Другие статьи раздела:

По предварительной информации, причиной ЧП стало короткое замыкание электропроводки.

Инцидент произошел около 14:30 около пешеходного перехода на перекрестке Комсомольского проспекта и улицы Пушкина.

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

Урожайная газета

Есть или не есть?

17.05.2006

Помидор с ...геном акулы или холодец с хреном - каждый выбирает по себе. Полезны или вредны генетически модифицированные продукты? Биодобавки - веяние времени, мода или осознанная необходимость?

Биотехнология  на службе человека

Биотехнология на службе человека

Человечество не может существовать, не совершенствуя, не изменяя качественно мир, в котором живет. Господствующей становится идеология процветания населения. И наряду с информационными и нанотехнологиями важнейшее значение приобретает изучение и внедрение различных биотехнических методов. Это выращивание растений на безвирусной основе (меристемный метод размножения картофеля), клонирование животных и человека, различные генетические модификации растений и живых организмов, а также выращивание из стволовых клеток любых органов человека с последующей их заменой у больных людей.

Предполагается, что XXI век станет веком бурного расцвета молекулярной биологии, генетики, белковой и генной инженерии, будут открыты и изучены многие биохимические процессы организмов.

Биотехнология - это использование биологических процессов и самих живых систем для получения продуктов, в конечном счете, улучшающих жизнь человека. Этим же целям должна служить и разработка ГМ-культур. Но не все так просто. Страны, которые активно занимаются исследованиями и производством генномодифицированных растений, стремятся распространить свою продукцию по всему миру. Наиболее крупные достижения в области генетической модификации имеют США, Аргентина, Южная Корея и некоторые другие страны. Среди ученых пока нет единого мнения о вредоносности генетически модифицированной еды. В Российском институте питания два года изучали генетически измененные продукты и пришли к выводу, что употреблять их вполне безопасно. А институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии обнародовал результаты исследования, которые установили четкую зависимость между употреблением живыми существами в пищу генетически модифицированной сои и здоровьем их потомства.

В рамках эксперимента в корм самок крыс за 2 недели до зачатия, во время спаривания и во время вскармливания потомства добавляли соевую муку. Результаты удивили всех: 56 процентов крысят от таких "мам" погибли.

Вторая серия экспериментов повторила выводы первой. Установлено, что у потомства самок, которым в корм добавляли трансгенную сою, был зафиксирован аномально высокий уровень смерти, а 36 процентов крысят находились в крайне ослабленном состоянии.

Заграница нам поможет?

По своей морфологии и биохимическому составу крысы, как и свиньи, очень похожи на человека, поэтому полученные данные являются особенно тревожными. Очевидно, что возникает необходимость проведения всесторонних исследований о влиянии трансгенных продуктов на живые организмы.

Между тем различные объединения "зеленых" всерьез опасаются, как бы Россия не превратилась в "генетическую помойку". Для тревог есть все основания. Недавно в ряде столичных торговых точек с подачи Гринпис были отобраны на анализ разные продукты питания от мясных до кондитерских. Выяснилось, что 40 процентов из них содержат генетически модифицированные (ГМ) компоненты. Едва ли в других крупных городах этот показатель ниже.

Во-первых, генетически модифицированные продукты нам щедро поставляет заграница. В прошлом году "зеленые" находили их даже среди детского питания, завезенного из Европы. Во-вторых, ГМ-компоненты появились и в продуктах отечественного производства - в сосисках, колбасах, пельменях, шоколаде, при изготовлении которых используется соя.

В России соя пока культивируется мало. Большая часть ее поставляется из США. Например, только в Челябинск привозят ежемесячно более 60 тонн сои. Америка и Аргентина занимают подавляющий сегмент рынка генномодифицированной сельскохозяйственной продукции. Только бобовых в США выращивается примерно 80 процентов из ГМ-семян, а всего производство сои составляет там около 35 млн. тонн.

Любить свою страну

И есть то, что выросло на своей земле. Россия может выращивать практически все основные продукты питания на своей территории. Вопрос в том, сколько это будет стоить? Большая часть страны расположена в природной зоне, где ведение сельскохозяйственного производства сопряжено со значительным риском и очень затруднено. Последние годы мы экспортируем зерна от 5 до 10 млн. тонн. Поголовье скота снизилось до опасной черты. На 1000 человек в Канаде приходится 410, в США - 344, в Европейском союзе с учетом новых членов - 213, а в России всего 164 головы крупного рогатого скота. Общее поголовье у нас сократилось наполовину. Нет скота - нет мяса.

Мы на пороге вступления в ВТО, а это влечет за собой снятие таможенных барьеров. Себестоимость мяса, производимого у нас даже в личных подсобных хозяйствах, очень высока. Законы рынка неумолимы. В Россию уже завозится 50 процентов потребляемого мяса. И еще. Если до 1999 года мы съедали до 85 кг этого белкового продукта на человека, то в 2004 году - всего по 45 кг. Правительство за последние 15 лет закупило продовольствия почти на 75 миллиардов долларов. Деньги ушли на поддержку иностранных сельхозтоваропроизводителей. Может по примеру других стран, наше государство должно было направить их на поддержку своих крестьян?

Анализ сосисок "Славянские", "Тушинские", сарделек "Польские" и некоторых других колбасных изделий, произведенных отечественными мясоперерабатывающими предприятиями, показывает, что в них содержится от 75 до 80 процентов ГМ-компонентов, иными словами, в колбасе - голая трансгенная соя.

Клубника зимой -

дар генной революции, а не природы.

Сегодня ученые просто не в состоянии точно ответить на вопрос: какими же будут последствия этой генетической революции. Исследований в стране проводится крайне мало.

В условиях, когда в клубнику, которую мы покупаем в замороженном виде, внедрен ген североатлантической трески, а красивым томатам привит ген акулы, мутацию генотипов предугадать трудно. Одна английская лаборатория выяснила, что число случаев пищевой аллергии от употребления ГМ-сои растет. Примерно год назад представители крупнейших фирм заявили об отказе своего намерения внедрить в производство трансгенные сорта пшеницы. Это еще один аргумент в пользу того, что даже такой универсальный продукт как пшеница традиционных сортов в мире производится в достаточном количестве.

В отличие от западных, наши производители почти ничего не сообщают на этикетках и при маркировке о содержании трансгенных продуктов. Полноценная методика выявления ГМ-компонентов пока есть только в Институте цитологии РАН, но в одиночку ему трудно справиться с данной проблемой.

Примеряясь к стандартам Европейского союза и требованиям ВТО, в России были созданы Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росприроднадзор, которые смогут в скором времени более полно контролировать производство и реализацию безопасных продуктов питания. Рядовому россиянину пока остается лично выбирать: что покупать и что употреблять, чтобы не навредить себе. А спор о модифицированных продуктах рассудит время:

Владимир ЗАЛЬЦМАН,

кандидат экономических наук, специалист Россельхознадзора по Челябинской области

К слову...

Современная селекция основывается на методиках генной инженерии. Если ранее для селекции требовались годы, а то и десятилетия, то нынче методами генной инженерии нужную комбинацию генов создают значительно быстрее.

Генную инженерию не нужно путать с созданием ГМП, генно-модифицированных продуктов, когда к генам кролика, например, подсаживают гены крокодила, в результате чего получается чебурашка.

Генная инженерия в селекции - это способ создания новых сортов или гибридов путем соединения заранее отобранных генов по заданным признакам. Например, стоит задача: создать новый сорт картофеля с заданными свойствами:

n Высокоурожайный

n Размер клубней 7-9 сантиметров

n Цвет кожуры - белый

n Содержание углеводов на 30-40 процентов ниже обычного

n Устойчивость к фитофторе и другим болезням.

Это примерное техзадание, которое получает лаборатория генной инженерии. На основе ТЗ, подбирается и комбинируется набор генов, отвечающий заданным параметрам. После этого идет обычное тестирование сорта (гибрида) в естественных условиях, и если лаборатория поработала хорошо, на рынок поступает новый сорт, вернее гибрид. Сроки создания новых сортов благодаря этим методикам значительно сокращаются. Результаты ничем не отличаются от результатов традиционной мичуринской селекции, кроме сроков.