Охота на клещей

Охота на клещей

Наши корреспонденты вышли на тропу кровопийц.

Лес манит прохладой, пестротой летних цветов, в высокой траве алеет земляника. Трудно представить, что это и есть Новосинеглазовский стационарный пункт наблюдения за активностью клещей. С первых проталин и до самых заморозков приезжают сюда на работу специалисты ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» и Роспотребнадзора по области. Мы первые журналисты, побывашие здесь.

Эпидемиолог Надежда Боровских нацепила белоснежное полотенце на палку и потянула этот флаг по траве. Рядом с ней шагает по тропе Ольга Соколова с волокушей - это тоже белое полотнище на веревке, собирающее клещей.

- Вот так мы каждую неделю и «косим», отлавливая иксодовых клещей, - объясняют специалисты. - Две недели назад за час на этом километре поймали 87 особей. Но сейчас, к середине лета, их активность снижается.

Мы прошли по тропе уже метров двадцать, когда раздался первый возглас: «Есть! У меня девочка». По полотенцу энергично двигается крошечная красноватая точка.

- Это самочка, самцы темнее и меньше, - Ольга аккуратно подхватывает ее пинцетом и вталкивает в пузырек из-под пенициллина, чтобы передать в вирусологическую лабораторию. Там ее исследуют на зараженность вирусами клещевого энцефалита и боррелиоза, которая у нас в области очень высока: 5,5 и 19,9 процента.

Пока мы разглядываем и фотографируем девочку, на флаге появляется целая троица: два мальчика размером всего в два миллиметра и совсем кроха нимфа - промежуточное звено между личинкой и взрослой особью, но такая же опасная кровопийца. Клещей, как акул, привлекают тепло и запах человека, они не могут существовать без крови, должны насосаться ее хотя бы раз в сезон. Причем самка выпивает столько, что может увеличиться в 100 раз.

- Смотрите, у меня шикарная дамочка! - показывает флаг Надежда Сергеевна. - Вот какая активная, голодная!

С боязливым отвращением разглядываю волосатого кровососа. Я и не подозревала, что клещи могут двигаться с такой скоростью. При этом мертвой хваткой вцепляются передними лапками даже в пинцет. Только теперь я понимаю, с каким риском для жизни работают эти отважные женщины, ведь, по сути дела, на этой тропе они ловят клещей на себя. И еще очень большой вопрос, кто здесь на кого охотится.

С риском для жизни

- Без резиновых сапог на маршрут не пущу! - строго сказала нам ведущий специалист-эксперт по клещевому энцефалиту Роспотребнадзора Любовь Колесникова.

Неужели надевать сапоги до колен в 30-градусное пекло? Но и этого оказалось мало: мой наряд - закрытую рубашку и шляпу- встретили дружным смехом. И тут же вручили «энцефалитку» - плотный цвета хаки костюм с капюшоном, в котором эпидемиологи выходят в поле. Сами они при этом работают строго в резиновых перчатках да еще с сеткой на лице. Потому что знают случаи, когда клещ лишь прополз по незащищенному телу, нигде не присосался, а человек погиб или заразился энцефалитом.

В этом году такой страшный диагноз подтвержден пока у двоих южноуральцев, но госпитализировано уже 139 человек, а укушено 10 570. Причем первый укус зарегистрирован невероятно рано - в феврале: девочка играла с собакой, бегавшей по сену. У соседей-свердловчан тоже факт небывалый: зимой мужчина парился в бане и его укусил клещ, дремавший в березовом венике. Нападения кровопийц регистрируются даже в центре Челябинска: сюда на шерсти их заносят собаки, привозят бабушки с букетиками лесных цветов. Вот почему от укуса не застрахован никто.

- Осторожность и наблюдательность - обязательные качества энтомолога. Это очень редкая профессия. Случайные люди у нас не задерживаются, - говорит Надежда Боровских, она работает здесь уже 31 год. - А что касается риска, то и на стройке кирпич может на голову упасть. Мы обязательно прививаемся. И очень бережем друг друга, потому и выходим на тропу вдвоем.

Каждые 15 минут наши спутницы внимательно осматривают нас и друг друга: не прицепился ли клещ. Это обязательное для всех правило поведения в лесу. Мы идем мимо сгоревших берез.

- Разве пожар не уничтожает клещей, зимующих в травяной подстилке? - спрашиваю специалистов.

- Вы же сами видите, что это миф. Так что дачники совершенно напрасно жгут траву вокруг садов. Лучше заказать акарицидную обработку территории. Еще один миф, что клещи прыгают на свою жертву с деревьев. Но, вернувшись из леса, волосы прочесать нужно обязательно. Часто к врачам дней через пять после укуса обращаются бабушки: «Какая-то у меня на голове родинка появилась…»

На километровой тропе за Новосинеглазовским кладбищем специалисты обнаружили в этот раз 17 клещей. Это значит, падает пик активности этого вида кровососов, у них наступает диапауза. Но в конце августа-сентябре другие иксодовые клещи - dermacenter - выходят на охоту. На другой стационарной тропе возле ТЭЦ-3 энтомологи обнаруживали 147 клещей на одном километре.

Мы вышли из леса. На дороге мужчина ломал березу на веники. Вдруг он повернулся и застыл в изумлении: четыре фигуры, облаченные в «энцефалитки», выглядели очень колоритно. Он кинулся к машине и рванул с места.

Самые опасные зоны Челябинской области: Кусинский, Нязепетровский, Ашинский, Саткинский районы, Миасский, Кыштымский, Верхнеуфалейский городские округа.

Как спастись от клещей?

Чтобы не допустить присасывания клеща, нужно надевать в лес одежду, максимально защищающую тело, и проводить взаимный осмотр каждые 30 минут.

Защитные средства: претикс, бибан, рефтамид таежный, москитол, гардекс-антиклещ, медифокс-антиклещ и др.

Если клещ все-таки укусил, пострадавшим необходимо обратиться в инфекционный кабинет поликлиники по месту жительства, в выходные дни - в травмпункты. Клеща поместить в стеклянную тару и отнести в лабораторию ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» по адресу: Челябинск, ул. Свободы, 147.

VK31226318