Новости

Парк имени Ленина приглашает в «Мурляндию».

Церемония закрытия состоялась на многофункциональной арене «Ледяной Куб».

Трехлетний мальчик умер в реанимации детской больницы Челябинска.

Можно быть в курсе всех новинок, не выходя из дома.

Чиновники сели за парты в школе управления.

Инвентаризация точек загрязнения главной реки России стартовала в Ярославской области.

По данным ГИС-центра ПГНИУ, заканчивающаяся сегодня зима стала самой снежной за последнее десятилетие.

В один из районных судов Великого Новгорода поступил необычный иск.

Олимпийца, многократного чемпиона СССР и чемпиона мира не стало в 69 лет.

Причиной смертельного происшествия стало взорвавшееся колесо.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Новое правительство: структура, люди, ценности

25.09.2014
Состоялась инаугурация избранного губернатора Челябинской области. Вслед за этим должны быть объявлены структура и состав нового правительства региона.

Состоялась инаугурация избранного губернатора Челябинской области. Вслед за этим должны быть объявлены структура и состав нового правительства региона. Уже сейчас известно, что его возглавит сам Борис Дубровский. Каким будет новое правительство? Какие задачи перед ним стоят и как это отразится на его структуре? Какие люди могут в него войти и произойдет ли моральное переформатирование региональной власти?

В дискуссии участвуют директор Челябинского филиала РАНХИГС доктор политических наук Сергей Зырянов, кандидат политических наук Александр Подопригора, руководитель Научно-образовательного центра развития региональных социально-экономических систем Института экономики УрО РАН и ЧелГУ кандидат экономических наук Сергей Гордеев, кандидат технических наук, профессор Челябинского филиала РАНХИГС Олег Иванов и обозреватель «Челябинского рабочего» и портала «МедиаЗавод» Айвар Валеев.

С. Зырянов: Я бы связал тему формирования правительства со «Стратегией-2020». Стратегия расписана по годам, губернатор взял обязательство ее реализовать и каждый год отчитываться по плановым показателям. Правительство - инструмент реализации этой политической программы. Таким образом, у правительства уже есть критерии результативности его деятельности.

А. Подопригора: Давайте начинать разговор с того, что не надо лукавить. Откуда вообще взялась «Стратегия-2020»? Дубровский пришел и по-директорски спросил: «Где план работы?» А его и нет фактически… Никакого удвоения ВРП к 2020 году не может быть в принципе. Соответственно, сложно увязывать эффективность правительства с так называемой «Стратегией».

С. Гордеев: Между тем структурных перемен в правительстве не избежать. Будут меняться функции и основные задачи в ключевых ведомствах. То, что у нас сейчас есть, это архаика. М. Юревич взял структуру правительства П. Сумина, адаптировал некоторые ее звенья для решения своих задач, а все остальное двигалось в никуда, причем разнонаправленно. У нас сейчас будет совершенно другая экономика, с другими темпами роста и, соответственно, последствиями для социума. Что предполагает другую меру ответственности за эффективность.

Вот, к примеру, кто у нас сейчас отвечает за экономику? Есть председатель правительства С. Комяков, на котором висит еще куча вопросов. Есть его зам И. Феклин. Есть министр экономразвития Е. Мурзина. Некоторые вопросы озвучивает минпром. Вопрос: кто отвечает за провалы в Златоусте? На ЗМЗ показатели по зарплате полезли вкривь и вкось два года назад. Не обратить внимания на это было невозможно. У нас все задачи появляются вдруг. Почему-то. То вылетает многомиллиардный профицит, то еще больший дефицит. Или вот другая ситуация. Дубровский объезжает территории, вопросов - масса. С кого спросить?

А.Валеев: А есть какие-то примеры неархаичной системы?

С. Гордеев: Возьмите как пример Минэкономразвития РФ, выбросьте блоки, которые завязаны на чисто федеральные нужды и получите контур экономического блока областного правительства. Но главное в другом. У нас не просто нужно рисовать по-новому клеточки, важно изменить систему взаимодействия.

Прошлогодний пример. Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства присылает конкретную строку по программе в 4 млрд. рублей. Как можно в программе, которая составляется целиком по документации, получить круглую цифру? Однако без всяких сомнений эта цифра была внесена в бюджет.

По идее, результативность этой программы должно было рассматривать минэкономразвития, дать свое заключение, потом передавать в минфин, который верстает бюджет. Минстрой напрямую безо всяких экспертиз загнал эти 4 млрд. без оценки результативности. А далее мы имеем то, что имеем в дорожных делах. То есть даже заложенные в систему управления функции работают либо формально, либо вообще никак.

С. Зырянов: Образец неархаики? Правительство какой-нибудь из федеральных земель Германии. Оно адаптировано под потребности рыночной экономики. Перед министерствами и ведомствами не стоит задача достижения количественных показателей: сколько урожая собрать, насколько повысить промышленное производство и так далее. Это власть, ее задача - отвечать за сохранность и развитие регионального социума. Власть бизнесом в Германии не управляет. Но ведь и мы 25 лет уже не живем в советской системе, а продолжаем использовать советские управленческие инструменты и по-советски ставить задачи.

Если говорить об изменении правительства, то, на мой взгляд, надо решать задачу уменьшения управленческих звеньев. Их сейчас четыре. Первый - губернатор и его замы, второй - глава правительства, третий - заместители главы правительства, четвертый - министерства и комитеты. Надо упростить систему управления, удешевить ее, конкретизировать постановку задач перед министерствами.

О. Иванов: Известны разные модели управления. Вот, к примеру, модель Стаффорда Бира. Она пятиуровневая. Первый уровень - принятие стратегических решений, в нашем случае это губернатор. Второй - уровень анализа и подготовки стратегических решений: аналитики, эксперты, институты. Третий - высший уровень исполнения текущей деятельности: правительство. Четвертый уровень: информационный интерфейс, который позволяет координированно работать различным структурным подразделениям и элементам системы. И пятый уровень: руководители структурных подразделений.

Примечательно здесь наличие экспертного уровня и системы обратной связи. Это позволяет анализировать результаты взаимодействия разных уровней системы. Результаты считываются и даются на вход для коррекции. Почему это важно? Потому что у самого губернатора просто не будет на это времени. Анализировать информацию должны другие люди.

С. Гордеев: Сейчас функции экспертов выполняет пара специалистов того же министерства. Информационный уровень представляет само министерство, которое собирает нужную статистику и само себя контролирует. Возьмите любой ведомственный отчет о проделанной работе. Там не что произошло с экономикой, а что было сделано министерством…

О. Иванов: Описываются не результаты, а процессы. У нас много «процессинговых» структур, которые сами генерируют для себя задачу, сами получают информацию, сами же за это отчитываются.

А. Валеев: …И сами, таким образом, описывают реальность.

А. Подопригора: Я бы сказал, формируют реальность, виртуальную.

С. Зырянов: Вероятно, нужна специальная структура в правительстве, которая осуществляла бы мониторинг всей деятельности управленческих структур.

А. Валеев: Насколько важны, на ваш взгляд, персональные характеристики правительства?

А. Подопригора: Есть два подхода. Первый - абсолютно подконтрольный губернатору министр, которого никто не знает, не видит результатов работы.

Второй подход я бы описал формулой «политический министр». Это относительно самостоятельная фигура, которая опирается в том числе на экспертное сообщество. Кстати, при таком подходе очень интересные люди возникают. Допустим, почему бы минсельхоз не возглавить А. Косилову? А министерство инфраструктуры и строительства не доверить Е. Рогозе, который построил остров Русский и не сел в тюрьму, а получил благодарность от Путина. Можно вспомнить и другие фигуры для экономичекого блока: С. Мительман, В. Букрин, К. Захаров, А. Никитин. Это люди со сложившимся опытом, пользующиеся доверием в профессиональном сообществе.

На мой взгляд, министр в своей сфере должен быть политической фигурой. Он должен быть достаточно публичным, не тенью своего начальника. Общество должно иметь возможность спросить с человека, который причастен к большим ресурсам. Как в свое время в Англии - Черчилль военные корабли строил, и это была личностная ответственность.

А. Валеев: А если еще пофантазировать, то можно пригласить на сельское хозяйство Василия Мельниченко, автора проекта «Новое село - новая цивилизация», сопредседателя общественного движения «Федеральный сельсовет». Тем более, живет и работает Василий Николаевич рядом, в Свердловской области. Как-то выпал из обоймы Юрий Клепов, человек с большим опытом и неплохой репутацией… И кстати, о репутации. Есть ли, на ваш взгляд, необходимость в моральном переформатировании региональной власти?

С.Зырянов: С моей точки зрения, есть. Говоря о структуре правительства, нам надо не забыть главное. Что такое исполнительная власть? Это инструмент, который призван реализовывать какие-то решения.

Лучше, если реализуются такие решения, которые сочетаются с жизненными смыслами людей, живущих на этой территории. А кто дает такие смыслы, идеи повседневного существования? Конечно, не власть, а социум. В нормально работающей политической системе этот запрос улавливается институтами представительной власти. То есть депутатами. Но у нас де факто нет представительной власти, у нас есть власть, представляющая власть. А общество не представлено никем. В силу этого для нас главная власть - исполнительная.

А. Валеев: Но Дубровский пытается наладить связь с обществом напрямую, и у него получается, хотя это весьма трудозатратный процесс.

С. Зырянов: В свое время полпред в УрФО П. Латышев создал 40 общественных советов. Однако у него просто не хватало времени обрабатывать информацию…

Если нет представительной власти, то эти темы должны были обсуждаться в ходе избирательной кампании. Опять же если это нормальная избирательная кампания, а не выражение вотума доверия решению президента. Мы раз за разом и во все большей степени теряем контроль за социальной ситуацией. Раз за разом передаем право принимать решение отдельной веточке власти. Поскольку нет сдержек и противовесов, вероятность принятия неправильных решений очень высока…

Поскольку политические институты не функционируют, как должны, остается надеяться на одно - порядочность людей во власти.

А. Валеев: И как ее определять?

С. Зырянов: Порядочность политиков определяется по-человечески: если ты что-то обещаешь - сделай. Если пришел во власть, то используй ее не в своих целях, а для решения социально значимых проблем.

С. Гордеев: Люди в правительстве области сейчас работают так, как сложилось за последние 5-10 лет. Перестройка здесь, на мой взгляд, самый сложный процесс. Вопрос стоит так: либо Дубровский переформатирует этот аппарат, либо аппарат переформатирует все начинания Дубровского.

А. Валеев: Ну это скорее исполнительская дисциплина, чем вопрос морали…

С. Гордеев: Это именно система ценностей! И не забудем - у нас ведь еще есть города и районы. Это вообще королевство кривых зеркал. Как там будут преломлены попытки Дубровского сменить систему ценностей - очень интересная история.

О. Иванов: Предыдущий губернатор имел менталитет предпринимателя. Система ценностей и технология решения задач соответствовали этому менталитету. Новый губернатор - менеджер-производственник. Это несколько другое. Если у первого - по сути, результат любой ценой, то во втором случае для него важен и процесс. Потому что предприятие должно работать не только сейчас, но и завтра, и послезавтра.

Под себя новый губернатор будет подбирать людей, которые обладают, по крайней мере, близким менталитетом. Я думаю, изменения в этом плане будут, но не революционные, а эволюционные. Потому что Дубровский, мне кажется, прекрасно понимает, что большие системы, как тот же ММК или УВЗ, очень инертные. И он будет постепенно, но верно гнуть, не ломая…

Комментарии
Комментариев пока нет