Новости

Утром в субботу жители дома 13а по Краснопольскому проспекту пришли в ужас от окровавленных стен и выбитых дверей в подъезде.

Казах выпытывал у пермячки пин-код от отобранной банковской карты.

Страшное ДТП произошло накануне утром около поселка Усовский на заснеженной трассе.

Сообщается, что пожилую женщину будут судить.

Грабитель зарезал 30-летнюю женщину прямо на улице, после чего она скончалась в больнице.

В столице Южного Урала ощущается кризис мест «последнего упокоения».

На радость детям установят весной.

Уф… Результат – отрицательный!

Установить вопиющий факт фальсификации сроков годности детского питания удалось в ходе прокурорской проверки.

Лечение девятилетней Насте оплатило государство и неравнодушные жители Перми.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Заслужил ли глава "Почты России" премию в 95 млн рублей?






Результаты опроса

В России впервые приняты стандарты обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

20.05.2015
Что дают эти документы? Об этом наш корреспондент беседует с руководителем центра научно-методического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования Анной Ильиной.

Что дают эти документы? Об этом наш корреспондент беседует с руководителем центра научно-методического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования Анной Ильиной.

-Анна Владимировна, зачем нужны были разработка и принятие стандартов для детей с ограниченными возможностями, ведь у нас создана целая система коррекционных школ, интернатов, центров для таких детей…

-А коррекционную систему никто и не отменяет, в ней работают профессиональные кадры, способные вести комплексное сопровождение таких детей. Однако впервые принятые федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья - уникальные для системы образования документы. Например, в них дается определение того, что сейчас происходит в системе образования: «Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития...»

Стандарты прописывают, какие условия мы должны создать, чтобы особому ребенку было в школе комфортно, чтобы родители были уверены, что эти дети - не обуза, что их любят, хотят научить и помочь. По закону об образовании дети с особенностями могут учиться в обычной школе, но все мы знаем, что это скорее в теории, нежели на практике. Именно стандарты позволяют положить начало повсеместному цивилизованному инклюзивному (включенному) образованию.

-12 лет назад для меня было открытием посещение провинциальной школы в США, где дети-колясочники учились в обычной школе, а здоровые дети на перемене прибегали к ним, чтобы вывезти на прогулку. У нас же дети-инвалиды учатся, как правило, в отдельных учебных заведениях среди таких же, как они. И потом этот замкнутый мир часто преследует всю жизнь…

-Вот это мы сегодня и стремимся изменить. Хотя понимаем, как это трудно. Несколько лет назад к нам приезжала делегация педагогов из французского города Амьена, из родственного нам института повышения квалификации. В одном из районов области мы встречались с родителями детей-инвалидов. И выяснилось, что они боятся отдавать своих детей в обычную школу. Боятся детской агрессии, насмешек. У нас нет таких исследований - но, я думаю, будет сопротивление и со стороны семей обычных учеников. Логика понятна - ребенок с особенностями требует большего внимания педагога, значит, другим этого внимания будет не хватать. Кстати, это совершенно не соответствует действительности.

Как показывает опыт, в ситуации совместного обучения обычные дети становятся добрее, самостоятельнее и учеба не страдает.

Так что здесь предстоит огромная работа, я бы сказала, по переформатированию нашей ментальности. Инклюзивное образование у нас реализуется по двум направлениям: когда ребенок обучается в одном классе со здоровыми детьми или внутри школы есть класс для детей с какими-то нарушениями.

-Насколько я понимаю, это еще зависит и от того, какие проблемы имеет ребенок?

Да, конечно. Дети, которые могут учиться в обычной школе, это, как правило, те, у кого не нарушен интеллект. Например, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения. Новые стандарты как раз и прописывают, какое содержание адаптированных программ, какие условия должны быть созданы, чтобы дети с проблемами здоровья получали адекватное образование. И это не только пресловутые пандусы и другие приспособления. Это прежде готовность школы, ее руководства, педагогов работать с такими детьми.

-Я нашла такую статистику: в нашей стране чуть более пяти процентов школ имеют возможности и условия для принятия детей с ограниченными возможностями здоровья. Конечно, это очень мало. Но, мне кажется, что паралимпийцы, ролики «Смотри на меня как на равного» меняют что-то и в общественном сознании…

Вы совершенно правы, но мы только в самом начале пути.

Это подтвердил прошедший только что Московский международный салон образования. Директор известной московской школы с гуманитарно-театральным уклоном С. Казарновский рассказал о том, какую огромную работу они провели, чтобы в школу пришла всего одна девочка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование обсуждалось на салоне очень горячо, шел сложный диалог между представителями власти, родителями, педагогами, сопровождающими таких детей. И пришли к тому, что начинать надо с профессиональной и психологической готовности педагогов.

Заместитель министра образования В. Каганов подчеркнул, что доступная среда - это не только материальные условия, которые мы должны создать, но это условия и для развития педагога, для его профессионального роста. Необходимо, чтобы педагог владел образовательными инклюзивными технологиями. Кто ему в этом может помочь? Сегодня на территории нашей области работают семь ресурсных центров, определены 10 базовых образовательных организаций, где созданы условия для детей-инвалидов. Это такие своеобразные точки роста: здесь консультируют педагогов, руководителей школ. У нас в ЧИППКРО есть программа переподготовки «Педагогика и психология инклюзивного образования». Мы надеемся, что она будет востребована. Чего мы хотим добиться? Хотим, чтобы эти дети получили полноценное образование, научились жить в обществе обычных здоровых людей, нашли свое место в жизни. Чтобы изменились вопиющие цифры: из 450 тысяч детей-инвалидов только 15 тысяч продолжают учебу в высших учебных заведениях.

-Все это прекрасно, но не кажется ли вам, что на этом пути слишком много проблем? Некоторые из них кажутся неразрешимыми…

-Можно сказать, это так тяжело, что не стоит даже пытаться, а можно - по-другому: это очень трудно, но двигаться в этом направлении необходимо, шаг за шагом, потому что иного пути просто нет. Если, конечно, мы хотим быть цивилизованным государством.

Наталья Павлова

Комментарии
Комментариев пока нет