Другие статьи раздела:
Новости

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Урожайная газета

Ночь на Ивана Купалу

19.06.2002

В глубокой древности славяне связывали праздник Ивана Купалы с богом Солнца, поскольку он приходится на дни летнего солнцестояния, самую середину года. Это был один из самых почитаемых, самых важных праздников в году. В нем принимало участие все население. Традиция требовала включения каждого во все обряды, особого поведения, обязательного выполнения ряда правил и обычаев.
Купальские обряды связаны с охранительной магией.

В глубокой древности славяне связывали праздник Ивана Купалы с богом Солнца, поскольку он приходится на дни летнего солнцестояния, самую середину года. Это был один из самых почитаемых, самых важных праздников в году. В нем принимало участие все население. Традиция требовала включения каждого во все обряды, особого поведения, обязательного выполнения ряда правил и обычаев.

Купальские обряды связаны с охранительной магией. Рано утром женщины в деревнях "черпают росу". Для этого берут чистую скатерть или простыню, какую-либо посудину для росы. На лугу скатерть катают, потом отжимают. В купальской росе омывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую "болесть", чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. Иногда купальской росой обрызгивают стены и мебель, чтобы в дом не проникли болезни.

В купальскую ночь спать не полагалось, так как оживала и становилась активной всякая нечисть - русалки, ведьмы, оборотни, змеи. Чтобы защититься от них, надо было незаметно подкрасться и каждой нечисти надеть на голову венок из полыни и осины, которые готовили заранее. Или положить на пороге и подоконниках крапиву. А в углах скотного двора ставили для защиты осины, вырванные непременно с корнем.

Главная особенность этой волшебной ночи - очищающие костры. "Огонь очищает от всякой скверны плоти и духа, - писал один из этнографов ХIХ века, - и на Ивана Купалу прыгает через него вся русская деревенщина". Немецкие летчики в ночь на 21-22 июня 1941 года отмечали в своих отчетах, что наблюдали множество костров непонятного назначения вдоль белорусских речушек: народ справлял Купалу, не ведая о грядущей беде.

Прыжки-полеты через костер - одно из самых красивых зрелищ купальской ночи. Прыгают все: чтобы сжечь с себя болезни и суету и успеть во время прыжка загадать желание. Считается, что тех, кто прыгнет выше и дольше задержится над огнем, непременно ждет удача.

В магический костер принято бросать наговоренные вещи. Сделать такой наговор несложно. Возьмите, допустим, носовой платок, поднесите к губам, чтобы касаться его своим дыханием, и шепотом произнесите трижды те болезни, неприятности или качества характера, которые хотите сжечь в огне купальской ночи. Прыгнув через костер, нужно сразу броситься в воду - "лед и пламя" дают поразительный очищающий эффект. На заре купались в воде или росе. Считалось, что вода особенно целебна на заре, когда в ней купается солнце.

Заранее готовились и к самому красивому обряду купальской ночи: девушки плели венки, украшали их свечами. Плот из венков пускали по реке, загадав заветное желание.

По народному поверью, в ночь с Аграфены-купальницы на утро Ивана Купалы (с 6 на 7 июля по новому стилю) цветут волшебные травы: сон-трава, тирлич, колюка, папоротник, разрыв-трава, одолень-трава. Но не каждому дано найти их, а лишь душевно и телесно опрятным людям. А кто сорвет цветок папоротника, тому клады и сокровища откроются. Символами купальских обрядов считались также цветок Иван-да-Марья, полынь-чернобыльник и крапива, белая кувшинка. Травы, собранные на Купалу, обладают не просто целебной, но и магической силой.

Однако в языческом празднике были не только романтические действа. На Купалу позволялось то, что считалось недопустимым в иное время: зрелые мужчины и женщины меняли своих сексуальных партнеров, превращая праздник в разгул плоти. А молодежь в деревнях по-своему "шалила" : если хозяева не успевали с улицы убрать свое добро, наутро искали и собирали его по всей деревне. Особо в ту ночь стерегли огороды: обчистят так, что без урожая останешься. Лазали по чужим грядкам сознательно. Даже примета была: если на Иванов день перелезть двенадцать огородов, любое желание исполнится. В порядке вещей был и другой купальский обряд: внезапно окатить водой кого вздумается.

Христианство оказалось не в силах противостоять древнейшему славянскому празднику. Оно адаптировало многие элементы и сюжеты язычества (как, впрочем, и Масленицу) и включило их в собственные богослужебные обряды, связав Купалу с именем Иоанна Крестителя.

Заветный цветок

В колдовскую ночь на Ивана Купалу, когда на лесных полянах разжигались костры, парни и девки водили хороводы, а всякая нечисть обретала невиданную силу, в дремучем лесу распускался загадочный цветок папоротника. Много охотников отправлялось в лес, чтобы найти его.

Сегодня любой школьник знает, что папоротники размножаются не семенами, а спорами, поэтому цвести никак не могут. Однако мало кто знает, что за романтическими преданиями скрывается вполне реальное, но оттого не менее удивительное явление живой природы.

Попытки разгадать тайну мифического цветка предпринимались учеными-натуралистами еще в начале девятнадцатого столетия. Но нашли его, как это обычно бывает, совершенно случайно. Счастливчиком оказался русский ботаник Константин Серебряков. В 1870-х годах он руководил экспедицией, задачей которой являлось описание флоры губерний средней полосы России. В глухом бору, неподалеку от уездного городишки Весьегонска, ученый и обнаружил заветный "цветок". Им оказался скромный и невзрачный гриб из семейства диктифоров. Действительно, он встречается в наших лесах довольно редко и имеет удивительную способность "цвести" только одну ночь в году. Причем эта ночь часто совпадает с купальской. Во время цветения из-под земли появляется тонкий гриб и раскрывает свой нежный "зонтик". В этот момент из-под его шляпки распускается бахрома, сотканная из тончайших светящихся нитей, испускающих яркое светло-рубиновое сияние.

Разумеется, самому растению этот свет необходим для чисто практических целей: на него, как на огонь, слетаются ночные насекомые. Но помимо света гриб испускает еще и сильный пьянящий запах, выделяемый слизью, в которой содержатся его споры. Привлеченные ароматом и светом, мошкара и мотыльки пируют, барахтаясь в "грибном желе", а затем улетают прочь, унося на себе крохотные спящие зародыши.

А гриб-цветок на рассвете превращается в отвратительную студенистую массу, исчезая с лица земли до следующего лета. Его споры переносятся насекомыми на весьма далекие расстояния, но он остается редким и малоизвестным видом, так как существовать может только под раскидистыми листьями папоротника - находится с ним в состоянии биологического симбиоза. Не попавшие под его сень споры попросту гибнут.

Евгений ИВАНОВ

Комментарии
Комментариев пока нет