Новости

Встречи пройдут на трех площадках Челябинской области.

Человек, голос которого похож на голос президента, рекомендовал всем местную комнату квестов.

На момент совершения убийства один из преступников еще не достиг 18-летия.

Уральские госслужбы и госкорпорации стали значительно чаще использовать в своей работе мобильный интернет и M2M-сервисы.

Омбудмен утверждает, что число детских суицидов выросло в разы.

Поправки в законопроект освободят от штрафов муниципальные учреждения.

Подавляющее большинство южноуральцев проблемой номер один считают грязный воздух.

Гибель бывшего депутата подтвердили в полиции.

20 мигрантов организовали преступную сеть, продававшую героин в Перми и крае.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Вы опасаетесь прослушки ЦРУ?







Результаты опроса

Челябинские археологи раскопали древний курган в Пластовском районе

19.09.2014
Руководитель экспедиции Елена Куприянова рассказывает об исторических находках.

Руководитель экспедиции Елена Куприянова рассказывает об исторических находках.

Этим летом археологи ЧелГУ провели раскопки на могильнике «Степное-1» в Пластовском районе, при древнем укрепленном поселении «Степное». Новые находки имеют большую научную ценность, дополняя наши представления о древнем мире. Зачем это нужно? Чтобы понять, откуда и куда мы движемся. Древние люди тоже об этом размышляли, их мысли об устройстве Вселенной передаются в предметах быта, деталях погребений. Руководитель экспедиции Учебно-научного центра ЧелГУ Елена Куприянова приоткрывает тайны прошлого.

•Древние люди боялись умерших

- Елена Владиславовна, расскажите, пожалуйста, о месте раскопок.

- Это был очень интересный курган. Во-первых, поражала сама мощность сооружения: мы его копали-копали, а он никак не кончался! Усилий было потрачено безумное количество. Что касается географии: это самое северное поселение Страны городов, северная граница синташтинской культуры (21-18 век до нашей эры), и самый большой могильник эпохи Аркаима, известный на данный момент. Согласно дешифрированию аэрофотоснимков в этой местности 66 курганов, мы раскопали шесть за несколько лет, работы хватит ни на одно поколение.

У нашего кургана сложная история: несколько лет назад его пытались раскапывать разные археологи, но он словно не подпускал к себе. В прошлом году мы увидели грабительский шурф над траншеей и ввели охранные раскопки. Этот курган один из самых больших в могильнике, это мощный комплекс диаметром около 26 метров. Возвышение срыто бульдозером лет двадцать назад.

Мы раскопали очень глубокий круговой ров, напоминающий оборонительное сооружение, и могильные ямы. Глубина рва 1,5-2 метра, ширина почти 4 метра, мощнее аркаимских оборонительных рвов вокруг поселений. Видимо, древние люди боялись захороненных в кургане: ров играет роль символической преграды или границы между миром мертвых и живых. Это свидетельствует о значимости личностей, которые были здесь погребены: столько усилий потрачено на сооружение! Во-первых, насыпь очень высокая, во-вторых – громадный ров, а в-третьих, сами могильные ямы – огромные: до шести метров длиной и три – глубиной.

Скорей всего, здесь похоронена элита общества. Ученые сейчас склоняются к версии, что в могильниках аркаимского времени хоронили только элиту. Чем выше курган, мощнее сооружение, тем важнее статус похороненных личностей.

•Колесница в мир иной

- На вашей карте мы видим три больших ямы, какие находки они преподнесли?

- Все эти захоронения – коллективные, и это целые склепы. Скорее всего, они использовались многократно: людей хоронили, потом места погребений грабили – и снова хоронили. Во второй яме захоронены четыре человека, в первой – три, а в третьей кости вперемешку, антропологи позже скажут, сколько было погребенных. Все погребения были безумно интересны и преподнесли немало сюрпризов (хоть и были ранее потревожены в той или иной степени).

Например, яма №2 представляет собой погребение колесничего. В могильнике синташтинской культуры погребение часто воспринимали как символическую колесницу: либо помещали настоящую колесницу, либо в пол вкапывали колеса, и сама яма символизировала колесницу. Здесь мы обнаружили с одной стороны остатки колес: две полукруглые ямки. Сверху, на перекрытии, лежали головы и ноги нескольких лошадей. В середине, между колесами, лежал мужчина, он возничий. При нем найдены большой камень из яшмы (типа молота или наковальни) и остатки конской упряжи – псалии. Это вообще редкие находки, их десятка два найдено на Южном Зауралье, а у нас в кургане обнаружено сразу десять штук! Все разные, косторезное мастерство у древних было очень хорошо развито. Изготавливали псалии из рога, с отверстиями и шипами, чтобы можно было продеть узду и управлять лошадьми.

Далее, за возничим, найдено стрекало с бронзовым наконечником (оно предназначалось, чтобы погонять лошадей), но деревянная часть не сохранилась. Потом располагались деревянные плахи от кузова символической колесницы, а дальше были ребенок семи-девяти лет, судя по зубам, и женщина. И у ребенка в ногах тоже были псалии, и это удивительно! Обычно у детей погребального инвентаря не бывает, а псалии – это очень статусная вещь, их обычно кладут только взрослым.

У женщины были накостные украшения из клыков животных, два набора. Также мы нашли топор: тесло, на котором сохранилась древняя трава, она обронзовела. Соли меди сохраняют органику, когда что-то находится с ними в контакте. Кроме того, у ребенка был колчан со стрелами (тоже очень интересная находка, я подобной не находила). Каменные и костяные наконечники лежали очень плотно, а древки, видимо, были крашеные: сохранилась красная органика. На каменных наконечниках видна струйчатая ретушь: нужно обладать большим мастерством, чтобы ее нанести, это очень сложная техника.

- Почему украшения из зубов животных, а не из камня, например?

- Видимо, это тоже имело символическое значение: человек, который носил такие клыки, как будто брал себе силу животных диких.

•Отпечаток пальца приводит в трепет

- Сколько лет предметам, которые мы сейчас держим в руках?

- Около четырех тысяч лет.

- Странно представить, что все это было частью живого существа. Что вы испытываете, прикасаясь к таким вещам?

- Честно говоря, до сих пор испытываешь какой-то трепет. Дело же в деталях – когда находишь отпечаток пальца живого человека на сосуде, или вот такую травку, росшую 4 тысячи лет назад, или деревянную рукоятку от бронзового шила, или тряпочку – они должны бы рассыпаться в пыль! Это поражает…

- А у вас нет мистического ощущения? В прессе писали: вот, потревожили гробницу Тамерлана, хотя старики запрещали – и началась Великая Отечественная война. Как вы относитесь к таким вещам?

- После этого сезона я готова поверить даже в ерунду: он был безумным! И курган был каким-то заколдованным. Все шло наперекосяк: началось с аварии при выезде, один из руководителей попал в ДТП и не смог поехать. Потом люди начали болеть и уезжать, потом – ужасная погода: нас заливало две недели. Мы сидели, как на острове или в осаде. Был единственный мой автомобиль, и я поняла однажды, что не смогу привезти воды: потому что на дороге вода – по самые окна.

И дождь не прекращается, и уже все вымокли, и не просушиться, и стало понятно, что лагерь надо снимать, нельзя в такой атмосфере работать. Потом думаю: «Ну как же я брошу? Уже два раза копали. Ни фига, не дождетесь!» Детей отправила в Челябинск, а старший состав, восемь человек, остался. Поселились в деревне, нас тетенька добрая пустила в дом, и титаническими усилиями выкопали этот курган! Мы провели там полтора месяца, вернулись в середине августа. Устали страшно, докапывали уже на пределе сил и возможностей. Был большой соблазн бросить: домой хочется, сколько можно мучиться! А однажды у нас украли лопаты: пришли на раскоп – лопат нет! И масса была таких происшествий, мелких и крупных неприятностей…

- Вы чувствовали силы, которые вам мешают?

- Да, кто-то явно не хотел, чтобы мы раскопали, но мы в итоге их победили.

•Редкие находки, новые сюрпризы

- И какие версии: кто же был здесь похоронен?

- Думаю, во всех ямах захоронены люди, явно между собой связанные, мы нашли одинаковые украшения, которые до этого ни у кого не находили. Они были, видимо, попарно нашиты на накидки, которые женщины носили поверх волос.

- Вы рассказали о второй яме, а что было в первой?

- Четыре скелета, ритуально разграбленные и разрушенные в верхней части. Древние боялись своих погребенных (считалось, что здесь духи ходят), и лет через пять разрушали скелеты. Это ограбление было не с целью забрать вещи, а с целью нарушить могилу. У одного скелета не было черепа, у другого – части до пояса, у третьего одни ноги остались, у четвертого – одни ступни. Также найдены псалии, украшения, шилья с иглами, наконечники стрел. А в третьей яме мы нашли, кроме разрозненных костей, топор, стрелы и золотые украшения.

Кстати, в яме №1 найден огромный жертвенник: стена, выложенная костями животных. Мы целый день ее чистили, готовили для фотографирования, отошли на десять минут – а она рухнула! Сохранилась единственная фотография. Там более десяти крупных животных, принесенных в жертву людям. В двух погребениях найдены собаки, это тоже редкость.

- Ваши находки имеют, наверное, большую научную ценность?

- Любой курган аркаимского времени имеет большую ценность, поскольку их очень мало. Не при каждом поселении есть могильник, и очень мало исследованных могильников. Раскопанный курган добавляет много информации, интересных деталей. Я уже написала статью по новому типу накостных женских украшений. Раньше мы таких не находили: чтобы амулеты были нашиты сзади на покрывала, а тут – сразу три одинаковых украшения, в двух ямах. Видимо, погребенные принадлежали одному роду, был обмен идеями, общие традиции.

- Что дальше?

- А дальше будут работать антропологи и специалисты по костям животных. И по костюму будет много интересных данных. Кстати, золото для эпохи Аркаима – тоже очень большая редкость. Тогда не было массового производства золотых украшений. Люди только придумывали, что можно сделать из этого мягкого металла, находя самородки при добыче меди. А золото местное, пластовское.

Мы по крупицам собираем научную информацию, узнаем дополнительные детали быта, схемы погребального обряда. На мой взгляд, эти три могилы символизируют три страты в обществе: жрецы, воины и производители, но это пока гипотеза.

Это был один из самых удачных моих полевых сезонов, не каждому археологу так везет, обычно раскопки гораздо беднее. У нас была задача вскрыть весь культурный слой, и мы всю эту территорию исследовали полностью.

•Они ощущают себя единым целым…

-Среди наших находок есть и керамические сосуды. Орнамент одного из них воспроизводит модель Вселенной: в представлении древних есть нижний мир, средний мир, а сверху – Солнце, это мир богов. И эта часть горшка как раз находилась над огнем…

- То есть, древние люди были еще и философами?

- Конечно…

- Вы ближе всех к древности, а если перейти к современности: почему история нас ничему не учит? Вот и события на Украине – тому подтверждение…

- У нас преподавание истории поставлено не на должном уровне, и часто ее используют в политических целях. Научная информация игнорируется, берется какая-то концепция – нам сейчас удобно, чтобы было так – и внедряется в массы. Я за то, чтобы до людей доносилась истина, научная информация, и тогда люди научатся размышлять и думать. Когда им говорят, как надо думать, они думать не научатся. История должна быть далека от политики и идеологии, безусловно.

Что касается древности: ее тоже нужно максимально очистить от политики. Беда Аркаима в том, что начинает муссироваться, арийский это город или славянский. Говоришь: «Ребята, это же эпоха бронзы! Ни ариев, ни славян еще не было в помине!

Это были индоевропейцы, предки практически всех народов! И языков, и религии, и культуры современной не было. Этих людей можно объявить предками всей Европы, на здоровье.

- У вас есть размышления, параллели, связанные с современным миром, с происходящим на евразийском пространстве?

- Вот сколько бы ни говорили, что человек не меняется, я с этим не соглашусь. Все очень сильно меняется, даже осознание и понимание своей этнической принадлежности, национальных вопросов. Сейчас этнологи уже говорят, что такое понятие, как этничность, применимо к новому историческому периоду, когда образовались европейские государства.

А до этого этничность была совершенно иной, начиная с древности, если мы говорим об Аркаиме, и фактически до средневековья. Что такое этничность того времени? Было осознание единства различных народов, разного происхождения: например, Золотая Орда или Древняя Русь. Они объединяли и угорские, и тюркские, и славянские народы – и они осознавали свое родство. На данной территории различные культуры объединились, у них единые цели, они ощущают себя единым целым. И вот эти расовые, культурные признаки в древности не играли роли! Люди были более толерантные, чем сейчас, они различие в культуре воспринимали вполне нормально!

Взять тот же Аркаим. На территории Степного одновременно жили высокоразвитые аркаимские племена и более примитивные люди, поселения в двух километрах друг от друга. Одно – укрепленное, с обрядностью, воинским сословием, технологией обработки металла, а в другом живут люди, которые чуть ли не в шкурах бегают. И эти племена установили какую-то систему взаимоотношений, давали друг другу скот или металл и, возможно, женились друг на друге.

Понятно, что культурных более уважали, они доминировали, но мы не видим признаков какого-то рабства или следов военных конфликтов…

Римма ГАЛИМХАНОВА

Комментарии
Комментариев пока нет