Своя дорога

Своя дорога

Кусинское ДРСУ противостоит поглощению дорожным холдингом и отстаивает право на самостоятельность в областном арбитражном суде.

Несколько лет подряд Челябинская инвестиционная компания «Профинвестсервис» пытается вырвать бразды правления из рук ЗАО «Кусинское ДРСУ» и поглотить дорожно-строительную фирму в недрах создаваемого холдинга «Автодор-Урал». Как считает руководитель ДРСУ Андрей Акшенцев, подобное слияние является недружественным и противоречит интересам акционеров его фирмы. Между тем в состав холдинга уже попали дорожные предприятия Карабаша, Верхнего Уфалея, Кунашака, Аргаяша, Каслей. Акшенцев уверен: не по своей воле. Идет осада Кусы, Красноармейска, Троицка.

Ни белое, ни черное

Внешне эта эпопея разыгрывается по всем законам известного в экономике жанра слияния предприятий. Компании-поглотителю чужды нецивилизованные методы: насильственный захват, подкуп судебных, следственных и надзорных органов («черное рейдерство»).

На поверхности — вполне законные приемы и действия: скупка долей, вовлечение в процесс заинтересованных лиц («белое рейдерство»). Но при более подробном рассмотрении можно увидеть не вполне этичную подоплеку («серое рейдерство»): для достижения цели используются лазейки в законе, в ход идут манипуляции с сознанием фигурантов, не слишком сведущих в деле, то есть люди используются в комбинации, как пешки. Но не настолько удручают средства, сколько может оказаться плачевным сам результат. Мы попытаемся выяснить, кто теряет в этой игре и кто находит?

«Миноры» против «мажоров»

Как это принято у предпринимателей второго эшелона (живущих на доходы от операций с акциями и прочими ценными бумагами), желая получить влияние над приглянувшейся компанией, они используют некое заинтересованное лицо, чаще всего по каким-то причинам обиженное на коллектив или руководство этой компании, так называемого миноритария. Делается это для того, чтобы обеспечить свою безопасность.

В случае если действия выйдут за грань закона, можно умыть руки и свалить вину на «минора». Если же все пройдет гладко, тот вынужден будет уступить свои права бенефицианту — заказчику, с которым связан определенными обязательствами, подписывал соответствующие бумаги.

Всего у ЗАО «Кусинское ДРСУ» было отчуждено 15,2 процента долей, фигурантами стали четыре человека. Трое бывших сотрудников уступили свои доли, а четвертый, бывший директор предприятия Александр Шестаков, стал их владельцем и, следовательно, соучредителем.

Согласно внутреннему уставу дорожного предприятия, пайщики не имеют права продавать свои доли на сторону, а могут уступить их только членам ЗАО. Представители «Профинвестсервиса» пошли в обход пункта устава и брали доли в доверительное управление, при котором доверитель остается собственником. Но по истечении сроков договора (обычно он заключался на год) оказывалось, что доля уже перепродана третьему лицу. Пайщик переставал быть пайщиком, однако получал при этом отступные в виде денежной суммы. В каждом случае она была разной, в зависимости от степени «мягкости» обрабатываемого клиента.

Каждому — свое

Как рассказывает бывшая пайщица «Кусинского ДРСУ» Е. М., свою долю в размере порядка шести процентов она уступила мужу М. М. (супруги попросили не называть свою фамилию), поскольку на тот момент работала в районной администрации и не могла быть совладельцем предприятия, на котором несколько лет назад служила. Супруг отдал их общие примерно 13 процентов долей в доверительное управление представителю «Профинвестсервиса». Договор предполагал, что доверенное лицо будет распоряжаться капиталом в течение года.

Подразумевалось, что доверитель получит с этого некую прибыль. Когда срок договора подошел к концу, М. решили отозвать доверенность, но было поздно: они уже утратили право получения дивидендов с прибыли, их доли были перепроданы. Как рассказывает Е. М., судиться не стали, чтобы не тратить время и здоровье на длительные тяжбы. Да и сумма, полученная в качестве уступки за долю, не была мизерной.

Чего не скажешь о другом случае. Мария Тарасова, бывший бухгалтер Кусинского ДРСУ, была дольщицей предприятия согласно внесенному паю. Сегодня Мария Александровна — пенсионер, инвалид II группы. Как она рассказала, в 2006 году к ней приехал молодой человек, назвавшийся Андреем Нестеровым, заместителем руководителя «Профинвестсервиса», и предложил 6000 рублей за ее долю в размере 2,2 процента. Деньги по нынешним временам смешные, женщина от них отказалась.

Но когда ей привезли 66 тысяч рублей, согласилась: средства срочно требовались на лечение. Мария Александровна утверждает, что нотариуса при составлении доверенности не было, ей пододвинули какие-то бумаги, она расписалась. Через год в присутствии нотариуса Мария Тарасова составила документ об отмене доверенности с гарантией возврата денег, но и ее доля уже была перепродана.

Вскоре по старой привычке пожилая женщина обратилась к руководителю ДРСУ Андрею Акшенцеву с просьбой о дровах на зиму. Топливом бывшего бухгалтера обеспечивали помимо дивидендов. К тому же бесплатно помогали лекарствами. Но теперь, как оказалось, никто и ничем не обязан Марии Александровне. Ее долей, как и долями М., владеет бывший директор ДРСУ Александр Шестаков. Представитель «Профинвестсервиса», с которым она заключала договор на доверительное управление, остался ни при чем.

Без бумажки нет доказательств

К сожалению, с бывшим директором Кусинского ДРСУ Александром Шестаковым, который волей-неволей играет роль миноритария, нам не удалось встретиться. Могу лишь предположить, что в этой партии, не получив пока что никакой выгоды, он зря потратил массу времени и здоровья. Ситуацию, сложившуюся на предприятии в связи с его участием, описали сотрудники.

Как рассказала главный бухгалтер Ольга Галкина, Александр Шестаков был учредителем и директором ТОО «Кусинское ДРСУ» до 1993 года, проработав всего три месяца (о чем свидетельствуют копии трудовой книжки). Затем уволился и получил причитающийся ему пай в размере 400 тысяч неденоминированных рублей, примерно столько же получила его супруга. Но платежного поручения, свидетельствующего о выдаче денег, в бухгалтерии долгое время не было. Большая часть документов — машинописных бланков, распечаток с компьютера и самих жестких дисков — была изъята в 2003 году в связи с уголовным делом.

Пополнение капитала

В 1996 году несколько сотрудников ДРСУ сбросились, собрав 41 миллион неденоминированных рублей. Александр Шестаков при этом ничего не вносил. Предприятие заработало, была приобретена новая техника, построен свой асфальтобетонный завод, развернули собственное подсобное хозяйство, пекарню. Сотрудникам выдавались ссуды на строительство жилья.

В конце декабря 1999 году ДРСУ было реорганизовано в общество с ограниченной ответственностью. Согласно уставу, схема получения дивидендов осталась прежней (как и в 1996 году): 80 процентов от прибыли распределялось между пайщиками согласно вложенным ими суммам, остальные 20 процентов получали вольнонаемные сотрудники. Та же схема осталась и в октябре 2007 года, когда предприятие стало закрытым акционерным обществом.

— Никаких претензий от Александра Шестакова долгое время не было, ведь при уходе он получил причитающийся ему пай, — утверждает главный бухгалтер.

Но в 2003 году Александр Шестаков обратился в суд с требованием восстановить его в числе учредителей Кусинского ДРСУ. Он добился восстановления в судебном порядке, поскольку платежного поручения о выдаче ему пая и протокола решения собрания учредителей на тот момент не было, они были изъяты. Вскоре Шестаков увеличил свою долю, приобретя в 2007 году в обход устава долю Марии Тарасовой, а затем и доли М. Но, со слов главы «Профинвестсервиса» Андрея Лазарева, Александр Шестаков был исключен из числа учредителей незаконно, и у них есть все документы, подтверждающие это обстоятельство.

Однако в настоящее время правоохранительные органы начали возвращать изъятые ранее документы Кусинскому ДРСУ. Среди них есть «платежка», подтверждающая получение Александром Шестаковым пая при выходе из ТОО, а также протокол общего собрания учредителей об исключении его из общества.

В настоящее время руководство Кусинского ДРСУ требует в арбитраже отмены судебного решения, восстановившего Александра Шестакова в числе учредителей. Без вмешательства суда, скорее всего, потеряет он доли М. и Тарасовой. «Профинвестсервис» решил расторгнуть с ними договоры доверительного управления и потребовал вернуть деньги. Ставка на «минора», по-видимому, не сработала.

Чего вы от нас хотите?

Этот вопрос директор Кусинского ДРСУ Андрей Акшенцев задал представителю «Профинвестсервиса», выступавшему в арбитражном суде в качестве доверенного лица Александра Шестакова (оппоненты кусинцев неоднократно обращались в арбитраж с исками об отстранении Акшенцева от руководства ДРСУ). Ему ответили: «Мы хотим быть вашими партнерами. У нас есть план развития вашего предприятия, который является нашей интеллектуальной собственностью».

Этот большой «секрет», а точнее, информационный меморандум «Профинвестсервиса» выслал мне по электронной почте генеральный директор компании Андрей Лазарев. Правда, с припиской в письме: мол, что интеллектуальная собственность компании со всеми вытекающими.

Просмотрев несколько десятков страниц текста, ничего «крамольного» я не обнаружила: никаких таких проектов новой техники или бизнес-планов. Большую часть меморандума занимают статистические данные, цифры и диаграммы, составленные специалистами областного минэкономразвития. Содержится список практически всех дорожных ремонтно-строительных предприятий Челябинской области, которые планируется вовлечь в холдинг.

На словах Андрей Лазарев добавил: холдинг, обладающий влиянием, исключит откаты, которые имеют место при получении тендеров на подрядные работы. В крупном дорожном предприятии можно использовать общие тралы — машины, перевозящие дорожную технику на большие расстояния, и таким образом экономить. Кроме того, холдинг, объединивший большие капиталы, — потенциальный инвестор. Со всем этим можно согласиться. Но, как показал обрушившийся на нас финансовый кризис, в преимущественном положении оказались самостоятельные предприятия: они могут пуститься в свободный поиск на рынке, найти новых партнеров, освоить новые виды услуг и таким образом выжить, сохранив кадры, выдавая людям зарплату. А холдингу до маленького человека дела нет. И кто ему, этому человеку, дрова привезет, непонятно. Прибыль в холдингах набирает обороты, а как раздача — так по тормозам.

Р.S.: Как стало известно, недавно Арбитражный суд оставил без удовлетворения иск Александра Шестакова о снятии с должности Андрея Акшенцева, поскольку доля истца в ЗАО «Кусинское ДРСУ» не дотягивает до необходимых 10 процентов.

Mebel-dedovsk.ru шкафы в Дедовске .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


VK31226318