Новости

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Марийцы

19.01.2011
*Журналист Лев Лузин пишет живую, человеческую энциклопедию народов Южного Урала. В алфавитном порядке он рассказывает о национальностях, живущих в Челябинской области*

По Всероссийской переписи населения 2002 года, в области 3695 марийцев (0,1 процента от общей численности). В 1989 году было 4275 человек

Кто такие марийцы

Марийцы (самоназвание - мари, марий, мар: человек, мужчина, муж) или черемисы (устаревшее название) - финно-угорский народ России. Коренное население Республики Марий Эл (Марийский край) - 324,4 тысячи человек. Марийцы расселены в Башкирии (105,7 тысячи), Татарстане (19,5 тысячи), Удмуртии (9,5 тысячи), Нижегородской, Кировской, Свердловской, Челябинской областях и Пермском крае. Живут также в Казахстане (12 тысяч), на Украине (7 тысяч), в Узбекистане (3 тысячи). Общая численность - 671 тысяча человек. Исследователи относят марийцев к субуральскому антропологическому типу, отличающемуся от классических вариантов уральской расы заметно большей долей монголоидного компонента.

Подразделяются на три основные субэтнические группы: горные, луговые и восточные. Горные марийцы (кырыкмары) живут на правобережье Волги в пределах современного Горномарийского района Республики Марий Эл, а также по бассейнам рек Ветлуга, Рутка, Арда, Парат и левобережью Волги. Всю центральную и восточную часть Республики Марий Эл населяют луговые марийцы (олык марий). В XVI веке, пишут историки, часть марийцев устремилась в Закамье на башкирские земли, положив начало формированию этнографической группы восточных мари. Марийский язык относится к финно-волжской группе финно-угорской ветви уральских языков. Около 464 тысяч (77 процентов) марийцев владеют родным языком, большинство (97 процентов) говорят на русском, широко распространено марийско-русское двуязычие. Выделяются наречия: горное, луговое, восточное и северо-западное. У марийцев два литературных языка - лугово-восточный и горно-марийский. Письменность - на основе русского алфавита. Верующие - преимущественно православные и приверженцы марийской веры (марла вера), сочетающие христианство с традиционным язычеством. Часть марийцев исповедует ислам. Главный музыкальный инструмент - кюсле кэрш (гусли). Главные блюда - коман мелна (блины с начинкой).

Горные марийцы в праздничной одежде

История и традиции черемисов

Ученые отмечают, что в раннежелезном веке в Волго-Камье сложилась ананьинская археологическая культура (VIII—III века до нашей эры), носители которой являлись далекими предками коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов и отчасти марийцев. Начало формирования этих народов относится к первой половине I тысячелетия. Область формирования марийских племен - правобережье Волги между устьями Суры и Цивиля и противоположное левобережье вместе с нижним Поветлужьем. Основу марийцев составили потомки ананьицев, испытавших этническое и культурное влияние позднегородецких племен (предков мордвы). Из этого района марийцы расселялись в восточном направлении вплоть до реки Вятки и в южном до реки Казанки.

Первое упоминание о черемисах встречается в VI веке у готского историка Иордана. «Черемыш» - по марийски препятствие, так этот народ называли татары. До революции 1917 года марийцев обычно называли черемисами, или черемисой. Затем слово «черемисы» убрали из употребления. Ему стали приписывать некий оскорбительный смысл. Сейчас, как отмечает один из руководителей московского марийского землячества Юрий Ерофеев, оно возвращается в обиход, особенно в научный.

Предки современных марийцев между V и VIII веками взаимодействовали с готами, позднее с хазарами и волжскими булгарами. Большую роль в становлении и развитии этноса сыграли тесные этнокультурные связи с чувашами, культурно-бытовое сходство с ними особенно заметно. В X веке марийцы упоминаются в хазарском документе как ц-р-мис (черемисы).

В журнале «Марийский мир» (N4 (6), октябрь- декабрь 2009 года) автор Александр Акшиков пишет: По данным антропогенетики, марийцы оказались одним из древнейших народов России. Из исследованных народов нашей страны лишь саамы (лопари) древнее их. Возможно, наиболее близкими к марийцам народами являются манси, якуты, народы Алтая, а из народов других стран - монголы. Вполне вероятно, что марийцы являются прямыми потомками племен или народов, от которых произошло большинство нынешних этносов России. По древности марийцы уступают индийцам, лопарям, неграм Африки и индейцам Америки».

Исследователи сообщают, что основное традиционное занятие марийцев - пашенное земледелие. Главные полевые культуры - рожь, овес, ячмень, просо, полба, гречиха, конопля, лен; огородные - лук, капуста, редька, морковь, хмель, картофель. Репу сеяли в поле. Подсобное значение имели разведение лошадей, крупного рогатого скота и овец, охота, лесные промыслы (заготовка и сплав леса, смолокурение), бортничество (позднее пасечное пчеловодство), рыболовство. Художественные ремесла - вышивка, резьба по дереву, ювелирное (серебряные женские украшения). Существовало отходничество на предприятия лесообрабатывающей промышленности.

Разбросанная планировка селений во второй половине XIX века стала сменяться уличной: начал преобладать северно-великорусский тип планировки. Жилище - срубная изба с двускатной крышей, двухраздельная (изба-сени) или трехраздельная (изба-сени-клеть, изба-сени-изба). У русской печи часто устраивалась небольшая плита с вмазанным котлом, кухня отделялась перегородками, вдоль передней и боковой стен помещались лавки, в переднем углу - стол с деревянным стулом главы семьи, полки для икон и посуды, сбоку от входной двери - деревянная кровать или нары, над окнами - вышитые полотенца. У восточных марийцев, особенно в Прикамье, интерьер приближался к татарскому (широкие нары у передней стены, занавеси вместо перегородок).

В летнее время марийцы переходили жить в летнюю кухню (кудо) - срубную постройку с земляным полом, без потолка, с двускатной или односкатной крышей, в которой оставлялись щели для выхода дыма. Посреди кудо размещался открытый очаг с подвесным котлом. Усадьба включала также клеть, погреб, хлев, сарай, каретник, баню. Характерны двухэтажные кладовые с галереей-балконом на втором этаже.

Черемисы в конце XIX века

Основной одеждой марийцев была рубаха туникообразного покроя (тувыр), штаны (йолаш), а также кафтан (шовыр), вся одежда опоясывалась поясным полотенцем, а иногда и поясом. Мужчины могли носить войлочную шляпу с полями и шапку. Для охоты и работы в лесу использовали головной убор, защищающий от комаров, со свисающим на плечи шлыком. Обувью служили кожаные сапоги, а позже - валенки и лапти (заимствование из русского костюма). Для работы в болотистой местности к обуви прикрепляли деревянные платформы (кэтырма).

Для женского костюма характерны передник, поясные подвески, нагрудные, шейные, ушные украшения из бисера, раковин каури, блесток, монет, серебряные застежки, браслеты, кольца. Существовали три вида головных уборов замужних женщин: шымакш - конусовидный колпак с затылочной лопастью, надеваемый на берестяной каркас; сорока, заимствованная у русских, и шарпан - головное полотенце с очельем. Высокий женский головной убор - шурка (на берестяном каркасе, напоминающий мордовский и удмуртский уборы) вышел из употребления в XIX веке. Верхней одеждой были прямые и отрезные на сборке кафтаны из черного или белого сукна и шубы (ужга).

Традиционные виды одежды частично бытуют среди старшего поколения, используются в свадебной обрядности. Широко распространены модернизированные виды национальной одежды - рубаха из белой и передник из разноцветной ткани, украшенные вышивкой и лентами, тканные из разноцветных ниток пояса, кафтаны из черной и зеленой ткани.

Сельские общины обычно включали несколько селений. Существовали этнически смешанные, главным образом марийско-русские, марийско-чувашские общины. Семьи были преимущественно малыми, моногамными. Встречались и большие неразделенные семьи. Брак патрилокальный. При его заключении родителям невесты платили выкуп (олно), а они отдавали за дочерью приданое (включая скот). Женщина в марийской семье пользовалась хозяйственной и правовой самостоятельностью, приданое являлось ее собственностью. Современная семья малая. В свадебной обрядности оживают традиционные черты (песни, национальные костюмы с украшениями, свадебный поезд, присутствие всех желающих). Одним из главных атрибутов является свадебная плетка «Суан лупш», которая является символом оберега, защищающего дорогу, по которым предстоит пройти молодым.

У марийцев развита традиционная медицина, основанная на представлениях о космической жизненной силе, воле богов, порче, сглазе, злых духах, душах умерших. В марийской вере и язычестве существуют культы предков и богов (верховного бога Кугу Юмо, богов неба, матери жизни, матери воды и прочие).

Присоединение к России

Между XIII и XV веками марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства. Во время военных действий между Московским государством и Казанским ханством черемисы воевали как на стороне русских, так и на стороне татар. После завоевания Казанского ханства в 1552 году ранее зависевшие от него марийские земли стали частью российского государства.

Присоединение к Московскому государству шло крайне кровопролитно. Были три восстания - Черемисские войны 1552-1557, 1571-1574 и 1581-1585 годов. Тут сыграло роль деление марийцев на горных и луговых, правобережных и левобережных (народ разделила Волга). Когда Иван Грозный начал покорять эти края, его войско смогло пройти только по правому берегу, на левом дорог не было, одни леса. Поэтому, отмечают исследователи, русификация и христианизация правой (горной) стороны пошли интенсивнее. А луговые, (левобережные), отмечает Юрий Ерофеев, держались особняком, их русские особо не трогали. Более того, луговые платили дань татарским ханам, с которыми имели дружеские отношения. Эти марийцы и воевали на их стороне против Грозного. Но после падения Казани луговым пришлось подчиниться русским, но сначала они подняли несколько восстаний.

Нежелание марийского населения присоединяться тем, что Московское государство насаждало свою религию, подчеркивают историки. Черемисов крестили, но среди луговых марийцев было очень много упертых людей. Десятки тысяч марийцев бежали в Башкирию, Пермь, на территорию нынешней Свердловской области. Как отмечает кандидат исторических наук, доцент ЮУрГУ Гаяз Самигулов, на территории нынешнего Башкортостана марийцы обычно жили в качестве припущенников, то есть селились (припускались) на вотчинных землях башкир при условии выплаты ясака за хозяев земли, или на паях с ними, либо выплаты ежегодной арендной платы. В русских слободах и острогах марийцы селились на тех же условиях, что и русские. В 1650-х годах в Катайский острог (сегодня город Катайск Свердловской области) было набрано шесть семей русских крестьян и 30 семей татар и черемис. Жили и отдельными деревнями, на территории Каменского района Свердловской области сеть село Черемисское. Черемисы активно участвовали в первом крупном восстании народов Урала и Зауралья после присоединения этих территорий к России, которое произошло в 1662–1667 годах.

Так появились восточные марийцы. Они до сих пор считают свой язык «чистым», близким к первоисточнику. Но еще интереснее то, что, сбежав, марийцы прятались в лесах и сохранили свою языческую веру в доброго бога неба Юмо до наших дней! Черемисы продолжали молиться в рощах, поклоняясь силам природы. Тем не менее, большая часть марийцев в XVIII веке была обращена в православную веру.

Исследователи отмечают, что вторая Черемисская война носила национально-освободительный и антифеодальный характер. Марийцам удалось поднять соседние народы и даже соседние государства. В войне участвовали все народы Поволжья и Приуралья, были набеги со стороны Крымского и Сибирского ханств, Ногайской Орды и даже Турции. Вторая Черемисская война началась сразу же после похода крымского хана Давлет-Гирея, закончившегося захватом и сожжением Москвы.

Немецкий ученый XVII века Адам Олеарий, посетивший Россию в составе шлезвиг-гольштейнского посольства в 1633-34 годах и во время путешествия в Иран в 1635-1639 годах, составил записки, в которых приведены сведения по географии и истории нашей страны, о населявших ее народах, их обычаях и нравах, населенных пунктах и т.д. О черемисах Олеарий писал: «Это вероломный, разбойничий и чародействующий народ».

Последние язычники Европы

Марийская традиционная религия относится к язычеству. Исповедывание православия - следствие насильственной христианизации. У православных церковных чинов приверженность марийцев к своей традиционной религии вызывала нетерпимость, констатируют исследователи. В 1830 году по указанию министра внутренних дел, к которому поступило обращение Святейшего Синода, было взорвано место молений - Чумбулат курык. Православие ничего не выиграло от уничтожения Чумбылатова камня, потому что черемисы поклонялись не камню, а обитавшему там божеству.

У марийцев несколько праздников, рассказывают этнографы. «Пеледыш пайрем» - праздник цветов, он отмечается в июне. «Пеледыш айо» - праздник песни (отмечается преимущественно горными марийцами). «Шорык-йол пайрем» - рождество, «васли-кугыза пайрем» - марийский Новый год. Главный земледельческий праздник - «сюрэм», переход от весенних полевых работ к сенокосу. У каждого - свои ритуалы. Под Новый год в марий Эл неделю (!) по домам ходят ряженые. Смотрят, насколько мастеровиты хозяева, что за год посторили, отремонтировали, сшили, сколько банок варений-солений закрутили. Советы разные дают, призами награждают. Сами гостинцы получают. А в честь праздника «сюрэм» в конце июня марийцы по традиции отправляются на моления в свои священные рощи. Такая роща есть возле каждого села. Прикасаться к деревьям в них запрещено, разве что сами от старости упадут. Каждое дерево в такой роще «закреплено» за конкретной семьей. Когда люди приходят на моления, несут дары именно к своему дереву - дубу, ели, березе!

Праздник деревенской общины

Сюрэм справляется совместно жителями нескольких деревень, которые объединяются в особые постоянные союзы общин - теве. Это культовые объединения общин, быть может, остаток древних родовых союзов; в состав теве может входить до двух десятков сельских обществ.

Моление в роще. Жрец просит прощения и благополучия для всей деревенской общины

К сюрэму жители деревень, входящих в теве, в складчину собирают скот, несколько десятков голов. Ноги и внутренности животных закапываются как жиртвоприношение, а остальное варится для общего угощения. Моления совершаются в священной роще, принадлежащей всему теве. Мариец идет к березе, полный трепета и почтения, несет к ней чаши с жертвенны мясом, жертвенный хлеб и пайданы бесхмельного пива. Черемисы идут к в своих белых одеждах к священному дереву, звучат струны гуслей в руках жрецов-картов, и под их тихий звон люди молятся лесному божеству. Они просят у «березового бога» воды, утоляющей жажду, хлеба насущного, ржаного, сытного и счастья.

Архаичными особенностями культа предков являлись погребение в зимней одежде (в зимней шапке и рукавицах), отвоз тела на кладбище в санях (даже в летнее время). Как поясняют исследователи, в традиционном погребении отражались представления о загробном мире: с покойным захоранивались ногти, собранные в течение жизни (при переходе на тот свет они нужны для того, чтобы преодолевать горы, цепляясь за скалы), ветки шиповника (чтобы отогнать змей и собаку, сторожащую вход в царство мертвых), кусок холста (по которому как по мосту душа через пропасть попадает в загробный мир) и т.п.

Испокон веков марийцы имели национальные имена. При взаимодействии с булгаро-татарами к марийцам проникли тюркско-арабские имена, с принятием христианства - христианские. Сейчас больше используются христианские имена, все популярнее становится возврат к национальным.

В наши дни в Йошкар-Оле строится много православных храмов. Но при этом проявляется тенденция перехода марийцев от православия к традиционной религии, многие являются двоеверами.

Юная марийка у священного дерева

- Удивительно, - говорит Юрий Ерофеев, - официальная религия в Марий Эл - христианство. И марийцы посещают храмы, отмечают главные православные праздники. А потом идут в рощи. Такая вот хитрость. Или - упертость. Или - мудрость…

Среди марийцев сохранились так называемые чи марий - настоящие мари, которые исповедовали и исповедуют весь комплекс культов. В рамках общественной организации "Ошмари-Чимари", претендующей на роль марийского национального религиозного объединения, начали проводиться моления в рощах, в городе Йошкар-Ола ей принадлежит Дубовая роща. Секта Кугу Сорта (Большая свеча), активно действовавшая в XIX-начале XX века, cейчас слилась с марийской верой. Развитию национального самосознания и политической активности марийцев способствуют Марийская национальная общественная организация "Марий Ушем" (была создана как Марийский союз в 1917 году, запрещена в 1918-м, возобновила деятельность в 1990-м).

Приверженность марийцев к своей традиционной вере вызывает живой интерес у журналистов из Европы и России. Марийцев даже называют последними язычниками Европы. Журналисты с удовольствием пишут о том, как они совершают обряды в Священных рощах, приносят в жертву богам еду и животных. А раз в год тысячи людей собираются на Всемарийское моление, чтобы поблагодарить природу за урожай и помолиться об успешной работе и удачной жизни.

Среди марийцев много заслуженных,знаменитых людей. Во время Великой Отечественной войны 18 черемисов стали Героями Советского Союза, несколько человек получили Орден Славы всех трех степеней. Военнопленные марийцы не хотели идти в предательский легион "Идель-Урал", а вступившие при первой же возможности переходили к партизанам. Наиболее известные черемисы - композитор, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий Андрей Эшпай, академик Александр Бутлеров, киноактер Йыван Кырля (Кирилл Иванов), известный по фильму «Путевка в жизнь», флейтист, солист Российского национального филармонического оркестра под руководством Владимира Спивакова Владимир Шамиданов, певица, солистка ГАБТ Людмила Коржавина, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Московского университета культуры Михаил Мурашко, заслуженная артистка России, профессор Российской Академии музыки имени Гнесиных Евгения Шевелева, генерал армии, командующий Московским военным округом Иван Ефремов, генерал-полковник, руководитель общественной общероссийской организации «Морская пехота» Валентин Яковлев, Герой России, летчик-испытатель Владимир Матвеев. Стоит отметить писателей: основоположника марийской литературы Сергея Чавайна, Михаила Шкетана, Василия Юксерна, поэта Михаила Казакова. Из широко известных черемисов можно также назвать актера и спортсмена Олега Тактарова, 10-кратного чемпиона мира, Европы по армспорту Геннадия Махотина.

Марийцы на Южном Урале

Как отмечает Гаяз Самигулов, на Южный Урал и в Зауралье марийцы стали переселяться после падения Казанского ханства, когда началось закрепощение местного населения - раздача служилому сословию русского государства земель, вместе с населявшими их крестьянами и прочее. Еще одним стимулом к переселению служила упоминавшаяся уже политика христианизации, проводившаяся на территории Поволжья и Прикамья, вошедшей в состав Московского государства.

В XVIII веке началось строительство крепостей, а затем заводов на территории Южного Урала. П. И. Рычков, очевидец и участник событий, писал в 1750-х годах, что на территории Уфимской провинции живет около 1000 черемис. Причем, указывал он, судя по всему, это только марийцы–язычники, поскольку крещеные «инородцы» учитывались как русские. В 1747 году марийцы, вместе с частью татар, удмуртами, чувашами и частью башкир были включены в состав сословия «тептяри и бобыли». Впоследствии оно обрело характер служилого - были сформированы тептярские полки. В 1860-х годах, после ликвидации сословия тептярей, часть входивших в него вернулась «в исходное состояние», то есть люди стали называться марийцами, удмуртами и т.д., а довольно большое число обозначало себя уже народом «тептярь».

Сложно сказать, как происходил процесс развития марийского населения в наших краях впоследствии, говорит Г. Самигулов. В конце XIX века, по данным переписи 1897 года, в Оренбургской губернии почти нет «черемисов», на территории Челябинского уезда их не указано вообще. Такая же картина показана и в справочнике 1928 года. Почему так получилось? Возможно, марийцы предпочитали селиться в тех местах, где уже были их земляки, образуя своего рода «кусты» поселений. Но сегодня марийские селения, в том числе и с сохранившим язычество населением, есть в Свердловской области и Республике Башкортостан.

Немало марийцев в Ленинском районе и на северо-западе Челябинска. Многие черемисы оказались на Южном Урале как раскулаченные и сосланные. Другие уезжали в наши края от голода, здесь они могли прокормиться, заработать деньги. Марийцы прибывали также на строительство ЧТЗ. Они работают сейчас на железной дороге. Много черемисов живет в поселке Малакуль. По переписи населения марийцев в области стало меньше. Как оказалось, пожилые люди умирают, а многие молодые начинают зваться русскими.

Центр «СТЕРХ»

Челябинский областной центр «СТЕРХ» (белый журавль) объединяет финно-угорские народы Южного Урала, в том числе марийцев. С 1992 года он размещается в библиотеке N 11 имени Ярослава Гашека в Тракторозаводском районе Челябинска (улица Первой пятилетки, 43а). Центр и библиотека объединили свои усилия и возможности для возрождения национальной культуры. Интересно, что первый председатель национально-культурного центра, строитель Федор Захаров зашел в библиотеку отдохнуть, а потом попросился «на постой». Бывшая заведующая Ирина Наумова и коллектив его поддержали. Федор Иванович возглавлял центр до 2001 года, до конца своих земных дней…

- Наша общая задача - помочь людям, оторванным от родной земли, не потерять свою самобытную культуру и передать ее детям, - говорит нынешний руководитель «Стерха» Анна Исаева, мордовка по национальности.

Центр проводит выставки изделий народных промыслов, отмечаются национальные праздники с участием детей и взрослых. Проходят встречи с интересными людьми и приемы гостей из национальных республик, встречи с представителями власти и учеными. Проводятся экскурсии для учащихся и студентов. Имеется фонд национальной литературы (около одной тысячи книг). В 1995 году создан этнографический музей. В его экспозицию входят предметы быта, уникальные экспонаты ручной работы XIX-XX веков, национальные костюмы. Но мужского марийского костюма в музее не оказалось. Видя мое сожаление, Анна Исаева и заведующая библиотекой N11 Наталья Дюрягина дали телефон «настоящего марийца, у которого есть национальная одежда из Йошкар-Олы».

Люди из марийских мест

Челябинцу Александру Кудряшову 63 года, он родился и вырос в марийском селе Азиково Кировской области. Служил в Чебаркуле, познакомился с русской девушкой из Бишкиля. Молодые поженились и стали жить на Южном Урале. У них выросли сын и дочь. Сын в 1997 году погиб. Александр Кудряшов служил в милиции. Его, круглолицего, темного, с восточным разрезом глаз, принимали за киргиза, казаха, монгола и татарина, но Кудряшов всегда гордо отвечал, что он мариец.

Родной язык никогда не забывал, хотя говорил на нем только в Азиково, когда приезжал в отпуск. Когда ушел на пенсию, затосковал по родине, по национальным истокам. Это настроение усилилось после того, как в 2006 году побывал на 225-летии своей деревни. К этой дате в Йошкар-Оле вышла книга, а на праздник из столицы Марий Эл приехали артисты. Среди них выделялся гармонист Александр Иванов. Он и подсказал Кудряшову, что в Йошкар-Оле есть специальное ателье по пошиву национальной одежды. Александр Иванов сейчас хлопочет по поводу установки в Азиково памятника земляку, летчику Великой Отечественной, Герою Советского Союза Михаилу Зарецких.

- Я встречал в Челябинской области несколько марийцев, - рассказывает Александр Егорович, - но мы друг друга не очень понимаем - в наших селах разные диалекты. Поэтому переходим на русский язык.

Наталья Салмиянова родом из марийского села Мишкино, оно расположено в Башкирии. Окончила Бирский пединститут. Ее двоюродный брат - военный, служил в Челябинске. Наталья побывала в его семье в гостях, город понравился, решила переехать. Десять лет работала в школе, а затем получила приглашение из общественной приемной одной авторитетной организации. Я побывал «на приеме» у Натальи Анатольевны.

Марийский овал ее лица обрамляют светлые волосы, синие глаза смотрят приветливо, на лице румянец и сдержанная доброжелательная улыбка. Посетительница, у которой сгорел дом, называет ее «девушкой». Наталья Анатольевна извиняется и просит меня подождать.

- Мы, марийцы, в Челябинске поддерживаем отношения как земляки, - рассказывает Н. Салмиянова, освободившись от дел. - По праздникам ходим друг к другу в гости. Неформальное живое общение дает возможность помнить о своих корнях, успокаивает душу.

Самобытная простота

Все знакомые мне марийцы отмечали несколько черт своего народа. Во-первых, признавались они, мы простые и бесхитростные, «патологически» не умеем обманывать и часто удивляемся, как это делают другие. Во-вторых, марийцы очень настойчивые, часто это качество перерастает в упрямство. Не будь его, вряд ли бы люди, бежавшие от поголовной христианизации, смогли через века сохранить свою самобытную веру. В-третьих, наши сегодняшние герои очень трудолюбивые. «Жизнь в марийской деревне - словно каторга, - говорит Александр Кудряшов. - Там не приветствуют всяких шулеров и хитрецов. Из Азиково такие сразу сбегали. При этом наши люди очень дружелюбные и гостеприимные». Марийцы, в отличие от некоторых других финно-угорских народов, не рвутся к власти, к богатству, не сильно стремятся делать карьеру. Они в большей степени самодостаточные сельские жители, привыкли жить тем, что дает земля. И, где бы ни жили, очень скучают по родной земле.

Наши герои спокойно и откровенно говорят о том, что у них, как и у других северных народов, есть проблемы с алкоголем: он не так быстро, как у русских и европейцев расщепляется в крови, поэтому они гораздо быстрее пьянеют. «Мне жена говорит, что я слабак, не умею пить, - с улыбкой рассказывает мой знакомый мариец, сугубо положительный человек с хорошим здоровьем. - Другие нормально сидят за столом, а мне уже хочется спать».

Марийский народ долгое время не имел своей письменности и поэтому привык свои мысли и чувства воплощать в сказках и песнях, пословицах и поговорках и других формах фольклора. Знакомясь с ними, познаешь мягкий, сердечный характер, мудрость и юмор этого народа. Главный герой марийских легенд и преданий - защитник народа богатырь Онар, отец марийских богатырей.

Кухня

За свою длительную историю марийский народ создал богатую и разнообразную кухню. В результате тесных связей со своими соседями (русскими, татарами, чувашами, мордвой, удмуртами) у марийцев сформировался ассортимент блюд, схожих с блюдами этих народов, но обладающих рядом особенностей в технологии и рецептуре. Основная традиционная пища марийцев - суп с клецками, вареники с начинкой из мяса или творога (подкогыльо), вареная колбаса из сала или крови с крупой (шокта), вяленая колбаса из конины, слоеные блины (коман мелна), творожные сырники (туара), отварные лепешки, печеные лепешки. Они пили пиво (пура), крепкий медовый напиток и молочный напиток пахта (айран). Для национальной кухни характерны также специфические блюда из мяса белки, ястреба, филина, ежа, ужа, гадюки, из муки сушеной рыбы, конопляного семени. При этом существовал запрет на охоту на диких гусей, лебедей и голубей, в некоторых местностях - на журавлей.

К празднику моления готовится много блинов и сырников. Во время молитвы в них зажигаются свечи из пчелиного воска

И в наши дни основой марийской народной кухни являются дары лесов, полей, рек и озер - рыба, дичь, грибы, всевозможные травы и ягоды (борщевик, брусника, клюква, рябина). Картофель у марийского народа считается «вторым хлебом», а по количеству блюд из картофеля марийская кулинария уступает, пожалуй, только белорусской.

В центре финно-угорской культуры мы не спеша пили чай с коман мелна, марийскими трехслойными блинами. Они оказались очень вкусными и сытными. Кстати, когда приезжает гость, марийцы сначала угощают его чаем, и лишь потом подают традиционный суп с домашней лапшой на курином бульоне. «Йоратыза!» - говорят они гостям, что переводится как «полюбите угощение!»

Как вам живется на Южном Урале?

Елена БАЙГАЗОВА, заместитель главного бухгалтера компании:

- Я родом из Башкирии, из марийского села, в Челябинске живу уже 20 лет. Мой муж - татарин, у нас с этим народом есть что-то общее. У меня дома есть кассеты, диски с записями народных песен. Люблю их слушать и петь. На праздники пеку блины. Моя мама их всегда делала в русской печи, там же готовила другие блюда. А бабушка ходила молиться в березовый лес, там же проходил обряд жертвоприношения. В миллионном городе мы эти языческие традиции уже не продолжаем, но о своей самобытности помним. Я уже много лет хожу в национальный центр "Стерх", располагающийся в библиотеке N11 на улице Первой пятилетки. Это небольшой островок культуры, где можно пообщаться на родном языке и познакомиться с марийской литературой.На съезде марийских народов в Йошкар-Оле я вдруг услышала, что люди из Марий Эл говорят более плавно и мягко. Стараюсь по возможности корректировать свою речь.

Лидия ИЗИБАЕВА, экономист:

- Я живу в Челябинске и стараюсь не забывать свои национальные корни. Стараюсь придерживаться традиционной марийской религии. У нас недавно тоже были святки. В этот день варила кашу, пекла блины. Когда бываю у мамы, люблю доставать из ее сундука национальную одежду. В прошлом году нарядилась и пошла на сабантуй. Когда ты одета в народный костюм, возникают совершенно непередаваемое ощущение радости, причастности к своему, родному.

Анекдот про марийцев

- Штандартенфюрер Штирлиц, мы отправляем вас с разведзаданием в глубокий тыл врага - в советскую Йошкар-Олу.

- Документы готовы?

- Да, все в порядке. Вот паспорт, водительские права, страховка. Вот характеристика от партии.

Штирлиц читает характеристику: "Истинный мариец. Характер мордвический..."

Коман мелна (блины трехслойные на восемь человек)

Пресное крутое тесто раскатывают в тонкую лепешку толщиной 1,5—2 мм по размеру сковороды. Лепешку слегка зарумянивают в жарочном шкафу, затем смазывают густой смесью овсяной муки, несвернувшегося молока (простокваши или кефира) и сметаны. Блин снова зарумянивают и затем намазывают третий слой, представляющий собой овсяную крупу, которую в течение 8—10 часов вымачивали в сметане. После этого блины выпекают, смазывают топленым или сливочным маслом и подают горячими.

Для 1-го слоя потребуются: мука ржаная или пшеничная - 240 грамм, яйцо - 1 шт., соль;

Для 2-го слоя: мука овсяная или крупа манная - 40 грамм, молоко (простокваша или кефир) - 128 грамм, сметана - 80 грамм;

Для 3-го слоя: крупа овсяная - 120 грамм, сметана - 200 грамм.

Как вы, уважаемые читатели, уже догадались, национальный костюм я одолжил на время съемки у Александра Кудряшова. Рубашка пришлась как раз впору. К сожалению, не оказалось пояса. Зато я сумел «облачиться» в красивую белую войлочную шапку (терке упиш - тарелка-шапка). Вместе с дизайнером Денисом Бурделевым мы «сняли» ее с одного красавца-мужчины, изображенного на марийском календаре. Убор так хорошо лег на голову, что можно было не писать о помощи фотошопа.



Комментарии
Марийцы--первые союзники казанских татар (потомков булгар). Они были лучшими воинами. Повлияли на булгар. музыка, танцы очень похожи и характер.Самые красивые и ритмичные танцы в мире --у марийцев.
ильдар
08.01.2013 14:36:49
Был однажды проездом в Йошкар-Оле и гостевал у одной марийской семье. Никогда не забуду традиционный суп и блины... Мммм вкуснятина
yachtbooker
12.03.2013 16:08:01
Есть еще один мариец доктор мед.наук Демидов Сергей Михайлович - маммолог. Добрейшей души человек. Дай Бог ему крепкого здоровья и долгих лет жизни
Оксана
20.08.2013 18:28:53
действительно истинные марийцы живут в районах Урала.......
Санцей
23.11.2013 03:36:16
марийцы мордва татары башкиры чуваши были сутью волжской булгарии торговали созидали но в истории СССР им не нашлось места нам больше рассказывали о Киеве Новгороде Владимире и как к ним туда пришло православие...лишь с годами ценишь тишину и умиротворенность в доме и процветающую землю и Родину. да единственное что признают многие, что наши народы пришли когда-то с Алтая...а в Сибири была иная цивилизация но следы её пока мало изучают...
юра
19.12.2014 23:39:45