EUR 82.39 USD 76.45

В Челябинске прошел Праздник Рабочей Рукавицы

В Челябинске прошел Праздник Рабочей Рукавицы

Первый Российский фестиваль кино и интернет-проектов «Человек труда» грянул как природный катаклизм или как аврал на крупном производственном предприятии. Он был недолговременным, но крутым.

35 мероприятий, включая мастер-класс по краундфандингу и превизуализации, ворк-шоп «От идеи до реализации», брифинги, мастер-сессии, он-лайн конференции, спецпроект фестиваля «Трудовой стендап жив», и дружескую вечеринку «Фреш контент», которая, как ни крути, тоже часть фестивальной работы.

33 проекта: 14 фильмов, 10 интернет-проектов, 9 телепроектов.

2 специальных показа: «Территория» (2014) А. Мельника и «Девять дней одного года» (1961) М. Ромма.

Его ангажированность и преднамеренность трудно было не заметить. Дело даже не в организаторах и спонсорах. Просто обычному зрителю, охочему до ярких кинозрелищ, мало что перепало бы на этом празднике. Праздник носил скорее ведомственный характер. Большинство образовательных мероприятий адресовалось будущим тележурналистам и проходило на территории ЧГАКИ. Большинство фильмов, теле- и интернет-проектов, показанных на основной площадке фестиваля – в «Мегаполисе», имели ярко выраженный профориентационный характер и публика на них была специальная: организованные группы школьников во главе с классным руководителем. Оно и понятно: основная масса показов пришлась на 11-17 часов в четверг и пятницу, 16-17 апреля, а в это время потенциальный зритель трудится на своем рабочем месте.

Чем вооружился фестиваль? Романтической «Территорией» А. Мельника с роскошными цифровыми пейзажами Путоранского заповедника и самыми мужественными красавцами отечественного кино К. Лавроненко, Е. Бероевым, Е. Цыгановым. Для стариков-семидесятников, читавших в юности роман О. Куваева, есть повод для ностальгии и для сравнения экстремальных красот «Территории» с «Неотправленным письмом», «Золотой речкой», «Пропавшей экспедицией», куда менее пафосными и куда более сердечными.

В активе фестиваля - превосходный телефильм Дмитрия Черкасова «Ту-154: Моя легенда» (Кинокомпания «Щука», Москва). Вот когда утраченное за последнюю четверть века российским кино предстало во всем масштабе потери. Таких благородных лиц, таких спокойных обстоятельных речей и действий, такой непоказной занятости людей своим делом уже не воспроизвести на экране никакими игровыми средствами. Сама документальная материя, насыщенная разнообразными и одинаково «вкусными» актами работы - в конструкторском бюро, в сборочном цехе, на летном поле, в кабине и салоне самолета - неповторима.

Дух времени неповторим. Неповторимы интонации этих мужчин, знавших какую-то странную по нынешним временам радость: радость профессионала, занятого своим делом. Глядя фильм Черкасова, я понимаю, что магия Работы каким-то образом пропитывала все советское кино, даже мелодрамы и комедии, крайне далекие от фабрично-заводских условий. Это был преобразующий фермент и скрепляющий раствор, не всегда заметный, как в «Большой семье» или «Высоте» но, слава богу, неустранимый.

Прочее, виденное мной, вполне соответствовало практическим задачам фестивальной акции: социальная реклама, «кинопортреты», реклама акционерных обществ и предприятий, слегка замаскированная под документальный или игровой фильм («Татнефть – судьба моя» Н. Валеевой, Татарстан), мультяшки для малышей-детсадовцев («Кем быть?» А. Копыловой, Санкт-Петербург) и такие же мультяшки, но в лихом MTV-стиле для выпускников средней школы («Правда о рабочих. Стереотипы», интернет-проект С. Варнашова, Тюмень).

Среди них, пожалуй, выделялся качеством режиссуры и впечатлял серьезностью материала интернет-проект Дениса Шевякова «Профессия. Дело каждого» (Новосибирск). Мне удалось увидеть четыре серии из 25: Фельдшер, Машинист, Акушерка, Литейщик. Я поймала себя на мысли, что хочу увидеть остальные 21. А также не против смотреть подобные сюжеты и дальше, хотя бы по одному в день – просто для хорошего настроения. Приятно видеть на экране крупным планом профессионалов, спокойно и ловко делающих свое дело. Приятно видеть профессиональную работу режиссера, пренебрегающего и суетливыми спецэффектами, и рекламно-заказным «контентом».

Но значимость фестиваля даже не в качестве программы. Сам факт его проведения - уже повод для полезных размышлений.

Например, почему лицом фестиваля стал парень-металлург в огнестойком спецкостюме, а символом - Золотая Рабочая Рукавица?

Пока идешь к «Мегаполису» по улице Труда, мимо оклеенных рекламными афишами заборов, мимо рыхлых исполнителей шансона, мимо звезд стендапа, помирающих со смеху над собственными шутками, мимо киосков с пивом и «сникерсами», мимо автомоек, забегаловок и ночных клубов, ответ очевиден. Идея Рабочей Рукавицы кажется жизненно необходимой.

Есть блуд труда, - сказал поэт. И в каких-то профессиях блудить сложно, если вообще возможно. Это чревато катастрофой. Наверное, профессия металлурга такова. Но и профессия хирурга - тоже. И водителя маршрутки.

В других блудить не в пример легче. Всегда можно придумать массу оправданий («я так вижу», «в стране бедлам», «за такую-то зарплату», «ну и молодежь пошла» и т.д.), а результаты твоей деятельности оседают изжогой и оскоминой у невезучих потребителей. Ну и что? Это же не дом рухнул.

Тем труднее в этих профессиях вести себя нравственно.

И есть, наконец, просто блуд. Синекура. К ней и относятся соответственно.

Так было всегда. До тех пор, пока блуд не стал у нас единственно достойным и всемерно пропагандируемым способом существования. Это произошло четверть века назад. Еще раз: четверть века!

Двадцать пять лет нам доказывают всеми возможными способами: герой тот, кто ни за что получит все. Везунчик, которому на голову сваливаются с приятным шелестом миллионы, виллы, курорты, джакузи, мартини, лобстеры и прочие блага жизни, широко представленные в дешевых таблоидах.

Двадцать пять лет лица этих счастливцев составляют иконостас для подростков и даже людей постарше.

Двадцать пять лет фильмы, теле- и интернет-проекты твердят с завидной уверенностью: работают только дураки, веселый жирный блуд - вот жизнь для умного человека. И даже если проформы ради погрозит какой-нибудь Звягинцев или Быков в сторону пирующих паразитов, все равно феерическое зрелище застолья затмит для зрителя моральную сторону проблемы.

Как вы думаете, можно столь долгий опыт и столь долгую привычку аннулировать одним фестивальным авралом?

Надеюсь, что праздник Труда в «Мегаполисе» - это только малая часть какой-то мощной и долговременной программы. Если нет, то очень жаль.

О. Конфедерат

VK31226318