Александрова. Как он говорит: «Снимаем 1 кадр в секунду, смотрим 25 кадров в секунду …Цейтрафер хорошо уплотняет время (за что и любим). Описание, что в кадре сейчас происходит, никак не уместится в те секунды, до которых цейтрафер сжал происходящие, но зато и сделал его зрелищным, красивым, эффектным».

В развитие темы. Значение художественных проектов, фото и видео индустриальной тематики как имиджевого инструмента для «неформатной» – в наш век всяких эко-, нано-, био-, микро- и т.п. – промышленности (такой, как металлургия) возрастает. За рубежом, например, всегда крепко на ногах стоял photoindustrial. Навскидку – существует международная ассоциация, работ – море (мне лично понравились фото предприятий из Катара).

В Советском Союзе существовала мощнейшая традиция индустриального искусства. Прервавшись в 90-е, сейчас она, кажется, нащупывает пути возвращения назад – потенциальные-то заказчики-то на подъеме. Интересные инициативы выдвигает и поддерживает федеральная газета «Промышленный еженедельник» – Всероссийский фестиваль промышленной фотографии, Московский клуб промышленной журналистики, выставка «Металл-Фото-Арт». По поводу последнего проекта главред «П-Е» Валерий Стольников дает замечательное объяснение: «Мы расширяем смысл известной фразы о том, что «в мире нет прекрасней красоты, чем красота горячего металла». Мы уверены, что и воплощенный металл, обрабатываемый металл, труд по поставкам металла – все это также беспрецедентно красиво, если только автор одухотворенно профессионален и проникнут возвышенным неравнодушием к героям своих фотокартин».

Наш край вписан в художественный индустриальный контекст по определению, так было и так будет всегда (уральский кузнечный молот всегда кует судьбу Империи). Оцените «Арт-Галерею» советской промышленной живописи – половина картин про Магнитку и Златоуст, вспомните недавнюю успешную Индустриальную биеннале современного искусства в Екатеринбурге.

«Уральский индустриальный контекст уникален, – верно замечает директор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин, – он способен притягивать творческих людей со всего света и обеспечивать базу для культурных проектов международного уровня».

Ну что же, возвращаясь к цейтраферу, одного такого творческого человека наша Магнитка уже притянула. И притянула, точно, настоящего друга. Я старался ... надеюсь, мне удалось снять видео, в котором есть гордость за свою страну, есть восхищение масштабами и красотой металлургического производства ... Думаю, есть повод вспомнить героических строителей Магнитки – это производство не само по себе возникло.

Спасибо вам, Саша Александров!

Комментарии
Комментариев пока нет