Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Три "я" Сергея Овинова

15.01.2011
Ведущему актеру театра "Манекен" исполняется 50 лет

Алина КАЗАЧИХИНА

Челябинск

Актеры "Манекена" - вечные студенты, способные одинаково хорошо и живо играть и взрослые, и детские роли. В театре, выросшем из студии, атмосфера предрасполагает к тому, что актер больше, чем актер. Так, и Сергей Овинов успел побыть для "Манекена" неким многоруким Шивой: здесь он 10 лет работал инженером, чуть больше - режиссером и без малого 30 - актером. Позвольте познакомить вас с тремя "я" Сергея Овинова.

Актер

--  Стать актером - именно таков был ваш изначальный план на жизнь?

--  Нет, изначально плана стать актером не было.

Ведущему актеру театра "Манекен" исполняется 50 лет

Алина КАЗАЧИХИНА

Челябинск

Актеры "Манекена" - вечные студенты, способные одинаково хорошо и живо играть и взрослые, и детские роли. В театре, выросшем из студии, атмосфера предрасполагает к тому, что актер больше, чем актер. Так, и Сергей Овинов успел побыть для "Манекена" неким многоруким Шивой: здесь он 10 лет работал инженером, чуть больше - режиссером и без малого 30 - актером. Позвольте познакомить вас с тремя "я" Сергея Овинова.

Актер

-- Стать актером - именно таков был ваш изначальный план на жизнь?

-- Нет, изначально плана стать актером не было. После школы поступил в Челябинский политехнический на факультет "Двигатели, приборы и автоматы", который сейчас называется "Аэрокосмический", потому что мечтал стать космонавтом. Тогда же для меня началось время студенческой самодеятельности: мы выезжали на выступления с агитбригадами. Меня так увлекла новая деятельность, что уже к концу учебы мой декан в шутку спрашивал меня: "На кого ты учишься - на инженера или на актера?" "На артиста", - ответил тогда я. Сцена затянула, и я пропал.

-- Какая роль для вас стала настолько запоминающейся, что вы себе в ней снитесь?

-- Мне, конечно, часто снится театр, но не могу вспомнить, чтобы представал себя во сне в какой-то конкретной роли. Все роли запоминаются, все не отпускают, но всегда помню, что я - не мой герой. Великий русский актер Михаил Чехов говорил, что на сцене сосуществуют три "я" актера: "я" высшее, "я" контролирующее и "я" персонажа. Все они должны быть равноправны, ни одно не должно превалировать. Если же какое-то возьмет верх, то, вероятно, актера можно будет везти в больницу. Так что, если честно, я не верю в рассказы актеров о том, что они не могли выйти из роли, вели себя как их персонаж.

Другое дело, что бывали моменты на сцене, когда чувствовал, что играю не я, а мой герой. Как говорил тот же Михаил Чехов, где-то независимо от нас существует мир образов, где они живут отдельно от актера. Поэтому иногда на сцене мне кажется, что реплики произношу не я, а мой персонаж, это он играет, не я, хотя мое "я" контролирующее все время рядом и начеку. А про то, чтобы самому стать другим человеком на время спектакля, нет, в такие истории не верю.

-- Вспомните, пожалуйста, ту роль, которая вам далась труднее всего.

-- Сганарель из "Дон Жуана". Я редко бываю доволен собой и тем, что получается у меня на сцене, но есть три роли, которыми горжусь: это как раз Сганарель, хоббит Бильбо Беггинс и Клоун в спектакле "Человек, зверь и добродетель". Я не всегда играю их удачно, но сами образы получились очень цельными.

-- У актеров есть особые слова-профессионализмы. Когда вы поймали себя на том, что стали их использовать в речи?

-- Профессиона-, жарго- и прочие "измы" - зло неизбежное для представителей любой профессии, а вот то, что в повседневную речь людей входит громадное количество цитат из спектаклей, свойственно именно театралам. Причем грешат этим не только актеры, но и свето- звукооператоры, монтировщики сцены и другие активные участники процесса. К примеру, во время выпуска спектакля "Сирано де Бержерак" было не единожды замечено, что наши люди, желая узнать, где вход в то или иное здание, высокопарно произносили: "Как будто этот дом. Но только вход отсюда ль? Нет, вход как будто бы не с этой стороны!"

-- Если актер перенимает язык постановки, то, вероятно, трудно перейти на повседневную речь после шекспировских стихов.

-- Скорее наоборот. У каждого спектакля свой язык и иногда перестраиваться действительно сложно. Есть спектакль "Беги, Веничка, беги" с его поэзией, в которой язык русских алкоголиков перемешан с библейским и языком классиков марксизма-ленинизма. И есть "Коварство и любовь" с вычурной речью, которую я долго не мог прочувствовать и понять, как это можно произносить. Но в жизни, конечно, мы не говорим так, как в спектакле, ведь "я" актер и "я" человек - это, можно сказать, разные люди.

-- Что особенного в сцене "Манекена", чем она отличается от других площадок?

-- Она действительно особенная. Не знаю, насколько корректно подобное сравнение: у религиозных людей есть понятие "намоленное место". Для актеров сцена "Манекена" по ощущениям - подобное место. Здесь совершенно особая эмоциональная атмосфера. Все люди, которые здесь когда-либо работали, оставляют часть себя, именно из этих частичек и строится "Манекен". Он - все эти люди.

-- Многие актеры - мистики. А вы можете себя так назвать?

-- Нет, я материалист. Однако считаю, что существуют вещи, которые невозможно объяснить. К примеру, энергетика: для актера это очень важная составляющая профессии. Есть такое понятие - "заполнить собой зал". Я это видел, я это чувствовал, но как это происходит, объяснить не могу. Это просто есть.

-- А согласились бы сыграть в материале, который у актеров пользуется дурной славой, как, к примеру, "Мастер и Маргарита" Булгакова?

-- Когда предлагают что-то играть, нужен очень весомый повод, чтобы отказаться. Если ты актер, ты должен любить играть, а это главное. Кроме того, мне кажется, что если уж говорить о мистике, то Булгаков в этом вопросе вовсе не на первом месте - Гоголь больше углублялся в вопросы потустороннего, о большем успел сказать. А что касается того, согласился бы я или нет играть в спектаклях по его произведениям, то думаю, что непременно когда-нибудь это сделаю.

Режиссер

-- Когда к вам впервые пришло ощущение, что пора ставить спектакль?

-- Когда заканчивал режиссер-ский факультет. Сроки выпуска дипломного спектакля уже почти прошли, и я почувствовал: наверное, пора. А вообще могу открыть тайну: самое неприятное для режиссера, впрочем как и для актера, - это процесс непосредственного выпуска спектакля. Особенно когда поджимают сроки. Без точной даты премьеры не обойтись - спектакль можно совершенствовать бесконечно и все же не считать его готовым, но в то же время из-за этого приходится идти на компромиссы, что-то убирать, что-то делать не так, как хотелось. А это болезненные процессы. К примеру, сейчас я готовлю к выпуску 8 февраля спектакль "Сероглазый король" из цикла "Театральные уроки", посвященный творчеству Марины Цветаевой. Дату премьерного показа выбирал сам, но сейчас чувствую, что из-за того, что сроки поджимают, что-то в постановке придется сделать не так, как задумано.

-- В словосочетании "актер-режиссер" применительно к себе какое слово вы могли бы поставить первым?

-- Я просто не могу разделить эти понятия. Актер всегда немного режиссер. Ты всегда сам должен подумать над тем, как выстроить свою роль, договориться с партнером о тех "крючочках", которые прорисуют линию отношений ваших героев. Это те мелочи, объяснением которых режиссеру заниматься некогда.

-- Практически все ваши спектакли по произведениям Пушкина:

-- :это стечение обстоятельств. Первый мой Пушкин "родился", когда "Манекен" переехал в новое здание. Тогда все актеры получили задание сделать творческие работы: мы с Наташей Кораблевой, Юлей Михеевой и Леной Краштан сделали свою версию пушкинской "Метели". После, когда мне нужен был дипломный спектакль, я взял уже готовую "Метель", слегка подкорректировал и добавил к работе "Выстрел". Потом, когда мы искали материал для дет-ских спектаклей и у меня уже была пухленькая папочка с отобранными пьесами, Дима Чуфистов как-то сказал: лучше "Сказку о царе Салтане" поставить. Перечитал и понял, что в моей папочке ни одна пьеса даже рядом не стоит с этой сказкой Пушкина. Так что считайте, что я впервые "разговелся" только в этом сезоне - Чеховым.

Человек

-- Вы и в жизни актер?

-- Нет. Не люблю притворяться. Конечно, я умею и обмануть, и произвести на человека нужное впечатление, но почти этого не делаю. Другое дело, что мне нравится подурачиться, но носить маски не люблю. Умею, но не люблю.

-- Ваша жена Наталья Кораблева тоже актриса театра "Манекен". В чем плюсы и минусы такого брака?

-- Одни плюсы. Ну кто еще может похвастаться тем, что имеет возможность регулярно любоваться на сцене прекрасной актрисой, красивой женщиной, забывая, что это твоя жена! А потом нам очень повезло, что мы работаем в одном театре. На десятилетие нашей совместной жизни я посчитал, что за эти годы мы фактически были в разлуке всего 2-3 месяца. А если бы она не была актрисой "Манекена", то встречались бы мы очень редко. Вот только в паре нам пришлось сыграть всего один раз - в спектакле "Призраки" : типаж у меня не тот, чтобы играть в дуэте с такой красавицей.

-- Театр - это работа или жизнь?

-- Театр - это работа. Возможно, в юности и хорошо, когда театр - это смысл твоего существования, но когда есть семья, хочется, чтобы у нее было особое место в твоей жизни. В последнее время я часто ощущаю, что театр - это работа, причем сложная даже физически. Приходится быть режиссером в основное от актерской работы время. А с другой стороны, театр - это все-таки жизнь. Ведь основной круг общения здесь, большую часть дня я провожу в театре. Это способ существования актера.

-- 50 лет - это одна из самых круглых дат. Вы из тех, кто приурочивает к юбилеям сведение жизненных дебета и кредита к общему знаменателю?

-- Мне кажется, что все эти крики, будто юбилей - это время подведения итогов, ерунда. Мне не приходит в голову задумываться над подобными вопросами. Я просто всегда адекватно оцениваю себя со стороны, а жить предпочитаю здесь и сейчас. Если все время жить с мыслью о скорой смерти, то потеряешь весь вкус от сегодня. А с другой стороны, ощущение, что часть жизни прошла, есть, и понимаешь, что многие вещи становятся недоступными. Теперь, к примеру, мне уже точно не сыграть Гамлета. Впрочем, я его и прежде не сыграл бы, фактура не та. Так что часть жизни действительно прошла, а вот бОльшая или большАя: так ли уж важно?

Комментарии
Комментариев пока нет