Новости

Движение транспорта затруднено в обе стороны.

Покупатель лишился 449 тысяч рублей.

Полицейские подозревают, что 23-летний мужчина в течение месяца крал имущество у владельцев отечественных машин.

Юноша, живой и здоровый, возвращен родителям.

Преступление стражи порядка раскрыли по горячим следам.

Разбойники нападали на водителей на трассе Челябинск-Екатеринбург.

В апреле 2016 года гастарбайтеры совершили жестокое убийство 66-летнего мужчины.

По информации Следственного комитета, извращенец совершил в отношении девочек 18 преступных деяний.

Подарок 16-летнему Данилу вручили в приемной Президента РФ.

Ребенку удалось спастись от извращенцев в продуктовом магазине.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Вы эпидемии СПИДа боитесь?






Результаты опроса

Челябинские археологи раскопали древний курган в Пластовском районе

19.09.2014
Руководитель экспедиции Елена Куприянова рассказывает об исторических находках.

Руководитель экспедиции Елена Куприянова рассказывает об исторических находках.

Этим летом археологи ЧелГУ провели раскопки на могильнике «Степное-1» в Пластовском районе, при древнем укрепленном поселении «Степное». Новые находки имеют большую научную ценность, дополняя наши представления о древнем мире. Зачем это нужно? Чтобы понять, откуда и куда мы движемся. Древние люди тоже об этом размышляли, их мысли об устройстве Вселенной передаются в предметах быта, деталях погребений. Руководитель экспедиции Учебно-научного центра ЧелГУ Елена Куприянова приоткрывает тайны прошлого.

•Древние люди боялись умерших

- Елена Владиславовна, расскажите, пожалуйста, о месте раскопок.

- Это был очень интересный курган. Во-первых, поражала сама мощность сооружения: мы его копали-копали, а он никак не кончался! Усилий было потрачено безумное количество. Что касается географии: это самое северное поселение Страны городов, северная граница синташтинской культуры (21-18 век до нашей эры), и самый большой могильник эпохи Аркаима, известный на данный момент. Согласно дешифрированию аэрофотоснимков в этой местности 66 курганов, мы раскопали шесть за несколько лет, работы хватит ни на одно поколение.

У нашего кургана сложная история: несколько лет назад его пытались раскапывать разные археологи, но он словно не подпускал к себе. В прошлом году мы увидели грабительский шурф над траншеей и ввели охранные раскопки. Этот курган один из самых больших в могильнике, это мощный комплекс диаметром около 26 метров. Возвышение срыто бульдозером лет двадцать назад.

Мы раскопали очень глубокий круговой ров, напоминающий оборонительное сооружение, и могильные ямы. Глубина рва 1,5-2 метра, ширина почти 4 метра, мощнее аркаимских оборонительных рвов вокруг поселений. Видимо, древние люди боялись захороненных в кургане: ров играет роль символической преграды или границы между миром мертвых и живых. Это свидетельствует о значимости личностей, которые были здесь погребены: столько усилий потрачено на сооружение! Во-первых, насыпь очень высокая, во-вторых – громадный ров, а в-третьих, сами могильные ямы – огромные: до шести метров длиной и три – глубиной.

Скорей всего, здесь похоронена элита общества. Ученые сейчас склоняются к версии, что в могильниках аркаимского времени хоронили только элиту. Чем выше курган, мощнее сооружение, тем важнее статус похороненных личностей.

•Колесница в мир иной

- На вашей карте мы видим три больших ямы, какие находки они преподнесли?

- Все эти захоронения – коллективные, и это целые склепы. Скорее всего, они использовались многократно: людей хоронили, потом места погребений грабили – и снова хоронили. Во второй яме захоронены четыре человека, в первой – три, а в третьей кости вперемешку, антропологи позже скажут, сколько было погребенных. Все погребения были безумно интересны и преподнесли немало сюрпризов (хоть и были ранее потревожены в той или иной степени).

Например, яма №2 представляет собой погребение колесничего. В могильнике синташтинской культуры погребение часто воспринимали как символическую колесницу: либо помещали настоящую колесницу, либо в пол вкапывали колеса, и сама яма символизировала колесницу. Здесь мы обнаружили с одной стороны остатки колес: две полукруглые ямки. Сверху, на перекрытии, лежали головы и ноги нескольких лошадей. В середине, между колесами, лежал мужчина, он возничий. При нем найдены большой камень из яшмы (типа молота или наковальни) и остатки конской упряжи – псалии. Это вообще редкие находки, их десятка два найдено на Южном Зауралье, а у нас в кургане обнаружено сразу десять штук! Все разные, косторезное мастерство у древних было очень хорошо развито. Изготавливали псалии из рога, с отверстиями и шипами, чтобы можно было продеть узду и управлять лошадьми.

Далее, за возничим, найдено стрекало с бронзовым наконечником (оно предназначалось, чтобы погонять лошадей), но деревянная часть не сохранилась. Потом располагались деревянные плахи от кузова символической колесницы, а дальше были ребенок семи-девяти лет, судя по зубам, и женщина. И у ребенка в ногах тоже были псалии, и это удивительно! Обычно у детей погребального инвентаря не бывает, а псалии – это очень статусная вещь, их обычно кладут только взрослым.

У женщины были накостные украшения из клыков животных, два набора. Также мы нашли топор: тесло, на котором сохранилась древняя трава, она обронзовела. Соли меди сохраняют органику, когда что-то находится с ними в контакте. Кроме того, у ребенка был колчан со стрелами (тоже очень интересная находка, я подобной не находила). Каменные и костяные наконечники лежали очень плотно, а древки, видимо, были крашеные: сохранилась красная органика. На каменных наконечниках видна струйчатая ретушь: нужно обладать большим мастерством, чтобы ее нанести, это очень сложная техника.

- Почему украшения из зубов животных, а не из камня, например?

- Видимо, это тоже имело символическое значение: человек, который носил такие клыки, как будто брал себе силу животных диких.

•Отпечаток пальца приводит в трепет

- Сколько лет предметам, которые мы сейчас держим в руках?

- Около четырех тысяч лет.

- Странно представить, что все это было частью живого существа. Что вы испытываете, прикасаясь к таким вещам?

- Честно говоря, до сих пор испытываешь какой-то трепет. Дело же в деталях – когда находишь отпечаток пальца живого человека на сосуде, или вот такую травку, росшую 4 тысячи лет назад, или деревянную рукоятку от бронзового шила, или тряпочку – они должны бы рассыпаться в пыль! Это поражает…

- А у вас нет мистического ощущения? В прессе писали: вот, потревожили гробницу Тамерлана, хотя старики запрещали – и началась Великая Отечественная война. Как вы относитесь к таким вещам?

- После этого сезона я готова поверить даже в ерунду: он был безумным! И курган был каким-то заколдованным. Все шло наперекосяк: началось с аварии при выезде, один из руководителей попал в ДТП и не смог поехать. Потом люди начали болеть и уезжать, потом – ужасная погода: нас заливало две недели. Мы сидели, как на острове или в осаде. Был единственный мой автомобиль, и я поняла однажды, что не смогу привезти воды: потому что на дороге вода – по самые окна.

И дождь не прекращается, и уже все вымокли, и не просушиться, и стало понятно, что лагерь надо снимать, нельзя в такой атмосфере работать. Потом думаю: «Ну как же я брошу? Уже два раза копали. Ни фига, не дождетесь!» Детей отправила в Челябинск, а старший состав, восемь человек, остался. Поселились в деревне, нас тетенька добрая пустила в дом, и титаническими усилиями выкопали этот курган! Мы провели там полтора месяца, вернулись в середине августа. Устали страшно, докапывали уже на пределе сил и возможностей. Был большой соблазн бросить: домой хочется, сколько можно мучиться! А однажды у нас украли лопаты: пришли на раскоп – лопат нет! И масса была таких происшествий, мелких и крупных неприятностей…

- Вы чувствовали силы, которые вам мешают?

- Да, кто-то явно не хотел, чтобы мы раскопали, но мы в итоге их победили.

•Редкие находки, новые сюрпризы

- И какие версии: кто же был здесь похоронен?

- Думаю, во всех ямах захоронены люди, явно между собой связанные, мы нашли одинаковые украшения, которые до этого ни у кого не находили. Они были, видимо, попарно нашиты на накидки, которые женщины носили поверх волос.

- Вы рассказали о второй яме, а что было в первой?

- Четыре скелета, ритуально разграбленные и разрушенные в верхней части. Древние боялись своих погребенных (считалось, что здесь духи ходят), и лет через пять разрушали скелеты. Это ограбление было не с целью забрать вещи, а с целью нарушить могилу. У одного скелета не было черепа, у другого – части до пояса, у третьего одни ноги остались, у четвертого – одни ступни. Также найдены псалии, украшения, шилья с иглами, наконечники стрел. А в третьей яме мы нашли, кроме разрозненных костей, топор, стрелы и золотые украшения.

Кстати, в яме №1 найден огромный жертвенник: стена, выложенная костями животных. Мы целый день ее чистили, готовили для фотографирования, отошли на десять минут – а она рухнула! Сохранилась единственная фотография. Там более десяти крупных животных, принесенных в жертву людям. В двух погребениях найдены собаки, это тоже редкость.

- Ваши находки имеют, наверное, большую научную ценность?

- Любой курган аркаимского времени имеет большую ценность, поскольку их очень мало. Не при каждом поселении есть могильник, и очень мало исследованных могильников. Раскопанный курган добавляет много информации, интересных деталей. Я уже написала статью по новому типу накостных женских украшений. Раньше мы таких не находили: чтобы амулеты были нашиты сзади на покрывала, а тут – сразу три одинаковых украшения, в двух ямах. Видимо, погребенные принадлежали одному роду, был обмен идеями, общие традиции.

- Что дальше?

- А дальше будут работать антропологи и специалисты по костям животных. И по костюму будет много интересных данных. Кстати, золото для эпохи Аркаима – тоже очень большая редкость. Тогда не было массового производства золотых украшений. Люди только придумывали, что можно сделать из этого мягкого металла, находя самородки при добыче меди. А золото местное, пластовское.

Мы по крупицам собираем научную информацию, узнаем дополнительные детали быта, схемы погребального обряда. На мой взгляд, эти три могилы символизируют три страты в обществе: жрецы, воины и производители, но это пока гипотеза.

Это был один из самых удачных моих полевых сезонов, не каждому археологу так везет, обычно раскопки гораздо беднее. У нас была задача вскрыть весь культурный слой, и мы всю эту территорию исследовали полностью.

•Они ощущают себя единым целым…

-Среди наших находок есть и керамические сосуды. Орнамент одного из них воспроизводит модель Вселенной: в представлении древних есть нижний мир, средний мир, а сверху – Солнце, это мир богов. И эта часть горшка как раз находилась над огнем…

- То есть, древние люди были еще и философами?

- Конечно…

- Вы ближе всех к древности, а если перейти к современности: почему история нас ничему не учит? Вот и события на Украине – тому подтверждение…

- У нас преподавание истории поставлено не на должном уровне, и часто ее используют в политических целях. Научная информация игнорируется, берется какая-то концепция – нам сейчас удобно, чтобы было так – и внедряется в массы. Я за то, чтобы до людей доносилась истина, научная информация, и тогда люди научатся размышлять и думать. Когда им говорят, как надо думать, они думать не научатся. История должна быть далека от политики и идеологии, безусловно.

Что касается древности: ее тоже нужно максимально очистить от политики. Беда Аркаима в том, что начинает муссироваться, арийский это город или славянский. Говоришь: «Ребята, это же эпоха бронзы! Ни ариев, ни славян еще не было в помине!

Это были индоевропейцы, предки практически всех народов! И языков, и религии, и культуры современной не было. Этих людей можно объявить предками всей Европы, на здоровье.

- У вас есть размышления, параллели, связанные с современным миром, с происходящим на евразийском пространстве?

- Вот сколько бы ни говорили, что человек не меняется, я с этим не соглашусь. Все очень сильно меняется, даже осознание и понимание своей этнической принадлежности, национальных вопросов. Сейчас этнологи уже говорят, что такое понятие, как этничность, применимо к новому историческому периоду, когда образовались европейские государства.

А до этого этничность была совершенно иной, начиная с древности, если мы говорим об Аркаиме, и фактически до средневековья. Что такое этничность того времени? Было осознание единства различных народов, разного происхождения: например, Золотая Орда или Древняя Русь. Они объединяли и угорские, и тюркские, и славянские народы – и они осознавали свое родство. На данной территории различные культуры объединились, у них единые цели, они ощущают себя единым целым. И вот эти расовые, культурные признаки в древности не играли роли! Люди были более толерантные, чем сейчас, они различие в культуре воспринимали вполне нормально!

Взять тот же Аркаим. На территории Степного одновременно жили высокоразвитые аркаимские племена и более примитивные люди, поселения в двух километрах друг от друга. Одно – укрепленное, с обрядностью, воинским сословием, технологией обработки металла, а в другом живут люди, которые чуть ли не в шкурах бегают. И эти племена установили какую-то систему взаимоотношений, давали друг другу скот или металл и, возможно, женились друг на друге.

Понятно, что культурных более уважали, они доминировали, но мы не видим признаков какого-то рабства или следов военных конфликтов…

Римма ГАЛИМХАНОВА

Комментарии
Комментариев пока нет