Новости

23-летний парень не хотел расставаться с иномаркой, которую пришли арестовывать за долги.

ДТП случилось вечером 4 декабря на четвертом километре автодороги Новые Ляды-Троица около поворота на деревню Куликовка.

Вместе с квартирой на Ялтинской пермячка "унаследовала" и долги бывших владельцев.

Таким образом, 76-летняя пенсионерка оплатила «налог» за обещанную денежную компенсацию.

Судебные приставы согласны вернуть хозяйке «Мерседес» только в обмен на оплату долгов.

В Москве боксер-профессионал Денис Лебедев госпитализирован с тяжелыми травмами.

По версии следствия, мужчина задушил приятельницу после того, как она отказалась дать ему денег на бутылку.

ММК возглавил рейтинг энергоэффективных компаний Челябинской области.

Йохан Гроуен: «Мы рады иметь такого организатора, как Россия».

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Заслужил ли глава "Почты России" премию в 95 млн рублей?






Результаты опроса

Евгений Орехов: «Побеждают умные спортсмены»

16.04.2015
Ректор УралГУФК рассказал о специфике спортивного образования.

Ректор УралГУФК рассказал о специфике спортивного образования.

Понятие «спорт» обычно ассоциируется со словом «мышцы», а не со словом «ум». Но оказывается, это представление безнадежно устарело. «Большие победы невозможны без интеллектуальной составляющей», - убежден ректор Уральского государственного университета физической культуры, доктор педагогических наук, профессор Евгений Орехов, который, кстати, сам в прошлом спортсмен. Наш разговор сегодня о специфике физкультурного образования.

- Евгений Федорович, два года назад вы прибыли из Петербурга и заняли должность ректора. Но ведь вы коренной челябинец и много лет назад уже работали в этом вузе?

- Начнем с того, что я его выпускник. Правда, тогда он назывался по-другому - это был филиал Омского института физической культуры. Получив диплом, я отслужил в армии и вернулся в вуз преподавателем. Потом уехал в Санкт-Петербург, работал в первом вузе физической культуры в России - институте имени Петра Лесгафта. А в 2013 году вернулся в Челябинск и возглавил УралГУФК.

- Наукой вы начали заниматься еще в студенчестве?

- Да, кандидатскую диссертацию я защищал по технике плавания, поскольку сам занимался этим видом спорта. Докторскую диссертацию посвятил исследованию системы образования в РФ. Сейчас мы как раз переживаем ситуацию, связанную с модернизацией и реформированием российского образования.

- Понятие «спортсмен» не слишком гармонично сочетается со словами «доктор наук» и «профессор»… Или это устаревший стереотип?

- Абсолютно устаревший! У нас очень серьезная отрасль, успехи в развитии которой дают возможность России на равных говорить со своими оппонентами на международной арене. А иногда мы приводим такие аргументы, что оппоненты не в состоянии что-либо противопоставить. Великолепный пример - сочинская Олимпиада. Никто не предполагал, что Россия будет в числе лидеров, но это случилось. Перед Паралимпиадой тоже было много сомневающихся, но мы опять добились успеха. И в Челябинске есть хорошие традиции проведения спортивных соревнований высочайшего уровня. В мае пройдет чемпионат мира по тхэквондо. Думаю, и здесь столица Южного Урала покажет себя в лучшем виде. Вообще, чтобы побеждать, нужно прикладывать усилия не только физические, но и интеллектуальные.

Практика показывает, что успеха добиваются умные спортсмены, которые правильно выстраивают стратегию, тактику и, когда надо, умеют поддаться сопернику. По большому счету, спорт – это модель жизни. Так что мы своих ребят через спорт приобщаем к реалиям внешнего мира.

- В области модернизации образования есть успехи у вуза?

- Трудно говорить в принципе об успехах. Образование - это довольно консервативная область деятельности. Здесь не нужно постоянно идти впереди, но необходимо качественно готовить специалистов. Для этого мы привлекаем высококвалифицированные кадры. Когда вуз зарождался, ученых было совсем немного. Сегодня в УралГУФК более 70 процентов преподавателей - кандидаты наук, более 20 процентов - доктора. Свои научные изыскания они совмещают с практикой подготовки студентов и спортсменов. Фактически мы обучаем через приобщение к науке. Педагогические, медико-биологические методы… много интересных наработок. Спорт многообразен, и добиваться успеха можно разными путями. Мы находим оптимальные, советуем, какую спортивную и образовательную траекторию выбрать, чтобы быть успешными в жизни.

- Я слышала, в лабораториях вуза ведутся глубокие исследования, в том числе и в области генетики…

- Можно исследовать геном, создать так называемый генный паспорт и рекомендовать, каким видом спорта следует человеку заняться. Можно даже прогнозировать травмы. Спектр широкий. Но помимо генных изысканий ведется и ряд других серьезных исследований, позволяющих наставнику спортсмена оптимизировать нагрузки. В нашем распоряжении современные технологии управления тренировочным процессом.

На теле спортсмена закрепляются датчики, и в течение недели практически круглосуточно в режиме онлайн идет мониторинг функционального состояния. Мы знаем, как чувствует себя спортсмен в тот или иной момент, и даем рекомендации по режиму тренировок, питания и восстановления.

В нашем регионе мы первыми применили технологию «Firstbeat», позволяющую оперативно контролировать тренировочные нагрузки и процесс восстановления спортсмена в ходе различных этапов подготовки.

- Большинство ваших студентов нацелено на достижение высоких результатов, в связи с чем спортсмены вынуждены пропускать занятия. Можно ли говорить о полноценном обучении и качестве получаемых знаний?

- Такая проблема существует. Спортсмены заняты в тренировочном процессе 24 часа в сутки. Особенно члены сборных команд страны - мы их практически не видим на занятиях в вузе. Но существуют альтернативные образовательные технологии. В частности, дистанционные формы обучения или живое общение посредством Skype. Мы снабжаем студентов необходимой методической информацией в электронном виде, выстраивая для них индивидуальную траекторию обучения. Конечно, такие технологии нельзя сравнивать с полноценным учебным процессом. Но спортсмены приобретают богатый опыт на сборах, благодаря чему легко усваивают знания, получаемые от преподавателя. Тренировочный процесс помогает лучше осознать теорию. Есть хорошее высказывание создателя научной системы физического образования в России Петра Лесгафта: «Каждый педагог должен быть обязательно психологом». Организация образовательного и тренировочного процессов идет с учетом индивидуальных особенностей студентов.

- Трудно работать с чемпионами?

- Любой тренер скажет вам, что непросто, потому что каждый чемпион - яркая личность со своими особенностями и требованиями. Впрочем, и обычные студенты требуют индивидуального подхода.

- Есть такая общеобразовательная задача - воспитание современного студента… Нарисуйте собирательный образ идеального студента-спортсмена.

- Воспитываем личным примером и через учебно-тренировочный процесс. Любое мероприятие, которое проходит в вузе, нацелено на решение нескольких задач: образование, воспитание и оздоровление.

Что же касается идеальных студентов… Я думаю, что таких в принципе нет и, наверное, они не нужны. Человек хорош своими особенностями. Именно благодаря им мы запоминаемся окружающим.

Так что портрет я не нарисую. Но пройдите по коридорам УралГУФК и посмотрите… У нас хорошие студенты, с красивыми открытыми лицами. По отзывам в форумах соцсетей знаю, что многие завидуют ребятам, которые у нас учатся. Но на достигнутом мы не останавливаемся - вуз не может жить без развития. Полным ходом идет реконструкция. Минспорт изыскал несколько десятков миллионов рублей, и мы получили возможность увеличить свои спортивные площади. Кроме того, мы попали в федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016-2020 годы». Запланировано строительство универсального комплекса с бассейном, на которое выделено порядка 500 миллионов рублей.

- У вас такое предсказуемое хобби - физкультура… Это она помогает поддерживать прекрасную форму?

- Жизнь нас приучила, что без двигательной активности не обойтись. Организм уже привык. Если не двигаешься, начинаешь угасать. Поэтому раза три-четыре в неделю я хожу в фитнес-клуб. В семь утра обычно уже в тренажерном зале или в бассейне. Если есть возможность, трудовой день также заканчиваю в бассейне. Это дает возможность скинуть отрицательную энергию. Нормальный ритм, благодаря которому целый день чувствую себя отлично.

- А много отрицательной энергии?

- Знаете, должность ректора требует общения с людьми. Как правило, ко мне приходят для того, чтобы обозначить свою непростую проблему. Вникая, начинаешь сопереживать, соучаствовать по мере возможности. Эмоциональной энергии уходит много, и надо ее пополнять. В том числе и посредством физкультуры.

- По данным службы занятости, 95 процентов выпускников УралГУФК начинают свою трудовую деятельность по специальности. Поразительная статистика!..

- Это очень важно и отрадно. Мы проводили мониторинг. Практически все наши выпускники устраиваются на работу. На протяжении всей студенческой и спортивной жизни воспитывается потребность в достижении успеха. Если начал соревноваться, должен быть первым, иначе нет смысла в этом состязании. Есть хорошая формула, согласно которой «главное - не победа, а участие».

Но в спорте, если участвуешь, надо побеждать. Фактически любое состязание - это воспитание победителя.

В прошлом году у нас был 41-й выпуск, и мы пригласили на встречу первых выпускников. Удивительно, но большинство из них осталось в отрасли. Люди достигли больших высот: заслуженные тренеры, выдающиеся ученые... И это несмотря на тяжелые и кризисные периоды в жизни страны. Сейчас правительство обращает внимание на развитие спорта и физической культуры, понимает, что здоровье нации - это здоровье государства.

Комментарии
Комментариев пока нет