Новости


Женские сумки butik.ru из кожи

Аренда выделенного сервера

мебель на заказ Ликино-Дулёво

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.


Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper


Образование

Сегодня выпускники школ впервые после долгого перерыва пишут сочинение

03.12.2014 08:01
Оно снова стало для всех обязательным. Отношение к возврату сочинения неоднозначное.

Оно снова стало для всех обязательным. Отношение к возврату сочинения неоднозначное.

Кто-то сильно огорчается, а кто-то радуется.

В челябинском лицее №31 по случаю возвращения сочинения устроили праздник. Третье декабря объявили красной датой. Накануне экзамена украсили рекреации, где 60 выпускников пишут сочинение. Перед экзаменом провели торжественную линейку. Создали праздничное настроение у ребят и тематическими подарками. Каждый выпускник получил футболку с памятной надписью: «Третье декабря. Сочинение - 2014. Еще один значимый день в моей жызни» (ошибку, снижающую пафос события, исправили красным - С.Ж.)

На столе у каждого выпускника лежала шоколадка в фирменной обертке со словами «Шоколад школьный для создания шедевров. Только для 11 классов (16+)».

Повара заранее приготовили 180 бутербродов трех видов. После экзамена выпускников ждал праздничный обед.

Учителя не просто так прикалывались, воспользовавшись сочинением, как поводом для праздника. Литература в лицее - на особом положении. Здесь дети всегда читали. Читают и сегодня. Более того, встречаются с современными писателями, и даже могут покрутить пуговку у пиджака «живого классика». Сочинение для ребят лицея- это творчество, возможность для самовыражения, а оно - всегда радость.

- Сделать экзамен праздником - это правильно, - считает заведующая кафедрой языкового и литературного образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации педагогов Татьяна Соловьева. - Когда ученик готов, ему нечего бояться.

А ученики Челябинской области готовы, считает Татьяна Васильевна. Сочинение, как форму обучения, никто в школах никогда не отменял. Не ушло оно, по ее мнению, и из ЕГЭ по литературе в части «с», истории, обществознания.

Паники среди учителей тоже нет, считает Татьяна Соловьева.

- У нас в области сильный корпус филологов, - говорит она.

В помощь учителям в институте, где работает Татьяна Васильевна, выпустили две брошюры «Сочинение на литературную тему» и «Готовимся к сочинению». 600 педагогов прошли обучение на модульных курсах. Для педагогов области провели on-line конференцию по поводу того, как проверять сочинение.

Достаточно ли этого? Наверное, нет. Ведь даже у разработчиков проекта по возврату сочинения сложилось впечатление, что к экзамену сегодня не готовы ни ученики, ни учителя. Об этом говорила Наталья Соложеницына, приехавшая в Челябинск на фестиваль «Открытая книга». А ведь она возглавила комитет разработчиков при Министерстве образования и науки РФ.

О том, что не все благополучно, говорят и результаты пробного сочинения, написанного 20 ноября. И хотя эти результаты никто не обобщал и не анализировал, но учителя сами говорят, что ситуация удручающая. Не все ученики сумели написать связный текст даже минимального объема - 250 слов. А рекомендуемый объем - 350. У детей - ограниченный словарный запас, ужасающая безграмотность. Порой, педагогу даже трудно понять, о чем ребенок пишет. Но дело даже не в ошибках и неумении.

Сочинение, которое было в школах до 2009 года, уже не вернется. Что оно представляло собой? Экзамен по русскому языку и литературе. В сочинение нынешнего года проверка грамотности не самоцель. Поэтому у экспертов такие щадящие требования: пять ошибок на сто слов. Значит, в сочинении из 300 слов можно сделать пятнадцать ошибок и получить зачет. Не преследует нынешнее сочинение и проверку знаний по литературе. Иначе Дмитрий Ливанов, Министр образования и науки РФ, не озвучил бы темы сочинений еще в августе. В этом списке всего лишь одна, чисто литературная тема "Недаром помнит вся Россия...", посвященная 200-летнему юбилею Михаила Лермонтова.

Все остальные не требуют широкого знания программных произведений. Достаточно как следует прочитать две-три книги, чтобы справится, например, с такой темой, как "Вопросы, заданные человечеству войной" или "Человек и природа в отечественной и мировой литературе", "Спор поколений: вместе и врозь".

А пятая тема вообще абстрактная: "Чем люди живы?». Она предполагает размышления о нравственности и морали в жизни современного общества.

Если сочинение не проверяет знания по русскому языку и литературе, то какова его цель? Судя по публицистическому характеру тем, выбранных для сочинения, разработчикам важно услышать мнение ребенка, его размышления о ценностях в жизни. Наверное, выпускникам лицея №31 интереснее писать публицистику, чем сочинение «Екатерина - «Луч света в темном царстве», над которым корпели еще их бабушки и дедушки. Но публицистика требует умения думать. Этому надо учить. А думать, к сожалению, многие не умеют. Даже из числа родителей и учителей. Справятся ли с этим ребята? Возможно, не очень. Но это будет первый шаг, проба экзамена по проверке ума на зрелость. И, быть может, сочинение многое изменит в обучении в школе. Ведь чтобы говорить о ценностях, у ребенка должна быть сформирована система. И грамотность будет уже не самоцелью. Она потребуется ему для того, чтобы он был понят. Тогда ребенок сам задумается над тем, что такое литература? И какие книги надо ему читать? Вот для чего возвращается сочинение.

Разработчики постарались все сделать для того, чтобы в этом году оно для выпускников не стало барьером. Ведь сочинение, как известно, с этого года является допуском к сдаче ЕГЭ. Но за него не поставят оценок: только зачет или незачет. На экзамене можно было пользоваться орфографическим словарем и другой справочной литературой. Под рукой лежали тексты произведений.

Выпускники пишут сочинение в своей школе, а не в пункте проведения ЕГЭ. Проверку сочинений доверили учителям школы.

Если по каким-то причинам школьник не смог явится на сочинение вчера или его оценка оказалась неудовлетворительной, у него еще будет две попытки для того, чтобы переписать сочинения: 4 февраля или 6 мая.

Что дальше? Если говорить о ближайшей перспективе, то все сочинения в виде сканов будут хранить в течение четырех лет в федеральной информационной базе. Ведь за удачную работу можно потом получить плюсом десять баллов при поступлении в вуз. И это хороший стимул, чтобы написать сочинение, как можно лучше.

А если попытаться заглянуть в более отдаленное будущее, то, может быть, лет через десять-пятнадцать вырастет новое образованное и думающее поколение. Хотелось бы в это верить.

VK31226318