Новости

Таков итог столкновения двух легковых автомобилей прямо на пешеходном переходе.

На борту самолета находилось 42 пассажира и 5 членов экипажа.

Руководство сети магазинов "Виват" отблагодарило пермяков Владимира Кузнецова и  Вячеслава Полыгалова, защитивших кассира от вооруженного налетчика.

Треть жителей Кубани - под угрозой профессионального выгорания.

Хрюшки полегли в Красногвардейском селе.

Познавательную игру посвятили двум темам – родному заводу и космосу.

Имеретинская набережная, раскуроченная штормом, восстановлена.

Разрушенный участок отремонтирует ПО «Маяк».

Очередная постройка-самоволка снесена в Лазаревском.

Молодому человеку предъявлены обвинения по 16 эпизодам.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Заслужил ли глава "Почты России" премию в 95 млн рублей?






Результаты опроса

Когда вуз "не тянет" - его лучше закрыть

15.11.2008

Прочитал статью Светланы Журавлевой "Университеты на перепутье"("ЧР" за 6.11.08 г.) и хочу выразить свое мнение.

Представьте, что вы хотите выучиться чему-то в экономике или архитектуре. К кому обратитесь? К человеку, кто знает больше вас и сможет толково все объяснить. В любом случае он будет выше вас по уровню подготовки, компетентным и в целом настоящим профессионалом.

Теперь давайте вспомним, что при средней российской зарплате в 12-15 тысяч рублей ваш учитель получает 3-4 тысячи - меньше уборщицы и дворника. Скажете, это смех! И будете правы. Если он умный, то зачем ему это надо? Если он не способен на большее, то чему у такого можно научиться? Однако посмотрите на государственную единую тарифную сетку. Ассистенты и старшие преподаватели там значатся под 12-м, 13-м разрядами, то есть за свою работу в объеме одной ставки (про совместительство говорить не будем, оно никому не запрещается, хоть рабочему, хоть министру после основной работы, пожалуйста) выпускник, пожелавший остаться в вузе, получит четыре тысячи рублей! Если он упрется и будет работать сверх всяких норм в научной сфере, то создаст в лучшем случае через три-четыре года что-то новое и защитит кандидатскую диссертацию. При благоприятных обстоятельствах получит примерно еще через год звание доцента и переберется на 15-й разряд с окладом в 5-6 тысяч рублей плюс надбавки. В сумме выйдет 10-11 тысяч рублей. Отсюда вопрос: кто пойдет работать в вузы?

Нормальный, способный, энергичный человек не пойдет! Чему могут научить те, кто все-таки выбрал работу в вузе, но получает основные доходы на стороне, понятно тоже. Преподавание между делом в свободное от основного занятия время дает и соответствующий результат. Что произойдет с образованием в таком случае дальше, тоже ясно как божий день.

Что делать? Можно, конечно, переименовывать институты в университеты и обратно, объединять их формально в федеральные, передовые региональные и т.п. Можно крутить 5-летнее обучение в 4-летнее и назад. Толку будет, как в басне Ивана Крылова "Квартет". Ничего не выйдет, пока не будет достаточного финансирования. Выпускник, пожелавший остаться в вузе, должен получать не меньше своих сверстников, ушедших в компании и на производство.

Новый президент России до 1999 года стоял у университет-ской доски и дошел до доцента. В отличие от предшественников он лучше всех знает ситуацию в высшем образовании. Все горделивые заявления, что мы, мол, меняемся, растем и динамично развиваемся, понимает правильно. Лапшу ему не навешаешь. Единственный выход для бедной страны, какой стала теперь наша Россия, остается один: имеющиеся для высшего образования средства, "эту кашу", размазать на меньшее число вузов. Тогда оставшиеся будут нормальными вузами и будут готовить качественных специалистов. Если все оставить как есть, то никто толком не будет работать. Плохо это или хорошо? Хорошего тут мало. Но, с другой стороны, в последние годы советской власти в Челябинской области было всего несколько десятков тысяч студентов. Теперь за счет коммерческого обучения это число перевалило за сотню тысяч. Не многовато ли? Куда и кем идут работать выпускники? Выполняют ли они функции специалистов с высшим образованием или "принеси-унеси"? Абитуриентов скоро будет меньше, чем мест в вузах. И что государство должно финансировать - пустые аудитории?

Будет логично, если надзорные органы образования, установив соответствующие высокие требования, отсекут ту часть, что не соответствует званию университета. Более того, государство должно делать заказ и на специалистов, подготовку которых готово оплачивать из бюджета. Отдавать это на откуп самим вузам нельзя, поскольку они тут же перекроят бюджетные планы и ставки на популярные у абитуриентов (а не у общества) специальности, что и произошло в последние годы повсеместно. Остальная часть студентов, пусть будет хоть миллион, может учиться за деньги. Но учиться у тех, кто действительно учит, а не выдает только "корочки".

Иван Николаев,

доцент

Комментарии
Комментариев пока нет