Не пей из речки...

Не пей из речки...

Старинная казачья крепость Петропавловка Уйского района привольно раскинулась в излучине у слияния двух рек — Кидыша и Суяски, неподалеку от реликтового Карагайского бора. Дома здесь сплошь большие и добротные. Кое-где сохранились даже старые сооружения из природного камня — сараи и изгороди.

Петропавловцы, по меркам обитателей соседних поселений, живут неплохо. Безработными числится всего 12 человек. Экономическое чудо объясняется близким соседством баз и домов отдыха в Карагайском бору, где трудится немало бывших колхозников. Экологические платежи оздоровительных учреждений формируют основную часть собственных доходов сельского поселения. Традиционные для этих мест животноводство и земледелие тоже не забыты. Местные жители гордятся тем, что в годы повального банкротства смогли сохранить зерноток, фермы и мастерские.

Беспокойный сосед

Сосновый бор за околицей, неспешно текущие речушки, пение петухов, чистый воздух навевают мысли о пользе деревенской жизни. Однако глава поселения Сергей Голдобурдо и председатель Собрания депутатов Александр Шишков быстро спустили меня с небес на землю: оказывается, и в селе люди страдают из-за экологических проблем.

Помимо оздоровительных учреждений у села Петропавловка имеется еще один отнюдь не замечательный сосед — Учалинский горно-обогатительный комбинат. Это предприятие находится в Башкирии, на границе с Челябинской областью. Река Кидыш, омывающая всю Петропавловку, течет сюда с башкирской территории. Учалинский ГОК сливает в нее промышленные стоки, а затем водная артерия несет всю Таблицу Менделеева вниз по течению, к казачьей станице и дальше — в реку Уй.

Во время моего визита в Петропавловку реку покрывал ледяной панцирь и ничто не говорило об экологическом неблагополучии. Но местные жители рассказали: весной и летом от реки тянет тухлым запахом сероводорода. От него першит в горле и слезятся глаза. А вдоль берегов появляется зеленая пена. Рыба и прочая живность в реке не водятся. Не только купаться, но даже заходить в Кидыш станичники опасаются: после водных процедур кожа начинает чесаться и шелушиться. Деревенский скот не пьет из реки, предпочитая обходить это место стороной. Родители запрещают детям приближаться к воде, которая не годится даже для полива огородов. Овощи на грядках после орошения речной водой вянут и засыхают, словно после применения гербицидов.

Химические анализы подтверждают высокую степень минерализации, наличие ионов меди, цинка, марганца, а также нитратов, сульфатов и сульфидов. Сельские власти несколько лет ведут оживленную переписку с различными ведомствами на предмет улучшения экологической ситуации. Полученные ответы, с одной стороны, их радуют, поскольку в них сообщается: выбросы уменьшаются, а ситуация улучшается. Вода в реке становится чище и даже перешла из разряда «чрезвычайно грязная» в разряд «очень грязная». Только петропавловцы пока этих благоприятных перемен не замечают. Как «благоухала» река, так по-прежнему и шибает в нос тухлятиной. Как отгоняли ребятишек и домашнюю птицу подальше от берега, так и гоняют. Как не пользовались речной водой, так и не пользуются.

А ведь когда-то речка была чистой. Не зря на ее берегу село построили. Сейчас же сельчане пользуются только водой из артезианских скважин. Все дома подключены к системе водоснабжения. Только вот незадача: воды на всех не хватает, особенно летом. Дебит скважины уменьшился и не обеспечивает потребностей села. Нужно бы построить новую, более мощную скважину.

А тут еще новая напасть: из-за закрытия котельной село может остаться без водопровода. Водяные и отопительные трубы уложены в одном лотке, чтобы не перемерзали. Поэтому как только отключат теплотрассу, трубы с водой замерзнут.

Станичников уже предупредили: на следующий отопительный сезон они останутся без центрального отопления. Поселению давно не по силам содержать физически и морально устаревшую котельную. По данным МУП «ПКТС», котельное оборудование, теплотрассы и запорная арматура полностью изношены и находятся в аварийном состоянии. По этой причине приходится сжигать вдвое больше печного топлива, чем это предусматривается нормативом. Но тепла все равно не хватает. Люди жалуются на холодные батареи. Мерзнут ребятишки и учителя в школе.

По словам заместителя главы района по строительству и ЖКХ Сергея Боровинского, убытки от работы котельной составили около 800 тысяч рублей. К концу отопительного сезона сумма еще увеличится. В районном бюджете нет средств на покрытие таких убытков. Поэтому решено котельную закрыть. Школа перейдет на автономное отопление. Жителям же придется обогревать свои дома самостоятельно — устанавливать печи, закупать топливо.

Большие надежды возлагали петропавловцы на газификацию села. Предусматривалась даже модернизация котельной под природный газ. Это решило бы сразу многие проблемы села. Как рассказал глава Петропавловки Сергей Голдобурдо, планировалось построить газопровод в 2009—2010 годах. Но сейчас проект признали слишком дорогим и неэффективным, а потому отказались от его реализации.

Чтобы не оставить людей без воды, летом намечено провести реконструкцию и углубление существующего водопровода. Работы будут финансироваться в складчину: без помощи из внебюджетных источников не обойтись. И тут свою добрую волю могло бы проявить руководство Учалинского ГОКа. Ведь обогатители платят налоги и экологические платежи в Башкирии, а отрава плывет к нам в область бесплатно.

И тем не менее потомственные казаки из станицы Петропавловка надеются: старинная крепость, основанная в 1839 году их предками, преодолеет все трудности и встретит еще не один юбилей.

Mozhaysk-mebel.ru кухни Можайск .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


замена личинки двери в Новосибирске
VK31226318