EUR 75.58 USD 66.33
Новости


Женские сумки butik.ru из кожи

Аренда выделенного сервера



Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper

Довольны ли вы результатами выборов?


Спецпроекты

Культура

Космический странник Юлий Гальперин побывал в Челябинске

25.09.2015 09:34
Юлий Гальперин - композитор, педагог, общественный деятель.
Его музыка звучит в концертных залах России, Франции, Германии, Голландии, Англии и многих других стран.
Юлий Евгеньевич - челябинец, уже более 20 лет живет в Париже. Возглавляет Клуб композиторов при Российском центре науки и культуры, жюри международных конкурсов пианистов и композиторов, организует международные музыкальные форумы и фестивали.
При его участии в артистическом центре Парижа «Salle Pleyel» создавалась ассоциация «TRADITION MUSICALE RUSSE», а позднее - «АCADEMIE D-ART АRANCO-RUSSE».

Юлий Гальперин - член SACEM и SACD международных ассоциаций по охране авторских прав, известен как автор нескольких симфоний, концертов для фортепиано с оркестром, симфонических сюит, ораторий, вокально-симфонических циклов, музыки более чем к 30 спектаклям для театра, балета и кино.
В Париже, перед Новым годом вышел двойной диск с музыкой маэстро в исполнении солистов Мангеймской оперы и Метрополитен-опера. В основе диска лежат романсы композитора, написанные на стихи русских поэтов.
Мы встретились с маэстро, когда он приехал на Южный Урал отмечать свой юбилей.

- Юлий Евгеньевич, ваша инструментальная музыка сложна для восприятия. Это отражение вашей непростой жизни? - Я себя считаю абсолютным центристом. Техника моя далека от современного авангарда, да и не в технике дело!. Думаю, сложность, полифоничность моей образной сферы идет от непростоты нашего времени, нашей жизни... и ее восприятия мною.

Непростота - очень точное слово в разговоре о композиторе и человеке Юлие Гальперине. Семья Гальпериных жила в Киеве. Шли первые годы после войны, свободное время родители проводили дома. Отец, преподаватель политехнического института, автор учебника по сопромату, обладал неплохим голосом, любил петь украинские песни и арии из русских опер. Юлий пел вместе с отцом. В праздники ребенка ставили на стул, и он с удовольствием исполнял песни, читал стихи. Общая культура семьи способствовала приобщению мальчика к искусству.

Профессиональное образование Юлий получил сначала в Киевском музыкальном училище им. Р.М. Глиэра, затем в Уфе и Москве в Институте имени Гнесиных. Одним из его педагогов был Виктор Фрадкин - талантливый преподаватель, доцент института Гнесиных. В студенческие годы Юлий сочинил камерную симфонию, струнный квартет, фортепианный концерт, ораторию и несколько романсов на стихи Лермонтова. Так обозначилось главное в его творчестве - приверженность художественному слову и философскому осмысление мира. В 1974 году Юлия пригласил на работу директор Челябинского музыкального училища имени П.И.Чайковского Борис Белецкий.

- В Челябинске вы были счастливы?
- Челябинск появился на моем пути не случайно, это родина жены Людмилы Михайловны, урожденной Принц. Она музыкант, в свое время окончила Челябинское музыкальное училище, затем московский Институт имени Гнесиных (хоровое отделение). Мы вместе работали в Челябинске, растили сыновей Евгения и Александра. Сейчас, много лет спустя, они продолжают семейные традиции - занимаются творчеством, сочиняют музыку для кино в Европе, России, Америке.
Челябинские коллеги и почитатели таланта маэстро говорят о нем с большим уважением и теплотой. Юлий Гальперин - основатель Челябинского отделения Союза композиторов, педагог, определивший путь многих музыкантов.

- С помощью Александра Волгустнова, теоретика и музыковеда, удалось организовать факультатив композиции, - вспоминает Юлий Гальперин. - «Костер» с годами разгорелся и превратился в теоретико-композиторское отделение, которое успешно возглавил Анатолий Кривошей. Это стало возможным благодаря талантливым ребятам и творческой атмосфере, царившей в стенах музыкального заведения, которым руководил Борис Михайлович Белецкий.

Для композитора начался новый период, время творческого расцвета, успехов и надежд. Именно в столице Южного Урала была написана музыка к спектаклю «Соломенный жаворонок», поставленному Валерием Вольховским в театре кукол. Работа была удостоена Государственной премии. Впоследствии, куда бы ни забрасывала Гальперина судьба, связь с Челябинском не прерывалась. Камерный хор имени В.В. Михальченко 40 лет исполняет произведения Юлия Евгеньевича, оркестр «Классика» под управлением Адика Абдурахманова, режиссеры, музыканты, музыковеды, актеры поддерживают творческий союз с композитором. Он всегда востребован, нужен, любим.

Юбилей маэстро отмечал в кругу единомышленников, друзей и учеников. Весь вечер со сцены звучала удивительная музыка маэстро, под звуки которой начинаешь философское осмысление и психологический анализ прожитой жизни - будь то симфоническая сюита или оратория, хоровой цикл «На всякий случай», где столь несвойственные Д. Хармсу молитвы благословляют художника на труд или миниатюры «Бабьи пески», посвященные Людмиле - музе, жене и матери сыновей.
Когда замолкали звуки оркестра, Юлий Евгеньевич подходил к сцене, и преподносил исполнителям цветы. И было в этом глубокое единение, любовь и двусторонняя благодарность. А после концерта растроганные, потрясенные зрители аплодировали стоя и долго не отпускали своего кумира и Учителя. После этого мы и встретились с маэстро.
- Вас очень хорошо принимают в нашей стране. Вы часто бываете в России, в Челябинске? - В России бываю несколько раз в году, но в Челябинск удается заглядывать гораздо реже, хотя всегда есть желание встретиться.

- Юлий Евгеньевич, современная музыка трудна для запоминания, музыканты чаще всего играют по нотам, а можно ли ее спеть? - Все зависит от ваших способностей, от того, насколько эта музыка вам близка и привычна, как часто вы ее играете и поете. И так было, пожалуй, во все времена. Попробуйте чисто спеть темы из детской музыки Сергея Прокофьева «Петя и волк» или мелодии «Детского альбома» П.И. Чайковского... Трудно, не все это могут сделать. Музыка при этом гениальна. Просто есть разные критерии, разные корни и жанры (вокальная суть, инструментальная). Сегодняшняя музыка часто опирается на инструментальное начало. Это другая азбука.

- А кому вообще адресована музыка?
- У каждого, говорящего на языке музыки, есть стремление быть понятым и понятным. Каждый выражается при этом на своем языке, пользуясь собственными «кодами» и «шифровками» для передачи мыслей и чувств. Если слушатель отзывчив, обладает опытом, - путь к музыке композитора несложен. Если язык ему незнаком, у него мало концертного навыка - дело усложняется... Одним словом, «воспринимающий объект» должен быть подготовлен (будь то музыка, живопись, поэзия, литература, кино), ведь контакт с искусством - это не пассивное восприятие, это своего рода духовная работа.
- Вы часто переезжали, это влияло на творчество? - Музыковед и педагог Тамара Белицкая написала обо мне книгу «Штрихи к портрету странствующего музыканта». Да, мое творчество тесно связано со странствиями по планете. Основными периодами можно считать киевский, челябинский, московский и парижский, который продолжается вот уже почти 25 лет. Это этапы моего «Млечного пути».
- В вашей музыке есть что-то космическое и философское. - Это мой почерк, эхо прошлого и гул из космоса, рождение из ничего. Не помню у кого спросили: «Как вы сочиняете музыку?» Ответ был кратким: «Я просто волнуюсь...»
- Что побуждает к сочинению? - Скорее всего, это привычка, ставшая необходимостью, или необходимость, ставшая привычкой. И постоянное ощущение того, что главного я еще не сказал! Сочинение для меня - это ощущение полной свободы. Ощущение трепетное, обольстительное, возможно обманчивое и рискованное... Но я, как наркозависимый, не могу остановиться и жажду этого полета и этой непредсказуемости. И каждый раз, как сначала…

- Как прошел юбилейный концерт в Париже? - На моем авторском концерте в зале Корто исполнялись вокальные и инструментальные опусы, связанные с поэзией и прозой Пушкина, Лермонтова, Бунина, Федора Сологуба, Юнны Мориц. Была замечательная команда исполнителей: Владимир Чернов, баритон народный артист России, солист Метрополитен-опера; Людмила Слепнева, сопрано, заслуженная артистка России, солистка Мангеймской оперы; Виктория Шерешевская, меццо, молодая певица, выпускница высшей парижской школы КОРТО; известные французские музыканты - скрипач Алексей Гальперин и виолончелист Себастьян Урто; Франко-американский пианист, лауреат крупнейших фортепианных конкурсов Давид Лейвли; профессор высшей парижской школы КОРТО, пианистка Рена Шерешевская.
В насыщенной творческой жизни парижанина всегда остается место для Челябинска: «Челябинск сохранил лучшие черты российской провинции: искренность и теплоту человеческих отношений, естественную манеру поведения и общения. Не хочу идеализировать, но великий русский писатель Антон Чехов был прав...»
На прощание Юлий Евгеньевич пообещал приехать в столицу Южного Урала с букетом новых сочинений и поблагодарил друзей-исполнителей, которые не «уронили планки»: «Моя музыка и хором, и оркестром, и солистами была исполнена чутко и трепетно. Всем им, всему филармоническому Дому низкий поклон!»
VK31226318